СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Разнообразие растений на Земле"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока  в 3 классе к учебнику Н.Ф.Виноградовой "Окружающий мир" 3 класс в двух частях.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Разнообразие растений на Земле"»

Коноплинский филиал МБОУ Павловской СШ









Конспект урока

по окружающему миру 3 класс

Тема

«Разнообразие растений на Земле»






Подготовила: Прус Е.В.








Класс: 3

Предмет: окружающий мир

Тема: «Разнообразие растений на Земле»

Тип урока: Изучение и первичное закрепление

Форма урока: комбинированный.

Цель: создать условия для усвоения детьми новой информации об основной классификации растений; рассмотреть особенности каждой группы растений их сходство и различие.

Задачи:

Образовательная: познакомить учащихся с группами растений и их признаками (по которым можно различить растения разных групп);

Развивающая: учить наблюдать, анализировать, сравнивать и обобщать полученные знания;

Воспитательная: воспитывать умение работать в коллективе; любовь и бережное отношение к природе.

Коммуникативные УУД: Уметь донести свою позицию до собеседника, слушать других, пытаться принимать другую точку зрения; читать в слух и про себя тексты учебников выделять в них главное;

Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения (совместно с учителем); проговаривать предстоящую работу на уроке.

Познавательные УУД: Формировать умение извлекать информацию, представленную в разных формах; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Планируемый результат: учащиеся должны научиться определять растения разных групп; анализировать, сравнивать и делать выводы из изученного материала.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Оборудование:

Презентация на тему «Разнообразие растений», карточки с заданиями.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу.

Давайте создадим дружелюбное настроение на уроке.

Проверим, как мы сидим:

-Руки? ( На месте)

- Ноги ? (На месте)

- Локти ? ( У края)

- Спина? ( Прямая)

Проверьте готовность к уроку окружающего мира.


II. Проверка домашнего задания.

Учитель: - С какими царствами природы мы познакомились на прошлых уроках? (царство бактерий, царство грибов)

- Давайте проверим как вы усвоили эти темы, отгадаем кроссворд.(на доске)


1.

Б

а

к

т

е

р

и

и

2.

к

О

к

к

и


3.

Т

е

п

л

о


4.

с

А

н

и

т

а

р

ы


5. ш

а

м

п

и

Н

ь

о

н

ы

6.м

и

к

о

л

о

г

И

я


7.

м

и

к

р

о

с

К

о

п


8.

т

и

х

А

я



- 1.Одни из самых маленьких и самых примитивных живых существ на Земле?

-2.Как называются бактерии круглой формы?

-3.Одно из условий для роста грибницы?

-4.Как называют бактерии, которые потребляют остатки мертвых организмов, «очищая природу»?

-5.Какие грибы растут на «грядках»? (шампиньоны)

-6.Как называется наука, изучающая грибы?

-7.Каким прибором нужно воспользоваться, что бы рассмотреть бактерии?

-8.Как называется грибная «охота»?


III .Целеполагание

Учитель: - Ребята, какое ключевое слово у нас получилось? (ботаника)

-А кто знает, что обозначает это слово? (наука о растениях)

-Как вы думаете, о чем пойдет речь сегодня на уроке? (о растениях)

Учитель: - Вы, наверное, слышали выражение: «растения – зелёная одежда Земли»? Как вы это понимаете? (высказывания ребят) (слайд 3)

Учитель: – Куда бы вы не посмотрели, повсюду увидите растения. Они  растут на лугах, в лесах, их много в степях и высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах. Множество растений поселилось в морях, океанах, озёрах, прудах и реках. Даже в Арктике и Антарктиде они есть. Разнообразие растительного мира велико: растения различаются друг от друга продолжительностью жизни, окраской, формой.
С глубокой древности человек, собирая, а затем, возделывая растения, познавал их полезные и вредные свойства. При раскопке древних построек, люди находили семена различных растений. Уже тогда учёные Древней Греции стали описывать растения и составлять их списки. (слайд 4)

Учитель: - Сегодня на уроке мы отправимся в царство растений и познакомимся с новой классификацией растений.

- Что такое классификация? (деление на группы по сходным признакам, свойствам и т.д)

-Какие цели поставим перед собой? (получить новые знания, работать дружно, помогать друг другу, познакомиться с новой классификацией растений)

Учитель:- Какую классификацию растений мы уже знаем? ( лиственные и хвойные; дикорастущие и культурные; травы, деревья, кустарники)

- Ведь многое вы уже знаете о растениях.

- Какую работу вы уже проделали ? Расскажите. (Собрали гербарий растений, которые растут в нашей местности, познакомились с названиями комнатных растенияй нашего класса и составили краткую характеристику каждого комнатного растения. Результат работы собрали в папочку.)

- Учёные-ботаники делят царство растений на несколько групп.

- Для того чтобы лучше разобраться в изучаемой теме давайте посмотрим на доску.


IV. Работа по теме.

  1. Опорное повторение.

- Как называется наука, которая изучает живую природу? (биология)

- На какие царства ученые – биологи делят живую природу? (бактерии, грибы, растения, животные, люди)

(слайд 5)



2. Новая тема.

