СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока развития речи для обучающихся 5 класса "Сочинение – описание сказочного героя по пьесе Э. Грига «Кобольд».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок способствует обучению описанию внешнего вида героя (маленького человечка) по музыкальному произведению как этап подготовки к описанию внешности человека.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока развития речи для обучающихся 5 класса "Сочинение – описание сказочного героя по пьесе Э. Грига «Кобольд».»

Конспект урока развития речи для обучающихся 5 класса

(2 часа)

Сочинение – описание сказочного героя

по пьесе Э. Грига «Кобольд».


Разработала учитель русского языка и литературы

МБОУ «Школа № 69» г. Прокопьевска Проницына Н. Н.


Цель: обучение описанию внешнего вида героя по музыкальному произведению.

Задачи: I. Образовательные:

1.Повторить и закрепить навык написания сочинения-описания.

2.Отработать правописание личных местоимений.

3.Повторить правила постановки знаков препинания при диалоге и

прямой речи.

II.Воспитательные:

1.Воспитывать бережное отношение к фольклорному наследию

народа.

2.Прививать любовь и интерес к классической музыке.

III.Развивающие:

1.Развивать умение работать над сочинением по разным источникам

речи.

2.Обогатить словарь детей.

3.Развивать фантазию, умение творчески работать над сочинением.

Оборудование: магнитофон, кассета с записью произведения, рисунки детей, литературные тексты.

Ход урока.


1.Целевая установка.


2.Вводное слово учителя:

Сегодня у нас не совсем обычный разговор. Он пойдёт об удивительном сказочном персонаже, герое многих-многих сказок разных народов мира: французов, немцев, датчан, норвежцев… Он живёт в лесу, в горных подземельях, где прячет свои сокровища, дружит с Беляночкой и Розочкой из сказки Братьев Гримм. Сейчас я зачитаю вам отрывок из сказки, и вы сразу догадаетесь, о каком сказочном персонаже идёт речь:

«Как-то раз мать послала девочек за хворостом. Собирая хворост, они вдруг заметили, что в траве, возле большого поваленного дерева, что-то прыгает, но никак не могли разглядеть, что это такое. Девочки подошли ближе и увидели - ? – крошечного человечка со старым сморщенным лицом и очень длинной белой бородой. Конец его бороды застрял в щели дерева, и человечек прыгал вокруг ствола, как собачка на привязи, не зная, как ему освободиться».

Беседа.

- Кого же встретили в лесу Беляночка и Розочка? Какие слова в сказке помогли вам узнать его?

(Гнома-карлика. Крошечный человечек со старым, сморщенным лицом, очень длинной белой бородой).

- Так кого же называют гномом?

(Маленького, короткого человечка).

- Да, «в западноевропейской мифологии гном – бородатый карлик, охраняющий подземные сокровища, олицетворение сил земли». (34, с. 138)

- Назовите, какие вы ещё знаете сказки о гномах, маленьких героях?

( «Белоснежка и семь гномов» сказка Братьев Гримм; «Оле-Лукойе», «Дюймовочка», «Эльф розового куста» Г. Х. Андерсена; «Чудесное приключение Нильса с дикими гусями» Сельмы Лагерлёф, «Холодное сердце» Гауфа; «Незнайка в Солнечном городе» Носова и др.)

- Действительно, малютки-гномы, тролли, карлики, мальчик-с-пальчик – частые герои сказочных историй.

Вспомните сказку, где из ячменного зёрнышка появилась на свет крошечная девочка. Она была маленькая-маленькая, всего ростом в дюйм ростом (2,5 см.). Её так и прозвали - ? – Как? (Дюймовочкой).

«Она была легче лебединого пуха. Скорлупка грецкого ореха была её колыбелькой, голубые фиалки – периной, а лепесток розы – одеялом. На столе стояла тарелка с водой, её края окружал венок из цветов. Длинные стебельки цветов купались в воде, у самого же края плавал большой лепесток тюльпана. Он служил малышке лодочкой, на которой можно было переправляться с одной стороны тарелки на другую. Дюймовочка каталась на своей чудесной лодочке и распевала песни. Такого нежного голоска, как у неё, никто никогда не слышал. А когда пришла зима, и пошёл снег, то одна снежинка была для крошки то же, что для нас целая лопата снега».

- Ещё об одном крошечном существе, живущем среди цветов, рассказывает Андерсен в сказке «Эльф розового куста».

«Эльф был такой крошечный, что человеческим глазом его не разглядеть было. За каждым лепестком розы у него было по спальне; сам он был удивительно нежен и мил, ну, точь-в-точь хорошенький ребёнок, только с большими крыльями за плечами».

- О забавных коротышках из Цветочного и Солнечного городов: Незнайке, Сиропчике, Пончике, докторе Пилюлькине и многих-многих других рассказывал Николай Носов.

-А вот что поведал нам о мальчике-с-пальчик Василий Андреевич Жуковский:

«Жил маленький мальчик,

Был ростом он с пальчик,

Лицом был красавчик,

Как искры глазёнки,

Как пух волосёнки,

Он жил меж цветочков.

