СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока родного (русского) языка "Устное народное творчество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока родного (русского) языка "Устное народное творчество"»

Раздел «Устное народное творчество»

Урок 1. Предания как поэтическая автобиография народа

Ход урока

I. Оргмомент.  С самых малых лет вы знакомились с произведениями устного народного творчества – скороговорками, загадками, сказками, пословицами и поговорками. В этом году мы познакомимся с такими жанрами УНТ как предания, былины, расширим представления о русских пословицах и поговорках. Сегодня на уроке мы изучаем предания.

II. Проверка домашнего задания

- Как отражается отношение народа к чтению и книге в пословицах?

«Не на пользу читать, коли только вершки хватать»: чтение не пойдёт на пользу, если оно будет поверхностным, если читатель не будет стремиться к глубокому осмыслению текста.

«В хороших книгах охотно роются»: рыться в книгах — отыскивать любимые страницы, перечитывать их заново, сопоставлять одни эпизоды с другими. Если книга хорошая, то её перечитывают охотно.

«Выбирай писателей так, как выбираешь друга»: любимый писатель становится истинным другом человека читающего; Образы его героев вспоминают, часто поступки героев берутся как образец. Читатель словно советуется с автором любимой книги. При выборе книги важно обращать внимание на фамилию автора, потому что автор может стать настоящим другом.

В этих пословицах отражается уважительное отношение народа к книгам и их создателям.

- Прочитайте пословицы о чтении и книге, которые нашли самостоятельно.

Русские пословицы о книгах.

Не красна книга письмом, красна умом.

Кто больше знает, тому и книги в руки.

Книги читать — не в чурки играть.

Русский народ с уважением относился к книгам. Грамотных людей в послемонголъскую эпоху было немного.

- Как же передавались знания о мире без книг?

До изобретения грамоты и после её изобретения в народе знания о мире и человеке передавались устным путём, по памя­ти.

- Как вы думаете, много ли людям приходилось запоминать?

III. Работа по теме урока

1.     Работа с понятием «предания»

Дома вы прочитали статью учебника «Предания».

- Как бы вы сформулировали значение слова «предание»?

Предание – переходящий от поколения к поколению рассказ о былом, легенда. Предание может содержать сведения об исторических лицах и реальных событиях.

- Как вы думаете, какие события в первую очередь должны запечатлеться в народной памяти?

Запоминаются, как правило, необычные, поражающие воображение события. На фоне больших и малых исторических событий вырисовываются монументальные фигуры государственных деятелей Древней Руси. Больной цикл преданий посвящён Ивану Грозному. Последующие страницы устной летописи надолго останавливаются на деяниях Петра Первого.

- Вы изучали историю России. Вспомните, что вы знаете о времени царствования Ивана Грозного?

2. Чтение преданий об Иване Грозном (стр. 8 – 9)

Дополнительно можно прочитать другие предания. Например:

Наказание Волги

Стала одолевать неверная сила народ христианский, и со­брался войной на врагов сам царь Иван Грозный. Повёл он за собой войско большое. Надо было переправляться им за реку Волгу. Сперва переехал на тот берег царь и стал ждать переправы войска. Сели солдаты на лодки и отплыли от берега. Вдруг Волга начала бурлить, и пошли по ней валы за валами страшные...

Видит Грозный-царь с берега, что утопит всё его воинство, и крикнул он громким голосом:      

— Не дури, река, а то худо будет!

Не унималась Волга, ещё сильнее заволновалась.

— Палача сюда! — крикнул царь.—Вот я тебя проучу.

Пришёл палач, и велел ему царь сечь реку кнутом. Взял кнут палач, разбежался да как свиснет по Волге — вдруг кровь из воды вверх брызнула и лёг на воде кровяной рубец в палец толщи­ной. Потише пошли волны по реке, а царь кричит:

 - Не жалей, давай сильнее!        

Разбежался палач дальше прежнего и ударил сильнее — кровь брызнула ещё выше и рубец лёг толще. После третьего удара кровь брызнула на три аршина и рубец оказался пальца в три толщиной — совсем успокоилась тогда Волга.

— Довольно, — сказал Грозный-царь, — вот как вас надо учить!                                          

После того благополучно переправилось через реку всё войско, и ни один солдат не утонул. И теперь, говорят, на том месте, где была переправа, видят на Волге три кровяных рубца, особенно летним вечером, если взглянешь против солнца, когда оно садится за горы.

Приехал царь Грозный в Новгород...

Ещё до наших дедов был царь Грозный, Иван Васильевич. Приехал царь Грозный в Новгород, пошёл к Софии. Стоит Иван - царь, богу молится; только глядит — за иконой бумага виднеется. Он взял ту бумагу — и страшно рассердился. А какая та мага была, никто не знает. Как распалился Грозный-царь и велел народ бросать в Волхов.

Стал Грозный на берегу, стали народ в Волхов бросать: возьмут двух, сложат спина к спине, руки свяжут да так в воду и бросят. Как в воду, так и на дно. Набросали народу на двенадцать вёрст. Там народ остановился, не идёт дальше, нельзя Грозному народ больше бросать! Послал он посмотреть за двенадцать вёрст — отчего народ мёртвый вниз не идёт. Сходили, посмотрели, говорят царю:

— Мёртвый народ стеной стал.

— Давай коня! — закричал царь.

