СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока: "Сила трения".

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «СИЛА  ТРЕНИЯ».

Цели урока:

Образовательные:

  • учащиеся должны знать понятие силы трения
  • знать виды трения
  • уметь экспериментально установить, от чего зависит сила трения
  • учащиеся должны уметь устанавливать причины возникновения силы трения

Развивающие:

  • развитие логического мышления
  • развитие умений экспериментировать
  • Формирование умений пользоваться приборами
  • Формирование умений делать выводы, анализировать и сравнивать результаты опытов

Воспитательные:

  • привлечь учащихся к активной самостоятельной деятельности
  • воспитание культуры общения

Оборудование для учителя: Компьютер,  мультимедийный проектор,  презентация, брусок деревянный, динамометр, набор грузов (3), 2 круглых карандаша, 2 предметных стекла, лист наждачной бумаги.

Оборудование для учащихся: Динамометр, лист гладкой бумаги, брусок деревянный, набор грузов, 2 круглых карандаша, лист наждачной бумаги, лабораторные стеклышки.

Подготовка к уроку: На каждый стол выдается оборудование, технологические карты учащихся, лист самооценки.

План

  1. Организационный момент (2 мин.)
  2. Актуализация знаний (2 мин.)
  3. Мотивационное начало урока (2 мин.)
  4. Изучение нового материала (20 мин.)
  5. Динамическая пауза (3 мин.)
  6. Закрепление изученного. Решение задач качественного характера (8 мин.)
  7. Выполнение теста (5 мин.)
  8. Подведение итогов. Дом. задание. Рефлексия (3 мин.)

Ход урока:

I. Организационный момент

 (Слайд 1)

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня урок немного необычен – у нас в гостях члены жюри конкурса «Урок – вершина мастерства». Поприветствуйте их: повернитесь, улыбнитесь. Подарите улыбку друг другу  и садитесь.  А в остальном же урок как всегда – Урок получения знаний.

Итак, начинаем наш урок, Пусть он всем пойдет вам впрок. Будем слушать, отвечать, Задачки надо порешать. Как, почему и отчего, А вам оценивать его!

В разделе «Взаимодействие тел», вы изучили различные силы, которые помогают нам в жизни. На данном уроке изучим еще одну силу, не менее важную, но сначала, вспомним, что вы уже знаете о силах.

II. Актуализация знаний

(слайд 2)

Продолжи фразу:

  • Сила – это …
  • Виды сил и кто первым доказал…
  • Единица измерения силы …
  • Сила измеряется прибором …
  • Сила является векторной величиной. Что это значит?
  • Сила упругости возникает …

III. Мотивационное начало урока

(слайд 3)

Учитель: Ребята, вы когда-нибудь задумывались, «Почему мел оставляет след на доске?», «Какую роль играет слюна при глотании пищи?», «Для чего иголки тщательно полируют?», «Кто или что сыграло важную роль в сказке «Репка»?

На эти вопросы мы сможем ответить, изучив материал урока.

А вот на следующий вопрос вы наверняка знаете ответ: «Какое физическое явление помогает вам удалить ластиком не желательный рисунок, сделанный карандашом в тетради?» (Трение)

Учитель: Верно. А для этого вы прикладываете к ластику силу.

Итак, ребята, тема урока … СИЛА ТРЕНИЯ.

(слайд 4)

Сегодня мы будем работать в «Технологической карте урока». Напротив слова ТЕМА запишите тему урока.

Исходя из темы урока, на какие вопросы вы бы хотели получить сегодня ответы:

Ученики:

  1. Что такое сила трение
  2. Виды силы трения
  3. Куда она направлена
  4. Где находит применение и т.д.

(слайд 5)

Сегодня мы узнаем, что такое сила трения, познакомимся с её видами, установим причины возникновения силы трения и экспериментально увидим от чего она зависит. А также будем с вами развивать логическое мышление, научимся делать выводы, анализировать, сравнивать результаты опыта, самостоятельно на практике убедитесь, какая из видов сил больше.

 

IV. Изучение нового материала

Учитель: С явлением трения вы знакомы с детства. В походе мы говорим: “Не натрите ноги”. В школе: “Сотрите с доски записи” и т. д.  Что мы имеем в виду?  Когда одно физическое тело движется по поверхности другого. А что же такое сила трения, от чего она зависит, мы рассмотрим с вами подробно.

