СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Религия древних египтян"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Религия древних египтян очень интересная, ученики ее вопринимают как нечто необыкновенноее. Пооэтому тема урока для меня интересна.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Религия древних египтян"»

История Древнего мира, 5 класс

Урок 13.

Тема: Религия древних египтян.

Цели: образовательная: рассказать учащимся об особенностях мировоззрения древневосточного человека.

Развивающая: Продолжить формирование умений анализировать исторические факты на элементарном уровне. Формировать несложные выводы, пересказывать содержание текста учебника.

Воспитательная: Способствовать формированию интереса учащихся к культурному наследию древних стран, в частности стран Древнего Востока, подвести их к пониманию существования универсальных моральных норм и принципов в религиозном наследии древнейших культур. На примере понимания древним человеком неразрывной связи человека с природой подвести учащихся к осознанию необходимости бережного отношения к ней, как основного условия сохранения нашей цивилизации.

УУД. Личностные: Осознавать свои эмоции, адекватно выражать и контролировать, понимать эмоциональное состояние других людей.

Познавательные: Устанавливать причинно-следственные связи на простом и сложном уровне

Регулятивные: Определять цель, проблему учебной деятельности.

Коммуникативные: Корректировать свое мнение под воздействием аргументов.

Основные факты и понятия

XIV век до н. э. – религиозная реформа Эхнатона. Объявление Атона верховным богом Древнего Египта.

Миф – представление о мире, существующее в форме фантастических рассказов; общественное сознание древнего общества, способ самовыражения тогдашнего человеческого общества. Это наиболее ранняя форма духовной культуры человечества, в которой соединены зачатки знаний, элементы верований, политических взглядов и т. д.

Мифология – это своеобразная форма проявления мировоззрения древнего общества, содержащая элементы религии, а также наука о мифах.

Религия – одна из форм отражения действительности в фантастических образах, представлениях, понятиях. Главным, определяющим признаком религии является вера в реальность сверхъестественного.

Культ – Один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы. Преклонение перед кем- или чем-либо.

Жрец – служитель культа.

Фараон – титул египетских царей.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока.

Организационный момент. Приветствие. Проверка готовности класса к уроку, позитивный настрой на урок.

Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Военные походы фараонов».

= Рассказать, с какой целью фараоны организовывали военные походы. (Фараоны организовывали военные походы для того, чтобы расширить территорию своего государства, обогатиться. Войско фараона имело на вооружении копья, топорики, луки, дротики. Наконечники этого оружия были сделаны из бронзы. Угрозой для врага была египетская конница, которой управлял колесничий, а другой воин отстреливался. Из походов привозили все ценное, а главное – рабов. Таким образом, фараоны, вельможи в походах обогащались, а рядовые воины ничего не получали).

2. Индивидуальная работа.

Проверьте, знаете ли вы слова и их значения. Заполните в правом или левом столбиках пропущенные строки.

1. Дельта

1

2.

2. Высокий тростник в Египте, из которого делали материалы

 для письма.  

3. Фараон

3.

4.

4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство.

5.

5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня, дерева, металла.

6.

6. Специалист по строительству зданий.

7. Религия

7.

8.

8. Сбор в пользу государства.

Ответы: 1 – место, где река делилась на несколько рукавов; 2 – папирус; 3 – повелитель всего Египта; 4 – крестьянин; 5 – ремесленник; 6 – архитектор; 7 – вера в сверхъестественные существа; 8 – налог.

Беседа:

= Где находится Египет? (Северо-восточная часть Африки.)

= В какие страны совершали походы фараон Тутмос III со своим войском? (Нубию, Ливию, Синайский полуостров, Палестину, Сирию. Финикию.)

= Почему говорят, что военные походы фараонов постепенно приводили к ослаблению царства? (Погибало много простых жителей Египта, участки земли не кому было обрабатывать, рабов они себе приобрести не могли. Огромное количество рабов в стране – это источник недовольства властью, своим положением. В любой момент они могут поднять восстание.)

Формулировка темы и цели урока

Учитель: Итак, мы выяснили, что военные походы фараонов обогащали их и их ближайшее окружение. Фараоны становились могущественнее и сильнее. Известно, что в Египте в усыпальницу фараона клали статую его хозяина, высеченную из камня или дерева, фигурки поваров, носильщиков, других рабов и слуг. На стенах гробниц художники изображали хозяйство господина. О чем свидетельствуют такие погребения? Какие выводы можно сделать на основе этих данных?

Главный вывод: у древних египтян существовала вера в загробную жизнь, а значит, были религиозные верования.

Задача для учащихсяКакие религиозные верования существовали у древних египтян?

Изучение новой темы

Учитель: Египтяне были язычниками, то есть поклонялись множеству богов. Согласно верованиям египтян, различные силы природы находились в подчинении у различных богов. Одним из важнейших божеств был бог Ра – бог солнца, который также считался хранителем фараона. Большое значение придавалось и богу подземного царства Осирису: каждый умерший переходил в подчинение к этому богу.