В жары отдыхал он,

И ночью там спал он,

С зарёй просыпался,

Живой умывался росой,

Наряжался в листочек атласный.

-Гном (герой-малыш) представляется маленьким только среди обычных людей. Среди гномиков он нормального размера. Но и человек обычного, роста может быть тоже гномом, лилипутом.

-Как вы думаете, когда такое случается с героем? В какой сказке? Вспомните сказку Свифта «Гулливер в стране лилипутов», «Гулливер в стране великанов».

-А вот в сказке Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» девочка откусила пирожок и стала маленькой-маленькой. И таким образом смогла проникнуть в нору.


3.Обобщающие слово. Организация беседы.

Словом, герои-малютки-достаточно частые гости волшебных повествований.

И все они, как и обычные люди, не похожи друг на друга, имеют свой характер. Есть среди них настоящие злые волшебники. Вспомните троллей из сказок Андерсена, например, из «Снежной королевы».

-Какое недоброе дело сотворил злющий-презлющий тролль? (Злой тролль смастерил такое зеркало, в котором всё доброе и прекраснее уменьшалось

донельзя, все же негодное и безобразное, напротив, так и бросалось в глаза и казалось ещё хуже.) Есть у Андерсена и добрые малютки, например, знаменитый Оле-Лукойе.


Чтение отрывка.

«Когда дети заснут, Оле-Лукойе присаживается к вам на постель. Одет он чудесно: на нем шелковый кафтан, только нельзя сказать, какого он цвета-он отливает то голубым, то зелёным, то красным, смотря по тону, в какую сторону повернется Оле. Под мышками у него по зонтику: один с

картинками, который он раскрывает над хорошими детьми, и тогда им всю ночь снятся чудесные сказки. А другой- совсем простой, гладкий, который он развёртывает над нехорошими детьми: ну, они и спят всю ночь как чурбаны и поутру оказывается, что они ровно ничего не видели во сне».

-Вы обратили внимание на волшебный костюм Оле-Лукойе?

-А как еще бывают одеты гномы в сказках?


Установка на детальное слушание.

-Послушайте, как описывает своего героя сказочница Лагерлёф («Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».) Запишите слова, которые помогают представить гномов.

«Маленький человек. На голове - широкополая шляпа, чёрный кафтанчик украшен кружевным воротником и манжетами, чулки у колен завязаны пышными бантами, а на красных сафьяновых башмачках поблескивают серебряные пряжки».



Чтение.

Другой сказочник Гауф в «Холодном сердце» так описал своего героя: «Петер увидел под корнями старой ели крошечного старичка в чёрном кафтанчике, в красных чулочках, с большой остроконечной шляпой на голове. Старичок приветливо смотрел на Петера и поглаживал свою небольшую бородку – такую лёгкую, словно она была из паутины. Во рту у него была трубка из голубого стекла, и он то и дело попыхивал ею, выпуская густые клубы дыма».

Беседа.

Итак, как одеты здесь гномы?

- А теперь послушайте отрывок и подумайте, что помогло нам понять, что Незнайка – малыш.

«Открыв глаза, Незнайка увидел, что лежит в чужой комнате. По углам стояли маленькие креслица. На стенах висели коврики и картины с изображением разных цветов. У окна стоял круглый столик. На нём возвышалась куча разноцветных ниток для вышивания и лежала подушечка, вся утыканная иголками, словно ощетинившийся ёжик».

(Уменьшительно-ласкательные суффиксы в словах)


4.Обсуждение наблюдений над текстами.

Описывая коротышку-гнома, сказочник использует множество слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Но весь секрет в том, как уже мы говорили, что гном представляется маленьким только среди обычных людей.

- А теперь рассмотрите иллюстрации к сказкам о малютках. Опишите героев, их жилище, место, где они обитают (работа с иллюстрациями).


5. Подготовка к восприятию музыки

Удивительно, что гномиков можно не только нарисовать красками или описать словами, но о маленьких человечках можно рассказать и музыкальными звуками.

В весёлом хороводе пляшут гномы у Ференца Листа. Они так развеселились, что не могут остановиться. Хохочут, падают друг на друга и снова пускаются в задорный пляс.

У Эдварда Грига, норвежского композитора, есть небольшое музыкальное произведение «Пер Гюнт», о приключениях, мечтавшего покорить весь мир.(11, с. 6) В эту сказочную историю (а текст её написан Ибсеном) включена сцена, в которой Пер попадает в пещеру Доврского деда – горного короля, злобного и коварного тролля. Много пришлось пережить Перу, прежде чем он смог вернуться домой к своей возлюбленной Сольвейг. Когда вы повзрослеете, вы обязательно услышите эту изумительную сказку.

Но сегодня мы будем говорить о другой пьесе Грига – «Кобольд». Это, в переводе с норвежского, «маленький тролль». Кобольд – излюбленный персонаж скандинавских преданий. Они живут в далёких горных подземельях, куда заманивают неосторожных путников, завораживают их, женят на своих дочерях и становятся владыками людских душ. Отвратительны и хитры взрослые тролли. Но в детстве они могут быть другими, как и люди.