- Растения на Земле встречаются повсюду. Вы, наверное, слышали такое выражение: «Растения - зеленая одежда Земли» (слайд 6). Они образуют леса, луга. Зеленый наряд делает нашу планету удивительной.

- Какие части растения вы знаете? (корень, стебель, листья, цветок, плод с семенами) (слайд 7)

3. Работа по учебнику.

С.74.

- Рассмотрите рисунок на с.71, растения очень разнообразны.

- Сейчас мы прочитаем текст учебника с.72. И найдем ответы на вопросы.

- Как называется наука о растениях? (ботаника) (слайд 8)

- На какие группы делится царство растений? (водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения).

Водоросли: водные растения. Водоросли имеют стебли, листья и корни, но не имеют цветов и плодов. Они бывают: зелёные, бурые, красные. (слайд 9)

Мхи: растут во влажных местах. У мхов есть стебли и листья. Но нет корней, цветов и плодов с семенами. Учёные изучили около 27 тысяч видов мхов. (слайд 10)

Папоротники: красивые листья похожие на большие перья. У папоротников есть листья, корни и стебли. Не имеют цветов, плодов и семян. Сейчас насчитывается более 10тысяч видов папоротников. (слайд 11)

Хвойные растения: сосна, ель, можжевельник и др. ХВОИНКИ – это их листья. У хвойных не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них ШИШКИ С СЕМЕНАМИ. На Земле насчитывается всего около 600 видов хвойных растений. (слайд 12)

Цветковые растения: имеют цветы, плоды, корни, стебли и листья. Самые разнообразные – насчитывают 250 тысяч видов. (слайд 13-20)

Вопросы:

- Где растут водоросли? (в воде)

- Где можно встретить мхи? (во влажных местах)

- Как узнать папоротники? (по красивым листьям, похожим на перья).

- Назовите представителей хвойных растений. (сосна, ель, кедр и др.)

- Какая из групп наиболее разнообразна? (цветковые растения)


V. Физ.минутка.

Спал цветок и вдруг проснулся,

(Повороты туловища вправо и влево)

Больше спать не захотел,

(Прогнуться вперёд и назад)

Шевельнулся, потянулся,

(Руки вверх, потянуться)

Взвился вверх и полетел.

(Руки вверх, влево, вправо)

Солнце утром лишь проснётся,

Бабочка кружит и вьётся.

(Покружиться)


  1. Практическая работа. Заполнение таблицы по тексту (слайд 21)

(слайд 22)

РАСТЕНИЯ

Низшие растения Высшие растения


Водоросли мхи, папоротники, хвойные, цветковые

- Рассмотрите рисунок в учебнике (с.74). К какой группе они относятся?

- Сколько видов растений вы видите? (3)

- Ученые – биологи их называют одуванчик лекарственный, подорожник большой, клевер красный. А мы обычно называем их одуванчик, подорожник, клевер.

Ученым сейчас известно около 500 тысяч видов растений. Из них почти 250 тысяч – цветковые. Мхов на свете около 27 тысяч видов, папоротников – более 10 тысяч. А вот хвойных всего около 600 видов. (слайд 23)


VI. Закрепление материала.

Работа по карточкам.

1. Рассмотрите рисунки. На каждом рисунке изображены представители разных групп царства растений. Пронумеруйте рисунки.

- Первая группа водоросли. Найдите рисунок с изображением водорослей.

Поставьте цифру один в этот прямоугольник. Выполните задание.

2. Найдите лишнее слово в каждом ряду и зачеркните его.

Работа по учебнику

3. Запишите, сколько растение каждого вида показано на рисунке в учебнике стр. 74.

4. Закончите предложения стр.74


VII. Итог урока.

Царство растений очень разнообразно. Ученые делят его на несколько групп. Среди них водоросли, мхи, папоротники, хвойные и цветковые растения. В каждой группе растений много видов. (слайд 24)


VIII. Домашнее задание.

  1. Прочитать в учебнике с. 71-75; ответить на вопросы раздела «Проверь себя». (слайд 25)


IX. Рефлексия.

Учитель: Итак, наш урок завершается. Я прошу вас, ребята, оцените свои итоги работы на уроке, дополняя предложения:

Мне удалось сегодня …

Меня удивило …

Мне понравилось …

Я могу похвалить себя за …

Ребята, я вас попрошу «Просигнальте» карточками, с каким настроением вы заканчиваете урок (поднимают карточки – сигналы).

Спасибо.





























Приложение


Пронумеруй рисунки:

1. Водоросли, 2. Мхи, 3. Папоротники, 4.Хвойные, 5. Цветковые.













  1. Зачеркни лишнее название в каждом ряду:


Тюльпан, подснежник, морская капуста, астра

Сосна, ель, дуб, кедр

Одуванчик, подорожник, клевер, папоротник



  1. Запиши сколько растений каждого вида показано на рисунке в учебнике стр.72


Одуванчик лекарственный: ____, подорожник большой: _____, клевер красный: _____. Всего растений: _____.


Закончите предложения стр.72


Ученым сейчас известно около _____ тысяч видов растений. Из них почти _____ тысяч цветковые. Мхов на свете около _____ тысяч видов, папоротников – более _____ тысяч. А хвойных всего около_____ видов.