Опыт первый: ВСПОМНИМ ПРАВИЛА Т.Б.

Учитель: У вас на столе имеется деревянный брусок. Возьмите его положите перед собой и тихонько толкните. Что с ним произошло?

Учитель: Тело остановилось.

Учитель: Почему, что его тормозит?

Ученик: Трение. Поверхности трутся друг о друга, и тело тормозит.

Учитель: На тело действует сила трения.

Учитель: И как же она направлена?

Ученик: Против движения.

(слайд 6)

Итак: Сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направленная против движения, называется силой трения.

Учитель: Прочтите определение в учебнике  и постарайтесь запомнить. (Спросить двух–трех человек).

Возвращаемся к технологической карте. Выполните задание 1 самостоятельно.

Учитель: Что же вы узнали? (F тр., Н – Ньютон, V/ F)

Выполнив следующее задание, мы узнаем причины возникновения силы трения.

Опыт второй: (слайд 7) (ПОД КОНТРОЛЕМ УЧИТЕЛЯ)

Возьмите лист бумаги и карандаш. Проведите на листке карандашом любую линию. А теперь, то же самое попробуйте сделать на стекле (соблюдая ТБ).

Учитель: Что вы наблюдаете?

Ученик: На бумаге остался след от карандаша, а на стекле нет.

Учитель: В чем же тут дело?

Учитель: Рассмотрите поверхности грифеля, бумаги и стекла. Что вы наблюдаете?

Ученик: Поверхность бумаги шероховатая, как и у грифеля. А стекло гладкое.

Учитель:  При движении карандаша по бумаге происходит скалывание частей карандаша о нервности бумаги, они остаются на бумаге. На стекле же таких неровностей нет.

Учитель: Значит, в чем же причина трения?

Ученик: В шероховатости поверхностей соприкасающихся тел, неровностях, бугорках, трещинках.

ВЫВОД  Запишите во второй колонке рядом с цифрой 1 Шероховатости поверхностей соприкасающихся тел.

Учитель: Выполняете опыт 3

Опыт третий: Прижмите посильнее брусок к парте и попробуйте перемещать одно тело относительно другого. Оба тела гладкие, отполированные, лакированные. Легко?

Ученик: Это не так уж легко сделать.

Учитель: Так в чем же дело? Ведь шероховатостей нет, а все же что-то мешает?

Ученик: Молекулы близко друг к другу. Притяжение молекул взаимодействующих тел.

(слайд 8)

Запишите во второй колонке рядом с цифрой 2 Притяжение молекул взаимодействующих тел.

Вывод: причины возникновения трения

  1. Шероховатости поверхностей соприкасающихся тел.
  2. Притяжение молекул взаимодействующих тел.

Учитель: Ребята, существует несколько видов трения, рассмотрим их экспериментально.

Опыт четвертый: (УЧЕНИКИ РАБОТАЮТ САМ-НО, РЕЗ-ТЫ ЗАПИСЫВАЮТ В ТАБЛИЦУ)

  1. Возьмите брусок с отверстиями, аккуратно подденьте динамометр и равномерно передвигайте. Брусок скользит по поверхности стола, измерьте силу трения. Запишите результат силы трения в таблицу (0,2 Ньютона). ТАКОЕ ТРЕНИЕ НАЗЫВАЕТСЯ ТРЕНИЕМ СКОЛЬЖЕНИЯ.
  2. Под брусок, который катится, аккуратно подденьте динамометр и снимите показание, запишите результат в таблицу. (=0 Н). ТАКОЕ ТРЕНИЕ НАЗЫВАЕТСЯ ТРЕНИЕМ  КАЧЕНИЯ.
  3. Возьмите брусок с отверстиями, положите на наждачный лист, а сверху на брусок вставьте 2 гирьки. Аккуратно подденьте динамометр, постепенно увеличивайте силу тяги – равномерно передвигайте. Запишите результат силы трения в таблицу (1,2 Н). ТАКОЕ ТРЕНИЕ НАЗЫВАЕТСЯ ТРЕНИЕМ ПОКОЯ.

