Коноплинский филиал МБОУ Павловской СШ
Конспект урока
по окружающему миру 3 класс
Тема
«Разнообразие растений на Земле»
Подготовила: Прус Е.В.
Класс: 3
Предмет: окружающий мир
Тема: «Разнообразие растений на Земле»
Тип урока: Изучение и первичное закрепление
Форма урока: комбинированный.
Цель: создать условия для усвоения детьми новой информации об основной классификации растений; рассмотреть особенности каждой группы растений их сходство и различие.
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с группами растений и их признаками (по которым можно различить растения разных групп);
Развивающая: учить наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания;
Воспитательная: воспитывать умение работать в коллективе; любовь и бережное отношение к природе.
Коммуникативные УУД: Уметь донести свою позицию до собеседника, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения; читать в слух и про себя тексты учебников выделять в них главное;
Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения (совместно с учителем); проговаривать предстоящую работу на уроке.
Познавательные УУД: Формировать умение извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Планируемый результат: учащиеся должны научиться определять растения разных групп; анализировать, сравнивать и делать выводы из изученного материала.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический.
Оборудование:
Презентация на тему «Разнообразие растений», карточки с заданиями.
Ход урока.
Организационный момент.
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу.
Давайте создадим дружелюбное настроение на уроке.
Проверим, как мы сидим:
-Руки? ( На месте)
- Ноги ? (На месте)
- Локти ? ( У края)
- Спина? ( Прямая)
Проверьте готовность к уроку окружающего мира.
II. Проверка домашнего задания.
Учитель: - С какими царствами природы мы познакомились на прошлых уроках? (царство бактерий, царство грибов)
- Давайте проверим как вы усвоили эти темы, отгадаем кроссворд.(на доске)
1. | Б | а | к | т | е | р | и | и |
2. | к | О | к | к | и | |
3. | Т | е | п | л | о | |
4. | с | А | н | и | т | а | р | ы | |
5. ш | а | м | п | и | Н | ь | о | н | ы |
6.м | и | к | о | л | о | г | И | я | |
7. | м | и | к | р | о | с | К | о | п | |
8. | т | и | х | А | я | |
- 1.Одни из самых маленьких и самых примитивных живых существ на Земле?
-2.Как называются бактерии круглой формы?
-3.Одно из условий для роста грибницы?
-4.Как называют бактерии, которые потребляют остатки мертвых организмов, «очищая природу»?
-5.Какие грибы растут на «грядках»? (шампиньоны)
-6.Как называется наука, изучающая грибы?
-7.Каким прибором нужно воспользоваться, что бы рассмотреть бактерии?
-8.Как называется грибная «охота»?
III .Целеполагание
Учитель: - Ребята, какое ключевое слово у нас получилось? (ботаника)
-А кто знает, что обозначает это слово? (наука о растениях)
-Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (о растениях)
Учитель: - Вы, наверное, слышали выражение: «растения – зелёная одежда Земли»? Как вы это понимаете? (высказывания ребят) (слайд 3)
Учитель: – Куда бы вы не посмотрели, повсюду увидите растения. Они растут на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Множество растений поселилось в морях, океанах, озёрах, прудах и реках. Даже в Арктике и Антарктиде они есть. Разнообразие растительного мира велико: растения различаются друг от друга продолжительностью жизни, окраской, формой.
С глубокой древности человек, собирая, а затем, возделывая растения, познавал их полезные и вредные свойства. При раскопке древних построек, люди находили семена различных растений. Уже тогда учёные Древней Греции стали описывать растения и составлять их списки. (слайд 4)
Учитель: - Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомимся с новой классификацией растений.
- Что такое классификация? (деление на группы по сходным признакам, свойствам и т.д)
-Какие цели поставим перед собой? (получить новые знания, работать дружно, помогать друг другу, познакомиться с новой классификацией растений)
Учитель:- Какую классификацию растений мы уже знаем? ( лиственные и хвойные; дикорастущие и культурные; травы, деревья, кустарники)
- Ведь многое вы уже знаете о растениях.
- Какую работу вы уже проделали ? Расскажите. (Собрали гербарий растений, которые растут в нашей местности, познакомились с названиями комнатных растенияй нашего класса и составили краткую характеристику каждого комнатного растения. Результат работы собрали в папочку.)
- Учёные-ботаники делят царство растений на несколько групп.
- Для того чтобы лучше разобраться в изучаемой теме давайте посмотрим на доску.
IV. Работа по теме.
Опорное повторение.
- Как называется наука, которая изучает живую природу? (биология)
- На какие царства ученые – биологи делят живую природу? (бактерии, грибы, растения, животные, люди)
(слайд 5)

