Конспект урока биологии в 9 классе
Тема урока: Решение генетических задач
Цель: создать условия для закрепления навыков решения обучающимися генетических задач.
Задачи:
Образовательные: Углубить знания о закономерностях наследования признаков; возможность математического расчета вариантов по генотипу и фенотипу.
Развивающие: Продолжить формирование умения решать генетические задачи, навыков самостоятельной работы, умений анализировать, делать выводы, развития творческого мышления, умения применять знания в практических целях.
Воспитательные: воспитывать биологическую культуру.
УУД: Личностные результаты:
-уметь реализовывать теоретические познания на практике;
-видеть значение обучения для повседневной жизни и осознанного выбора профессии;
-критично относиться к своим поступкам, нести ответственность за их последствия;
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
-умение работать с текстом, выделять в нем главное;
-умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал
Регулятивные УУД:
-владеть языком предмета;
-генетическую терминологию и символику
Коммуникативные УУД:
-учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие;
-работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
-обмениваются знаниями для принятия эффективных совместных решений;
-умеют слушать и слышать друг друга;
Предметные результаты
-знают символику, которая используется при решении задач;
-умеют записывать схему скрещивания, с использованием генетической символики
-умеют определять типы образующихся гамет у гетерозиготных и гомозиготных организмов при скрещивании, их число;
-умеют определять соотношение генотипов и фенотипов при расщеплении;
-умеют самостоятельно составлять генетические задачи
Методы обучения: практический метод.
Методические приемы: анализ; сравнение; установление аналогии; составление схемы; обобщение
Формы организации учебного процесса: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая
Межпредметные связи: математика, литература
Ход урока:
1.Организационный момент Приветствие. Проверка готовности к уроку.
2.Актуализация знаний
Человеку всегда хотелось чуда. Одним из этих чудес остаётся жизнь, важными свойствами которой являются наследственность и изменчивость. Почему у потомства иногда появляются признаки не свойственные их родителям? Данное занятие даст нам еще раз возможность “приоткрыть дверь” научного познания процессов, происходящих в живых организмах при размножении.
Итак, мы с вами изучаем раздел биологии, которая называется Генетика. Открываем тетради, записываем дату и подзаголовок Биологический диктант.
1. элементарные единицы наследственности, участки ДНК хромосом - гены
2. свойство организмов повторять в ряду поколений сходные признаки и свойства - наследственность
3. способность организма приобретать новые признаки - изменчивость
4. генотипически однородное потомство, гомозиготное по большинству генов - чистые линии
5. гены, лежащие в одинаковых участках гомологичных хромосом и отвечающие за развитие одного признака - аллельные гены
6. наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости - генетика
7. организм, содержащий два одинаковых аллельных гена - гомозигота
8. организм, содержащий два разных аллельных гена - гетерозигота
9. преобладающий, подавляющий признак – доминантный
10. подавляемый признак - рецессивный
Мотивация: обсуждение русской пословицы «Яблоко от яблони недалеко падает». О чём данная пословица потомство наследует черты родителей. Целеполагание.
3. Изучение нового материала. На прошлом уроке мы с вами изучили теоретический материал: Закономерности наследования, а именно законы Менделя. Сегодня рассмотрим, как схематически оформляются эти законы. Запишите тему урока: Решение генетических задач. Что мы должны знать, чтобы решить задачу - условные обозначения.
Откройте учебники на с.66 и запишите в тетради условные обозначения схем скрещивания.
А теперь преобразуем рис.24 в схему скрещивания:
Р1 ♀ АА х ♂ аа
А
а
G
1
F1 Аа
по фенотипу 100% жёлтый цвет семян
по генотипу 100% Аа
Р2 ♀ Аа х ♂ Аа
а
А
а
А
А
G
2
F2 АА Аа Аа АА
по фенотипу 3:1 жёлтый : зелёный семян
по генотипу АА:2Аа:1аа
Устное заполнение таблицы на слайде.
Условный знак | Обозначение |
Р | |
| Гаметы |
F1 | |
| Доминантный ген |
в, с | |
АА, аа | |
| Гетерозигота |
| Женская особь |
| |
| Скрещивание |
Запомнили условные обозначения? переходим к решению задач. Для начала ознакомимся с правилами при решении генетических задач.
Слайд Правила при решении задач по генетике.
Правило первое.
Если при скрещивании двух фенотипически одинаковых особей в их потомстве наблюдается расщепление признаков, то эти особи гетерозиготны.
Правило второе.
Если в результате скрещивания особей, отличающихся фенотипически по одной паре признаков, получается потомство, у которого наблюдается расщепление по этой же паре признаков, то одна из родительских особей гетерозиготна, а другая – гомозиготна по рецессивному признаку.
