СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок по физике : "Измерение силы трения" (конспект)

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка представляет собой конспект лабораторной работы в 7 классе по теме "Измерение силы трения" с групповыми заданиями.

Просмотр содержимого документа
«Урок по физике : "Измерение силы трения" (конспект)»

Урок по физике в 7 классе
по теме «Сила трения»


Цель урока: расширение и углубление знаний о силе трения.

Задачи урока:

Образовательные:

  • научить пользоваться приборами и снимать показания с приборов, строить графики по результатам эксперимента, рассчитывать коэффициент трения

Развивающие: 

  • развитие мышления учащихся, формирование у них самостоятельно приобретать и применять знания, наблюдать и объяснять физические явления;

  • развитие умения анализировать и делать выводы на основе экспериментальных данных, установить зависимость силы трения от различных факторов;

Воспитательные: 

  • побуждать учащихся к преодолению трудностей в процессе умственной деятельности, побуждать к толерантности и коллективизму;

  • формирование познавательного интереса к физике и технике.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная; индивидуальная; групповая.

Ожидаемый результат урока:

В результате учебной деятельности, на запланированном уроке, учащиеся должны:

  • закрепить знания по теме «Динамика»: смысл понятия "сила трения", как возникает, от каких параметров зависит;

  • показать навыки групповой работы, формулировать свои мысли в устной форме; слушать и слышать речь других.;

  • усовершенствовать приобретенные ранее умения и навыки при проведении опыта через использование физические приборов и измерительных инструментов для измерения физических величин: силы трения, веса тела;

  • развивать умение анализировать и делать вывод на основании полученного результата (таблицы, графики).

Задания для групповой работы


Сравнение сил трения покоя, скольжения, качения и веса тела.


Приборы и материалы: 1) динамометр, 2) брусок деревянный,
3) грузы с двумя крючками -2 шт., 4) карандаши круглые - 2 шт.

Порядок выполнения работы

1. Вычислите цену деления шкалы динамометра.

2. Измерьте вес бруска с двумя грузами при помощи динамометра. Результат измерения веса запишите в тетрадь.

3. Измерьте максимальную силу трения покоя бруска по столу. Для этого положите брусок на стол, а на брусок - два груза; к бруску прицепите динамометр и приведите брусок с грузами в движение. Запишите показание динамометра, соответствующее началу движения бруска.

4. Измерьте силу трения скольжения бруска с грузами по столу. Для этого перемещайте брусок с грузами равномерно по столу при помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в тетрадь.

5. Измерьте силу трения качения бруска по столу. Для этого положите брусок с двумя грузами на два круглых карандаша и перемещайте равномерно брусок по столу при помощи динамометра. Результат измерения силы запишите в тетрадь.

6. Ответьте на вопрос: какая сила больше:

а) вес тела или максимальная сила трения покоя?

б) максимальная сила трения покоя или сила трения скольжения?

в) сила трения скольжения или сила трения качения?


Изучение зависимости силы трения скольжения от рода трущихся поверхностей


Приборы и материалы: 1) динамометр, 2) трибометр, 3) грузы с двумя крючками - 2 шт., 4) лист бумаги, 5) лист наждачной бумаги.

Порядок выполнения работы:

1. Подготовьте в тетради таблицу для записи результатов измерений:

Вид трущихся поверхностей

Сила трение скольжения, Н

Дерево по дереву 
Дерево по гладкой бумаге 
Дерево по наждачной бумаге

 

2. Вычислите цену деления шкалы динамометра.

3. Измерьте силу трения скольжения бруска с двумя грузами:

а) по поверхности линейки трибометра;

б) по гладкой бумаге;

в) по наждачной бумаге.

4. Результаты измерений запишите в таблицу.

5. Ответьте на вопросы:

а) зависит ли сила трения скольжения от рода трущихся поверхностей?

б) зависит ли сила трения скольжения от шероховатости трущихся поверхностей?

в) какими способами можно увеличить и уменьшить силу трения
скольжения?


Изучение зависимости силы трения скольжения от силы давления и независимости от площади трущихся поверхностей


Приборы и материалы: 1) динамометр, 2) трибометр, 3) грузы с двумя крючками - 2 шт.

Порядок выполнения работы:

1. Вычислите цену деления шкалы динамометра.

2. Положите на линейку трибометра брусок большой гранью, а на него – груз, измерьте силу трения скольжения бруска по линейке.

3. Положите на брусок второй груз и снова измерьте силу трения скольжения бруска по линейке.

4. Положите на линейку брусок меньшей гранью, поставьте на него опять два груза и снова измерьте силу трения скольжения бруска по линейке

5. Ответьте на вопросы:

а) зависит ли сила трения скольжения от силы давления, и если зависит, то как?

б) от площади трущихся поверхностей при постоянной силе давления?

В конце урока заслушиваются представители каждой из групп с кратким описанием эксперимента, его целей и достигнутых результатов. Обсуждаются полученные в ходе опытов выводы


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!