Раздел «Устное народное творчество»
Урок 1. Предания как поэтическая автобиография народа
Ход урока
I. Оргмомент. С самых малых лет вы знакомились с произведениями устного народного творчества – скороговорками, загадками, сказками, пословицами и поговорками. В этом году мы познакомимся с такими жанрами УНТ как предания, былины, расширим представления о русских пословицах и поговорках. Сегодня на уроке мы изучаем предания.
II. Проверка домашнего задания
- Как отражается отношение народа к чтению и книге в пословицах?
«Не на пользу читать, коли только вершки хватать»: чтение не пойдёт на пользу, если оно будет поверхностным, если читатель не будет стремиться к глубокому осмыслению текста.
«В хороших книгах охотно роются»: рыться в книгах — отыскивать любимые страницы, перечитывать их заново, сопоставлять одни эпизоды с другими. Если книга хорошая, то её перечитывают охотно.
«Выбирай писателей так, как выбираешь друга»: любимый писатель становится истинным другом человека читающего; Образы его героев вспоминают, часто поступки героев берутся как образец. Читатель словно советуется с автором любимой книги. При выборе книги важно обращать внимание на фамилию автора, потому что автор может стать настоящим другом.
В этих пословицах отражается уважительное отношение народа к книгам и их создателям.
- Прочитайте пословицы о чтении и книге, которые нашли самостоятельно.
Русские пословицы о книгах.
Не красна книга письмом, красна умом.
Кто больше знает, тому и книги в руки.
Книги читать — не в чурки играть.
Русский народ с уважением относился к книгам. Грамотных людей в послемонголъскую эпоху было немного.
- Как же передавались знания о мире без книг?
До изобретения грамоты и после её изобретения в народе знания о мире и человеке передавались устным путём, по памяти.
- Как вы думаете, много ли людям приходилось запоминать?
III. Работа по теме урока
1. Работа с понятием «предания»
Дома вы прочитали статью учебника «Предания».
- Как бы вы сформулировали значение слова «предание»?
Предание – переходящий от поколения к поколению рассказ о былом, легенда. Предание может содержать сведения об исторических лицах и реальных событиях.
- Как вы думаете, какие события в первую очередь должны запечатлеться в народной памяти?
Запоминаются, как правило, необычные, поражающие воображение события. На фоне больших и малых исторических событий вырисовываются монументальные фигуры государственных деятелей Древней Руси. Больной цикл преданий посвящён Ивану Грозному. Последующие страницы устной летописи надолго останавливаются на деяниях Петра Первого.
- Вы изучали историю России. Вспомните, что вы знаете о времени царствования Ивана Грозного?
2. Чтение преданий об Иване Грозном (стр. 8 – 9)
Дополнительно можно прочитать другие предания. Например:
Наказание Волги
Стала одолевать неверная сила народ христианский, и собрался войной на врагов сам царь Иван Грозный. Повёл он за собой войско большое. Надо было переправляться им за реку Волгу. Сперва переехал на тот берег царь и стал ждать переправы войска. Сели солдаты на лодки и отплыли от берега. Вдруг Волга начала бурлить, и пошли по ней валы за валами страшные...
Видит Грозный-царь с берега, что утопит всё его воинство, и крикнул он громким голосом:
— Не дури, река, а то худо будет!
Не унималась Волга, ещё сильнее заволновалась.
— Палача сюда! — крикнул царь.—Вот я тебя проучу.
Пришёл палач, и велел ему царь сечь реку кнутом. Взял кнут палач, разбежался да как свиснет по Волге — вдруг кровь из воды вверх брызнула и лёг на воде кровяной рубец в палец толщиной. Потише пошли волны по реке, а царь кричит:
- Не жалей, давай сильнее!
Разбежался палач дальше прежнего и ударил сильнее — кровь брызнула ещё выше и рубец лёг толще. После третьего удара кровь брызнула на три аршина и рубец оказался пальца в три толщиной — совсем успокоилась тогда Волга.
— Довольно, — сказал Грозный-царь, — вот как вас надо учить!
После того благополучно переправилось через реку всё войско, и ни один солдат не утонул. И теперь, говорят, на том месте, где была переправа, видят на Волге три кровяных рубца, особенно летним вечером, если взглянешь против солнца, когда оно садится за горы.
Приехал царь Грозный в Новгород...
Ещё до наших дедов был царь Грозный, Иван Васильевич. Приехал царь Грозный в Новгород, пошёл к Софии. Стоит Иван - царь, богу молится; только глядит — за иконой бумага виднеется. Он взял ту бумагу — и страшно рассердился. А какая та мага была, никто не знает. Как распалился Грозный-царь и велел народ бросать в Волхов.
Стал Грозный на берегу, стали народ в Волхов бросать: возьмут двух, сложат спина к спине, руки свяжут да так в воду и бросят. Как в воду, так и на дно. Набросали народу на двенадцать вёрст. Там народ остановился, не идёт дальше, нельзя Грозному народ больше бросать! Послал он посмотреть за двенадцать вёрст — отчего народ мёртвый вниз не идёт. Сходили, посмотрели, говорят царю:
— Мёртвый народ стеной стал.
— Давай коня! — закричал царь.
