СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Реки Евразии"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Внутренние воды Евразии"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Реки Евразии"»

География 7 класс.

  • Примерная программа для среднего (полного) общего образования;

  • Программа для общеобразовательных учреждений по географии 6- 11 классов под редакцией И. В. Душиной М., Дрофа, 2011

Цель урока: продолжить формирование представлений о Евразии, расширить и закрепить полученные ранее знания о материке.

Задачи:

-повторить особенности физико-географического положения материка, природных условий;

– продолжить развивать умения самостоятельно работать с учебником,

атласом, дополнительной литературой, делать выводы.


Личностные УУД: продолжить формирование учебно-познавательного интереса к учебному предмету, развивать способности к самооценке.

Метапредметные УУД: организация  планирования самостоятельной деятельности; умение самостоятельно контролировать работу.

Познавательные УУД:  осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщение.

Коммуникативные УУД: сформировать собственное мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности .

Тип занятия: урок изучения нового материала.

Вид занятия: урок-исследование.

Средства обучения:

  1. Учебник: Коринская В.А.География материков и океанов-7класс- М.: Дрофа, 2012.

  2. Географический атлас. 7 класс. - М.: Дрофа, 2012.

  3. Настенная карта: Физическая карта полушарий.

Тема: Внутренние воды Евразии.


Ведущая деятельность

учителя

учащихся

1.Орг.момент.(2мин)

2.Опрос (7мин)

1.«географическая пятиминутка» (номенклатура по предыдущей теме.)- 5 мин.

2.2мини-тест— 3 минуты(презентация

2.3 1 ученик отвечает


1.Ученики приветствуют учителя, настраиваются на урок.

2.1Проверка номенклатуры.(1ученик)


2.2 Ученики смотрят презентацию.

(записывают ответ в тетрадь)

2.3самопроверка

3.Новый материал:

Учитель: тема нашего урока: «Внутренние воды Евразии» (презентация)

Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по материку Евразия с целью: (давайте сами определим 2-3 цели нашего урока)-2мин.

Новый материал:

Учитель:: Объявляю станцию «Река».

Кикимора: А вот и я! Что не ждали?

Учитель: Ой, кто это! Ой, что это?

Кикимора: Кикимора я, не узнали что-ли ? Собою пригожая, вся такая милая, нежная. Что это я здесь с вами разговариваю, всё равно не поймете! А вы чего сюда явились?

Учитель: Мы путешественники, изучаем внутренние воды Евразии.

Кикимора: Реки и озёра такого громадного материка, как Евразия отличаются большим разнообразием, которое зависит от особенностей рельефа и климата. Это наверное очень интересно? А мне можно с вами?

Учитель: Возьмем её собой? Хорошо будешь следить, правильно ли мы ведём себя во время путешествия. Записывать очки на доске.


3.1 Ученики смотрят презентацию.

(записывают в тетрадь)






3.2Дети формулируют цели урока и записывают в тетрадь.


3.3Ученики слушают.

Учитель: Итак первая станция «Реки»

Самостоятельная работа учеников по индивидуальным маршрутам (приложение1.)Ученики работают самостоятельно 5 мин ,затем отвечают у доски и одновременно запись в тетрадь.всего-10мин.


Кикимора:- надо же справились, какие умные ребятишки. А я же волшебница – у меня для вас сюрприз: посмотрите красоту рек Евразии.

( Слайды с фото рек материка)презентация ,просмотр слайдов.

Кикимора:- Теперь можно и отдохнуть.

Объявляю привал 1- викторину!

Викторина

1.Назовите реку Челябинска.(Миасс)

1.Течет, течет Между гор

Не вытечет- Между дол

Бежит, бежит ,бежит белый конь

Не выбежит (ручей,река).

2.По морю идет, идет, а до берега дойдет, тут и пропадет( волна).

3.Назовите рыбу, которая спасла Емелю от нищеты( щука).

Итого-25 минут








Дети смотрят слайды с презентации.








Ученики отгадывают загадки.

4.Работа с индивидуальными маршрутами.

Учитель:

 Станция2 «Озеро»

Выступление учителя (по интерактивной карте)

Озера Евразии многочисленны и разнообразны по происхождению, размерам и водному режиму. Подобно рекам, по территории материка они размещаются неравномерно.

? классу

В какой части материка много озер? Какие самые крупные озера?

Учитель: найдите в индивидуальных маршрутах задания станции «Озера»









Ребята смотрят интерактивную карту. Отвечают устно на вопросы.








Самостоятельная работа(5мин.)