Подали царю коня. Царь сел на коня и поскакал за двена­дцать вёрст. Смотрит - мёртвый народ стеной стоит, дальше не идёт.

В это самое время стал огонь из земли кругом Грозного вы­ступать. Поскакал царь Иван Васильевич прочь — огонь за ним. Он скачет дальше — огонь всё кругом! С тех пор Волхов не за­мерзает в том месте, где Иван Грозный народ бросал: со дна Волхова тот народ теплом греет.,. А где народ остановился за двенадцать вёрст, там Хутынский монастырь царь поставил.

3. Беседа

- Каким предстаёт Иван Грозный в этих преданиях? На что обращает внимание народный сказитель?

Иван Грозный в преданиях изображён в архаической (древней) традиции: он жрец, маг, всесильный царь. У него загорается свеча после того, как её вынули из воды, его проклятия боятся ведьмы, его слушается река Волга. Такой характер преданий связан с отношением к царю не только как к высшей светской власти, но и как к высшей духовной власти в земной иерархии. Он «благочестивый царь» и хочет уничтожить на русской земле всю нечисть.

4. Чтение преданий о Петре I   (стр.9)

 Дополнительно можно прочитать другие предания. Например:

Взятие Орешка

Долго и безуспешно осаждали русские войска сильную кре­пость Орешек. Царь Пётр употреблял все способы, чтобы поско­рее овладеть ею.

Решили усилить канонаду, направляя пушки в один пункт, чтобы разбить стены и потом направить туда штурмующие ко­лонны.

Несколько дней стреляли беспрерывно. Наконец стену разрушили. Русские обрадовались и, так как дело было к вечеру, решили на следующее утро напасть на крепость. Рано утром Пётр с другими военачальниками поднялся на холм и был поражён, увидев, что разбитые стены стоят как ни в чём не бывало, будто даже новее стали.

Разгневался царь ужасно и хотел было всех пленных казнить, но тут один из них выступил вперёд и вызвался объяснить, в чём дело.

- Ваше величество, — сказал он, — русские войска уже не раз разрушали стены крепости, но мои соотечественники каждый раз пускались на хитрость. За ночь они сшивали рогожи, красили их под цвет камня и закрывали ими проломы в стене. Издали ка­залось, будто новая стена построена...

- Хорошо же, — сказал Петр, — мы перехитрим их.

Он приказал пленных отвести обратно в то место, где они со­держались, а войскам наделать побольше чучел из соломы, одеть их в солдатскую форму и разместить на плотах. Управлять пло­тами назначили несколько человек.

На следующее утро плоты двинулись по Неве к крепости, По ним открыли страшный огонь. Множество плотов уже разбито, но уцелевшие продвигались всё вперёд и вперёд. Ужас охватил мужественный гарнизон при виде надвигающихся на них рус­ских солдат.

Плоты приблизились... Испугавшиеся защитники крепости поспешили вынести ключи и сдаться царю. В это самое время на крепостной башне пробило полдень. Пётр снял шляпу и перекре­стился.

В память взятия Орешка с того самого дня и до сих пор ровно в полдень производится торжественный звон колоколов.

Пушки из колоколов

Пётр Великий, нередко бывая в Архангельске, заезжал и на Соловки.

Раз, живя здесь, государь решил снять самые большие монастырские колокола, чтобы отлить из них пушки. Монахи стали умолять государя отменить это решение и оставить на мона­стырской колокольне прежнее число колоколов.

- А зачем вам колокола? — спросил государь.

- Созывать народ к богослужению, — отвечали монахи.

- Ничего, — отозвался царь Петр, — если от вас народ не ус­лышит звона, так пойдёт в другие церкви. Разве это не всё равно?

Но монахи не отставали от царя:

— Отберёшь монастырские колокола, умалится слава святых соловецких угодников!

Государь ничего им не ответил на это, а только приказал всем монахам ехать на дальний остров архипелага и там слушать, что будет. А сам велел три раза позвонить в монастырские колокола, а потом три раза палить из пушки. Через некоторое время верну­лись монахи.

- Ну, что же вы слышали, святые отцы? — спросил царь.

- Мы слышали, — отвечали они царю, — как из пушек па­лили.

- Ну, так и есть, — заметил царь, — колоколов ваших вы не слыхали, а пушки славу мою до вас донесли! Так уж лучше да­вайте мне ваши колокола. Я их на пушки перелью, а пушки эти славу святых угодников распространят.

Монахи согласились на предложение царя и отдали ему луч­шие монастырские колокола.

Так и перелил царь Пётр Алексеевич монастырские колокола на пушки.

5. Беседа

- Как рисуется образ Петра I в народных преданиях?

Образ Петра I рисуется совершенно иначе, чем образ Ивана Грозного: это царь-плотник, работник, воин и строитель. В преда­ниях о Петре I отразилось отношение народа к небывалому царю-работнику, который не гнушается простым народом, трудится вместе с плотниками и может ради мастерства вытерпеть даже брань, а мастера наградить. Пётр справедливый, остроумный и хитрый, побеждает врагов не только силой, но и смекалкой.


IV. Подведём итоги

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Какие предания вам больше понравились? Почему?


V. Домашнее задание

1) Выполнить 3-е задание (стр. 10): подготовить к пересказу одно из преданий, сохранив особенности повествования.

Найти, прочитать песню «Иван Грозный и Домна»


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!