Конспект открытого урока по предмету речь и альтернативная коммуникация
Тема: «Звук и буква С».
Цель: знакомство со звукам [С].
1. Цель – знакомство со звуком и буквой «С».
Задачи:
1.Формирование представления о звуке и букве «С»; узнавание, различение буквы среди других букв;
2.Развитие и коррекция фонематического слуха, внимания, речи; расширение знаний об окружающей действительности;
3.Воспитание самостоятельности, мотивации к предмету.
4.Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
- воспитывать внимательность к ответам других детей.
Оборудование: картинки, слоги, задания, интерактивная доска.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Здравствуйте ребята, давайте улыбнемся друг другу, и начинаем наш урок русского языка.
II. Основная часть.
2. Актуализация знаний.
- Давайте вспомним на какие две группы делятся звуки? (гласные, согласные)
- Какие звуки мы называем гласными? (а, о, у и др.)
- Какие звуки мы называем согласными (м, с, т, х и др.)
- Каким цветом мы обозначаем согласные звуки? (синим.)
А каким цветом мы обозначаем гласные буквы? (красным)
3. Изучение нового материала:
-Ребята, я сегодня утром шла на работу и по пути встретила одну буковку, она мне сказала, что гуляла мимо нашей Страны Букв, увидела как там весело и интересно, что все буквы дружат, играют в разные игры! Теперь эта буква тоже хочет жить в нашей Стране Букв! Пустим ее к нам? (да) А для того, чтобы узнать что это за новая буква, давайте познакомимся с гостями, которые пришли к нам на урок.
На доску вывешиваются изображение мальчика и девочки.
Это Саша и Соня
- Какой первый звук в слове Саша?
- Дайте характеристику звуку [С]
[С] – согласный.
Какой фишкой мы обозначим этот звук? (синей фишкой)
-Отлично, ребята, это буква С! Посмотрите, на что похожа эта буква? Эта буква похожа на месяц, который светит нам с неба ночью! (показывается картинка месяца).
Давайте теперь проверим, в какой же домик мы поселим нашу букву С? В красный или в синий? Для того, чтобы узнать, нам нужно ее произнести! (звукопроизношение/артикуляция звука С) Когда мы произносим буковку «С», то воздух встречает преграду – зубы, значит эта буковка согласная и обозначается синим цветом! Давайте поселим ее в домик! (поселение буквы «С» в домик согласных букв)
Составьте звуковую модель слова Саша.
Выложим из букв имя Саша
Соня
- Какой первый звук в слове Соня?
- Дайте характеристику звуку [С]
[С] – согласный.
Какой фишкой мы обозначим этот звук? (синей фишкой)
Составьте звуковую модель слова Соня.
4. Физкультурная минутка.
- Услышите звук [С] - хлопайте,
К, С, Л, Т, С, Н, Р, С, Ш, С, А, М, С, Б, Р,С.
5. Чтение слогов с буквой С.
- Ребята, давайте почитаем слоги с буквой С.
На доску вывешивается слоговая таблица. Чтение слогов хором; по одному.
Покажите слог са, со, су, с ы, си.
6. Игра «Соотнеси с буквой».
Самостоятельная работа детей на индивидуальных карточках.
Соедини с буквой С только те предметы, названия которых начинаются со звуков [С].
7. Письмо.
Найти и обвести все буквы С в кружочки.
8)Рефлексия:
-Молодцы, ребята, очень хорошо сегодня поработали! Но осталось последнее задание! Для того, чтобы наша буковка стала настоящим жителем нашей Страны Букв – ее нужно наполнить шариками! Посмотрите, какого цвета шарики? Конечно, синего, потому что буква «С» - согласная, давайте еще раз попробуем ее произнести! (звукоподражание/артикуляция звука «С»)
-Здорово, наполняем нашу буковку! (дети наполняют бумажную букву синими шариками) Теперь буква «С» живет в нашем городе!
Ребята, спасибо за работу! Урок окончен.
9. Подведение итогов.
Ребята, спасибо за работу! Урок окончен.