СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Редактирование и форматирование в текстовом процессоре Microsoft Word"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Редактирование и форматирование в текстовом процессоре Microsoft Word"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Редактирование и форматирование в текстовом процессоре Microsoft Word"»

Тема: «Редактирование и форматирование текста».

Цели урока:

Обучающие: сформировать знания об офисном пакете Microsoft Office, познакомиться с возможностями программы Word, научить основным операциям редактирования и форматирования текста в Word.

Развивающие: развитие внимания, навыков работы на компьютере, самоконтроля.

Воспитывающие: воспитание информационной культуры учащихся, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

Оборудование:

Маркерная доска, мультимедийная установка, 15 компьютеров

Дидактические материалы: компьютерная презентация «Форматирование и редактирования текса
Microsoft Word», задание «Редактирование и форматирование текста».

Тип урока: урок изучения нового материала

Количество часов: 1 академический час

Основные понятия: Редактирование, форматирование, маркированные и нумерованные списки, шрифты, начертания, цвет символов, работа с абзацами, отступы, выравнивание, границы и заливка, буквицы, колонки, режим предварительного просмотра документа, параметры страницы.

План урока:

  1. Орг. момент. (1 мин)

  2. Актуализация знаний. (1 мин)

  3. Изучение нового материала. (15 мин)

  4. Закрепление нового материала. (24 мин)

  5. Итог урока. (2 мин)

  6. Д/з (2 мин)

Ход урока:

I. Орг. момент.

Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.

II. Актуализация знаний.

Учитель: «Профессионалы, знакомые с Word давно, умеют выполнять работу с минимальным количеством манипуляций. Их действия не просто умелые, а эффективные, особенно при выполнении повторяющихся задач. Представьте, что вам за короткий промежуток времени надо подготовить и оформить реферат, доклад. Овладев несколькими способами выделения, замены … текста, вы сможете ускорить свою подготовку документов»

III. Изучение нового материала.

Учитель: «Набор текста в окне документа начинается с места расположения курсора. При достижении правого поля текст автоматически переходит на новую строку внутри абзаца. В результате нажатия [Enter] создается новый абзац или пустая строка. Для перехода на новую строку в пределах абзаца используется комбинация клавиш [Shift]+ [Enter].

Символ конца абзаца и ряд других символов (пробелы, условные переносы, символы табуляции, крытый текст) называются специальными или непечатаемыми символами. Их можно увидеть на экране, если нажать на Стандартной панели кнопку Непечатаемые знаки.

Ввод текста может осуществляться в двух режимах: вставки и замены. При вводе нового текста в режиме вставки, содержащийся в документе текст, сдвигается вправо от курсора. В режиме замены старый текст удаляется и заменяется новым. Для переключения между двумя этими режимами используется клавиша [Insert]. Определить, какой режим используется в данный момент, можно по состоянию индикатора ЗАМ в строке состояния Word внизу экрана. Если индикатор отображается черным цветом, то включен режим замены, если серым – вставки. Двойной щелчок мыши на этом индикаторе также переключает режимы.

Word поддерживает несколько способов перемещения курсора с помощью клавиатуры. Клавиши, применяемые для перемещения курсора:

Home

В начало текущей строки

End

В конец текущей строки

Ctrl + Home

В начало документа

Ctrl + End

В конец документа

Page Up

На один экран вверх

Page Down

На один экран вниз

Ctrl + Page Up

В верхний край экрана

Ctrl + Page Down

В нижний край экрана

Ctrl +

Вправо на одно слово

Ctrl +

Влево на одно слово

Хотя текст можно выделить протягиванием с помощью мыши, в некоторых случаях этот метод является не самым удобным. Word предоставляет и другие методы выделения текста, которые делают работу более эффективной.

Что выделить

Действие

Слово

Дважды щелкнуть на этом слове

Предложение

Удерживая клавишу [Ctrl], щелкнуть в любом месте предложения

Абзац

Трижды щелкнуть в любом месте абзаца

Строка

Поместить указатель у левого края страницы; когда он примет вид стрелки, выбрать строку и щелкнуть

Весь документ

Выбрать команду Правка→Выделить все или воспользоваться комбинацией клавиш [Ctrl]+[A]

Несколько строк

Поместить указатель у левого края страницы напротив первой строки, нажать левую кнопку мыши и, удерживая ее, переместить указатель к последней выделяемой строке

Несколько слов, строк, предложений

Установить указатель в виде буквы I в начало первого слова и, удерживая нажатой левую кнопку мыши, переместить его к концу последнего слова, которое следует выделить

Несколько слов, строк или предложений с помощью Shift-выделения

Щелкнуть на первом слове, переместить указатель к последнему слову (не удерживая кнопку), нажать клавишу [Shift] и щелкнуть мышью. Все, что находится между указанными позициями, будет выделено.

