Речь и альтернативная коммуникация
Тема: «Правильное произнесение звука С в изолированной позиции. Письмо по образцу строчной буквы С»
Коррекционно-образовательные задачи:
Закрепить навык произношения звука [с].
Закрепить умение выделять звук [с] в слогах, словах.
Закрепить умение определять позицию звука в слове (в начале, в конце, в середине); самостоятельно называть слова с заданным звуком в разных позициях.
Расширять лексический запаса в процессе автоматизации поставленного звука.
Коррекционно-развивающие задачи:
Развивать фонематическое представление и восприятия.
Развивать навык слогового и фонематического анализа и синтеза.
Развивать психические процессы: память, мышление, воображение.
Развивать слуховое восприятие и внимание.
Развивать мелкую моторику рук, тактильный гнозис.
Коррекционно-воспитательные задачи:
Формировать усидчивость.
Формировать эмоционально-положительный настрой на работу.
Оборудование: картинки к заданиям, су-ждок, элементы буквы С.
Ход занятия
I. Организационный момент
- Здравствуй. Мы с тобой отправимся в страну Свистунов. Как ты думаешь, почему она так называется? (потому что там все свистят). И чтобы нам тоже научиться свистеть нужно сделать артикуляционную гимнастики.
II. Основная часть
Упражнения:
Забор
Мост
Чистим нижние зубки
Все упражнения выполняются 3 – 4 раза и под счет.
- Как правильно произносить этот звук С.
Артикуляция:
- губы в улыбке
- зубы сближены
- язык упирается в нижние зубы;
- воздушная струя холодная;
- голосовые связки не сомкнуты и не вибрируют.
Складывание буквы по элементам
- Давай как мозаику сложим букву.
Изолированное произнесение звука С
- Произнеси звук. (Учащийся произносит звук и прокатывает шарик су-джок по контуру буквы с)
Выделение звука С в слогах и словах
- Прежде чем попасть туда нам нужно выполнить задание. Я называю слоги, а ты, как только услышишь слог или слово со звуком С выкладывай фишку на самолет.
Слоги: па, ма, са, ка, со, сы, спа, спо.
Слова: мак, сок, нос, ток, сын, косы, букет, свет, рассвет.
Автоматизация звука С в слогах и словах
Давай на этом самолете полетаем.
(предлагается карточка с гласными а, о, у. Ребенок сливает в слоги, а затем наращивает слог, так, чтобы получилось слово, например сад, сок, суп).
Давай составим схему этих слов.
А еще самая любимая игра местных жителей – это слова бусинки. Давай из бусин собирать слова.
- Нам пора собираться домой и из Страны Свистунов мы привезем себе что-нибудь на память. Давай загружать самолет. (ребенку предлагается предметные картинки в которых есть звук С и карточка с самолетом)
III. Заключительная часть.
Как тебе наше сегодняшнее путешествие? Уточнение артикуляции звука С.
3