Правило третье.
Если при скрещивании фенотипически одинаковых особей (по одной паре признаков) в первом поколении гибридов происходит расщепление признаков на три фенотипические группы в отношениях 1:2:1, то это свидетельствует о неполном доминировании и о том, что родительские особи гетерозиготны.
Физкультминутка. Гимнастика для глаз
Из чего состоит любая задача: дано, решение, ответ
Групповая работа. Алгоритм решения генетических задач
по образцу учебника на с.67 решить задачи
1 группа
У человека ген тонких губ рецессивен по отношению к гену толстых губ. В семье у женщины тонкие губы, а у мужчины губы – толстые. У отца мужчины губы были тонкими.
а) Сколько типов гамет образуется у женщины?
б) Сколько типов гамет образуется у мужчины?
в) Сколько разных генотипов и фенотипов может быть у детей?
2 группа
У человека карие глаза доминируют над голубыми. Кареглазый мужчина, отец которого также имел карие глаза, а мать была голубоглазой, женился на голубоглазой женщине.
а) Сколько типов гамет образуется у женщины?
б) Сколько типов гамет образуется у мужчины?
в) Сколько разных генотипов и фенотипов может быть у детей?
Если закончили работу, меняемся решениями и проверяем друг у друга.
А теперь выполните задание ТВОРИ! ВЫДУМЫВАЙ! ПРОБУЙ! Прочитайте и выполните самостоятельно
ТВОРИ! ВЫДУМЫВАЙ! ПРОБУЙ!
На основании предложенной таблицы составь самостоятельно задачи по генетике, либо придумай свою, с придуманными вами организмами и наследуемыми ими генами.
ОБЪЕКТ | Доминантный признак | Рецессивный признак |
Человек | Тёмные волосы | Светлые волосы |
Человек | Большие глаза | Маленькие глаза |
Человек | Наличие веснушек | Отсутствие веснушек |
Человек | Низкий рост | Высокий рос |
Человек | Нормальный слух | Глухота |
Человек | Нормальное здоровье | Сахарный диабет |
Человек | Нормальное здоровье | Отсутствие потовых желёз |
Обменяйтесь своими составленными задачами.
4. Закрепление: Парная работа по решению генетических задач
Задача. Равномерная (гладкая ) окраска арбузов наследуется как рецессивный признак. Какое потомство получится от скрещивания двух гетерозиготных растений с полосатыми плодами?
Итоги урока.
5.Рефлексия. Обсуждение проведенного занятия, достижения цели, реализация задач.
6. Д/з: п.18. Решить задачу, составленную учеником
1 группа
У человека ген тонких губ рецессивен по отношению к гену толстых губ. В семье у женщины тонкие губы, а у мужчины губы – толстые. У отца мужчины губы были тонкими.
а) Сколько типов гамет образуется у женщины ?
б) Сколько типов гамет образуется у мужчины ?
в) Сколько разных генотипов и фенотипов может быть у детей ?
1.
2.Генотипы родителей
3.Схема скрещивания (брака)
Р: _________________ ______________________
G
F1 ____________________ __________________________
4. Расщепление по генотипу:
Расщепление по фенотипу:
5. Ответ:
2 группа
У человека карие глаза доминируют над голубыми. Кареглазый мужчина, отец которого также имел карие глаза, а мать была голубоглазой, женился на голубоглазой женщине.
а) Сколько типов гамет образуется у женщины ?
б) Сколько типов гамет образуется у мужчины ?
1.
2.Генотипы родителей
3.Схема скрещивания (брака)
Р: _________________ ______________________
G
F1 ____________________ __________________________
4. Расщепление по генотипу:
Расщепление по фенотипу:
5. Ответ:
Р | Родители |
G | Гаметы |
F1, F2 | Потомки |
А, В, С | доминантный признак |
а, в, с | рецессивный признак |
АА, аа | Гомозигота |
Аа | Гетерозигота |
АаВв | Дигетерозигота |
| женский организм |
| мужской организм |
х | знак скрещивания |
ТВОРИ! ВЫДУМЫВАЙ! ПРОБУЙ!
На основании предложенной таблицы составь самостоятельно задачи по генетике, либо придумай свою, с придуманными вами организмами и наследуемыми ими генами.
ОБЪЕКТ | Доминантный признак | Рецессивный признак |
Человек | Тёмные волосы | Светлые волосы |
Человек | Большие глаза | Маленькие глаза |
Человек | Наличие веснушек | Отсутствие веснушек |
Человек | Низкий рост | Высокий рос |
Человек | Нормальный слух | Глухота |
Человек | Нормальное здоровье | Сахарный диабет |
Человек | Нормальное здоровье | Отсутствие потовых желёз |