СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 12.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объём?»

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рисование. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объём?»»


Конспект урока


Используемый УМК: Школа России

Учебный предмет: Технология

Тип урока: Открытие нового знания

Класс: 3

Тема урока: «Рельеф и его виды. Как придать поверхности фактуру и объём?»

Цель урока: научиться подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приёмы изготовления изделий.

Планируемые достижения:

Предметные:

Знания:

  • Знакомство с понятиями «рельеф», «фактура»;

  • Общее представление о видах рельефа: контррельеф, барельеф, горельеф;

  • Приёмы получения рельефных изображений (процарапывание, вдавливание, налеп, многослойное вырезание).

Умения:

  • Изготовление изделий с рельефной отделкой из пластичных материалов.


Метапредметные:


Регулятивные УУД: формулировать цель урока после предварительного обсуждения; осуществлять текущий контроль и точность выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки; выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.

Коммуникативные УУД: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать; слушать других, пытаться принимать другую точку

зрения.

Познавательные УУД: искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема); открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений.

Личностные УУД: отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь одноклассникам; принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним; опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла; понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого учащегося.



Межпредметные связи: литературное чтение.


Ресурсы (оборудование):

  • для учителя: Учебник «Технология» 3 класс 1 часть, готовый образец изделия, мультимедийная презентация, компьютер, проектор.

  • для ченика: Учебник «Технология» 3 класс 1 часть, лист картона белого цвета, пластилин, стек, клеёнка, влажные салфетки.
































Ход урока:


Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Время

I. Мотивационный этап

Личностные: понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого учащегося.

Регулятивные УУД: целеполагание, саморегуляция.

Здравствуйте ребята!

- Здравствуйте, ребята!


- Тихо присели девочки!


- Тихо присели мальчики!

- Меня зовут Валерия Валерьевна, и я проведу у вас сегодня урок технологии. Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов!


Проверьте все ли у вас готово к уроку технологии.


На столе у вас должны лежать: учебник, картон, пластилин, стека, влажные салфетки, клеёнка.

Приветствуют учителя.












Проверят готовность к уроку.

1 мин

II. Проблемно-информационный этап

Коммуникативные УУД: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.



Личностные УУД: принимать другие мнения и высказывания, уважительно относиться к ним.
















Регулятивные УУД: формулировать цель урока после предварительного обсуждения.






















Регулятивные УУД: формулировать цель урока после предварительного обсуждения.






















Познавательные УУД: искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема); открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений.











Познавательные УУД: искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема); открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений.



























Познавательные УУД: искать и отбирать необходимую для решения учебной задачи информацию в учебнике (текст, иллюстрация, схема); открывать новые знания, осваивать новые умения в процессе наблюдений, рассуждений и обсуждений материалов учебника, выполнения пробных поисковых упражнений.




















Регулятивные УУД: выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.



Ребята, если мы совершим экскурсию по городу, то увидим, что парки, скверы, площади, общественные здания, фонтаны украшены скульптурами.


Ребята вспомним, какие памятники украшают наш город и создают его неповторимый образ.





На прошлом занятие вы узнали такие новые понятия как «скульптура», «скульптор», что же это такое?


Сегодня на уроке мы узнаем, как рождаются произведения скульптуры.


А для того, чтобы узнать тему нашего урока я предлагаю разгадать вам загадку. Перед вами зашифрованные слова, для того чтобы расшифровать слова вам нужно убрать цифры 1 и 0, на это задание я даю вам 1 минуту. (Слайд 1)


Р10Е0Л1Ь01ЕФ 0и1 Е01Г11О ВИ01Д1Ы



Верно, тема нашего урока «Рельеф и его виды».


Какую цель мы можем поставить на урок?


Выберите цель, подходящую к уроку из представленных на доске: (Слайд 2)


1) научиться применять в художественно-творческой деятельности основы графической грамоты.

2) научиться подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приёмы изготовления изделий.

3) научиться навыкам моделирования из бумаги.


Всё верно, сегодня мы научимся подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приёмы изготовления изделий.


А для того чтобы перейти к теме урока нам нужно составить план.


Вам предлагается начало каждого пункта, а ваша задача подобрать к ним продолжение. (Слайд 3)


1) Познакомиться…..

2) Иметь …

3) Узнать….

4) Изготовить…


А) с понятиями «рельеф», «фактура».

Б) приёмы получения рельефных изображений (процарапывание, вдавливание, налеп, многослойное вырезание).

В) изделие с рельефной отделкой из пластичных материалов.

Г) общее представление о видах рельефа: контррельеф, барельеф, горельеф.


У скульптора небольшой выбор материалов для работы, их цветовые возможности

невелики. Однако выразить настроение и характер образа ему помогают возможности

фактуры материала и рельеф изображения.


Кто знает, что обозначают слова фактура и рельеф?





Откройте учебник на 32 странице и рассмотрите схему на которой отображены виды рельефов. Прочтите схему каждый сам про себя.


На 33 странице найдите каждый из видов скульптурного рельефа на рисунках. Обоснуйте свой выбор.




Всё верно, молодцы.






Для получения рельефов мастер использует разные приемы или как их называют, художественные техники.


Откройте учебник на 34 странице. Рассмотрим разные приёмы рельефов.


1. Процарапывание

2. Вдавливание

3. Налеп

4. Вырезание (многослойное)


Сегодня мы с вами изготовим изделие в технике налеп, процарапывание.


Демонстрирование готового образца изделия



Проанализируем изделие. Узнаем, из каких деталей оно состоит, количество деталей и так далее. Откройте учебник на 119 странице.


Анализ изделия


1. Название изделия и его назначение?