 

ПРОВЕРКА. Демонстрация опытов на кафедре, запись ответов в таблицу на доске           (показывают 3 пары учеников)

Виды трения

  •  
  •  
  •  
  •  

тело скользит

  1. ск.=                                                                       

 

  •  

тело катится

  1.  к.=      

 

  •  

тело в покое

  1.  п.=      

 

 

ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ №3: Сравните силы трения.

Учитель: У какого трения сила будет больше, чем у остальных? (покоя). Меньше? (качения)

(слайд 9)

ВЫВОД: Если преодолеть силу трения покоя, то тело будет двигаться. Это может сделать каждый из вас, когда вы двигаете стол, шкаф и т.д. ТРЕНИЕ СВОЕОБРАЗНЫЙ СТРАЖ НАШЕГО ПОКОЯ. Именно поэтому одежда не соскользнет с нашего тела, не развязываются сами шнурки на кроссовках, банты, удерживается гвоздь, вбитый в доску, предметы, лежащие на столе, не скользят сами по себе.

  • : Кто знает, кто был первым в России основателем кораблестроения? (Петр 1). Где их строили? (на суше). Как спускали на воду? (катили с помощью брусьев). Какой здесь встречаем вид трения? (качения).

(слайд 10)

Учитель: Определим, от чего зависит сила трения скольжения.

Опыт пятый: (Дети выступают в роли экспериментаторов в халатах)

1. Добавим нагрузку – 2 гирьки вставьте в брусок и измерьте силу трения скольжения. Определите шкалу делений. (=0,4 Н)

2. Изменим поверхность – положим на наждачную бумагу и измерим силу трения. Сила трения увеличилась =1,2 Н.

Учитель: От чего зависит сила трения скольжения?

Ученик: от массы,  качества поверхности.

Учитель: Очень часто нам приходится рассматривать вопрос об увеличении или об уменьшении трения в тех случаях, когда оно бывает нам полезным, или когда оно вредное. Давайте рассмотрим ситуации, когда можно увеличить или уменьшить силу трения.

Историческая справка. Без трения покоя мы бы не могли ни ходить, не ездить. Вспомните, как трудно передвигаться в гололед.

Учитель: Одна из Лондонских газет в начале 20 века писала: (декабрь 1927 г.)

“Вследствие сильной гололедицы уличное и трамвайное движение в Лондоне заметно затруднено. Около 1400 человек поступило в больницы с переломами рук, ног…” Тоже самое мы наблюдали в ноябре у нас.

(слайд 11)

Учитель: А что нужно сделать, чтобы это не повторилось? Каким образом можно увеличить трение?

Ученик: Посыпать песком, следовательно, увеличить шероховатость поверхности

Учитель: А как уменьшить силу трения? Что нужно делать, чтобы дверь ни скрипела? Чтобы механические детали быстро не изнашивались?

Ученик: Нужна смазка.

 Учитель: Итак, подведем итог, какие способы увеличения трения существуют?

(слайд 12) Способы увеличения трения

  • Увеличить шероховатость поверхностей
  • Чем больше вес, тем больше сила трения

 

Учитель: Какие способы уменьшения трения существуют?

(слайд 13) Способы уменьшения трения

  • Шлифование
  • Смазка
  • Уменьшение нагрузки
  • Силу трения скольжения заменить силой трения качения

V. Динамическая пауза

Учитель: Далее рассмотрим примеры проявления сил трения в природе. В приведенных примерах определите, какая сила трения действует на тело.

  • Если сила трения покоя – вы сидите, не шевелитесь.
  • Если сила трения скольжения – скользите ногами по полу.
  • Если сила трения качения – скачете ногами.

