СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 03.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Реформы Екатерины 2" (работа с документами)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Реформы Екатерины 2" (работа с документами)»

Конспект урока (история)

1. Мотивация.

- Здравствуйте, ребята! Рада сегодня всех вас видеть на уроке. Садитесь, пожалуйста.

- Для начала давайте отметим отсутствующих и приступим к работе.



2. Проверка домашнего задания

Ребята на последнем уроке мы с вами разбирали Царствование Петра III. Давайте вспомним период его правления и свержение с российского престола.

3. Актуализация.

Кто стоял во главе заговора простив императора? (Екатерина II)

4. Целеполагание.

Как вы думаете, какова тема нашего сегодняшнего урока?

Тема: Правление Екатерины II. Внутренняя политика.

Какова цель и задачи нашего урока?

Цель: сформировать целостное представление о времени правления Екатерины II и о ее внутренней политике.

Задачи:

1. Личность Екатерины II;

2. Внутренняя политика Екатерины II:

А) Просвещенный абсолютизм в России и его особенности;

Б) Указы и реформы.



5. Открытие нового знания.

Ребята в конце урока мы попытаемся ответить на главный вопрос, который звучит так: (проблемный вопрос урока) «Немка на престоле» или Великая государыня»?



ДОКЛАД УЧЕНИКА О ЛИЧНОСТИ ЕКАТЕРИНЫ II.  

Послушав докладчика – постараемся составить психологический портрет императрицы.

  • Ребята, как вы считаете, какой личностью была Екатерина II?

  • Мы ответили на поставленный перед нами вопрос?




Идет 1762 год. На троне снова женщина. Что же ждать от новой императрицы?

  • Что мы должны рассмотреть для того, чтобы ответить на этот вопрос? Верно, обратимся к мероприятиям, проводимым императрицей во внутренней политике страны.

  • Вспомним, что такое просвещение?

  • Ребята, а что мы знаем о просветительской идеологии 18 века?

Просмотр видеофрагмента «Эпоха просвещения» (Монтескье, Вольтер, Дидро, Руссо)


Задания по группам.

Ответить на вопрос: какие идеи легли в основу учения европейских просветителей XVIII в.?

1 вариант – Монтескье, Дидро

2 вариант – Вольтер, Руссо


Екатерина II переписывалась с Вольтером, приглашала в Петербург Дидро, читала сочинения Монтескье.


Период правления Екатерины II историки называют «просвещенным абсолютизмом».

- давайте сейчас с вами откроем тетради и запишем это понятие в тетрадь.


(Просвещённый абсолютизм — это государственная политика в XVIII веке, направленная на преобразование наиболее устаревших сторон жизни общества, принятая рядом европейских абсолютных монархов.)

  • Какие стороны жизни, на ваш взгляд, требовали изменений? (упадок крестьянского хозяйства, мануфактурное производство развивалось медленно, рынок рабочей свободной силы для развития промышленности отсутствовал, постоянно не хватало денег в казне (На ее вопрос: «Сколько в стране собирается налогов, каков бюджет страны?» - никто ничего не смог ответить. Доходов в стране вроде бы собирали 15 млн. рублей в год. Но первая же ревизия выявила, что на деле собирался 31 млн. рублей. Половина государственного бюджета, таким образом, разворовывалась.)).


Черты просвещенного абсолютизма (из курса 7 класса):

  • Поощрение торговли и производства;

  • Покровительство наукам, искусствам и образованию;

  • Просвещение подданных;

  • Более справедливые и равные условия для них (несмотря на сословное деление общества);

  • Шаги к облегчению положения крестьян;

  • Антагонизм между духовной и светской властью (секуляризация).



В качестве примера вспомним Просвещенный абсолютизм Габсбургов (Мария Терезия, Иосиф 2):

  • Все люди равны перед законом;

  • Крестьяне получили личную свободу;

  • Эдикт о религиозной веротерпимости;

  • Имущество монастырей передано государству, права ограничены, доходы церкви сокращены;

  • Строительство больниц, приютов для сирот и т.д.

  • Обязательное семилетнее обучение в народной школе;

Однако подход Екатерины II к идеям просвещения был избирательным. Давайте выясним, с чем это связано.


Екатерина ІІ по-своему восприняла идеи «просвещённого абсолютизма».

Свою концепцию этой политики она изложила в «Наказе» – правовом и философском труде, который императрица составляла около двух лет и отдельных статьях.


Работа с документом в парах.


ИЗ НАКАЗА ЕКАТЕРИНЫ II


- Государь есть самодержавный, ибо никакая другая, как только соединенная в его особе власть не может действовали сходно с пространством столь великого государства. (ст.9)

- Равенство всех граждан состоит в том, чтобы все подвержены были тем же законам... (ст.34)

- Вольность есть право все то делать, что законы дозволяют. (ст.38).

