МБОУ «Средняя школа № 11»
Город Иваново
Подготовка к сочинению-описанию фотографии.
Ф.И.О. педагога: Караштина Н.В.
Предмет: русский язык
Класс: 9
Тип урока: урок развития речи.
Краткое описание: данный урок построен при помощи методики ФГОС и содержит алгоритм создания устного высказывания- описания фотографии
Тема урока: «Как описать фотографию?»
Цели урока:
Воспитательная:
Воспитание культуры речи, повышения требовательности к своей речи уважительного отношения к чужому мнению, философского отношения к своим поступкам и осознания последствий своих решений.
Образовательная:
подготовить учащихся к устному описанию фотографии, обобщить теоретические знания по созданию текста-описания
Развивающая:
развивать коммуникативные навыки, речевую культуру, познавательные и творческие возможности учащихся.
Задачи урока:
Закрепить умение
1)Определения целого и частей описания
2) Сопоставлять смысловые вопросы и вопросы билета
3)Составления семантического поля фотографии
4)Отработать алгоритм создания устного высказывания описания фотографии
Методы : проблемный, исследовательский, частично-поисковый, репродуктивный(с использованием опорных схем), дифференцированный.
Оборудование:
индивидуальные папки учащихся с вложенным материалом, алгоритмами по каждому этапу работы над описанием(кейсы);
проектор, экран
Оргмомент Приветствие. Самопроверка и взаимопроверка готовности к уроку.
Формулировка темы и определение целей урока.
Эпиграф к уроку :
«Фотография – это закодированный текст, несущий определённую информацию и воздействующий на воображение, чувства и настроение человека.»
Что общего у этого высказывания и темой нашего предыдущего урока?
(Цель писателя и фотографа одинаковая – воздействовать на воображение человека)
Как вы думаете, о чём пойдет речь сегодня? ( об описании фотографии)
Скажите, достаточно ли той информации, которую вы получили на предыдущем уроке для того, чтобы описать фотографию? (нет).
О чём вам ещё нужно знать? ( (Как описать фотографию?).
Верно. Это и будет темой нашего урока.
Запись темы урока в тетради.
Скажите, а для чего нам нужно изучить эту тему? (Это задание устной части ОГЭ) и при его выполнении можно допустить ошибки.
Что мы уже знаем?
Только структуру текста – описания
Что нам необходимо ещё узнать, чтобы описать фотографию?
Алгоритм и умение его применять.
Следовательно , цель нашего урока – Изучить алгоритм описания фотографии.
Запись в рабочих материалах
Работа над темой
Фотография на слайде, выступление ученицы о фотографии. ( Фото семейного отдыха )
Ребята, во время выступления … употребляла специальные слова, поэтому нам необходимо провести словарную работу (слайд)
Пополняем словарный запас. Подберите синонимы к словам (все слова перемешаны, нужно их распределить по колонкам) Учащиеся самостоятельно подбирают синонимы, потом самопроверка со слайда
Фотография | Сфотографировать | Увидеть | Изобразить |
фото, снимок, фотокарточка, кадр. | снять, запечатлеть, зафиксировать | увидать, уловить, ухватить, заметить, различить приметить, заприметить. | воссоздать, отразить, передать. |
отразить, передать, фото, кадр, снять, запечатлеть, увидать, уловить, снимок, фотокарточка, ухватить, заметить, приметить, различить, заприметить, воссоздать, зафиксировать. |
Работаем над алгоритмом описания
Знакомство с билетом
Обратите внимание : билет состоит из трёх вопросов и одного задания. Эти вопросы и являются подсказкой, своеобразным планом вашего ответа. На подготовку даётся только 2 минуты, поэтому составить и записать готовый текст вы не успеете. Вам придётся делать наброски логической схемы ответа. А уже по ходу выступления импровизировать. Именно такую схему я вам сегодня предложу, и мы постараемся составить алгоритм описание фотографии.
Схема, которую я хочу вам предложить, состоит из 8 логических вопросов. (По аналогии с вопросами к членам предложения. (кейс)
Целое - Семья
Составляем семантическое поле фотографии, опираясь на ключевые вопросы
Атмосфера (какая?) Доброжелательная, тёплая, безмятежная
Настроение (какое?) Бодрое, приподнятое, отличное.
