СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока развития речи в 10 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения задание 25 ЕГЭ"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока развития речи в 10 классе по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения задание 25 ЕГЭ"»

Урок русского языка в 10 классе

Тема: Р.р. Проблема текста. Способы выявления и формулировки проблемы в сочинении на ЕГЭ

Цель урока: научить выявлять проблему в тексте, формулировать ее и излагать письменно.

Задачи урока.
Образовательные:
-познакомить с понятием «проблема текста», с видами проблем;

- формировать умение выявлять проблему текста;

- формировать умение формулировать проблему;

развивающие:
-развитие логического мышления, речи;

- развитие творческих способностей;

воспитательная:
- воспитывать интерес и внимательное отношение к русскому языку.

Тип урока: развития речи

Оборудование: тексты для работы; памятки для учащихся.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

  2. Вступительное слово учителя:

Слово учителя. Ребята, в 10 классе мы с вами начали повторять все, что изучили с 5-9 класс для успешной сдачи ЕГЭ. Одним из заданий ЕГЭ является задание 25 – написание сочинения-рассуждения. Это самое сложное задание в экзаменационной работе, за успешное выполнение которого вы получите 24 первичных балла – это 41% всей вашей работы. Жанр сочинения-рассуждения вам знаком, подобные сочинения мы писали в 9 классе, готовясь к ОГЭ. Давайте посмотрим формулировку задания 25.

(раздаточный материал):

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Проанализируйте смысловую связь между примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

- Как вы успели заместить композиция вашего сочинения обозначена прямо в задании.

- Сколько частей-абзацев должно быть в сочинении? (подчеркивают и нумеруют абзацы сочинения в задании).

- Теперь обратимся к памятке для написания сочинения (Памятка-шаблон для написания сочинения) и параллельно определим критерии оценки задания 25 (в памятке расставляют баллы согласно абзацам сочинения) (Презентация «Критерии оценивая задания 25 ЕГЭ»)

Слово учителя. В результате работ мы с вами выяснили, что ключевыми понятиями для успешного выполнения задания 25 являются проблема текста, комментарий к проблеме, авторская позиция, аргументация. С этого урока мы будем работать над поэтапным разбором каждого содержательного критерия. Сегодня мы выясним, что такое проблема текста, научимся её определять и правильно формулировать.

  1. Определение понятия ‘проблема’.

Обратим внимание на первый критерий оценки сочинения, ведь балл вы получаете только в том случае, если верно сформулировали одну из проблем исходного текста, не допустив при этом фактических ошибок.

- Что же такое проблема текста?

Проблема текста – это сложный теоретический или практический вопрос, требующий исследования, решения. Вопрос, над которым размышляет автор.

Слово учителя. Этот вопрос может не иметь однозначного ответа. Он может затрагивать разные стороны жизни человека: внутренний мир человека или жизнь природы, общества и многие другие. Поэтому выделяют различные типы проблем:

Памятка «Типы проблем»

Философские

Социальные

Политические

Нравственные

Экологические

Эстетические

Самые общие вопросы развития общества, природы

Устройство и жизнь общества

Деятельность государственной власти

Духовная жизнь человека. взаимоотношения людей

Взаимодействие человека и окружающей среды

Восприятие человеком прекрасного

• смысл жизни

• познание

и самопознание

• свобода

и ответствен-

ность

• человек

и история

• человек

и культура

• социальная

справедливость/

несправедли-

вость

• создание правового государства

• соблюдение прав человека

• прогресс

и общество

• наука

и общество

• политика в жизни общества

• гражданское

общество

• демократия

• международные конфликты

• разоружение

•терроризм

• национализм

• шовинизм

• эгоизм и гуманизм

• доброта и жестокость

• духовность и бездуховность

• честь и бесчестье

• интеллигентность и хамство

• дружба и предательство

• любовь и ревность

• конфликт поколений (отцы и дети)

• взаимосвязь

человека и природы

• глобальная

экологическая

катастрофа

• потребительское отношение к природе

• экология культуры

• экология языка

• восприятие искусства

• воспитание эстетического вкуса

• духовность

в искусстве

• чтение,

роль книги

в жизни

'человека

• массовая

культура, телевидение, Интернет

Определяя проблему, нужно задуматься над тем, каким образом содержание текста касается каждого человека, всего человечества в целом. Необходимо помнить, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулировать проблему нужно так, чтобы она затрагивала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

Слово учителя. Теперь, опираясь на памятку, выполните задание.

