Тема урока: Разряды числительных. Простые, составные и сложные имена числительные.
Цели:
- познакомить с обозначением числительных одним и несколькими словами, формировать умение различать простые, составные и сложные числительные;
- формировать навык выразительного чтения;
- прививать интерес к происхождению слов русского языка.
Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.
Ход урока
I. Организационный этап
II. Актуализация
1. Чтение загадок, в состав которых входят числительные.
1. Один пастух тысячи овец пасет (месяц и звезды).
2. Две сестрицы в ряд бегут, вместе не сойдутся (колеи).
3. Четыре брата одним кушаком подпоясаны, под одной шляпой стоят (стол).
4. У матери двадцать деток, все детки однолетки (цыплята).
2. Выразительное чтение стихотворения А. Барто «Звонки». Выписать числительные и существительные, обозначающие числа.
Я Володины отметки Узнаю без дневника, Если брат приходит с тройкой – Раздается три звонка. Если вдруг у нас в квартире Начинается трезвон – Значит пять или четыре Получил сегодня он. | Если он приходит с двойкой – Слышу я издалека: Раздается два коротких, Нерешительных звонка. Ну а если единица – Он тихонько в дверь стучится. |
- Как отличить числительные от слов, обозначающих числа? (по вопросу - числительные отвечают на вопрос сколько? и который?)
3. Синтаксическая пятиминутка. Запись и анализ предложений.
Я люблю слушать птичьи голоса, когда пробуждается тайга. В четыре часа просыпаются светлоголовые пеночки, а в пятом часу по тайге вдруг пронесутся звонкие трели дятла. По голосам этих птиц можно сверять время.
- Составить схемы первого и второго предложения.
- Найти числительные и определить их разряд.
- Найти сложное прилагательное и объяснить его правописание.
III. Формирование новых понятий и способов действия
IV. Применение. Формирование основных навыков и умений
Запиши числительные словами, распредели их в две колонки (простые и составные).
Карточка.
Число 37 имеет удивительное свойство: если его умножить на числа 3, 6, 9, 12, 15, 18, то получится интересный ряд цифр: 111, 222, 333, 444, 555, 666.
Простые числительные | Составные числительные |
| |
| |
| |
2. Из текста выписать числительные с существительными, к которым они относятся. Определить их разряд и строение (простые, составные сложные).
Царь-колокол
В Московском Кремле бережно хранятся памятники Древней Руси. Среди них – царь-колокол, самый большой в мире. Интересна история царь-колокола. Впервые он был отлит для одной из колоколен Кремля в начале семнадцатого века по приказу Бориса Годунова. Колокол весил тридцать пять тонн. Во время пожара он разбился.
В тысяча шестьсот пятьдесят четвертом году колокол перелили, увеличив его вес до ста двадцати восьми тонн. Эту громадину подняли на колокольню и звонили в нее до тысяча семьсот первого года. Чтобы привести в движение язык колокола требовалось сто человек. Во время московского пожара тысяча семьсот первого года этот колокол упал и разбился.
3. Словарная работа. Запись в словарь трудных слов.
Одиннадцать
Миллион
Миллиард
Составить с этими числительными словосочетания или предложения.
4. Чтение грамматической сказки
Предки
Однажды из страны Арифметики в страну Грамматику шли два числительных: Одиннадцать и Двенадцать. Устали по дороге и сели отдохнуть под развесистой семёркой. Вот Двенадцать и спрашивает: «Скажи, почему ты пишешься с двумя Н, а я с одним?» Одиннадцать ответило: «Это очень интересная история, которая произошла давным-давно. Когда-то наши предки не были похожи на нас и писались в три слова: один на десять, два на десять. Позже они решили, что удобнее жить - одним словом и соединились. Так и появилось в числительном одиннадцать НН, одно от корня, другое - отбывшего предлога
7. Из истории слова
Миллион. Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в ХШ веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова милли, означающего тысяча, и оне, соответствующего русскому увеличительному суффиксу -ИЩ- (например, домище, ручища, лесище). Таким образом, слово миллион дословно соответствует не существующему в русском языке слову тысячища.
V. Домашнее задание
VI. Подведение итогов урока.