СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока развития речи по русскому языку 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока развития речи по русскому языку 4 класс»

1

Конспект урока по русскому языку 04-02

Дата урока

15.04.2024 г

Номер урока

139

Класс

4-Г

Тема

Развитие речи № 26. Сочинение по репродукции картины И.И. Левитана «Весна. Большая вода» (упр.178). Пишем сочинение-описание 

Методическая цель урока

 Формировать умение определять и раскрывать тему и главную мысль в собственном тексте, учить описывать  картину; формировать умение строить текст в определенной композиционной форме.

Планируемые
результаты(предметные)

будут учиться составлять текст по репродукции картины, познакомятся с творчеством И. И. Левитана, формировать умения рассматривать и анализировать картину, фиксировать свои наблюдения, находить нужный материал для раскрытия темы, пробуждение творческой активности и фантазии, воспитание интереса к творчеству художника.

Личностные результаты

Формируют интерес к предметно-исследовательской деятельности, предложенной в учебнике.

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: адекватно воспринимают оценку учителя.

Познавательные:общеучебные – применяют имеющиеся знания; логические – осуществляют сравнение, анализ, синтез, обобщение, устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, строят рассуждения.

Коммуникативные: умеют формулировать собственное мнение и позицию

Тип урока

Развитие речи

Оборудование

Презентация, учебник, тетрадь


ХОД УРОКА

  1. Орг. Момент


2.Мотивация учебной деятельности

-Времена года, как и люди, разные. И настроение бывает разное: весёлое, если светит солнышко, грустное, если льёт дождь. Природа любит праздники. Особенно праздник, который опускается на землю с густыми туманами, редкими дождинками, вкусно пахнущими ветрами.

-Как вы думаете, о каком времени года я сейчас говорю?

Весна – это светлый праздник возрождения природы.

- Кто из вас бывал в весеннем лесу? 

- Что особенно интересного вы там заметили?

Слушание музыки:

- Знаете ли какой голос у весны? (ответы учащихся)

- Прислушайтесь, и вы обязательно услышите голос весны (звучит музыка).

- Музыка передаёт настроение, ощущение того, что происходит в природе.

- Что вы услышали?

Чтение стихотворения Федора Ивановича Тютчева

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят-

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят…

Они гласят во все концы:

«Весна идёт! Весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд».

Весна идёт, весна идёт-

И тихих тёплых майских дней

Румяный светлый хоровод

Толпится весело за ней! (Ф. Тютчев)


3. Освоение нового содержания и его применение

1. Определение темы и цели урока.

- Как вы думаете, о чем сегодня будем писать сочинение? (О весне).

- А сочинение мы будем писать по картине известного русского художника Исаака Ильича Левитана, которая так и называется «Весна. Большая вода» 

- Его кисти принадлежали такие картины, как:

1. "Солнечный день" 

2. «Осень. Река»

3. «Осень»  и т.д.

- Картины этого художника хранятся в Третьяковской галерее, в Москве.

- Так какая же тема нашего сегодняшнего урока?

Тема урока: «Сочинение по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода».

-Как вы думаете, чему будем учиться на уроке? Какие цели урока?

Цель: Будем учиться выражать свои впечатления, представления, сравнивать изображенное на картине с художественными произведениями.

2. Библиографические сведения о художнике

-Исаак Ильич Левитан родился в 1860 году. Художник рано остался сиротой. Его детство было настолько тяжёлым, что впоследствии он старался никогда больше о нём не вспоминать. Когда Левитан учился в Москве в художественном училище, ему часто приходилось голодать. Он даже ночевал в училище, так как не имел своего угла. Но, несмотря на все тяготы жизни, Левитан был мягким и отзывчивым человеком. К своей работе он относился очень строго. За 25 лет написал около 1000 картин, рисунков, эскизов. Для своих произведений он выбирал такие моменты, когда в природе происходили изменения. Художник хорошо чувствовал жизнь природы. Его картины - это картины волшебника, художника, любящего свою страну.

3. Рассматривание картины под монолог учителя:

Учащиеся открывают учебник на стр. 128 и рассматривают картину.