- Приговоры судей должны быть народу ведомы, так. как и доказательства преступлений... (ст.183)

- Человека не можно почитать виноватым прежде приговора судейского, и законы не могут его лишить защиты своей, прежде нежели доказано будет, что он нарушил оные...

- Гораздо лучше предупреждать преступления, нежели наказывать...


Вопросы к документу: 

1) Какую форму правления Екатерина II считала наилучшей?

2) Чем оправдывалось существование самодержавной монархии в России?

3) В чём, по мнению Екатерины II, состоит равенство?

4) Чем руководствовалась Екатерина II в соблюдении законности?




В чем особенность политики просвещенного абсолютизма в России?



Просвещенный абсолютизм в России (особенности):

- использование отдельных положений европейского просвещения;

- оказание государственной помощи только дворянству;

- усиление эксплуатации податных сословий;

- отрыв от реальных условий общественного развития.



Указы и реформы



  1. Реформа Сената (1763 г.) Упорядочение структуры и полномочий, изъятие законодательных функций, сохранение их только за монархом.

Сенат лишился законодательных полномочий, за ним сохранились лишь функции контроля и высшего судебного органа. Структурно Сенат был разделен на шесть департаментов со строго определенной компетенцией.


  • Название

  • Год

  • Основные положения


  1. Секуляризация церковных владений (1764 г.) Екатерина II вернула церкви движимые и недвижимые владения. Однако в феврале 1764 г. последовал указ императрицы. Монастырские земли были изъяты у церкви и вновь подчинены коллегии экономии.

  • Название

  • Год

  • Основные положения



  1. Создание Вольного экономического общества (1765 г.) Вольное экономическое общество было создано для того, что распространять среди дворянства прогрессивные идеи организации сельскохозяйственных работ для повышения урожайности и большей рациональности труда. Участники общества издавали книги, журналы, проводили выставки.

  • Название

  • Год

  • Основные положения



  1. Финансовая реформа (1769 г.) В 1769 г. в России впервые стали печатать бумажные деньги - ассигнации, но распространение их на первых порах было нелегким: население с трудом соглашалось принимать бумажные деньги вместо «настоящих», а государство печатало так много ассигнаций, что их стоимость падала, и излишние деньги приходилось сжигать.

  • Название

  • Год

  • Основные положения



  1. Указ о веротерпимости (1773 г.) Все религии в стране получили право на существование, отменялось насильственное обращение в православие. Мусульманам наряду с мечетями было разрешено строить при них школы.

  • Название

  • Год

  • Основные положения



  1. Манифест «о свободе предпринимательства» (1775 г.) Отмена налогов на промыслы, монополий (откупов) на добычу некоторых ресурсов, разрешено кустарное производство. Купечество освобождено от податного налога и разделено на гильдии по объему капитала.

  • Название

  • Год

  • Основные положения



  1. Таможенная реформа (1782 г.) Регуляция внешнеэкономических отношений. Борьба с контрабандой. Отмена торговых монополий и существенное снижение пошлин. Учреждена Таможенная пограничная Цепь. Создание Таможенной пограничной Цепи и стражи положило начало систематической охране российских границ. После 1793 г. — полный запрет на ввоз товаров из Франции (из-за революции).

  • Название

  • Год

  • Основные положения



  1. Школьная реформа (1786 г.) Первая масштабная попытка введения начального образования для всех сословий. В городах открывались бесплатные смешанные школы для мальчиков и девочек (малые и главные народные училища). Преподавание в них вели гражданские учителя. Утверждена классно-урочная система. Малые училища были рассчитаны на два года. В них обучали грамоте, счету, основам православия правилам поведения. В главных училищах обучение длилось пять лет, в курс входила история география, физика, архитектура, для желающих - иностранные языки. В них можно было получить педагогическое образование.

  • Название

  • Год

  • Основные положения



  1. В период царствования Екатерины Великой в крупных городах активно создавались больницы для гражданского населения: Павловская и Старо-Екатерининская в Москве, Калинкинская и Обуховская в Санкт-Петербурге. Помощь оказывали и неимущим больным. Были построены и первые психиатрические больницы. С 1775 года стали функционировать приказы общественного призрения. Интересуясь последними достижениями науки, Екатерина II узнала о важных профилактических мерах. Её усилиями в стране ввели обязательные прививки от оспы.

  • Основные положения





Закрепление материала.

Синквейн «Екатерина II»

Рефлексия

Домашнее задание.

Параграф 18 пункты 1, 3;

Найти, выписать в тетрадь и проанализировать высказывания современников и потомков о Екатерине II (не менее 3х).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!