География 7 класс.
-
Примерная программа для среднего (полного) общего образования;
-
Программа для общеобразовательных учреждений по географии 6- 11 классов под редакцией И. В. Душиной М., Дрофа, 2011
Цель урока: продолжить формирование представлений о Евразии, расширить и закрепить полученные ранее знания о материке.
Задачи:
-повторить особенности физико-географического положения материка, природных условий;
– продолжить развивать умения самостоятельно работать с учебником,
атласом, дополнительной литературой, делать выводы.
Личностные УУД: продолжить формирование учебно-познавательного интереса к учебному предмету, развивать способности к самооценке.
Метапредметные УУД: организация планирования самостоятельной деятельности; умение самостоятельно контролировать работу.
Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, проводить сравнение, группировку, обобщение.
Коммуникативные УУД: сформировать собственное мнение, приходить к общему решению в совместной деятельности .
Тип занятия: урок изучения нового материала.
Вид занятия: урок-исследование.
Средства обучения:
-
Учебник: Коринская В.А.География материков и океанов-7класс- М.: Дрофа, 2012.
-
Географический атлас. 7 класс. - М.: Дрофа, 2012.
-
Настенная карта: Физическая карта полушарий.
Тема: Внутренние воды Евразии.
Ведущая деятельность |
учителя | учащихся |
1.Орг.момент.(2мин) 2.Опрос (7мин) 1.«географическая пятиминутка» (номенклатура по предыдущей теме.)- 5 мин. 2.2мини-тест— 3 минуты(презентация 2.3 1 ученик отвечает | 1.Ученики приветствуют учителя, настраиваются на урок. 2.1Проверка номенклатуры.(1ученик) 2.2 Ученики смотрят презентацию. (записывают ответ в тетрадь) 2.3самопроверка |
3.Новый материал: Учитель: тема нашего урока: «Внутренние воды Евразии» (презентация) Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по материку Евразия с целью: (давайте сами определим 2-3 цели нашего урока)-2мин. Новый материал: Учитель:: Объявляю станцию «Река». Кикимора: А вот и я! Что не ждали? Учитель: Ой, кто это! Ой, что это? Кикимора: Кикимора я, не узнали что-ли ? Собою пригожая, вся такая милая, нежная. Что это я здесь с вами разговариваю, всё равно не поймете! А вы чего сюда явились? Учитель: Мы путешественники, изучаем внутренние воды Евразии. Кикимора: Реки и озёра такого громадного материка, как Евразия отличаются большим разнообразием, которое зависит от особенностей рельефа и климата. Это наверное очень интересно? А мне можно с вами? Учитель: Возьмем её собой? Хорошо будешь следить, правильно ли мы ведём себя во время путешествия. Записывать очки на доске. | 3.1 Ученики смотрят презентацию. (записывают в тетрадь) 3.2Дети формулируют цели урока и записывают в тетрадь. 3.3Ученики слушают. |
Учитель: Итак первая станция «Реки» | Самостоятельная работа учеников по индивидуальным маршрутам (приложение1.)Ученики работают самостоятельно 5 мин ,затем отвечают у доски и одновременно запись в тетрадь.всего-10мин. |
Кикимора:- надо же справились, какие умные ребятишки. А я же волшебница – у меня для вас сюрприз: посмотрите красоту рек Евразии. ( Слайды с фото рек материка)презентация ,просмотр слайдов. Кикимора:- Теперь можно и отдохнуть. Объявляю привал 1- викторину! Викторина 1.Назовите реку Челябинска.(Миасс) 1.Течет, течет Между гор Не вытечет- Между дол Бежит, бежит ,бежит белый конь Не выбежит (ручей,река). 2.По морю идет, идет, а до берега дойдет, тут и пропадет( волна). 3.Назовите рыбу, которая спасла Емелю от нищеты( щука). Итого-25 минут | Дети смотрят слайды с презентации. Ученики отгадывают загадки. |
4.Работа с индивидуальными маршрутами. Учитель: Станция2 «Озеро» Выступление учителя (по интерактивной карте) Озера Евразии многочисленны и разнообразны по происхождению, размерам и водному режиму. Подобно рекам, по территории материка они размещаются неравномерно. ? классу В какой части материка много озер? Какие самые крупные озера? Учитель: найдите в индивидуальных маршрутах задания станции «Озера» | Ребята смотрят интерактивную карту. Отвечают устно на вопросы. Самостоятельная работа(5мин.) |