Вот как Эдвард Григ впервые встретился с кобольдами:

«Была зима. Тишина стояла в окутанном туманом городе. До Эдварда, когда он шёл в школу мимо застывших домов, доносился только гул моря. А сегодня он услышал ещё какой-то звук, похожий на далёкий стон. Эдвард сразу догадался: это кобольды – горные духи – томятся в своих пещерах. Им хочется попрыгать по горам, но не очень-то разгуляешься по такой погоде. Как-то осенью Эдвард увидел за городом глубокую пещеру и по крохотным следам – отпечаткам круглых башмаков сразу понял, что здесь живут духи, и даже пытался поговорить с ними.

Кто знает, может быть, кобольды и отвечали Эдварду. Но ничего не было слышно из-за шума ручья. Он вздулся от долгих дождей и с грохотом катился с гор в долину.

Потом, разучивая музыкальные упражнения, Эдвард вдруг вспомнил круглые следы и представил себе смешных кобольдов. Будто увидел их, стоя у входа в пещеру.

Клавиши дрогнули – маленькие существа понеслись по кругу, стуча деревянными башмачками. Но тише, тише… Ведь их топот едва слышен за бурлящим ручьём. Вот он! Звонкие стремительные звуки рвутся из-под пальцев. Вдруг они перешли на шёпот – это выглянуло солнце и почти высушило ручей. Теперь время кобольдов! Но хрустнула ветка – духи испуганно вскрикнули и пропали… Эдвард кончил играть. Он боялся верить, что смог передать звуками то, что представил себе».(45, с.210)


Установка на слушание.

- А теперь вообразите, что вы тоже встретились с этим забавным, что-то замышляющим кобольдом.

Подумайте:

  1. Чем Кобольд занят в музыке?

  2. Какое у него настроение?

  3. Где происходят события музыки? Как выглядит это место?

  4. Какой он – герой музыки?


6. Слушание музыки.

7. Беседа о музыкальных впечатлениях.

- Какую историю рассказала вам музыка?

-Что вы представили, почувствовали?

Учащиеся отвечают на вопросы.


ЯЗЫКОВАЯ ПОДГОТОВКА.

Возможный языковой материал:

1. Внешний вид: забавный, на нём круглые деревянные башмачки, короткие штанишки, красный колпачок на голове, длинная седая борода и т. п.

2.Настроение: озорной, шаловливый, замышляющий какую-то каверзу.

3. Действия, движения: неуклюжий, задевает нечаянно лесные колокольчики, и они…; бросается шишками, пугается, падает, хнычет, бежит без оглядки, вздрагивает, колдует (гном-колдун), спотыкается, танцует на лунной дорожке.

4. Сказочный пейзаж: скалы с пещерами и гротами в них; пенящиеся шумные ручьи; деревья, поросшие от обилия влаги мхом, за каждым деревом таится лесной дух, тихие и бездонные озёра.

5. Звуки: шум падающей воды, ручья, далёкие звоны в горах, прозрачная мелодия, мягкая мелодия, таящая в себе жизненную силу, быстрые, порхающие звуки.


8. Устные описания, их обсуждение, редактирование.


9. Повторное прослушивание пьесы.

Обобщающее слово учителя о содержании музыки и её художественных средствах (изобразительно-выразительных).

Вот вы ещё раз прослушали пьесу Э. Грига, окунулись в сказочный мир суровой норвежской природы, где за каждым деревом, в расщелинах скал, под корягами, среди мхов и лишайников притаились лесные духи – кобольды- хранители волшебных сокровищ.

У каждого из вас будет в сочинении своя сказочная история, свой маленький тролль. Не забудьте только так рассказать о музыке, чтобы ваш читатель почувствовал её очарование и очень захотел послушать.


Работа над сочинением.


Литература.

Андерсен, Х. К. Сказки [Текст] / Х. К. Андерсен. – Фрунзе: Мектеп, 2002. -224 с.

Белобородова, В. К. Музыкальное восприятие школьников [Текст] / В. К. Белобородова, Г. С. Ригина, Ю. Б. Алиев. - М. : Педагогика, 1995.- 160 с.

Вершинина, Г. Б. Использование музыки на уроках развития речи [Текст] / Г. Б. Вершинина. – Кемерово, 1991. - 97 с.

Вершинина, Г. Б. Детское слово о музыке: теория и практика обучения на уроке развития речи [Текст] / Г. Б. Вершинина. – Новокузнецк, 1995.- 230 с.

Кабалевский, Д. Б. Как рассказывать детям о музыке? [Текст] / Д. Б. Кабалевский. – Изд. 2 – М. : Советский композитор, 1982. - 214 с.

Ширинян, Р. К. Норвежская музыкальная культура. Эдвард Григ [Текст] // Музыкальная литература зарубежных стран. Выпуск 5. / Под ред. Левик Б. – М.: Музыка, 1984. – 395 с.