Кикимора: Молодцы, прямо умники и умницы. Ну что удивить вас?

( слайды – озера)

Учитель: Болота Евразии.

Болото- (топь, трясина) – участки суши с избыточным увлажнением, где растительность разлагается и превращается в торф. Встречаются в Евразии на севере, В Западной Сибири, на Камчатке, Полесье – это территории Белоруссии и Украины. Бывают низинные – в поймах рек, образуются за счет грунтовых вод. Верховые – на плоских водоразделах ( за счет атмосферных осадков) и переходные – определяются по характеру растительности. (сопровождается показом слайдов)

Кикимора:- Хорошо отвечаете. Много знаете. Не зря ходите. А вот где я живу?

 Загадка: Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя? (болото) (ставит оценку на доске, молодцы всем 5- ки)

Учитель:- Привал №2. Современное оледенение –

Значительная часть Евразии покрыта современными ледниками. Они имеются на многих северных островах в Исландии, Шпицбергене, на Новой Земле, а также в самых высоких горах- в Альпах, Гималаях, на Тянь-Шане, Памире. Сползая вниз, горные ледники дают начало многочисленным рекам. В жарких странах -вода идет на орошение. Особенно широко используется воды рек Хуанхэ, Янцзы, Инда, Ганга, Амударья.

Многолетняя мерзлота-На большой территории Северной Евразии распространена многолетняя мерзлота. Она охватывает почти одну треть территории азиатской части материка. Мерзлый слой горных пород содержит лёд и имеет толщину от нескольких метров на Кольском полуострове Таймыр. Летом мёрзлый слой оттаивает на глубину 40-150 см.

Реки, текущие по слою мерзлого грунта, широко разливаются весной, образуя болота. Она затрудняет строительство дорог, жилищ.





Ученики работают с презентацией.












Работа учеников с текстом учебника.стр.246












Дети отгадывают загадку.

Учитель: Следующая станция3 «Наш дом»:- Вопрос Назовите источники загрязнения гидросферы? (Нефть, промышленность, сельскохозяйственные отходы, бытовые отходы, тепловые загрязнения, радиационное загрязнение, судоходство, лесосплав, туристы)

Мини -тест





Дети отвечают на тест.

5.Закрепление. Работа с к.к.

Кикимора:- Ну всё, притомили, уморили, объявляю привал «К/карта»

кто быстрее и красивее нанесёт на к/ карту реки и озёра, выделенные в тексте учебника

Кикимора:-  посмотрим, оценим работу путешественников. (смотрят к/карты)

Учитель: Подведение итогов ( беседа по целям урока)

1) в чем особенности внутренних вод материка?

2) чем вызвано неравномерное их распределение?

3) почему на этом материке много длинных рек?

4) чем уникальны озера Евразии?

5) определите значение оледенения и многолетней мерзлоты.)

- оценки активным ученикам.

Домашнее задание: § 63 к/карта:



Ребята отвечают на вопросы.











\


































Тема: Внутренние воды Евразии.

Ход:

1.Орг. момент.(2мин) 8. 30

2.Опрос (6-7мин)

1.«географическая пятиминутка»  3 мин.

2.мини-кроссворд.3мин.

3.Новый материал:8.40

Учитель: тема нашего урока: «Внутренние воды Евразии» (презентация)

Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по материку Евразия с целью:(давайте сами определим 2-3 цели нашего урока)-2мин.

Новый материал:

Учитель: Объявляю станцию «Река».

Кикимора: А вот и я! Что не ждали?

Учитель: Ой, кто это! Ой, что это?

Кикимора: Кикимора я, не узнали что- ли ? Собою пригожая, вся такая милая, нежная. Что это я здесь с вами разговариваю, всё равно не поймете! А вы чего сюда явились?

Учитель: Мы путешественники, изучаем внутренние воды Евразии.

Кикимора: Реки и озёра такого громадного материка, как Евразия отличаются большим разнообразием, которое зависит от особенностей рельефа и климата. Это наверное очень интересно? А мне можно с вами?

Учитель: Возьмем её собой? Хорошо будешь следить, правильно ли мы ведём себя во время путешествия.

4.Самостоятельная работа учеников по индивидуальным маршрутам (приложение 1 )8.45

Ученики работают самостоятельно 5 мин , затем отвечают у доски ,показывая покарте. всего-10мин.8.55



Кикимора:- надо же справились, какие умные ребятишки. А я же волшебница – у меня для вас сюрприз: посмотрите красоту рек Евразии.

( Слайды с фото рек материка)презентация ,просмотр слайдов.