Кикимора: Молодцы, прямо умники и умницы. Ну что удивить вас? ( слайды – озера) Учитель: Болота Евразии. Болото- (топь, трясина) – участки суши с избыточным увлажнением, где растительность разлагается и превращается в торф. Встречаются в Евразии на севере, В Западной Сибири, на Камчатке, Полесье – это территории Белоруссии и Украины. Бывают низинные – в поймах рек, образуются за счет грунтовых вод. Верховые – на плоских водоразделах ( за счет атмосферных осадков) и переходные – определяются по характеру растительности. (сопровождается показом слайдов) Кикимора:- Хорошо отвечаете. Много знаете. Не зря ходите. А вот где я живу? Загадка: Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя? (болото) (ставит оценку на доске, молодцы всем 5- ки) Учитель:- Привал №2. Современное оледенение – Значительная часть Евразии покрыта современными ледниками. Они имеются на многих северных островах в Исландии, Шпицбергене, на Новой Земле, а также в самых высоких горах- в Альпах, Гималаях, на Тянь-Шане, Памире. Сползая вниз, горные ледники дают начало многочисленным рекам. В жарких странах -вода идет на орошение. Особенно широко используется воды рек Хуанхэ, Янцзы, Инда, Ганга, Амударья. Многолетняя мерзлота-На большой территории Северной Евразии распространена многолетняя мерзлота. Она охватывает почти одну треть территории азиатской части материка. Мерзлый слой горных пород содержит лёд и имеет толщину от нескольких метров на Кольском полуострове Таймыр. Летом мёрзлый слой оттаивает на глубину 40-150 см. Реки, текущие по слою мерзлого грунта, широко разливаются весной, образуя болота. Она затрудняет строительство дорог, жилищ. | Ученики работают с презентацией. Работа учеников с текстом учебника.стр.246 Дети отгадывают загадку. |
Учитель: Следующая станция3 «Наш дом»:- Вопрос Назовите источники загрязнения гидросферы? (Нефть, промышленность, сельскохозяйственные отходы, бытовые отходы, тепловые загрязнения, радиационное загрязнение, судоходство, лесосплав, туристы) Мини -тест | Дети отвечают на тест. |
5.Закрепление. Работа с к.к. Кикимора:- Ну всё, притомили, уморили, объявляю привал «К/карта» кто быстрее и красивее нанесёт на к/ карту реки и озёра, выделенные в тексте учебника Кикимора:- посмотрим, оценим работу путешественников. (смотрят к/карты) Учитель: Подведение итогов ( беседа по целям урока) 1) в чем особенности внутренних вод материка? 2) чем вызвано неравномерное их распределение? 3) почему на этом материке много длинных рек? 4) чем уникальны озера Евразии? 5) определите значение оледенения и многолетней мерзлоты.) - оценки активным ученикам. Домашнее задание: § 63 к/карта: | Ребята отвечают на вопросы. |
\
Тема: Внутренние воды Евразии.
Ход:
1.Орг. момент.(2мин) 8. 30
2.Опрос (6-7мин)
1.«географическая пятиминутка» 3 мин.
2.мини-кроссворд.3мин.
3.Новый материал:8.40
Учитель: тема нашего урока: «Внутренние воды Евразии» (презентация)
Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие по материку Евразия с целью:(давайте сами определим 2-3 цели нашего урока)-2мин.
Новый материал:
Учитель: Объявляю станцию «Река».
Кикимора: А вот и я! Что не ждали?
Учитель: Ой, кто это! Ой, что это?
Кикимора: Кикимора я, не узнали что- ли ? Собою пригожая, вся такая милая, нежная. Что это я здесь с вами разговариваю, всё равно не поймете! А вы чего сюда явились?
Учитель: Мы путешественники, изучаем внутренние воды Евразии.
Кикимора: Реки и озёра такого громадного материка, как Евразия отличаются большим разнообразием, которое зависит от особенностей рельефа и климата. Это наверное очень интересно? А мне можно с вами?
Учитель: Возьмем её собой? Хорошо будешь следить, правильно ли мы ведём себя во время путешествия.
4.Самостоятельная работа учеников по индивидуальным маршрутам (приложение 1 )8.45
Ученики работают самостоятельно 5 мин , затем отвечают у доски ,показывая покарте. всего-10мин.8.55
Кикимора:- надо же справились, какие умные ребятишки. А я же волшебница – у меня для вас сюрприз: посмотрите красоту рек Евразии.
( Слайды с фото рек материка)презентация ,просмотр слайдов.
Кикимора:- Теперь можно и отдохнуть.
Объявляю привал 1- викторину!
