СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока: "Решение генетических задач"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока: "Решение генетических задач"»

Конспект урока биологии в 9 классе

Тема урока: Решение генетических задач

Цель: создать условия для закрепления навыков решения обучающимися генетических задач.

Задачи:

Образовательные: Углубить знания о закономерностях наследования признаков; возможность математического расчета вариантов по генотипу и фенотипу.

Развивающие: Продолжить формирование умения решать генетические задачи, навыков самостоятельной работы, умений анализировать, делать выводы, развития творческого мышления, умения применять знания в практических целях.

Воспитательные: воспитывать биологическую культуру.

УУД: Личностные результаты:

-уметь реализовывать теоретические познания на практике;

-видеть значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;

-критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

-умение работать с текстом, выделять в нем главное;

-умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал

Регулятивные УУД:

-владеть языком предмета;

-генетическую терминологию и символику

Коммуникативные УУД:

-учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие;

-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

-обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений;

-умеют слушать и слышать друг друга;

Предметные результаты

-знают символику, которая используется при решении задач;

-умеют записывать схему скрещивания, с использованием генетической символики

-умеют определять типы образующихся гамет у гетерозиготных и гомозиготных организмов при скрещивании, их число;

-умеют определять соотношение генотипов и фенотипов при расщеплении;

-умеют самостоятельно составлять генетические задачи

Методы обучения: практический метод.

Методические приемы: анализ; сравнение; установление аналогии; составление схемы; обобщение

Формы организации учебного процесса: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая

Межпредметные связи: математика, литература

Ход урока:

1.Организационный момент Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2.Актуализация знаний

Человеку всегда хотелось чуда. Одним из этих чудес остаётся жизнь, важными свойствами которой являются наследственность и изменчивость. Почему у потомства иногда появляются признаки не свойственные их родителям? Данное занятие даст нам еще раз возможность “приоткрыть дверь” научного познания процессов, происходящих в живых организмах при размножении.

Итак, мы с вами изучаем раздел биологии, которая называется Генетика. Открываем тетради, записываем дату и подзаголовок Биологический диктант.

1. элементарные единицы наследственности, участки ДНК хромосом - гены

2. свойство организмов повторять в ряду поколений сходные признаки и свойства - наследственность

3. способность организма приобретать новые признаки - изменчивость

4. генотипически однородное потомство, гомозиготное по большинству генов - чистые линии

5. гены, лежащие в одинаковых участках гомологичных хромосом и отвечающие за развитие одного признака - аллельные гены

6. наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости - генетика

7. организм, содержащий два одинаковых аллельных гена - гомозигота

8. организм, содержащий два разных аллельных гена - гетерозигота

9. преобладающий, подавляющий признак – доминантный

10. подавляемый признак - рецессивный

Мотивация: обсуждение русской пословицы «Яблоко от яблони недалеко падает». О чём данная пословица потомство наследует черты родителей. Целеполагание.

3. Изучение нового материала. На прошлом уроке мы с вами изучили теоретический материал: Закономерности наследования, а именно законы Менделя. Сегодня рассмотрим, как схематически оформляются эти законы. Запишите тему урока: Решение генетических задач. Что мы должны знать, чтобы решить задачу - условные обозначения.

Откройте учебники на с.66 и запишите в тетради условные обозначения схем скрещивания.

А теперь преобразуем рис.24 в схему скрещивания:

Р1 ♀ АА х ♂ аа

А



а

G1


F1 Аа

по фенотипу 100% жёлтый цвет семян

по генотипу 100% Аа


Р2 ♀ Аа х ♂ Аа

а

  • АА

А




а

А



А



G2


F2 АА Аа Аа АА

по фенотипу 3:1 жёлтый : зелёный семян

по генотипу АА:2Аа:1аа

Устное заполнение таблицы на слайде.

Условный знак

Обозначение

Р



Гаметы

F1



Доминантный ген

в, с


АА, аа



Гетерозигота


Женская особь




Скрещивание


Запомнили условные обозначения? переходим к решению задач. Для начала ознакомимся с правилами при решении генетических задач.

Слайд Правила при решении задач по генетике.

Правило первое.

Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в их потомстве наблюдается расщепление признаков, то эти особи гетерозиготны.

Правило второе.

Если в результате скрещивания особей, отличающихся фенотипически по одной паре признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление по этой же паре признаков, то одна из родительских особей гетерозиготна, а другая – гомозиготна по рецессивному признаку.

Правило третье.