Кикимора:- Теперь можно и отдохнуть.

Объявляю привал 1- викторину!

Викторина

1.Назовите реку Челябинска.(Миасс)

1.Течет, течет Между гор

Не вытечет- Между дол

Бежит, бежит ,бежит белый конь

Не выбежит (ручей,река).

2.По морю идет, идет, а до берега дойдет, тут и пропадет( волна).

3.Назовите рыбу, которая спасла Емелю от нищеты( щука).

Итого 9.00








4.Работа с индивидуальными маршрутами.

Учитель:

 Станция2 «Озера»

Выступление учителя (по интерактивной карте)

Озера Евразии многочисленны и разнообразны по происхождению, размерам и водному режиму. Подобно рекам, по территории материка они размещаются неравномерно.

?классу В какой части материка много озер?

Какие самые крупные озера?

Учитель: найдите в индивидуальных маршрутах задания станции «Озера»

Карточки с задания .Самостоятельная работа(5мин.)9.05

Кикимора: Молодцы, прямо умники и умницы. Ну что удивить вас?

( слайды – озера)

Кикимора: Вот , я еще и не то знаю. А вот посмотрите: Болота Евразии.

Болото- (топь, трясина) – участки суши с избыточным увлажнением, где растительность разлагается и превращается в торф. Встречаются в Евразии на севере, В Западной Сибири, на Камчатке, Полесье – это территории Белоруссии и Украины. Бывают низинные – в поймах рек, образуются за счет грунтовых вод. Верховые – на плоских водоразделах ( за счет атмосферных осадков) и переходные – определяются по характеру растительности. ( сопровождается показом слайдов)

Работа учеников с текстом учебника.стр.246

Прочитать вслух


Кикимора:- Хорошо отвечаете. Много знаете. Не зря ходите. А вот где я живу?

 Загадка: Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя? (болото) (ставит оценку на доске, молодцы всем 5 ки)

Учитель:- Привал №2. Современное оледенение –

Значительная часть Евразии покрыта современными ледниками. Они имеются на многих северных островах в Исландии, Шпицбергене, на Новой Земле, а также в самых высоких горах- в Альпах, Гималаях, на Тянь-Шане, Памире. Сползая вниз, горные ледники дают начало многочисленным рекам. В жарких странах -вода идет на орошение. Особенно широко используется воды рек Хуанхэ, Янцзы, Инда, Ганга, Амударья.

Многолетняя мерзлота-На большой территории Северной Евразии распространена многолетняя мерзлота. Она охватывает почти одну треть территории азиатской части материка. Мерзлый слой горных пород содержит лёд и имеет толщину от нескольких метров на Кольском полуострове Таймыр. Летом мёрзлый слой оттаивает на глубину 40-150 см.

Реки, текущие по слою мерзлого грунта, широко разливаются весной, образуя болота. Она затрудняет строительство дорог, жилищ.

Учитель: Следующая станция3 «Наш дом»:

- Вопрос Назовите источники загрязнения гидросферы? (Нефть, промышленность, сельскохозяйственные отходы, бытовые отходы, тепловые загрязнения, радиационное загрязнение, судоходство, лесосплав, туристы)

Мини -тест

- Вопрос №1. Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с остающимся после себя мусором?

а) выбросите его в реку

б) оставите на берегу

в) поступите как-то иначе.

- Вопрос №2. После весеннего разлива рек в понижениях остаётся много рыбы, особенно мальков, которые обречены на гибель. Ваши действия:

а) ничего не стану делать- пусть природа сама разбирается

б) наловлю и сварю уху в) выловлю мальков и мелкую рыбу и выпущу их в большую реку.

Вопрос №3. Если вам представится возможность- построить домик на речном берегу, покрытом лесом, что вы сделаете?

а) вырубите мешающие строительству взрослые деревья.

б) выберите полянку , находящуюся на расстоянии около 300 метров от воды и без широкого вида на речку.

Вопрос №4. На какой лодке вы предпочитаете кататься на малой реке- на моторной или вёсельной? Почему?

Работа с к.к.

Кикимора:- Ну всё, притомили, уморили, объявляю привал «К/карта»

кто быстрее и красивее нанесёт на к/ карту реки и озёра, выделенные в тексте учебника

Кикимора:-  посмотрим, оценим работу путешественников. (смотрят к/карты)

Учитель: Подведение итогов ( беседа по целям урока)

1) в чем особенности внутренних вод материка?

2) чем вызвано неравномерное их распределение?

3) почему на этом материке много длинных рек?

4) чем уникальны озера Евразии?