Викторина
1.Назовите реку Челябинска.(Миасс)
1.Течет, течет Между гор
Не вытечет- Между дол
Бежит, бежит ,бежит белый конь
Не выбежит (ручей,река).
2.По морю идет, идет, а до берега дойдет, тут и пропадет( волна).
3.Назовите рыбу, которая спасла Емелю от нищеты( щука).
Итого 9.00
4.Работа с индивидуальными маршрутами.
Учитель:
Станция2 «Озера»
Выступление учителя (по интерактивной карте)
Озера Евразии многочисленны и разнообразны по происхождению, размерам и водному режиму. Подобно рекам, по территории материка они размещаются неравномерно.
?классу В какой части материка много озер?
Какие самые крупные озера?
Учитель: найдите в индивидуальных маршрутах задания станции «Озера»
Карточки с задания .Самостоятельная работа(5мин.)9.05
Кикимора: Молодцы, прямо умники и умницы. Ну что удивить вас?
( слайды – озера)
Кикимора: Вот , я еще и не то знаю. А вот посмотрите: Болота Евразии.
Болото- (топь, трясина) – участки суши с избыточным увлажнением, где растительность разлагается и превращается в торф. Встречаются в Евразии на севере, В Западной Сибири, на Камчатке, Полесье – это территории Белоруссии и Украины. Бывают низинные – в поймах рек, образуются за счет грунтовых вод. Верховые – на плоских водоразделах ( за счет атмосферных осадков) и переходные – определяются по характеру растительности. ( сопровождается показом слайдов)
Работа учеников с текстом учебника.стр.246
Прочитать вслух
Кикимора:- Хорошо отвечаете. Много знаете. Не зря ходите. А вот где я живу?
Загадка: Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя? (болото) (ставит оценку на доске, молодцы всем 5 ки)
Учитель:- Привал №2. Современное оледенение –
Значительная часть Евразии покрыта современными ледниками. Они имеются на многих северных островах в Исландии, Шпицбергене, на Новой Земле, а также в самых высоких горах- в Альпах, Гималаях, на Тянь-Шане, Памире. Сползая вниз, горные ледники дают начало многочисленным рекам. В жарких странах -вода идет на орошение. Особенно широко используется воды рек Хуанхэ, Янцзы, Инда, Ганга, Амударья.
Многолетняя мерзлота-На большой территории Северной Евразии распространена многолетняя мерзлота. Она охватывает почти одну треть территории азиатской части материка. Мерзлый слой горных пород содержит лёд и имеет толщину от нескольких метров на Кольском полуострове Таймыр. Летом мёрзлый слой оттаивает на глубину 40-150 см.
Реки, текущие по слою мерзлого грунта, широко разливаются весной, образуя болота. Она затрудняет строительство дорог, жилищ.
Учитель: Следующая станция3 «Наш дом»:
- Вопрос Назовите источники загрязнения гидросферы? (Нефть, промышленность, сельскохозяйственные отходы, бытовые отходы, тепловые загрязнения, радиационное загрязнение, судоходство, лесосплав, туристы)
Мини -тест
- Вопрос №1. Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с остающимся после себя мусором?
а) выбросите его в реку
б) оставите на берегу
в) поступите как-то иначе.
- Вопрос №2. После весеннего разлива рек в понижениях остаётся много рыбы, особенно мальков, которые обречены на гибель. Ваши действия:
а) ничего не стану делать- пусть природа сама разбирается
б) наловлю и сварю уху в) выловлю мальков и мелкую рыбу и выпущу их в большую реку.
- Вопрос №3. Если вам представится возможность- построить домик на речном берегу, покрытом лесом, что вы сделаете?
а) вырубите мешающие строительству взрослые деревья.
б) выберите полянку , находящуюся на расстоянии около 300 метров от воды и без широкого вида на речку.
- Вопрос №4. На какой лодке вы предпочитаете кататься на малой реке- на моторной или вёсельной? Почему?
Работа с к.к.
Кикимора:- Ну всё, притомили, уморили, объявляю привал «К/карта»
кто быстрее и красивее нанесёт на к/ карту реки и озёра, выделенные в тексте учебника
Кикимора:- посмотрим, оценим работу путешественников. (смотрят к/карты)
Учитель: Подведение итогов ( беседа по целям урока)
1) в чем особенности внутренних вод материка?
2) чем вызвано неравномерное их распределение?
3) почему на этом материке много длинных рек?
4) чем уникальны озера Евразии?
5) определите значение оледенения и многолетней мерзлоты.)