Задание на определение типа проблемы (раздаточный материал)

1. Определите, к какому типу относятся указанные проблемы. Установите соответствие.

1. В чём опасность политики национализма?

2. Можно ли избежать социальной несправедливости?

3. В чём смысл человеческой жизни?

4. Нужно ли заботиться об окружающих людях?

5. Имеет ли человек право вмешиваться в жизнь природы?

A. Философская

Б. Политическая

B. Экологическая

Г. Нравственная

Д. Социальная


  1. Работа с текстом.

- Давайте попробуем определить проблему ТЕКСТА 1 (раздаточный материал).

Самостоятельное чтение текста.

  1. Библиотека — это не сумма книг, а система книг. (2) Редких книг собирать не надо, надо собирать нужные книги. Книги надо подбирать так, как в старину ювелиры подбирали камни для украшения.

  2. Книги нельзя удалять со своих полок, как нельзя вырубать леса целиком, они должны расти у тебя. (4) Раз прочитанная книга ещё драгоценнее, чем книга непрочитанная. (5) Книги собираются в стаи, библиотеки, как птицы; книги собираются, как леса — из деревьев, травы и грибов, они живут в сознании человека. (6) И для большого человека нет даром прочтённой книги. Она находит место в его сознании. (7) Библиотеки — это лаборатории, в которых проектируется мир. (8) Литература открывает мир! (По В. Шкловскому)

Слово учителя. Определяем проблему данного текста. Если вы затрудняетесь с формулировкой проблемы, можно воспользоваться следующим способом:

  1. Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.

(Роль книги в формировании личности)

  1. Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.

(Какую роль в формировании личности выполняют книги?)

  1. Этот вопрос и является формулировкой проблемы.

Учащиеся определяют проблему, сообща корректируют. Возникает вопрос, как правильно записать формулировку? У вас вновь подсказки (Памятка для написания сочинения-рассуждения). Существует несколько способов формулирования проблемы:

Способы формулирования проблемы

Проблему можно

сформулировать самостоятельно (своими словами)

В том случае, если проблему можно сформулировать кратко — одним словом или словосочетанием, подойдёт конструкция «проблема + существительное (словосочетание) в род. падеже», например:

 Автор поднимает проблему совести.

 Автор предлагает нам задуматься над проблемой отцов и детей.

 В центре внимания автора проблема духовного совершенствования человека.

Более сложные проблемы можно сформулировать с помощью вопросительных предложений, например:

 Может ли отдельная личность влиять на ход истории? Такова проблема, которая привлекла внимание автора.

 Автор размышляет над судьбой родного языка и предлагает своим читателям задуматься над следующей проблемой: в чём опасность распространения жаргонных слов?

процитировать

В некоторых текстах можно найти авторскую формулировку проблемы. В таких случаях можно использовать цитату:

 «Почему телевизор вытесняет сейчас книгу?» — таким вопросом начинает свой текст Д. С. Лихачёв.

указать номера предложений из текста

Если в текстах можно найти авторскую формулировку проблемы, то можно указать номера предложений, в которых проблема сформулирована автором.



Слово учителя. Вам предлагается сформулировать одну из проблем текста. Обычно текст содержит 2-3 проблемы, каждая из которых может стать основой сочинения. Какую же проблему выбрать из нескольких? Нужно выбрать основную проблему текста.

Основная проблема – это та,

  • что стала объектом раздумий автора;

  • над которой он в основном размышляет;

  • к которой он неоднократно возвращается;

  • по которой отчётливо заявлена авторская позиция.

Таким образом, останавливаясь на одной из проблем, вы избираете тот аспект текста, который больше соответствует вашим знаниям, вашему опыту. Поскольку выбор проблемы определит всю дальнейшую работу над сочинением, уже на начальном этапе постарайтесь просчитать, каким путём вам будет легче идти.

- Обратимся к ТЕКСТУ 2 (раздаточный материал)

Задание: Выделите проблемы, над которыми размышляет автор текста. Запишите их в двух вариантах, опираясь на памятку. Определите среди них основную. Обоснуйте своё мнение. (Самостоятельная работа.)