5) определите значение оледенения и многолетней мерзлоты.)

- оценки активным ученикам.

Домашнее задание: § 63 к/карта:

-Пусть на земле не умирают реки

пусть стороной обходит их беда,

пусть чистой остается в них навеки

студеная и вкусная вода.

Пусть никогда не зарастает тиной

Тот берег, на котором я стою…

Большие дяди, взрослые мужчины,

храните речку светлую мою.

Э.Огнецвет.

-Ребята дома в тетради предложите основные направления по охране внутренних вод.

Оценка деятельности учащихся.
















Путевой лист.(1группа)

1.Давайте вспомним, что относится к внутренним водам? Какие типы внутренних вод вы знаете. Подберите соответствующие термины и запишите их в таблицу:

Термины:паводок,климат,реки,озера,ледники,источники питания,многолетняя мерзлота,болота,подземные воды.


Внутренние воды







1станция :Реки 2.  По физической карте Евразии расскажите о размещении рек.

3.Определите какие реки относятся к бассейну Северного Ледовитого океана(те реки, которые впадают в океан.)

4.Заполните таблицу:

Река

Исток (начало)

Устье (конец)

Бассейн океана

Направление течения

(куда течет)

Обь

























2станция: Озера.

Опишите :Ладожское и Онежское озера по плану:

1.Местоположение.

2.Происхождение

3.Уникальность.

3.станция :Наш Дом.

Мини -тест

- Вопрос №1. Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с остающимся после себя мусором?

а) выбросите его в реку

б) оставите на берегу

в) поступите как-то иначе.

- Вопрос №2. После весеннего разлива рек в понижениях остаётся много рыбы, особенно мальков, которые обречены на гибель. Ваши действия:

а) ничего не стану делать- пусть природа сама разбирается

б) наловлю и сварю уху в) выловлю мальков и мелкую рыбу и выпущу их в большую реку.

Вопрос №3. Если вам представится возможность- построить домик на речном берегу, покрытом лесом, что вы сделаете?

а) вырубите мешающие строительству взрослые деревья.

б) выберите полянку , находящуюся на расстоянии около 300 метров от воды и без широкого вида на речку.

Вопрос №4. На какой лодке вы предпочитаете кататься на малой реке- на моторной или вёсельной? Почему?


Путевой лист.(2 группа)

1.Давайте вспомним, что относится к внутренним водам? Какие типы внутренних вод вы знаете. Подберите соответствующие термины и запишите их в таблицу:

Термины:паводок,климат,реки,озера,ледники,источники питания,многолетняя мерзлота,болота,подземные воды.


Внутренние воды







1станция:Реки 2.  По физической карте Евразии расскажите о размещении рек.

3.Определите какие реки относятся к бассейну Атлантического океана (те реки, которые впадают в океан.)

4.Заполните таблицу:

Река

Исток (начало)

Устье (конец)

Бассейн океана

Направление течения

(куда течет)

Дунай

























2станция : Озера.

Опишите :Ладожское и Онежское озера по плану:

1.Местоположение.

2.Происхождение

3.Уникальность.

3.станция :Наш Дом. Мини -тест

- Вопрос №1. Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с остающимся после себя мусором?

а) выбросите его в реку

б) оставите на берегу

в) поступите как-то иначе.

- Вопрос №2. После весеннего разлива рек в понижениях остаётся много рыбы, особенно мальков, которые обречены на гибель. Ваши действия:

а) ничего не стану делать- пусть природа сама разбирается

б) наловлю и сварю уху в) выловлю мальков и мелкую рыбу и выпущу их в большую реку.

Вопрос №3. Если вам представится возможность- построить домик на речном берегу, покрытом лесом, что вы сделаете?

а) вырубите мешающие строительству взрослые деревья.

б) выберите полянку , находящуюся на расстоянии около 300 метров от воды и без широкого вида на речку.

Вопрос №4. На какой лодке вы предпочитаете кататься на малой реке- на моторной или вёсельной? Почему?


Путевой лист.(3группа)

1.Давайте вспомним, что относится к внутренним водам? Какие типы внутренних вод вы знаете. Подберите соответствующие термины и запишите их в таблицу:

Термины:паводок,климат,реки,озера,ледники,источники питания,многолетняя мерзлота,болота,подземные воды.


Внутренние воды







1станция :Реки 2.  По физической карте Евразии расскажите о размещении рек.

3.Определите какие реки относятся к бассейну Тихого океана (те реки, которые впадают в океан.)

