СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме "Сила трения" 9 класс

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока:  «Сила трения»         

№ п/п

Название современных образовательных технологий, применяемых в учебно-воспитательном процессе

Этапы урока/занятия (мероприятия), на которых технология применяется

Классификация урока:

·         по основной дидактической цели –урок формирования знаний;

·         по виду учебной работы - практическая работа воспитанников.

 

1.

Технология личностно-ориентированного образования, автор  Якиманская, И. С

Актуализация и пробное учебное действие.

2.

Технология проблемного обучения, автор М.И.Махмудов.

Технология уровней дифференциации (дифференцированное обучение), авторы Т.К.Донская, В.В.Фирсов

Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

3

Технология формирующей оценки образовательных результатов учащихся

Реализация построенного проекта.

 

4.

Технология уровней дифференциации (дифференцированное обучение), авторы Т.К.Донская, В.В.Фирсов

Задание на самостоятельную подготовку

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Сила трения" 9 класс»



Конспект урока: «Сила трения»

Дата 21.01.14

9 класс

Публикация: https://multiurok.ru/korshun/files/konspiekt-uroka-po-tiemie-sila-trieniia-10-klass.html

Цели урока: обеспечить условия для формирования знаний кадетов о силе трения, раскрыть ее природу; путём получения кадетами опыта творческой экспериментальной деятельности установить от чего зависит сила трения.

Задачи урока:

образовательные:

-сформировать представления о силе трения, рассмотреть виды силы трения; исследовать зависимость силы трения от рода поверхности соприкасающихся тел, от площади соприкасающихся тел, от величины нагрузки; познакомиться с положительным и отрицательным значение силы трения в быту и технике.

-формирование специальных умений: умение работать с прибором (динамометром), умение строить график на основе опытных данных.

развивающие: формирование умений: принимать и намечать задачи учебной деятельности, организовать деятельность в группах и парах, определять проблему и предлагать способы ее решения, систематизировать информацию.

воспитательные: воспитание всесторонне и гармонично развитой личности человека - сочетающего в себе духовное богатство, рационально проявляющего свои нравственные и психологические качества, способного решать любые проблемы и преодолевать разнообразные трудности, встречающиеся на его пути; обеспечить условия для развития учебной мотивации; активизации познавательной деятельности кадет.

Классификация урока:

-по основной дидактической цели –урок формирования знаний;

-по виду учебной работы - практическая работа воспитанников.

Формы работы кадетов: фронтальная, парная.

Принципы организации учебного процесса: принцип личностного подхода, принцип научности, принципы организации учебного процесса.

Типы контроля:

Внешний контроль преподавателя за деятельностью воспитанников - приучает обучающихся добросовестно и систематически выполнять учебную работу, вызывает стремление сделать ее лучше, а при целенаправленной работе преподавателя способствует развитию взаимоконтроля и самоконтроля.

Взаимоконтроль - формирует более ответственное отношение воспитанников к оценке деятельности одноклассников, чем к своей.

Самоконтроль - формирует осознание правильности своих действий, что выражается в его направленности на предупреждение или обнаружение уже совершенных ошибок.

Приемы самоконтроля: примерная оценка искомых результатов.

Методы контроля: письменный.

Формы контроля: индивидуальный.

Эффективные методы обучения: методы организации учебно-познавательной деятельности (практические работы), методы стимулирования учебной деятельности, методы контроля деятельности.

Педагогических технологии:

  1. Элементы технологии личностно-ориентированного образования, автор И.С.Якиманская.

  2. Технология проблемного обучения, автор М.И.Махмудов.

  3. Элементы технологии уровней дифференциации (дифференцированное обучение), авторы Т.К.Донская, В.В.Фирсов

  4. Элементы технологии формирующей оценки образовательных результатов учащихся

Практическая значимость: разработка данного урока может быть использована любым преподавателем физики формирование знаний по теме «Сила трения», а также при выполнение лабораторного практикума в 11 классе.

Материальное обеспечение: динамометр, трибометр, грузы с двумя крючками- 3 шт., лист наждачной бумаги, опорные конспекты, инструкции по выполнения лабораторных работ №1 и№2, №3, мультимедийнный проектор.


Этапы урока

1.Организационный этап.

Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность.

Приветствие взвода.

Мотивация учебной деятельности.

2.Актуализация опорных знаний, постановка целей урока:

Выявление места и причины 

Почему автомобилисты летом ездят на одной резине, а зимой на другой? Если у автомобиля «зимние» шины (с шипами), на заднем автомобиле устанавливают специальный знак. Где должен находиться этот знак – на переднем или заднем стекле автомобиля? Почему?


Демонстрация: движение автомобиля по поверхности стола и по поверхности наждачной бумаги.

Какие тела взаимодействуют при движении автомобиля? Что произошло со скоростью автомобиля? Почему автомобиль остановился? (действует сила трения)


3. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе кадеты в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит преподаватель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

Цель урока:

1.Сегодня на уроке мы должны сформировать представления о силе трения.

2.Выяснить от чего зависит сила трения.

3.Ознакомиться с значение силы трения в быту и технике.


1.Что изучает динамика?

2.Что является причиной движения?

3.Определение силы.

4.Взаимодействие.

5.Чем характеризуется любая сила?


Тема урока: Сила трения.

Формирование знаний.

Рассмотрим взаимодействие бруска по трибометру.

1.Какое количество тел участвуют в взаимодействии брусок – трибометр? (два)

2.Как эти тела должны располагаться по отношению друг к другу? (соприкасаться)

3.Какое явление наблюдаем между телами? (движение).

4.Почему после начала движения скорость бруска уменьшается?

