Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме
«Разряды количественных числительных»
Тема: Знакомство с разрядами количественных числительных.
Тип урока: объяснение нового материала
Форма урока: урок - презентация
Технические требования к уроку: компьютер, программа Power Point, мультимедийный проектор, экран.
Оборудование: презентация, приложение, раздаточный материал.
Цели урока:
Обучающие: закрепить понятие о числительном как самостоятельной части речи, раскрыть его семантику, познакомить с разрядами количественных числительных, раскрыть некоторые морфологические и синтаксические их особенности, показать речевую функцию.
Развивающие: развивать творческую, речевую и мыслительную активность, используя различные формы работы, развивать интерес учащихся с помощью дополнительной информации.
Воспитательные: формирование уважения к родному языку.
Ход урока:
Организационный момент.
Вступительное слово учителя: « Ребята, сегодня мы с вами продолжим изучение имени числительного. Наш урок называется: « Слова – счетоводы». Как вы думаете, кто такие счетоводы?( Те, кто ведут счёт) А есть ли такие части речи?
( Да, это числительные). Какова роль числительных в жизни и в языке? Слайд 2
Эпиграф: Как обойтись бы без числа
Наука точная могла?
Расчёт во всяком деле нужен,
Так будь с числительными дружен!.
(Обращаемся к эпиграфу). ( Ответ: числительные нужны для определения количества, для точности).
Что мы знаем о числительных? Если мое суждение будет верным- хлопните в ладоши, если нет- нет.
Имя числительное – самостоятельная часть речи, она обозначает число, количество предметов, порядок при счете (да)
Числительное отвечает на вопрос кто? что? (нет)
Числительное отвечает на вопрос сколько? который?(какой?) (да)
По значению числительные делятся на три основных разряда (нет)
Количественные числительные изменяются по падежам, порядковые – по родам, числам, падежам (да)
Числительное может быть любым членом предложения (да)
По строению числительные делятся на простые, сложные и составные (да)
Простые числительные состоят из нескольких корней (нет)
Сложные числительные состоят из нескольких корней (да)
Составные числительные состоят из нескольких слов (да)
Числительные от 5 до 20 и 30 пишутся с «Ь» знаком на конце (да)
В середине числительных 15-19 «Ь» не пишется (да)
Числительные от 50 до 80 и от 500 до 900 пишутся с «Ь» посередине в И.п. и в.п.
________________________3мин_____________________________________
Слайд 3 На прошлом уроке мы говорили о том, что велика частота употребления числительных. Эта частота употребления числительных в речи подтверждается большим количеством фразеологизмов. Дайте объяснение фразеологизмам. Составьте простое распространенное предложение с любым фразеологизмом. Выполните синтаксический разбор.
_____________________________8мин_____________________________
Открытие нового материала.
Сегодня на уроке мы должны рассмотреть разряды количественных числительных.
- Что могут называть количественные числительные? На какой вопрос отвечает количественное числительное? А какие они бывают, вы мне скажите сами.
Слайд 7 Анализ текста (у каждого распечатанный вариант текста, приложение 1)
Текст
Выпишите числительные вместе с существительными, с которыми они связаны.
Расстояние от Земли до Солнца около 150 миллионов километров. Пешеход, преодолевая ежедневно путь в 30 километров, добрался бы до Солнца через 14 000 лет. Поезд, двигающийся со скорость. 100 километров в час, дошел бы до Солнца через 170 лет. Самолет, летящий со скоростью 1000 километров в час, достиг бы Солнца через 17 с лишним лет. Космический корабль, летящий со второй космической скоростью (11,2 километров в секунду), добрался бы до Солнца примерно через 156 суток. Луч света проходит это расстояние за 500 секунд.
Выпишите числительные вместе с существительными, с которыми они связаны.