4.Заполните таблицу:

Река

Исток (начало)

Устье (конец)

Бассейн океана

Направление течения

(куда течет)

Янцзы

























2станция : Озера.

Опишите :Ладожское и Онежское озера по плану:

1.Местоположение.

2.Происхождение

3.Уникальность.

3.станция :Наш Дом. Мини -тест

- Вопрос №1. Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с остающимся после себя мусором?

а) выбросите его в реку

б) оставите на берегу

в) поступите как-то иначе.

- Вопрос №2. После весеннего разлива рек в понижениях остаётся много рыбы, особенно мальков, которые обречены на гибель. Ваши действия:

а) ничего не стану делать- пусть природа сама разбирается

б) наловлю и сварю уху в) выловлю мальков и мелкую рыбу и выпущу их в большую реку.

Вопрос №3. Если вам представится возможность- построить домик на речном берегу, покрытом лесом, что вы сделаете?

а) вырубите мешающие строительству взрослые деревья.

б) выберите полянку , находящуюся на расстоянии около 300 метров от воды и без широкого вида на речку.

Вопрос №4. На какой лодке вы предпочитаете кататься на малой реке- на моторной или вёсельной? Почему?

Путевой лист.(4 группа)

1.Давайте вспомним, что относится к внутренним водам? Какие типы внутренних вод вы знаете. Подберите соответствующие термины и запишите их в таблицу:

Термины:паводок,климат,реки,озера,ледники,источники питания,многолетняя мерзлота,болота,подземные воды.


Внутренние воды







1станциял:Реки 2.  По физической карте Евразии расскажите о размещении рек.

3.Определите какие реки относятся к бассейну Индийского океана(те реки, которые впадают в океан.)

4.Заполните таблицу:

Река

Исток (начало)

Устье (конец)

Бассейн океана

Направление течения

(куда течет)

Инд


























2станция: Озера.

Опишите :Ладожское и Онежское озера по плану:

1.Местоположение.

2.Происхождение

3.Уникальность. 3.станция :Наш Дом.

Мини -тест

- Вопрос №1. Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с остающимся после себя мусором?

а) выбросите его в реку

б) оставите на берегу

в) поступите как-то иначе.

- Вопрос №2. После весеннего разлива рек в понижениях остаётся много рыбы, особенно мальков, которые обречены на гибель. Ваши действия:

а) ничего не стану делать- пусть природа сама разбирается

б) наловлю и сварю уху в) выловлю мальков и мелкую рыбу и выпущу их в большую реку.

Вопрос №3. Если вам представится возможность- построить домик на речном берегу, покрытом лесом, что вы сделаете?

а) вырубите мешающие строительству взрослые деревья.

б) выберите полянку , находящуюся на расстоянии около 300 метров от воды и без широкого вида на речку.

Вопрос №4. На какой лодке вы предпочитаете кататься на малой реке- на моторной или вёсельной? Почему?

Путевой лист.(5группа)

1.Давайте вспомним, что относится к внутренним водам? Какие типы внутренних вод вы знаете. Подберите соответствующие термины и запишите их в таблицу:

Термины:паводок,климат,реки,озера,ледники,источники питания,многолетняя мерзлота,болота,подземные воды.


Внутренние воды







1станция:Реки 2.  По физической карте Евразии расскажите о размещении рек.

3.Определите какие реки относятся к бассейну внутреннего стока (те реки, которые впадают в море, не имеющего стока в океан.)

4.Заполните таблицу:

Река

Исток (начало)

Устье (конец)

Бассейн океана

Направление течения

(куда течет)

Волга


























2станция: Озера.

Опишите :Ладожское и Онежское озера по плану:

1.Местоположение.

2.Происхождение

3.Уникальность. 3.станция :Наш Дом.

Мини -тест

- Вопрос №1. Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с остающимся после себя мусором?

а) выбросите его в реку

б) оставите на берегу

в) поступите как-то иначе.

- Вопрос №2. После весеннего разлива рек в понижениях остаётся много рыбы, особенно мальков, которые обречены на гибель. Ваши действия:

а) ничего не стану делать- пусть природа сама разбирается

б) наловлю и сварю уху в) выловлю мальков и мелкую рыбу и выпущу их в большую реку.

Вопрос №3. Если вам представится возможность- построить домик на речном берегу, покрытом лесом, что вы сделаете?

а) вырубите мешающие строительству взрослые деревья.

б) выберите полянку , находящуюся на расстоянии около 300 метров от воды и без широкого вида на речку.

Вопрос №4. На какой лодке вы предпочитаете кататься на малой реке- на моторной или вёсельной? Почему?









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!