Картина «Весна. Большая вода» создана в 1897 году. Тема «большой воды», весеннего половодья издавна привлекала внимание художника. Ещё в 1885 году он разрабатывал этот сюжет в одной из своих ранних картин. Теперь же художник вновь обратился к теме весеннего разлива реки, соединив в этом произведении опыт своих лучших работ. Главное в картине – воздух, нежная голубизна неба, отражённого в бескрайних водах весеннего разлива.

4. Музыкальная физминутка.

5. Словарная работа.

- Какое настроение вызывает у вас картина: грустное, печальное или радостное?

- Как мы называем картину, на которой художник изобразил природу? (Пейзаж). Словарное слово пейзаж вывешивается на доску.

- Художника, который изображает пейзаж на картине, называют художник-пейзажист. Словарное слово художник-пейзажист вывешивается на доску.

6. Анализ картины «Весна. Большая вода».

- Ребята, рассмотрите картину в целом, проникнитесь ее настроением, обратите внимание на все детали ближнего, среднего и дальнего планов.

-Назовите признаки весны. ( Весна, потому что деревья без листьев, но чувствуется, что они скоро появятся. По цвету неба и воды - они такие свежие и прозрачные бывают только весной. Вода затопила деревья)

- Как бы вы назвали картину?

-Почему художник назвал картину не просто «Весна», а «Весна. Большая вода»?

- Давайте подумаем, почему именно так.

- В какой момент художник изобразил реку? (Художник изобразил реку в момент половодья, когда вода затопила прибрежные области)

-Какой изображена река? (Река спокойная и неподвижная)

-Как вы думаете, каждый ли год река разливается так широко?

- Посмотрите на другой берег реки, дальний от нас.

(Река разлилась так широко, что другой берег тоже затопило. Одни дома затопило, а другие находятся высоко на берегу. Другой берег высокий)

- Какие цвета преобладают на картине? (Голубого, синего, потому что в картине много воды и воздуха. Вода ещё холодная и поэтому она синяя, небо голубое - бывает тогда, когда светит солнце)

- Почему главные цвета голубой и жёлтый? (они придают трепетность, «воздушность»)

А как можно понять, что день солнечный, ведь самого солнышка здесь нет?

(Земля жёлтая, коричневая, потому что её нагрело солнце. Берёзки тоже жёлтые. На них играют солнечные зайчики)

- Какое на картине небо? (Небо нежно голубое)

- С чем можно сравнить плывущие по небу облака?

- Давайте посмотрим на берёзки, на их стволы. Какие они?

(Берёзки молодые, хрупкие, нежные. Стволы их искривлённые. Им хочется освободиться от воды, вырваться, они изображены, как в танце. Они покрыты дымкой, тянутся к небу венчиками, сливаются с небом, а небо сливается с водой)

- Посмотрите на рощицу в центре на первом плане. Какие цвета вы здесь видите? О чём говорит такое разноцветье?

(Солнце ликует, играет на стволах, отражается в зеркале воды.)

- А как художник изобразил рощицу на берегу?

(Деревья стоят прижавшись друг к другу, наблюдают за теми , которые в воде, а та берёзка , что у воды , как будто хочет вступить в этот яркий хоровод. Каждое деревце изящное, трепетно – изогнутое, словно живые, трогательно и доверчиво ожидают березки чего –то хорошего, что принесет им весна. )

-Почему среди молодых берёзок Левитан изобразил старое дерево. Как по-вашему: о чём может говорить старое дерево молодым? (Не бойтесь воды. Она нужна корешкам. Скоро вода уйдёт и вы зазеленеете. Я выросло большим, и вы такими будете. Большие деревья как бы охраняют молодые. Они уже не раз были в воде.)

- Что изображено на переднем плане? Что можно предположить? (На переднем плане – забытая лодкаВозможно это сам художник. Он уже бывал здесь. Его сюда привлекали дали, бескрайний простор. Он сейчас среди высоких деревьев на берегу.)

-Что в этот момент испытывает художник? (Художник наслаждается природой, пишет картину с любовью и восхищением)

- А вам хотелось бы оказаться в том месте, которое изобразил художник?