Боги изображались в виде животных или людей с головами животных. Египетские боги и богини часто выступают в образе того или иного животного, что является пережитком первобытной эпохи, подобное представление о богах очень удивляло греков, попадавших в Древний Египет. Греческий историк Плутарх, объясняя почитание египтянами бегемота и крокодила, писал, что они испытывали страх перед этим животным. Современные исследования доказали, что почитание животных у всех народов древнее, чем почитание богов в образе человека. Таким образом, египетская религия сохранила черты глубочайшей древности.


Работа с учебником. Прочитать пункт 1, словарная работа.

Храмы – жилища для богов.

Жрецы – служители богов.

= Что запомнили о жизни жрецов?

 Работа  с текстом учебника. Прочитайте п.2 §10 (стр. 52-53) учебника.

= Выясните, какие боги существовали у древних египтян?

Заполните таблицу в тетрадях.

Боги

Какие силы природы и занятия они отражали?

1. Ра, Амон, Амон-Ра

Бог солнца

2. Апоп

Бог тьмы

3. Геб

Бог земли

4. Нут

Богиня неба

5. Тот

Бог мудрости

6. Бастет

Покровительница женщин и их красоты

= Прочитайте п.3 §10 (стр. 50-51) учебника.

= Какое явление природы получило отражение в этом мифе? (разлив Нила)

Учитель. В храмах, посвященных богам, устраивались богослужения в их честь. Правители щедро одаривали храмы, особенно после успешных завоевательных походов. Жрецам полагалась определенная часть военной добычи. Главной задачей жрецов являлось исполнение ритуалов. Так, во время церемоний они пели различные гимны, читали молитвы и заклинания, а во время заупокойных служб – отрывки из так называемой «Книги Мертвых».

Тело умершего бальзамировали – натирали специальными мазями. Затем мумию заворачивали в несколько слоев ткани и помещали в специальные ящики – саркофаги. Чем знатнее был умерший, тем больше было саркофагов, вставляемых друг в друга. Верхним саркофагам придавались черты умершего. Саркофаг помещался в специальной гробнице-пирамиде (для фараонов), или пещере (для вельмож). Гробницу начинали строить еще при жизни знатного египтянина. Иногда строительство длилось десятки лет. Рядом с саркофагом клали вещи необходимые для жизни в загробном мире. Чтобы гробницу не обокрали - вход в нее замуровывали, а внутри строили ловушки.


Решение задачи.

Фараона называли в Египте «сыном бога» и «великим богом». Его прославляли: «Он солнце, видящий лучами своими». Большой честью считали, если фараон позволил поцеловать свою сандалию.

= О чем свидетельствуют эти факты? Какая связь существуют между религией и государственной властью? (Египтяне верили, что фараон не просто человек, а могущественный бог, сын бога Ра. Солнца. Бог Солнца – царь среди богов, фараон (его сын) – царь среди людей.  Между религией и государственной властью существует самая тесная связь. Религия – важнейшая опора государственной власти в Египте.)

Закрепление изученного на уроке.

Беседа по вопросам.

= Дайте определение понятию «религия».

= Какие религиозные верования существовали у древних египтян?

= Какая связь существует между религией и государственной властью? (Религия–опора государственной властью). 

= Представьте себе, что вы попали в Древний Египет. По дороге навстречу вам идут несколько человек. По каким внешним признакам вы могли бы узнать в одном из них жреца?

Домашнее задание:

Прочитать §10 учебника. Выучить богов, чему они покровительствовали.

Рефлексия: «Лестница успеха»











1. Дельта

1.


2.

2. Высокий тростник в Египте, из которого делали материалы

 для письма.  

3. Фараон

3.

4.

4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство.

5.

5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня,

дерева, металла.

6.

6. Специалист по строительству зданий.

7. Религия

7.

8.

8. Сбор в пользу государства.


1. Дельта

1.


2.

2. Высокий тростник в Египте, из которого делали материалы

 для письма.  

3. Фараон

3.

4.

4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство.

5.

5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня,

дерева, металла.

6.

6. Специалист по строительству зданий.

7. Религия

7.

8.

8. Сбор в пользу государства.


1. Дельта

1.


2.

2. Высокий тростник в Египте, из которого делали материалы

 для письма.  

3. Фараон

3.

4.

4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство.

5.

5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня,

дерева, металла.

6.

6. Специалист по строительству зданий.

7. Религия

7.

8.

8. Сбор в пользу государства.


1. Дельта

1.


2.

2. Высокий тростник в Египте, из которого делали материалы

 для письма.  

3. Фараон

3.

4.

4. Земледелец, имеющий свое небольшое хозяйство.

5.

5. Мастер, изготовлявший изображения из глины, камня,

дерева, металла.

6.

6. Специалист по строительству зданий.

7. Религия

7.

8.

8. Сбор в пользу государства.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!