Несколько фрагментов текста

Выделить первый фрагмент текста, затем нажав и не отпуская клавишу [Ctrl] выделить с помощью операции протаскивания другие фрагменты.

Вы уже знаете, как копировать и перемещать текст с помощью меню и кнопок панели инструментов. На короткие расстояния очень просто копировать или перемещать текст с помощью метода перетаскивания (Drag and Drop). Для этого сначала необходимо выделить текст. Для перемещения перетаскивайте выделенный текст с помощью левой кнопки мыши. Для копирования необходимо либо перетаскивать текст левой кнопкой мыши с нажатой клавишей [Ctrl], либо перетаскивать текст с помощью правой кнопки мыши и затем выбрать нужную команду.

Когда речь идет об оформлении текстовых документов в первую очередь подразумевается применение различных шрифтов, в частности выделение с их помощью заголовков и ключевых понятий.

Шрифт – это полный набор символов определенного начертания. Каждый шрифт имеет своё название, например Times New Roman, Arial, Comic Sans MS. Единицей измерения шрифта является пункт (1 пт = 0,367 мм)(кегль – размер шрифта в путктах). Размеры шрифтов можно изменять в больших пределах. Кроме нормального (обычного) начертания символов обычно применяют полужирное, курсивное, полужирное курсивное.

Можно также установить дополнительные параметры форматирования символов: подчеркивание символов различными типами линий, изменение вида символов, изменение расстояний между символами.

Если планируется цветная печать документа, то можно задать различные цвета для различных групп символов.

Символы – это буквы, цифры, пробелы, знаки пунктуации, специальные символы. Символы можно форматировать (изменять их внешний вид). Среди основных свойств символов можно выделить следующие: шрифт, размер (кегль), начертание и цвет.

Простое оформление текста (например, если не используется двойное подчеркивание) осуществляется в основном с помощью панели форматирования. Панель содержит кнопки и раскрывающиеся списки, которые позволяют выбрать шрифт, его размер, начертание, подчеркивание, цвет. Если необходимо назначить параметры, доступ к которым не возможен с помощью панели, используйте команду Формат-Шрифт – откроется диалоговое окно Шрифт. В диалоговом окне Шрифт имеются три вкладки: Шрифт, Интервал и Анимация.

Полезные комбинации клавиш:

Жирный

Ctrl + B

Курсив

Ctrl + I

Подчеркнутый

Ctrl + U

Верхний индекс

Ctrl + =

Нижний индекс

Ctrl + +

Изменение регистра символов

Shift + F3

Абзац с литературной точки зрения – это часть текста, представляющая собой законченный по смыслу фрагмент произведения, окончание которого служит естественной паузой для перехода к новой мысли.

В компьютерных документах абзацем считается любой текст, заканчивающийся управляющим символом конца абзаца. Ввод конца абзаца обеспечивается нажатием клавиши [ВВОД]([ENTER]).

Основные параметры форматирования абзацев устанавливаются с помощью диалогового окна Абзац, которое вызывается командой Формат - Абзац. Если изменяется формат только одного абзаца, то нет необходимости выделять его целиком, достаточно поместить в него курсор ввода или выделить только фрагмент абзаца. Если же изменяется формат нескольких абзацев, то также нет необходимости выделять их полностью: достаточно, чтобы выделенный фрагмент частично охватывал изменяемые абзацы. Диалоговое окно Абзац содержит две вкладки: Отступы и интервалы и Положение на странице.

Еще один способ задания отступов – с помощью линейки. На линейке имеются четыре маркера:

  • Отступ первой строки.

  • Выступ. Смещает последующие строки абзаца вправо от отступа первой строки, если он сам расположен правее маркера отступа первой строки.

  • Отступ слева. Устанавливает границу абзаца путем смещения всех его строк от левого поля независимо от остального текста.

  • Отступ справа. Определяет смещение текста от правого поля и обычно применяется вместе с отступом слева для создания двойного отступа. Чаще всего используется при вводе цитат.

Если вы забыли назначение маркера, задержите над ним указатель, и через некоторое время появится всплывающая подсказка.

Также на линейке имеются индикаторы левого и правого поля и пиктограммы табуляции.

Линейка форматирования позволяет быстро и наглядно управлять параметрами форматирования и получить информацию о них. Недостатком использования линейки является то, что она не позволяет задать положение с такой точностью, с какой это позволяют сделать диалоговые окна.

Полезные комбинации клавиш:

Выравнивание по левому краю

Ctrl + L

Выравнивание по правому краю

Ctrl + R

Выравнивание по центру

Ctrl + E

Выравнивание по ширине

Ctrl + J

Для улучшения внешнего вида документа и облегчения понимания его смысла в Word имеются специальные средства для работы со списками. Можно использовать два основных типа списков: маркированные и нумерованные. Номера в списке автоматически корректируются при внесении нового элемента.