Кто?(Что) | Семья, папа, дочки |
Какой?(+атмосфера, настроение) | Весёлые , радостные, счастливые, (Одежда ) походная, свободная, удобная, легкая ,(атмосфера )дружественная, тёплая, доверительная, ( настроение радужное, приподнятое, хорошее) |
Что делает? | Идут, смеются, держатся за руки, разговаривают, возвращются с прогулки |
Когда делает? | Летний день, солнечный день, выходной день |
Где? | В лесу, по лесной тропинке |
Как делает? | Весело, радостно |
Зачем? | Прогуляться по лесу, отдохнуть в лесу, семейный отдых |
Почему? | Очень дружная семья |
Сопоставляем вопросы билета с ключевыми вопросами – это и есть набросок вашего выступления
Вопрос билета: опишите | Вопрос алгоритма |
людей, изображённых на фотографии : как вы думаете, почему они так одеты; | Кто?(Целое + части перечислить) Какой? Как(одеты)? Зачем (так оделись)? |
занятие людей, изображённых на фотографии | Что делает? Когда? Как делает? |
атмосферу в этой семье; | Почему(улыбаются)? Какая(атмосфера)? |
настроение, которое вызывает у Вас эта фотография. | Какой? (настроение) Почему? (такое настроение) |
4) Важно понимать, что устная часть предполагает проверку навыка спонтанной, неподготовленной речи.
Если при работе с черновиком вы можете что-то менять, удалять, добавлять, то при ответе во время собеседования у вас такой возможности не будет. Я хочу познакомить вас с правилом трёх «нельзя», которые выработала сама.
Работа над составлением описания (в группах)
Подведение итогов
Давайте ещё раз повторим алгоритм. (слайд)
Познакомиться с билетом
Определить ЦЕЛОЕ
Составить семантическое поле фотографии, опираясь на ключевые вопросы
Сопоставить вопросы билета с ключевыми вопросами.
Составляем описание, опираясь на фразы клише.
Рефлексия .
Наш урок подходит к концу, давайте подведём итог
Вспомните, какую цель мы поставили перед собой в начале урока.
Изучить алгоритм описания фотографии
Как вы думаете, достигли ли мы этой цели?Да
А сейчас я попрошу вас оценить, насколько продуктивно прошёл наш урок.
Продолжите фразу (слайд)
Я узнал(что?)
Я понял, как
Я научился (чему?)
Домашнее задание : Подготовить описание фотографии, над которой работали или выполнить задания алгоритма по новой фотографии
Приложение 1
Описание — функционально – смысловой тип речи, заключающийся в изображении целого ряда признаков явлений , предметов или событий, которые надо представить одновременно.
Цель описания в том, чтобы читатель(слушатель) увидел предмет описания, представил его в своем воображении.
Структура описания
Общее представление о предмете - данное (целое)
Перечень отличительных признаков – новое (части)
Вывод , авторская оценка предмета.
Основные вопросы к тексту описанию – каков предмет? как он выглядит? Какие признаки для него характерны.
Описания можно разделить на статические, при которых предметы изображаются в состоянии покоя и динамические , показывающие предметы и явления в движении.
Лингвостилистические особенности описания
Связь между предложениями обычно параллельная. Вначале предложение или абзац, в качестве ЦЕЛОГО, остальные предложения по смыслу связаны с первым, конкретизируя его. Между собой они не связаны, поэтому их можно менять местами.
Каждое предложение САМОСТОЯТЕЛЬНО
Глаголы чаще всего употребляются в форме НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА, а для особой наглядности – в форме НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ.
Все глаголы обозначают НЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНУЮ СМЕНУ СОБЫТИЙ, А ОДНОВРЕМЕННОСТЬ ПРОИСХОДЯЩЕГО.
Чаще используются слова, обозначающие качества, свойства предметов.
Приложение 2
Работа индивидуальная Охарактеризовать текст по плану (работа в 2 группах «цепочкой»)
Прочитать выразительно текст
Тип речи…, так как в нём…(перечисляются признаки предметов или перечисляются события или перечисляются мысли)Назовите, что перечисляется?( Целое - части)
Тип описания …(статическое так как… предметы изображаются в состоянии покоя или динамическое так как , изображены предметы и явления в движении).
Лингвостилистические особенности текста:
Связь между предложениями (цепная или параллельная), так как предложения между собой (связаны или не связаны) и их (можно или нельзя) поменять местами, например,
Глаголы(назовите их) употреблены в форме …вида, …времени.
Местность была живописная. Старый помещичий дом стоял в низине. По вечерам курился вокруг холодный туман. Лягушки надрывались в окрестных болотах, и до головной боли пахло багульником (К. Паустовский. Черное море).
Длинное и худое, с широким лбом, кверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету, лицо Базарова оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум
Субоч был человек стремительный. Он влетал в класс как метеор. Фалды его сюртука разлетались. Пенсне сверкало. Журнал, со свистом рассекая воздух, летел по траектории и падал на стол. Пыль завивалась вихрями за спиной латиниста. Таков был обычный приход Субоча (К. Паустовский. Далекие годы. «Золотая латынь»)