2. Новая тема.
- Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали такое выражение: «Растения - зеленая одежда Земли» (слайд 6). Они образуют леса, луга. Зеленый наряд делает нашу планету удивительной.
- Какие части растения вы знаете? (корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами) (слайд 7)
3. Работа по учебнику.
С.74.
- Рассмотрите рисунок на с.71, растения очень разнообразны.
- Сейчас мы прочитаем текст учебника с.72. И найдем ответы на вопросы.
- Как называется наука о растениях? (ботаника) (слайд 8)
- На какие группы делится царство растений? (водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения).
Водоросли: водные растения. Водоросли имеют стебли, листья и корни, но не имеют цветов и плодов. Они бывают: зелёные, бурые, красные. (слайд 9)
Мхи: растут во влажных местах. У мхов есть стебли и листья. Но нет корней, цветов и плодов с семенами. Учёные изучили около 27 тысяч видов мхов. (слайд 10)
Папоротники: красивые листья похожие на большие перья. У папоротников есть листья, корни и стебли. Не имеют цветов, плодов и семян. Сейчас насчитывается более 10тысяч видов папоротников. (слайд 11)
Хвойные растения: сосна, ель, можжевельник и др. ХВОИНКИ – это их листья. У хвойных не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них ШИШКИ С СЕМЕНАМИ. На Земле насчитывается всего около 600 видов хвойных растений. (слайд 12)
Цветковые растения: имеют цветы, плоды, корни, стебли и листья. Самые разнообразные – насчитывают 250 тысяч видов. (слайд 13-20)
Вопросы:
- Где растут водоросли? (в воде)
- Где можно встретить мхи? (во влажных местах)
- Как узнать папоротники? (по красивым листьям, похожим на перья).
- Назовите представителей хвойных растений. (сосна, ель, кедр и др.)
- Какая из групп наиболее разнообразна? (цветковые растения)
V. Физ.минутка.
Спал цветок и вдруг проснулся,
(Повороты туловища вправо и влево)
Больше спать не захотел,
(Прогнуться вперёд и назад)
Шевельнулся, потянулся,
(Руки вверх, потянуться)
Взвился вверх и полетел.
(Руки вверх, влево, вправо)
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
(Покружиться)
Практическая работа. Заполнение таблицы по тексту (слайд 21)
(слайд 22)

РАСТЕНИЯ
Низшие растения Высшие растения


Водоросли мхи, папоротники, хвойные, цветковые
- Рассмотрите рисунок в учебнике (с.74). К какой группе они относятся?
- Сколько видов растений вы видите? (3)
- Ученые – биологи их называют одуванчик лекарственный, подорожник большой, клевер красный. А мы обычно называем их одуванчик, подорожник, клевер.
Ученым сейчас известно около 500 тысяч видов растений. Из них почти 250 тысяч – цветковые. Мхов на свете около 27 тысяч видов, папоротников – более 10 тысяч. А вот хвойных всего около 600 видов. (слайд 23)
VI. Закрепление материала.
Работа по карточкам.
1. Рассмотрите рисунки. На каждом рисунке изображены представители разных групп царства растений. Пронумеруйте рисунки.
- Первая группа водоросли. Найдите рисунок с изображением водорослей.
Поставьте цифру один в этот прямоугольник. Выполните задание.
2. Найдите лишнее слово в каждом ряду и зачеркните его.
Работа по учебнику
3. Запишите, сколько растение каждого вида показано на рисунке в учебнике стр. 74.
4. Закончите предложения стр.74
VII. Итог урока.
Царство растений очень разнообразно. Ученые делят его на несколько групп. Среди них водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. В каждой группе растений много видов. (слайд 24)
VIII. Домашнее задание.
Прочитать в учебнике с. 71-75; ответить на вопросы раздела «Проверь себя». (слайд 25)
IX. Рефлексия.
Учитель: Итак, наш урок завершается. Я прошу вас, ребята, оцените свои итоги работы на уроке, дополняя предложения:
Мне удалось сегодня …
Меня удивило …
Мне понравилось …
Я могу похвалить себя за …
Ребята, я вас попрошу «Просигнальте» карточками, с каким настроением вы заканчиваете урок (поднимают карточки – сигналы).
Спасибо.
Приложение
Пронумеруй рисунки:
1. Водоросли, 2. Мхи, 3. Папоротники, 4.Хвойные, 5. Цветковые.















![]()




Зачеркни лишнее название в каждом ряду:
Тюльпан, подснежник, морская капуста, астра
Сосна, ель, дуб, кедр
Одуванчик, подорожник, клевер, папоротник
Запиши сколько растений каждого вида показано на рисунке в учебнике стр.72
Одуванчик лекарственный: ____, подорожник большой: _____, клевер красный: _____. Всего растений: _____.
Закончите предложения стр.72
Ученым сейчас известно около _____ тысяч видов растений. Из них почти _____ тысяч цветковые. Мхов на свете около _____ тысяч видов, папоротников – более _____ тысяч. А хвойных всего около_____ видов.