Для создания списка нужно выбрать те абзацы, которые Вы хотите сделать элементами списка, или установить курсор ввода в тот абзац, с которого будет начинаться список. Затем выберите команду Формат - Список. Откроется диалоговое окно, в котором вы можете выбрать тот вид списка, который нужен вам. Также для создания списка можно воспользоваться кнопками на панели форматирования. Изменять уровень вложенности можно с помощью кнопок Увеличить или Уменьшить отступ.

Для задания границ и заливки используется команда Формат - Границы и заливка… Диалоговое окно Границы и заливка состоит из трех вкладок: Граница (для задания границ текста или абзацев), Страница (для установки границ страницы в целом), Заливка.

Word позволяет выполнять заглавные буквы абзацев в виде буквиц (больших заглавных букв). Для создания буквицы следует поместить курсор ввода в абзац, который будет начинаться с буквицы, а затем выбрать команду Формат - Буквица.

Некоторые виды информации удобнее всего представить в виде газетных колонок. В колонках текст перетекает из конца одной колонки в начало другой.

Для работы с колонками нужны оформительские навыки. Иногда бывает проще ввести текст в одну колонку (обычным образом), а затем разбить его на несколько колонок. Для создания и редактирования структуры колонок на странице воспользуйтесь окном Колонки, открываемым командой Формат - Колонки.

Несмотря на то, что для обмена информацией все чаще используются электронные средства, нередко приходится распечатывать и бумажные копии документов.

Режим предварительного просмотра документа дает возможность перед печатью увидеть, как текст разбивается на страницы, и выявить возможные проблемы, связанные с разметкой.

Для открытия окна предварительного просмотра щелкните на кнопке Предварительный просмотр на Стандартной панели или выберите команду Файл - Предварительный просмотр.

Для изменения параметров страницы нужно выбрать команду Файл - Параметры страницы. В появившемся диалоговом окне можно установить ориентацию страницы (книжную или альбомную), поля (отступы от края бумаги до текста), размер бумаги и т.д.

Учитель: «Что такое редактирование, форматирование текста?»

Учащиеся: «Редактирование — преобразование, обеспечивающее добавление, удаление, перемещение или исправление содержания документа. Форматирование — это оформление текста.»

Учитель: «Что необходимо сделать с текстом, для того чтобы его отформатировать?

Учащиеся: «Выделить необходимую часть текста»

Учитель: «Как можно выделить текст в Word?

Учащиеся:

Что выделить

Действие

Слово

Дважды щелкнуть на этом слове

Предложение

Удерживая клавишу [Ctrl], щелкнуть в любом месте предложения

Абзац

Трижды щелкнуть в любом месте абзаца

Строка

Поместить указатель у левого края страницы; когда он примет вид стрелки, выбрать строку и щелкнуть

Весь документ

Выбрать команду Правка→Выделить все или воспользоваться комбинацией клавиш [Ctrl]+[A]

Несколько строк

Поместить указатель у левого края страницы напротив первой строки, нажать левую кнопку мыши и, удерживая ее, переместить указатель к последней выделяемой строке

Несколько слов, строк, предложений

Установить указатель в виде буквы I в начало первого слова и, удерживая нажатой левую кнопку мыши, переместить его к концу последнего слова, которое следует выделить

Несколько слов, строк или предложений с помощью Shift-выделения

Щелкнуть на первом слове, переместить указатель к последнему слову (не удерживая кнопку), нажать клавишу [Shift] и щелкнуть мышью. Все, что находится между указанными позициями, будет выделено.

Несколько фрагментов текста

Выделить первый фрагмент текста, затем нажав и не отпуская клавишу [Ctrl] выделить с помощью операции протаскивания другие фрагменты.



Учитель: «Какими способами можно производить форматирование?

Учащиеся: «С помощью горизонтального меню, панели инструментов, горячих клавишь»

Учитель: «Что такое абзац? Как перейти на новую строчку, не начиная новый абзац?

Учащиеся: «Часть текста между двумя Enter. . Для перехода на новую строку в пределах абзаца используется комбинация клавиш [Shift]+ [Enter].»

IV. Закрепление нового материала.

Теперь потренируемся работать с программой Microsoft Office Word.

Запустите Word и откройте файл Практика.doc. В этом тексте вам необходимо произвести форматирование текста.

Учащиеся выполняют задание по образцу.

V. Итог урока.

Подведение итога урока. Выставление оценок.

На уроке мы познакомились с пакетом Microsoft Office, научились работать с приложением Microsoft Word.

VI. Д/з

Выучить записи в тетради. Знать, что такое Microsoft Word и его назначение, уметь работать с текстом, используя эту программу.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!