СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока " Размножение и развитие птиц"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока " Размножение и развитие птиц"»

7 класс.

ТЕМА Размножение и развитие птиц.

ЦЕЛЬ УРОКА :

-раскрыть особенности размножения и индивидуального развития птиц ; -продолжить формирование понятия о воспроизводстве, основой которого является размножение; -познакомить учащихся с развитием птиц, установить биологическую роль размножения в жизни птиц ; -познакомить учащихся со строением яиц птиц ; - познакомить с типами развития птенцов;

ТИП УРОКА : урок изучения нового материала.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Домашнее задание.

3. Проверка раннее изученного. Тестовая работа.

1. Кожа птиц покрыта перьями и богата железами -

2. Скелет птиц состоит из пяти отделов : шейного, грудного, поясничного, крестцовый и хвостовой +

3.Киль-это вырост грудины, к которому крепятся мышцы, поднимающие и опускающие крылья +

4.У птиц отсутствуют зубы и мочевой пузырь. +

5. У птиц три вида перьев- контурное, пуховое и пух. +

6. По кровеносным сосудам птиц циркулирует смешанная кровь –

7. Птицы-холоднокровные животные. –

8. Сердце птиц трехкамерное. –

9. Птицы имеют легкие и воздушные мешки- им характерно двойное дыхание. +

10. По форме клюва можно определить характер питания птицы. +

Ответьте на вопросы.

1. Строение кровеносной системы птиц. (Сердце четырехкамерное : состоит из двух предсердий и двух желудочков и полностью разделяет венозную и артериальную кровь и два круга кровообращения. Во все органы, кроме легких, поступает чистая артериальная кровь. Сердце мощное и способно усиливать свою работу в десятки раз. Так, у голубя в покое оно сокращается 165 раз в минуту, а в полете - 550 раз. Поэтому и обмен веществ протекает очень интенсивно и температура тела у птиц в среднем около 42 °С, а у некоторых доходит до 44,5 °С. )

2. Строение нервной системы птиц. ( Центральная нервная система представлена головным и спинным мозгом. Головной мозг состоит : большой мозг (два полушария), средний мозг, мозжечок и продолговатый мозг. )

3. Заполните таблицу. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕСМЫКАЮЩИХСЯ И ПТИЦ.

Вопросы для сравнения

1. Покровы тела. (Птицы имеют оперение и кожу, лишенную желез. Пресмыкающиеся имеют сухие роговые чешуйки, кожа сухая .)

2. Пищеварительная система. (Пищеварительная система относительно одинакова, кроме того, что птицы имеют специализацию кишечника, а именно толстую и тонкую кишки, в отличии от пресмыкающихся).

3. Дыхательная система. (Дыхательная система птиц включает в себя легкие и воздушные мешки, характерные только для этого класса . У пресмыкающихся только легкие.)

4. Изучение нового материала.

Птицы раздельнополые животные с выраженным половым диморфизмом (самки отличаются от самцов). Размножаются птицы, откладывая яйца. У самцов развиваются парные семенники. У самок — один левый яичник (в нём развиваются яйцеклетки) и яйцевод. Оплодотворение у птиц внутреннее и происходит в яйцеводах самки.

Яйцо – это оплодотворенная яйцеклетка. Собственно яйцом (яйцеклеткой) является желток. Все остальные образования продуцируются яйцеводом (оплодотворенная яйцеклетка, продвигаясь по яйцеводу, покрывается яйцевыми оболочками — белковой, волокнистой и скорлуповой).

СТРОЕНИЕ ЯЙЦА.

В верхней части желтка находится — зародышевый диск (из него развивается эмбрион птицы). Желток содержит весь необходимый для развития зародыша запас питательных веществ и воды. Желток подвешен на белковых нитях — халазах. Это предохраняет зародыш от толчков и ориентирует зародышевый диск всегда наверх, что важно для насиживания яиц. Белок выполняет защитную и питательную функции, обеспечивая зародыш водой. Снаружи белок одет двумя тонкими белковыми подскорлуповыми оболочками, которые на тупом конце яйца несколько расходятся и образуют воздушную камеру. Скорлупа выполняет функции защиты и газообмена. Газообмен возможен только благодаря пористости скорлупы. После того, как яйцо будет отложено, в нём начинается процесс развития зародыша.

Развитие зародыша требует повышенной температуры (примерно 38Сº). Для этого птицы насиживают свои кладки яиц (высиживают птенцов). Яйца насиживает один из родителей или оба попеременно. Насиживание яиц у разных видов занимает разное время — от 16 до 40 суток.

Все птицы заботятся о потомстве: находят для него корм, согревают, защищают от хищников и обучают летать птенцов.

Типы развития птенцов

В зависимости от способов выкармливания, охраны потомства и обучения птенцов, птицы делятся на выводковых (, рождающихся с открытыми глазами и покрытыми пухом. Они достаточно самостоятельные — могут следовать за родителями и находить корм. -утки, лебеди, гуси, куры.) и гнездовых (рождаются голыми, слепыми, беспомощными. Родители выкармливают их в своих гнёздах. –ласточки, стрижи, воробьи, голуби)

Сезонные явления в жизни птиц

В жизни птиц выделяют два периода:

Гнездовой период- создание пар, строительство гнезда, откладывание яиц, насиживание яиц,, выкармливание птенцов, обучение птенцов полёту.

Послегнездовой период- линька и накопление жира, сбор в стаи и перемещение на небольшие расстояния в поисках пищи, увеличение длительности перемещений (миграций), превращение их в кочёвки или перелёты

По характеру миграций птицы делятся на осёдлых , кочующих и перелетных.

-Осёдлые птицы не улетают далеко от мест своих гнездовий. Их перемещения связаны с поисками корма на ближних территориях.

-Кочующие птицы покидают места своих гнездований, и часто далеко улетают от них.

-Перелётные птицы обычно улетают от мест гнездования на десятки тысяч километров в южные страны.

Основная причина перелётов птиц — снижение кормовых запасов.

Сигналом к началу перелётов служит сокращение длины светового дня.

5. Закрепление изученного материала.

В тетради составьте схему развитие курицы.

Петух ( сперматозоид) + курица(яйцеклетка)- оплодотворение- яйцо- эмбриональный период-цыпленок.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!