5.Какая сила препятствует движению?

6. Как направлена сила трения (направлена противоположно направлению движения)

Попробуем сформулировать определение силы трения.

Реализация построенного проекта

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные кадетами, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.


Работа по плану обобщенного характера - запись определения силы трения

Формулировка определения (слайд 2)

1.Сила трения – сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направлена противоположно движению.

Причина возникновения силы трения?

1.Шероховатость поверхностей соприкасающихся тел.

2.Взаимное притяжение молекул соприкасающихся тел.

Проанализируйте русские пословицы:

Что кругло – легко катится.

Лыжи скользят по погоде.

Перечислите возможные виды трения: (слайд4,5)

От чего зависит сила трения?

Попробуем выдвинуть гипотезу:

1.От рода поверхности соприкасающихся тел.

2.От площади соприкасающихся тел.

3.От силы давления

Проверка 1 гипотезы.

Лабораторная работа 1

Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей.

Приборы и материалы: динамометр, трибометр, грузы с двумя крючками- 2 шт., лист бумаги, лист наждачной бумаги.

Ход работы:

а) Дерево по дереву.

в) Дерево по наждачной бумаге


1.Измерьте силу трения скольжения бруска с двумя грузами:

а) по поверхности линейки трибометра;

в) по наждачной бумаге.

Результаты измерений запишите в таблицу.

Виды трущихся поверхностей

Сила трения скольжения, H

Дерево по дереву


Дерево по наждачной бумаге



2.Сделайте вывод:

1.Зависит ли сила трения скольжения:

а) от рода трущихся поверхностей?

б) от шероховатости трущихся поверхностей?

2) Какими способами можно увеличить или уменьшить силу трения скольжения?

Выводы:

1. Сила трения:

а) зависит от рода трущихся поверхностей.

б) зависит от шероховатости трущихся поверхностей?

2) Способы увеличения или уменьшения силы трения скольжения:

Увеличить: увеличить шероховатость трущихся поверхностей, насыпать между трущихся поверхностей частицы (стружку, опилки, песок).

Уменьшить: шлифовка, полировка трущихся поверхностей, нанесение смазки.


Проверка 2 гипотезы.

Лабораторная работа 2

Изучение зависимости силы трения от площади трущихся поверхностей

Цель работы: Изучение зависимости силы трения от площади трущихся поверхностей


Приборы и материалы: динамометр, трибометр, грузы с двумя крючками- 2шт.


Ход работы:

1.Положите на линейку трибометра брусок большой гранью, а на него – груз и измерьте силу трения скольжения по линейке.

2.Положите на брусок второй груз и снова измерьте силу трения скольжения бруска по линейке.

3.Положите на линейку брусок меньшей гранью, поставьте на него два груза и снова измерьте силу трения скольжения бруска по линейке.

4.Сделай вывод:

Зависит ли сила трения скольжения от площади трущихся поверхностей при постоянной силе давления?














5.Вывод: сила трения скольжения не зависит от площади трущихся поверхностей при постоянной силе давления.

Проверка 3 гипотезы.

Лабораторная работа 3

Изучение зависимости силы трения скольжения от силы давления

Приборы и материалы: трибометр, состоящий из деревянной линейки и деревянного бруска с тремя отверстиями; школьный динамометр; набор грузов по механике.

Цель: определить зависимость силы трения от силы давления

Теория:

Если положить на горизонтальную поверхность брусок и подействовать на него с достаточной силой в горизонтальном направлении, то брусок станет двигаться. Нетрудно убедиться, что в этом случае на брусок действуют четыре силы: в вертикальном направлении – сила тяжести и сила реакции опоры равные по модулю противоположные по направлению; в горизонтальном направлении – сила тяги и противоположная по направлению сила трения

Чтобы брусок двигался равномерно и прямолинейно, нужно, чтобы модуль силы тяги был равен модулю силы трения.

На этом основан метод измерения силы трения. Следует приложить к бруску силу тяги, которая будет поддерживать равномерное прямолинейное движение этого тела. По этой силе тяги определяют модуль силы трения.


Количество грузов

P, H

Fтр, H

1

Без груза



2

Один груз



3

Два груза



4

Три груза




Вывод: с увеличением массы бруска увеличивается сила трения.


По какой причине увеличилась сила трения?

Модуль силы трения пропорционален модулю силы нормальной реакции .Поэтому можно записать


Коэффициент пропорциональности называют коэффициентом трения. Его определяют из опыта.

Работа по плану обобщенного характера - запись определения силы трения

Формулировка определения (слайд 2)

1.Сила трения – сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направлена противоположно движению.

Формулировка определения (слайд 2)

1.Сила трения – сила, возникающая при движении одного тела по поверхности другого, приложенная к движущемуся телу и направлена противоположно движению.

2.Формула

3.Единица измерения

4.Способы измерения.

Прямые с помощью прибора - динамометра

Анализ значения коэффициента трения для некоторых видов поверхностей. (Работа с учебником страница 109)




5.Определение задания на самостоятельную подготовку.


«5»

«4»

«3»

§11, стр. 107-11

Задачи 11.40, 11.41

Задачи 11.37, 11.38

Задачи 11.5, 116

сосчитать сколько раз в тексте §11 встречается слово - сила трения.


6. Первичное закрепление знаний и систематизация знаний.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

  1. Сила трения по плану обобщенного характера.

  2. От чего зависит сила трения.

  3. Сила трения в быту.

  4. Как можно изменить силу трения.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.


Решение задач части А, В «Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения ЕГЭ в 2014 по физике»


9. Подведение итогов.

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.




9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!