(слайд 14)

  1. В зимние сумерки нянины сказки Саша любила. Поутру в салазки Саша садилась, летела стрелой,  Полная счастья, с горы ледяной. Н. А. Некрасов (сила трения скольжения)
  2. Вдоль опушки Вова едет  На своем велосипеде И везет варенье Всем на угощенье (сила трения качения)

(слайд 15)

  1. Кошка за Жучку Жучка за внучку Внучка за бабку Бабка за дедку Дедка за репку Тянут-потянут, вытянуть не могут (сила трения покоя)
  2. Пословицы:

Баба с возу, кобыле легче. (сила трения качения. Если уменьшить силу тяжести, то и сила трения уменьшится)

      Не подмажешь – не поедешь. (сила трения качения. Чтобы уменьшить силу трения, нужно смазать)

      Готовь сани летом, а повозку зимой. (замена трения скольжения на трение качения)

VI. Закрепление изученного. Решение задач качественного характера

Учитель: Вернемся ребята к тем вопросам, которые мы ставили в начале урока. Ответим на них. (слайд 16)

  1. Почему мел оставляет след на классной доске?  Ответ: Когда прижимают мел к доске, создают большую силу трения, которая и отрывает частички мела - возникает след на доске.
  2. Какую роль играет слюна при глотании пищи?  Ответ: Роль смазки, уменьшается трение и легче глотать.
  3. Для чего иголки тщательно полируют?  Ответ: Уменьшают силу трения скольжения и тогда легче шить.

VII. Выполнение теста

Учитель: А сейчас проверим, как вы умеете применять теорию на практике. Предлагается работа по вариантам.

Тестовая работа

Учитель: Возьмите ручку и обведите кружочком правильный вариант ответа.

Вариант 1

Вариант 2

1. В каких единицах измеряется сила трения?  А. м Б. Н  В. м/с 2. Какая сила больше: сила трения покоя или сила трения скольжения? А. Fп. < Fск. Б. Fп. = Fск.  В. Fск. Fп. 3. Зачем при передвижении тяжелого груза под него кладут катки? А. чтобы увеличить силу трения  Б. чтобы уменьшить силу трения В. сила трения не изменяется 4. В гололедицу тротуары посыпают песком, при этом сила трения подошв обуви о лед … А. уменьшается Б. увеличивается В. не изменяется

1. Каким прибором можно измерять силу трения? А. линейкой Б. мензуркой  В. динамометром 2. Какая сила меньше: сила трения покоя или сила трения качения? А. Fп. < Fк. Б. Fп. = Fк.  В. Fк. Fп. 3. Почему любое тело, приведенное в движение, в конце концов, останавливается? А. на тело действует сила трения скольжения Б. на тело действует сила трения качения В. на тело действует сила трения покоя 4. Во время пробуксовки автомобиля под колеса подсыпают гравий или шлак. При этом сила трения … А. уменьшается Б. увеличивается В. не изменяется

Учитель: Ребята, возьмите карандаш и обменяйтесь карточками. Осуществляем взаимопроверку. Правильные варианты ответов представлены на слайде. Поставьте оценку с учетом критерия, он так же указан на слайде.

(слайд 17)

Правильные ответы:

Номер вопроса

1

2

3

4

Вариант 1

Б

В

Б

Б

Вариант 2

В

В

А

Б

 

 

Критерии оценок:

  • оценка «5» за 4 верных ответов
  • оценка «4» за 3 верных ответа
  • оценка «3» за 2 верных ответа

Проверили? Поднимите руку кому «5»? Опустите. А кому «4»?

Молодцы! Ну а остальным есть над чем поработать.

Учитель: Информационная карта остается у вас. Вы ее вклеите в свою тетрадь.

Впишите примеры в таблицу «Виды трения» дома.

VIII. Подведение итогов. (слайд 18)

Давайте подведем итог: Что вы узнали нового на уроке?

А достигли ли вы поставленных целей на уроке?

Дом. задание (слайд 19)

  1. §§ 30-31 (для всех)
  2. Придумать сочинение на тему «Если бы исчезла сила трения …» (для желающих)

 Рефлексия

Самооценка: Возьмите лист самооценки и ответьте на вопросы.

Лист самооценки

Вопрос

Да

Нет

Затрудняюсь ответить

1

Я знаю виды силы трения

 

 

 

2

Я знаю единицу измерения силы трения

 

 

 

3

Я знаю, куда направлена сила трения

 

 

 

4

Я могу определить вид силы трения

 

 

 

5

Я могу измерять силу трения

 

 

 

6

Я считаю свою работу на уроке эффективной

 

 

 

 

 (слайд 20)

Спасибо за сотрудничество!

Урок закончен.

 

 

 

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!