- оценки активным ученикам.
Домашнее задание: § 63 к/карта:
-Пусть на земле не умирают реки
пусть стороной обходит их беда,
пусть чистой остается в них навеки
студеная и вкусная вода.
Пусть никогда не зарастает тиной
Тот берег, на котором я стою…
Большие дяди, взрослые мужчины,
храните речку светлую мою.
Э.Огнецвет.
-Ребята дома в тетради предложите основные направления по охране внутренних вод.
Оценка деятельности учащихся.
Путевой лист.(1группа)
1.Давайте вспомним, что относится к внутренним водам? Какие типы внутренних вод вы знаете. Подберите соответствующие термины и запишите их в таблицу:
Термины:паводок,климат,реки,озера,ледники,источники питания,многолетняя мерзлота,болота,подземные воды.
1станция :Реки 2. По физической карте Евразии расскажите о размещении рек.
3.Определите какие реки относятся к бассейну Северного Ледовитого океана(те реки, которые впадают в океан.)
4.Заполните таблицу:
Река | Исток (начало) | Устье (конец) | Бассейн океана | Направление течения (куда течет) |
Обь | | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
2станция: Озера.
Опишите :Ладожское и Онежское озера по плану:
1.Местоположение.
2.Происхождение
3.Уникальность.
3.станция :Наш Дом.
Мини -тест
- Вопрос №1. Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с остающимся после себя мусором?
а) выбросите его в реку
б) оставите на берегу
в) поступите как-то иначе.
- Вопрос №2. После весеннего разлива рек в понижениях остаётся много рыбы, особенно мальков, которые обречены на гибель. Ваши действия:
а) ничего не стану делать- пусть природа сама разбирается
б) наловлю и сварю уху в) выловлю мальков и мелкую рыбу и выпущу их в большую реку.
- Вопрос №3. Если вам представится возможность- построить домик на речном берегу, покрытом лесом, что вы сделаете?
а) вырубите мешающие строительству взрослые деревья.
б) выберите полянку , находящуюся на расстоянии около 300 метров от воды и без широкого вида на речку.
- Вопрос №4. На какой лодке вы предпочитаете кататься на малой реке- на моторной или вёсельной? Почему?
Путевой лист.(2 группа)
1.Давайте вспомним, что относится к внутренним водам? Какие типы внутренних вод вы знаете. Подберите соответствующие термины и запишите их в таблицу:
Термины:паводок,климат,реки,озера,ледники,источники питания,многолетняя мерзлота,болота,подземные воды.
1станция:Реки 2. По физической карте Евразии расскажите о размещении рек.
3.Определите какие реки относятся к бассейну Атлантического океана (те реки, которые впадают в океан.)
4.Заполните таблицу:
Река | Исток (начало) | Устье (конец) | Бассейн океана | Направление течения (куда течет) |
Дунай | | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
2станция : Озера.
Опишите :Ладожское и Онежское озера по плану:
1.Местоположение.
2.Происхождение
3.Уникальность.
3.станция :Наш Дом. Мини -тест
- Вопрос №1. Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с остающимся после себя мусором?
а) выбросите его в реку
б) оставите на берегу
в) поступите как-то иначе.
- Вопрос №2. После весеннего разлива рек в понижениях остаётся много рыбы, особенно мальков, которые обречены на гибель. Ваши действия:
а) ничего не стану делать- пусть природа сама разбирается
б) наловлю и сварю уху в) выловлю мальков и мелкую рыбу и выпущу их в большую реку.
- Вопрос №3. Если вам представится возможность- построить домик на речном берегу, покрытом лесом, что вы сделаете?
а) вырубите мешающие строительству взрослые деревья.
б) выберите полянку , находящуюся на расстоянии около 300 метров от воды и без широкого вида на речку.
- Вопрос №4. На какой лодке вы предпочитаете кататься на малой реке- на моторной или вёсельной? Почему?
Путевой лист.(3группа)
1.Давайте вспомним, что относится к внутренним водам? Какие типы внутренних вод вы знаете. Подберите соответствующие термины и запишите их в таблицу:
Термины:паводок,климат,реки,озера,ледники,источники питания,многолетняя мерзлота,болота,подземные воды.
1станция :Реки 2. По физической карте Евразии расскажите о размещении рек.
3.Определите какие реки относятся к бассейну Тихого океана (те реки, которые впадают в океан.)
4.Заполните таблицу:
Река | Исток (начало) | Устье (конец) | Бассейн океана | Направление течения (куда течет) |
Янцзы | | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
2станция : Озера.