Если при скрещивании фенотипически одинаковых особей (по одной паре признаков) в первом поколении гибридов происходит расщепление признаков на три фенотипические группы в отношениях 1:2:1, то это свидетельствует о неполном доминировании и о том, что родительские особи гетерозиготны.



Физкультминутка. Гимнастика для глаз


Из чего состоит любая задача: дано, решение, ответ

Групповая работа. Алгоритм решения генетических задач

по образцу учебника на с.67 решить задачи

1 группа

У человека ген тонких губ рецессивен по отношению к гену толстых губ. В семье у женщины тонкие губы, а у мужчины губы – толстые. У отца мужчины губы были тонкими.

а) Сколько типов гамет образуется у женщины?
б) Сколько типов гамет образуется у мужчины?
в) Сколько разных генотипов и фенотипов может быть у детей?

2 группа

У человека карие глаза доминируют над голубыми. Кареглазый мужчина, отец которого также имел карие глаза, а мать была голубоглазой, женился на голубоглазой женщине.

а) Сколько типов гамет образуется у женщины?
б) Сколько типов гамет образуется у мужчины?
в) Сколько разных генотипов и фенотипов может быть у детей?

Если закончили работу, меняемся решениями и проверяем друг у друга.


А теперь выполните задание ТВОРИ! ВЫДУМЫВАЙ! ПРОБУЙ! Прочитайте и выполните самостоятельно

ТВОРИ! ВЫДУМЫВАЙ! ПРОБУЙ!

На основании предложенной таблицы составь самостоятельно задачи по генетике, либо придумай свою, с придуманными вами организмами и наследуемыми ими генами.

ОБЪЕКТ

Доминантный признак

Рецессивный признак

Человек

Тёмные волосы

Светлые волосы

Человек

Большие глаза

Маленькие глаза

Человек

Наличие веснушек

Отсутствие веснушек

Человек

Низкий рост

Высокий рос

Человек

Нормальный слух

Глухота

Человек

Нормальное здоровье

Сахарный диабет

Человек

Нормальное здоровье

Отсутствие потовых желёз


Обменяйтесь своими составленными задачами.

4. Закрепление: Парная работа по решению генетических задач

Задача. Равномерная (гладкая ) окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?

Итоги урока.

5.Рефлексия. Обсуждение проведенного занятия, достижения цели, реализация задач.

6. Д/з: п.18. Решить задачу, составленную учеником




























1 группа

У человека ген тонких губ рецессивен по отношению к гену толстых губ. В семье у женщины тонкие губы, а у мужчины губы – толстые. У отца мужчины губы были тонкими.

а) Сколько типов гамет образуется у женщины ?
б) Сколько типов гамет образуется у мужчины ?
в) Сколько разных генотипов и фенотипов может быть у детей ?

1.

Объект

Ген

Признак








2.Генотипы родителей



3.Схема скрещивания (брака)



Р: ­­­­­­­­­­­­­­­­­_________________ ______________________




G





F1 ____________________ __________________________




4. Расщепление по генотипу:

Расщепление по фенотипу:



5. Ответ:



2 группа

У человека карие глаза доминируют над голубыми. Кареглазый мужчина, отец которого также имел карие глаза, а мать была голубоглазой, женился на голубоглазой женщине.

а) Сколько типов гамет образуется у женщины ?
б) Сколько типов гамет образуется у мужчины ?

1.

Объект

Ген

Признак








2.Генотипы родителей



3.Схема скрещивания (брака)



Р: ­­­­­­­­­­­­­­­­­_________________ ______________________




G





F1 ____________________ __________________________




4. Расщепление по генотипу:

Расщепление по фенотипу:



5. Ответ:




Р

Родители

G

Гаметы

F1, F2

Потомки

А, В, С

доминантный признак

а, в, с

рецессивный признак

АА, аа

Гомозигота

Аа

Гетерозигота

АаВв

Дигетерозигота

женский организм

мужской организм

х

знак скрещивания



ТВОРИ! ВЫДУМЫВАЙ! ПРОБУЙ!

На основании предложенной таблицы составь самостоятельно задачи по генетике, либо придумай свою, с придуманными вами организмами и наследуемыми ими генами.

ОБЪЕКТ

Доминантный признак

Рецессивный признак

Человек

Тёмные волосы

Светлые волосы

Человек

Большие глаза

Маленькие глаза

Человек

Наличие веснушек

Отсутствие веснушек

Человек

Низкий рост

Высокий рос

Человек

Нормальный слух

Глухота

Человек

Нормальное здоровье

Сахарный диабет

Человек

Нормальное здоровье

Отсутствие потовых желёз






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!