Сто пятьдесят миллионов километров, в тридцать километров, через четырнадцать тысяч лет, сто километров в час, через сто семьдесят лет, тысяча километров в час, через семнадцать с лишним лет, одиннадцать целых две десятых километра в секунду, через сто пятьдесят шесть суток, пятьсот секунд.
Слайд 4 Целые, дробные и собирательные числа.
Слайд 11. Распределите данные числительные по группам: числительные, обозначающие целые числа, дробные числа, собирательные числительные
Числительные, обозначающие целые числа | Числительные, обозначающие дробные числа | Собирательные числительные |
два, пятьдесят, двести, одиннадцать, двадцать пять, восемь миллионов | одна восьмая, пять целых одна десятая, три четвертых, одна целая девять сотых | пятеро, трое, шестеро |
__________________________-----23мин_________________________________________________
Слайд 12 . физкультминутка
Все ребята встают. На слух определить правописание Ь в числительных.
Если Ь пишется в середине - хлопнуть в ладоши;
Если Ь пишется в конце - присесть.
Пятнадцать, пятьдесят, пять, шестьсот, семьдесят, четыре, тройка, восемнадцать, восемьсот, сорок, девятьсот, семь, пять.
Для того, чтобы правильно употреблять числительные в речи, нужно знать, как они склоняются.
Просклоняйте
1 ряд: пятьдесят, двести, одиннадцать, двадцать пять, восемь миллионов
А) Числительные от 5 до 20 и 30 склоняются как существительное КОСТЬ;
Б) У числительных 40, 90, 100 две формы:
И.п.
Сорок, девяносто, сто
В.п.
В остальных падежах: СОРОКА, ДЕВЯНОСТА, СТА.
В числительные от пятидесяти до восьмидесяти и от двухсот до девятисот при склонении изменяют обе части:
Именительный падеж - пятьдесят, двести
Родительный падеж - пятидесяти, двухсот
Дательный падеж - пятидесяти, двумстам
Винительный падеж - пятьдесят, двести
Творительный падеж - пятьюдесятью, двумястами
Предложный падеж - о пятидесяти, о двухстах
В) Числительные тысяча, миллион, миллиард склоняются как существительные.
У составных количественных числительных склоняются все слова:
Вывод: как склоняются количественные числительные?
2ряд:
одна восьмая, пять целых одна десятая
Вывод
3 ряд
пятеро, трое, шестеро
Вывод
________________________________35мин_______________________________________________
5.Тренировочные упражнения. Устно прочитайте примеры. Слайд № 4
К 40 + 60 = 100 к 234 + 121 = 355
К 167+ 875 = к 359+ 943 =
К 800 +600 = к 700 + 200 =
______________________________40_____________________________________
Слайд 16 Рефлексия
–Что нового узнали сегодня на уроке?
– Назовите разряды количественных числительных.
– Выставление оценок
Слайд 17 Домашнее задание
Написать сочинение о себе и своём распорядке дня, используя имена числительные по данному началу.
Мне… лет. Я учусь в … классе. В нашем классе … учеников. Я встаю в … часов, а ложусь спать в … часов…
Раздаточный материал
Выпишите числительные вместе с существительными, с которыми они связаны.
Расстояние от Земли до Солнца около 150 миллионов километров. Пешеход, преодолевая ежедневно путь в 30 километров, добрался бы до Солнца через 14 000 лет. Поезд, двигающийся со скорость. 100 километров в час, дошел бы до Солнца через 170 лет. Самолет, летящий со скоростью 1000 километров в час, достиг бы Солнца через 17 с лишним лет. Космический корабль, летящий со второй космической скоростью (11,2 километров в секунду), добрался бы до Солнца примерно через 156 суток. Луч света проходит это расстояние за 500 секунд.
Числительные, обозначающие целые числа | Числительные, обозначающие дробные числа | Собирательные числительные |
| | |
Устно прочитайте примеры.
К 40 + 60 = 100
к 234 + 121 = 355
К 167+ 875 =
к 359+ 943 =
К 800 +600 =
к 700 + 200 =
4