2. Каковы конструктивные особенности изделия (форма деталей, их количество, вид соединения – подвижное или неподвижное)?


3. Из каких материалов изготовлено изделие? Есть ли особенности в подборе цвета, колорита?


4. Можно ли использовать другие материалы? Почему?


5. Как можно изготовить детали (разметить и отделить от заготовки)?


6. Нужно ли деталям придать форму?


7. Какими способами можно собрать изделие?


8. Требуется ли дополнительная отделка? Какая? Как её выполнить?


Но прежде чем приступить к изготовлению изделия, вспомним о правилах работы с пластилином и стеком.


Оценивать вашу работу я буду по следующим критериям оценки изделия:

1. Последовательность выполнения.

2. Качество изделия.

3. Аккуратность при работе.

4. Соблюдение правил техники безопасности.






Учащиеся называют известные им памятники: памятник А.П. Чехову, памятник В. И. Ленину, памятник Г. И. Невельскому, памятник Ю. А. Гагарину…


Скульптура – это искусство создания объёмных художественных произведений путём резьбы, высекания, лепки или отливки.

Скульптор – мастер, создающий скульптуру.







Рельеф и его виды


















2) научиться подбирать и обосновывать наиболее рациональные технологические приёмы изготовления изделий.







1) Познакомиться с понятиями «рельеф», «фактура»;

2) Иметь общее представление о видах рельефа: контррельеф, барельеф, горельеф;

3) Узнать приёмы получения рельефных изображений (процарапывание, вдавливание, налеп, многослойное вырезание);

4) Изготовить изделие с рельефной отделкой из пластичных материалов.










Фактура – особенность поверхности предмета или материала.

Рельеф – вид скульптуры, которая располагается на плоскости.


Читают схему индивидуально, про себя.




1 рисунок относится к такому виду рельефа, как контррельеф. Потому что изображение на рисунке врезанное вглубь, «вдавленное».

2 рисунок относится к барельефу. Так как, изображение на рисунке немного выступает над плоскостью.

3 рисунок относится к горельефу. Потому что, изображение на данном рисунке сильно выступает над плоскостью.






Рассматривают приёмы рельефов.




























«Картина из пластилина» - декор.


Форма деталей – плоская, объёмная. Количество деталей – 9. Вид соединения – неподвижное.


Из пластилина и картона. Особенностей в подборе цвета, колорита нет.


Нет.






Да, нужно.


С помощью приёмы рельефа - налеп.


Нет.



Правила работы с пластилином и стекой:

1. Перед началом работы с пластилином засучите рукава и застелите рабочее место клеёнкой.

2. Пластилин и стеку нельзя подносить к лицу, брать в рот, засовывать в нос, уши и волосы.

3. Пластилин и стеку нельзя подносить к лицу, брать в рот, засовывать в нос, уши и волосы.

4. Клади пластилин на специальную дощечку. Лепку выполняйте только на дощечке. Не разбрасывайте пластилин по столу, не роняйте на пол.

5. Не касайтесь грязными руками лица, глаз, одежды. Не трогайте тетради, книги, ластики – везде будут жирные пятна.

6. При работе используя стеки-ножи для пластилина, вытри их сразу после работы. Стеки, нужно каждый раз протирать салфеткой, ведь вы используете разные цвета пластилина. Стеки не острые, но будьте при работе внимательными!

7. После работы вытрите руки салфеткой, потом помойте руки тёплой водой с мылом. Подкладную доску и стеки тоже следует вымыть водой.

10 мин

III. Практический этап

Регулятивные УУД: осуществлять текущий контроль и точность выполнения технологических операций (с помощью простых и сложных по конфигурации шаблонов, чертёжных инструментов), итоговый контроль общего качества выполненного изделия, задания; проверять модели в действии, вносить необходимые конструктивные доработки.

Коммуникативные УУД: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения.

Личностные УУД: отзывчиво относиться и проявлять готовность оказать посильную помощь одноклассникам; опираясь на освоенные изобразительные и конструкторско-технологические знания и умения, делать выбор способов реализации предложенного или собственного замысла.

План работы:

1. Возьмите 1 лист картона любого цвета, согните его пополам, разрежьте на 2 равные части. Одну часть оставьте себе для работы, вторую часть уберите.

2. Нам понадобиться пластилин зелёного цвета , для того чтобы сделать стебель и лепестки цветка. Кусочек пластилина раскатываем на клеёнке, чтобы он стал плоским. Далее вырезаем стеком стебелёк. И используя технику нелепа, лепим основу на картон в середину. Картон должен лежать вертикально.

3. Далее мы берём пластилин красного цвета и по тому же принципу вырезаем лепестки для нашего цветка. Лепим их на картон.

4. Из любого другого цвета пластилина мы можем сделать бабочку.

5. Применим технику процарапывание и сделаем жилочки на листочках и лепестках цветка.


Наше изделие готово!









23 мин

IV. Рефлексивно-аналитический этап

Регулятивные УУД: выполнять текущий контроль (точность изготовления деталей и аккуратность всей работы) и оценку выполненной работы по предложенным учителем критериям.

Личностные УУД: понимание смысла выполнения самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности (начальный этап) и того, что успех в учебной деятельности в значительной мере зависит от самого учащегося.


Заканчиваем выполнение работы. Сейчас я буду проходить по рядам и оценивать вашу работу по критериям, которые я озвучивала.


Критерии оценки изделия:

1. Последовательность выполнения.

2. Качество изделия.

3. Аккуратность при работе.

4. Соблюдение правил техники безопасности.


Выставка готовых изделий. Оценивание учащихся по поставленным критериям.


Посмотрите на план нашего урока. Все ли пункты плана вы выполнили?


Приводим рабочие места в порядок.











Показывают готовые работы учителю.



Да.




2 мин





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!