4 класс
Родной (русский) язык
27.09.2021 г.
Урок №4 Как семья вместе, так и душа на месте.
Планируемые результаты:
Личнoстные: знать основные моральные нормы поведения в школьной жизни; иметь представление о причинах успеха в учебе.
Метапредметные: принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; видеть возможное разнообразие способов решения учебной задачи; соотносить изучаемый материал с собственным опытом; адекватно реагировать на обращение учителя.
Предметные: учащиеся научатся толковать значение слов; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять подведение под понятия, выведение следствий; извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров; вступать в диалог.
Оборудование: карточки, тетрадь.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока:
I.Орг. момент
Откройте тетради, запишите число, классная работа
II. Самоопределение к деятельности
Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
В семье согласно, так идёт дело прекрасно.
В семье, где нет согласия, добра не бывает.
Дружная семья не знает печали.
Семьёй дорожить — счастливым быть.
Объясни значение выделенных выражений. Используй толковый словарь.
Не надобен и клад, коли в семье лад.
Семья крепка ладом.
Отцу и матери не нужен и клад, коли дети идут в лад.
III. Работа по теме урока.
Учитель читает несколько фрагментов из 'рассказа Виктора Петровича Астафьева «Бабушкин праздник».
В наш дом собиралась вся многочисленная родня — гостевать, точнее, праздновать день бабушкиного рождения. Случалось это раз в два-три года. Никто не сговаривал бабушкиных сыновей, дочерей, внуков и других родичей съезжаться в этом именно году, об эту пору, но они сами по какому-то наитию знали, когда им надо быть в родном дому, у матери и отца. Бабушка и дедушка тоже как-то догадывались, что нынче нагрянут ребята, и заранее начинали готовиться к тому, чтобы принять и устроить уйму людей.
Дед распахнул одну створку дверей, бабушка другую и напевно, с плохо скрытым волнением стали приглашать гостей:
Милости прошу, гостеньки дорогие! Милости прошу отведать угощения нашего небогатого. Уж не обессудьте, чего Бог послал.
3. Столы накрыты по сибирскому закону: всё, что есть в печи, в погребе, в кладовке, всё, что скоплено за долгий срок, теперь должно оказаться на столе. И чем больше, тем лучше. Поэтому всё на столах крупно, нарядно, всё ядрёно, всё зажарено и запечено с красотою, большим старанием и умением.
Задания: Найдите в первом фрагменте слова с корнем -род-.
Подберите ещё несколько слов с этим корнем.
Найдите в тексте незнакомые вам слова. Помог ли текст объяснить их значение? Проверьте себя по толковому словарю.
Чтение пословиц с доски.
Родителей чти — не собьёшься с истинного пути.
Отца с матерью почитать — горя не знать.
Кто родителей почитает, тот век счастливым живёт.
Коли есть отец и мать, так ребёнку благодать.
IV.Физкультминутка.
V.Продолжение работы по теме урока
Задание : Назовите запишите уменьшительно- ласкательные слова к словам мама и папа.
Закрепление изученного материала
Работа в парах
Работа по карточкам
В каждом из предложений есть слово, значение которого совпадает со значением слова папа. Запишите ряд этих слов.
Я глядел на мою бабушку, дивился тому, что у неё тоже были тятя и мама.
Тятенька брови хмурил, в бороде улыбку прятал.
Радуется сердце тяти от ласкового дитяти.
Где хороший отец, там и сын молодец.
Каково дерево, таков и клин, каков батька, таков и сын.
По этому-то случаю батюшка с матушкой и жили в Москве.
VI. Подведение итогов урока. Рефлексия.
– Какие слова из истории родного языка вы узнали на уроке?
– Каким словарем вы пользовались на уроке?
– Как вы поняли, чем отметка отличается от оценки?
Д/з по карточке
Сделай в тетради таблицу и заполни её
Слова, называющие родственные отношения | Как по-другому можно называть |
мать, отец | |
сын, дочь | |
брат, сестра | |