(Побегать по берегу, потрогать воду, подышать свежим воздухом).

  • Упр.178, 179 (стр. 87).

7. Лексико-орфографическая подготовка (опорный лист)

1.Половодье.

Половодье, река разлилась, подтопила берега, прибрежный лес, лодка.

2. Апрельский день.

Всё освещено ярким солнцем, голубое небо (ясное, лазурное, светлое, бездонное, бескрайнее), сливается с водой, лёгкие облака (кусочки ваты, белые барашки), несут на крыльях весну, прозрачный воздух.

3. Деревья.

Стройные (белоствольные) берёзы, всегда зелёная ель, отражаются, смотрят, тянутся, на стволах берёз солнечные блики.

Выглядят беззащитно и трогательно

4. Настроение картины.

Ярко, празднично, пронизана светом, сочетание тёплых и холодных красок (тепло весеннего солнца, прохлада воды), свежесть, ожидание первой молодой зелени, дуновение ветерка, скрип веток, журчание воды, природа пробуждается после зимнего сна.

8. Составление плана.

-Сколько будет частей в сочинении? (Три части.)

-Как называются части? (Вступление, основная часть и заключение).

-О чём будем рассказывать в первой части?

(В первой части будем говорить о том, как называется картина, кто её автор).

-Какими словами можно начать?

(«Передо мной картина известного художника…»)

-Что будем описывать во второй части?

(В ней будем описывать картину).

-Что именно будем описывать?

(Реку, берёзки, небо, поле, дома.)

-Как начнёте описание?

(На картине изображена весна …)

-О чём будем писать в третьей части?

(О своих чувствах, об отношении к картине)

-Как можно начать заключительную часть?

(Когда я смотрю на картину, то у меня возникает чувство…)

(Мне эта картина нравится тем то…)

ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН СОЧИНЕНИЯ (Записывается на доске).

  1. Картина художника.

  2. Весенний разлив.

  3. Всё радуется весне!

9. Устное описание картины:

  • задний план: большая вода, воздух, небо

разлившаяся река, затопленные постройки, сине- голубая вода, прозрачный воздух, наполнено солнцем, солнечные зайчики

  • передний план: молодые берёзки

искривлённые стволы, хрупкие, покрыты дымками, тянутся венчиками, разноцветье красок, солнце ликует на стволах, яркий хоровод, отражаются в зеркале воды, лодка художника.

Слева, вдали, сверху, внизу, потому что, чтобы, так как, кое-где.

Дети устно описывают картину.

10. Написание и проверка сочинения

Примерный вариант сочинения

На картине Левитана «Весна. Большая вода» природа изображена величавой, спокойной. Апрельский полдень. Все озарено ласковым солнечным теплом.

Снег растаял. Вода так разлилась, что затопила все низкие места, лес, домишки, сараи, березовую рощу. Медленно течёт река. В сине-голубой  воде, как в зеркале, отражаются стройные, как свечки, голые деревья. Совсем скоро распустятся набухшие клейкие почки и появится первая кружевная зелень.

День солнечный, ясный. По бледно-голубому небу плывут облака, напоминающие маленьких барашков. Воздух прозрачный, чистый.
Березовая роща, еще не одетая листвой, просматривается насквозь. Розоватые ветви деревьев нежно выделяются на фоне голубого бездонного неба.

К изгибающемуся берегу причалена старенькая лодка. Видимо, здесь недавно был ее хозяин и вот-вот придет на это же место. Вдали за деревьями виднеются прибрежные домишки и сараи, затопленные большой водой.

Вся картина пронизана искрящимися лучами яркого солнца. Левитан сумел передать радость весенней природы и большую любовь к ней. Его рассказ о приходе весны – это надежда на хорошее лето, счастье.

4. Итог урока. Рефлексия деятельности.

– Какой урок сегодня провели? (Урок по развитию речи.)

– Что составляли и записывали? (Текст по репродукции картины.)

– Как справились с работой? Что вызвало затруднения? Как оцениваете свою деятельность на уроке?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!