Подали царю коня. Царь сел на коня и поскакал за двенадцать вёрст. Смотрит - мёртвый народ стеной стоит, дальше не идёт.
В это самое время стал огонь из земли кругом Грозного выступать. Поскакал царь Иван Васильевич прочь — огонь за ним. Он скачет дальше — огонь всё кругом! С тех пор Волхов не замерзает в том месте, где Иван Грозный народ бросал: со дна Волхова тот народ теплом греет.,. А где народ остановился за двенадцать вёрст, там Хутынский монастырь царь поставил.
3. Беседа
- Каким предстаёт Иван Грозный в этих преданиях? На что обращает внимание народный сказитель?
Иван Грозный в преданиях изображён в архаической (древней) традиции: он жрец, маг, всесильный царь. У него загорается свеча после того, как её вынули из воды, его проклятия боятся ведьмы, его слушается река Волга. Такой характер преданий связан с отношением к царю не только как к высшей светской власти, но и как к высшей духовной власти в земной иерархии. Он «благочестивый царь» и хочет уничтожить на русской земле всю нечисть.
4. Чтение преданий о Петре I (стр.9)
Дополнительно можно прочитать другие предания. Например:
Взятие Орешка
Долго и безуспешно осаждали русские войска сильную крепость Орешек. Царь Пётр употреблял все способы, чтобы поскорее овладеть ею.
Решили усилить канонаду, направляя пушки в один пункт, чтобы разбить стены и потом направить туда штурмующие колонны.
Несколько дней стреляли беспрерывно. Наконец стену разрушили. Русские обрадовались и, так как дело было к вечеру, решили на следующее утро напасть на крепость. Рано утром Пётр с другими военачальниками поднялся на холм и был поражён, увидев, что разбитые стены стоят как ни в чём не бывало, будто даже новее стали.
Разгневался царь ужасно и хотел было всех пленных казнить, но тут один из них выступил вперёд и вызвался объяснить, в чём дело.
- Ваше величество, — сказал он, — русские войска уже не раз разрушали стены крепости, но мои соотечественники каждый раз пускались на хитрость. За ночь они сшивали рогожи, красили их под цвет камня и закрывали ими проломы в стене. Издали казалось, будто новая стена построена...
- Хорошо же, — сказал Петр, — мы перехитрим их.
Он приказал пленных отвести обратно в то место, где они содержались, а войскам наделать побольше чучел из соломы, одеть их в солдатскую форму и разместить на плотах. Управлять плотами назначили несколько человек.
На следующее утро плоты двинулись по Неве к крепости, По ним открыли страшный огонь. Множество плотов уже разбито, но уцелевшие продвигались всё вперёд и вперёд. Ужас охватил мужественный гарнизон при виде надвигающихся на них русских солдат.
Плоты приблизились... Испугавшиеся защитники крепости поспешили вынести ключи и сдаться царю. В это самое время на крепостной башне пробило полдень. Пётр снял шляпу и перекрестился.
В память взятия Орешка с того самого дня и до сих пор ровно в полдень производится торжественный звон колоколов.
Пушки из колоколов
Пётр Великий, нередко бывая в Архангельске, заезжал и на Соловки.
Раз, живя здесь, государь решил снять самые большие монастырские колокола, чтобы отлить из них пушки. Монахи стали умолять государя отменить это решение и оставить на монастырской колокольне прежнее число колоколов.
- А зачем вам колокола? — спросил государь.
- Созывать народ к богослужению, — отвечали монахи.
- Ничего, — отозвался царь Петр, — если от вас народ не услышит звона, так пойдёт в другие церкви. Разве это не всё равно?
Но монахи не отставали от царя:
— Отберёшь монастырские колокола, умалится слава святых соловецких угодников!
Государь ничего им не ответил на это, а только приказал всем монахам ехать на дальний остров архипелага и там слушать, что будет. А сам велел три раза позвонить в монастырские колокола, а потом три раза палить из пушки. Через некоторое время вернулись монахи.
- Ну, что же вы слышали, святые отцы? — спросил царь.
- Мы слышали, — отвечали они царю, — как из пушек палили.
- Ну, так и есть, — заметил царь, — колоколов ваших вы не слыхали, а пушки славу мою до вас донесли! Так уж лучше давайте мне ваши колокола. Я их на пушки перелью, а пушки эти славу святых угодников распространят.
Монахи согласились на предложение царя и отдали ему лучшие монастырские колокола.
Так и перелил царь Пётр Алексеевич монастырские колокола на пушки.
5. Беседа
- Как рисуется образ Петра I в народных преданиях?
Образ Петра I рисуется совершенно иначе, чем образ Ивана Грозного: это царь-плотник, работник, воин и строитель. В преданиях о Петре I отразилось отношение народа к небывалому царю-работнику, который не гнушается простым народом, трудится вместе с плотниками и может ради мастерства вытерпеть даже брань, а мастера наградить. Пётр справедливый, остроумный и хитрый, побеждает врагов не только силой, но и смекалкой.
IV. Подведём итоги
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Какие предания вам больше понравились? Почему?
V. Домашнее задание
1) Выполнить 3-е задание (стр. 10): подготовить к пересказу одно из преданий, сохранив особенности повествования.
Найти, прочитать песню «Иван Грозный и Домна»