Опишите :Ладожское и Онежское озера по плану:
1.Местоположение.
2.Происхождение
3.Уникальность.
3.станция :Наш Дом. Мини -тест
- Вопрос №1. Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с остающимся после себя мусором?
а) выбросите его в реку
б) оставите на берегу
в) поступите как-то иначе.
- Вопрос №2. После весеннего разлива рек в понижениях остаётся много рыбы, особенно мальков, которые обречены на гибель. Ваши действия:
а) ничего не стану делать- пусть природа сама разбирается
б) наловлю и сварю уху в) выловлю мальков и мелкую рыбу и выпущу их в большую реку.
- Вопрос №3. Если вам представится возможность- построить домик на речном берегу, покрытом лесом, что вы сделаете?
а) вырубите мешающие строительству взрослые деревья.
б) выберите полянку , находящуюся на расстоянии около 300 метров от воды и без широкого вида на речку.
- Вопрос №4. На какой лодке вы предпочитаете кататься на малой реке- на моторной или вёсельной? Почему?
Путевой лист.(4 группа)
1.Давайте вспомним, что относится к внутренним водам? Какие типы внутренних вод вы знаете. Подберите соответствующие термины и запишите их в таблицу:
Термины:паводок,климат,реки,озера,ледники,источники питания,многолетняя мерзлота,болота,подземные воды.
1станциял:Реки 2. По физической карте Евразии расскажите о размещении рек.
3.Определите какие реки относятся к бассейну Индийского океана(те реки, которые впадают в океан.)
4.Заполните таблицу:
Река | Исток (начало) | Устье (конец) | Бассейн океана | Направление течения (куда течет) |
Инд | | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
2станция: Озера.
Опишите :Ладожское и Онежское озера по плану:
1.Местоположение.
2.Происхождение
3.Уникальность. 3.станция :Наш Дом.
Мини -тест
- Вопрос №1. Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с остающимся после себя мусором?
а) выбросите его в реку
б) оставите на берегу
в) поступите как-то иначе.
- Вопрос №2. После весеннего разлива рек в понижениях остаётся много рыбы, особенно мальков, которые обречены на гибель. Ваши действия:
а) ничего не стану делать- пусть природа сама разбирается
б) наловлю и сварю уху в) выловлю мальков и мелкую рыбу и выпущу их в большую реку.
- Вопрос №3. Если вам представится возможность- построить домик на речном берегу, покрытом лесом, что вы сделаете?
а) вырубите мешающие строительству взрослые деревья.
б) выберите полянку , находящуюся на расстоянии около 300 метров от воды и без широкого вида на речку.
- Вопрос №4. На какой лодке вы предпочитаете кататься на малой реке- на моторной или вёсельной? Почему?
Путевой лист.(5группа)
1.Давайте вспомним, что относится к внутренним водам? Какие типы внутренних вод вы знаете. Подберите соответствующие термины и запишите их в таблицу:
Термины:паводок,климат,реки,озера,ледники,источники питания,многолетняя мерзлота,болота,подземные воды.
1станция:Реки 2. По физической карте Евразии расскажите о размещении рек.
3.Определите какие реки относятся к бассейну внутреннего стока (те реки, которые впадают в море, не имеющего стока в океан.)
4.Заполните таблицу:
Река | Исток (начало) | Устье (конец) | Бассейн океана | Направление течения (куда течет) |
Волга | | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
2станция: Озера.
Опишите :Ладожское и Онежское озера по плану:
1.Местоположение.
2.Происхождение
3.Уникальность. 3.станция :Наш Дом.
Мини -тест
- Вопрос №1. Покидая временную стоянку на берегу реки, что вы сделаете с остающимся после себя мусором?
а) выбросите его в реку
б) оставите на берегу
в) поступите как-то иначе.
- Вопрос №2. После весеннего разлива рек в понижениях остаётся много рыбы, особенно мальков, которые обречены на гибель. Ваши действия:
а) ничего не стану делать- пусть природа сама разбирается
б) наловлю и сварю уху в) выловлю мальков и мелкую рыбу и выпущу их в большую реку.
- Вопрос №3. Если вам представится возможность- построить домик на речном берегу, покрытом лесом, что вы сделаете?
а) вырубите мешающие строительству взрослые деревья.
б) выберите полянку , находящуюся на расстоянии около 300 метров от воды и без широкого вида на речку.
- Вопрос №4. На какой лодке вы предпочитаете кататься на малой реке- на моторной или вёсельной? Почему?