  1. Павел Флоренский очень точно сравнил отношение подростков и молодых людей к родному дому как к гостинице. (2) Пришли из школы или университета, умылись, переоделись, пообедали — и свободны, тогда как в Дом, в семью надо вкладывать свою заботу и работу: купить продуктов, заплатить за квартиру, отнести обувь в ремонт, вымыть лестницу, если подошла очередь, проверить уроки у сестрёнки, отвести её в музыкальную школу, поговорить с бабушкой о её самочувствии, ответить на письмо. (3) Сколько целебных для семьи мелочей могут сделать детские и юношеские руки, было бы желание! (4) Нет, мы тянемся к друзьям, с друзьями легче и проще. (5) А через годы спохватываемся, спокойно наблюдая, как теперь уже наш сын, помахав рукой, каждый день исчезает в дверях, оставляя семью со всеми её проблемами. (6) Где нет обилия мелких дел-забот, там не возникают и неожиданные задушевные разговоры, и молодёжь искренне убеждена, что не родители лучшие советчики... (По В. Харченко)

Учащиеся высказывают своё мнение, обосновывают его, корректируют свои записи. Обсуждение проходит при непосредственном участии учителя.

Проблемы, рассматриваемые в тексте:

  1. Сколько целебных для семьи мелочей могут сделать детские и юношеские руки, было бы желание? Над этой проблемой размышляет автор текста.

  2. В. Харченко в этом тексте рассматривает проблему отношения к дому и домашним делам молодого поколения.

Слово учителя. На экзамене для работы предлагаются тексты публицистического или художественного стилей. Сегодня мы с вами работали с текстами публицистическими. Укажите, как в них выражается проблема?

  • тезисно, открыто в одном предложении текста или одном фрагменте текста;

  • в нескольких суждениях автора, в разных фрагментах текста (чаще всего в начале и в финале текста; иногда ей посвящён основной абзац).

Слово учителя: В текстах публицистического стиля проблему проще и лучше сформулировать в форме вопроса, тем более авторы текстов очень часто формулируют проблему сами в форме вопроса, обозначая ее либо начале текста, либо в конце.

А теперь попробуем определить проблему текста художественного стиля и посмотрим, как она выражается.

Самостоятельное чтение ТЕКСТА 3.

ПРОБОЧНОЕ ВОСПИТАНИЕ.

В семье Сверла радостное событие: сын родился.

Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят – удивляются: вылитый отец!

И назвали сына Штопором.

Время идёт, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Свёрла ведь все – потомственные металлисты), да родители не дают: молод ещё, пусть сперва на чём-нибудь мягоньком поучится.

Носит отец домой пробки – специальные пробки, - и на них учится Штопор сверлильному мастерству.

Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потвёрже (посверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться.

Удивляются старые Свёрла: и как это их сын от рук отбился?

(Ф. Кривин)


- Какую проблему поднимает Кривин в этом тексте?

- Заявлена ли эта проблема в тексте открыто?

- Как же она выражается?

Слово учителя. В художественном тексте проблема заявлена не открыто, чтобы правильно её сформулировать, нужно обратить внимание на героев, их взаимоотношение, описание, поведение, поступки, речь, мысли. Также проблему в художественном тексте легче сформулировать в виде повествовательного предложения: Автор понимает проблему (чего?) …

Составление опорной таблицы и алгоритма работы над определением проблемы текста:

Публицистический стиль

Художественный стиль

Проблема выражается

- тезисно, открыто в одном предложении текста или одном фрагменте текста;

- в нескольких суждениях автора, в разных фрагментах текста (чаще всего в начале и в финале текста; иногда ей посвящён основной абзац).

Проблема

выявляется путём анализа описаний, поступков героев, их речи, мыслей, поведения и т.д.


Алгоритм

  1. Внимательно прочитать текст.

  2. Определить стиль текста.

  3. Выявите основную мысль текста;

  4. Запишите ее в виде законченного предложения;

  5. Определите, на какой вопрос отвечает это предложение;

  6. Запишите этот вопрос, он и является проблемой текста

  1. Внимательно прочитать текст.

  2. Определить стиль текста.

  3. Обратить внимание на ситуации, описанные в тексте, героев, из поступки, поведение, мысли, их речи.

  4. Проанализировать поступки, отношения, речь героев.

  5. Сформулировать проблему, используя данную информацию.

Слово учителя. Подходит к концу наш урок. Ответьте на вопросы:
-Что такое проблема?
-Назовите способы формулировки проблемы.
-Какие проблемы были затронуты авторами прочитанных на уроке текстов?
-Какие вы запомнили выражения для формулировки проблемы, обсуждаемой автором текста?
-В чём отличие темы от проблемы?

5. Домашнее задание:

Напишите вступление к сочинению по каждому из тех текстов, с которыми сегодня работали. Во вступлении сообщите проблему текста.










Скачать

© 2022, 173 2

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!