СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Разряды числительных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Разряды числительных"»

Тема урока: Разряды числительных. Простые, составные и сложные имена числительные.

Цели:

- познакомить с обозначением числительных одним и несколькими словами, формировать умение различать простые, составные и сложные числительные;

- формировать навык выразительного чтения;

- прививать интерес к происхождению слов русского языка.


Тип урока: изучение и первичное запоминание новых знаний и способов деятельности.



Ход урока

I. Организационный этап

II. Актуализация

1. Чтение загадок, в состав которых входят числительные.

1. Один пастух тысячи овец пасет (месяц и звезды).

2. Две сестрицы в ряд бегут, вместе не сойдутся (колеи).

3. Четыре брата одним кушаком подпоясаны, под одной шляпой стоят (стол).

4. У матери двадцать деток, все детки однолетки (цыплята).

2. Выразительное чтение стихотворения А. Барто «Звонки». Выписать числительные и существительные, обозначающие числа.


Я Володины отметки

Узнаю без дневника,

Если брат приходит с тройкой

Раздается три звонка.


Если вдруг у нас в квартире

Начинается трезвон –

Значит пять или четыре

Получил сегодня он.


Если он приходит с двойкой

Слышу я издалека:

Раздается два коротких,

Нерешительных звонка.


Ну а если единица

Он тихонько в дверь стучится.


- Как отличить числительные от слов, обозначающих числа? (по вопросу - числительные отвечают на вопрос сколько? и который?)

3. Синтаксическая пятиминутка. Запись и анализ предложений.

Я люблю слушать птичьи голоса, когда пробуждается тайга. В четыре часа просыпаются светлоголовые пеночки, а в пятом часу по тайге вдруг пронесутся звонкие трели дятла. По голосам этих птиц можно сверять время.

- Составить схемы первого и второго предложения.

- Найти числительные и определить их разряд.

- Найти сложное прилагательное и объяснить его правописание.

III. Формирование новых понятий и способов действия


IV. Применение. Формирование основных навыков и умений

  1. Запиши числительные словами, распредели их в две колонки (простые и составные).

Карточка.

Число 37 имеет удивительное свойство: если его умножить на числа 3, 6, 9, 12, 15, 18, то получится интересный ряд цифр: 111, 222, 333, 444, 555, 666.


Простые числительные

Составные числительные








2. Из текста выписать числительные с существительными, к которым они относятся. Определить их разряд и строение (простые, составные сложные).

Царь-колокол

В Московском Кремле бережно хранятся памятники Древней Руси. Среди них – царь-колокол, самый большой в мире. Интересна история царь-колокола. Впервые он был отлит для одной из колоколен Кремля в начале семнадцатого века по приказу Бориса Годунова. Колокол весил тридцать пять тонн. Во время пожара он разбился.

В тысяча шестьсот пятьдесят четвертом году колокол перелили, увеличив его вес до ста двадцати восьми тонн. Эту громадину подняли на колокольню и звонили в нее до тысяча семьсот первого года. Чтобы привести в движение язык колокола требовалось сто человек. Во время московского пожара тысяча семьсот первого года этот колокол упал и разбился.


3. Словарная работа. Запись в словарь трудных слов.

Одиннадцать

Миллион

Миллиард

Составить с этими числительными словосочетания или предложения.

4. Чтение грамматической сказки

Предки

Однажды из страны Арифметики в страну Грамматику шли два числительных: Одиннадцать и Двенадцать. Устали по дороге и сели отдохнуть под развесистой семёркой. Вот Двенадцать и спрашивает: «Скажи, почему ты пишешься с двумя Н, а я с одним?» Одиннадцать ответило: «Это очень интересная история, которая произошла давным-давно. Когда-то наши предки не были похожи на нас и писались в три слова: один на десять, два на десять. Позже они решили, что удобнее жить - одним словом и соединились. Так и появилось в числительном одиннадцать НН, одно от корня, другое - отбывшего предлога


7. Из истории слова

Миллион. Знаменитый путешественник Марко Поло, посетивший в ХШ веке Китай, чтобы передать своё восхищение его несметными богатствами, придумал слово миллион, которое состоит из итальянского слова милли, означающего тысяча, и оне, соответствующего русскому увеличительному суффиксу -ИЩ- (например, домище, ручища, лесище). Таким образом, слово миллион дословно соответствует не существующему в русском языке слову тысячища.


V. Домашнее задание


VI. Подведение итогов урока.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!