Виды речевой деятельности. Культура речи. Нормы речевого этикета. (1ч.)
Тема урока родного языка в 4 классе по программе «Планета Знаний»: Составление поздравления.
Цели урока:
Закрепить знания о поздравлении как жанре речи,
продолжить работу над формированием орфографических навыков;
воспитывать чувства взаимопомощи, культуру общения, умения применять знания в жизни .
Оборудование: компьютерная презентация, толковый словарь С. И. Ожегова, учебник Русский язык в 2 частях: 4 класс. Ч.1/ Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина.-М.: Дрофа, Астрель, 2018.
Ход урока:
1.Организационный момент.
Давайте все друг другу улыбнемся. А теперь в хорошем настроении приступим к работе.
2.Основная часть.
а)Прочитайте слова Б. Окуджавы на слайде «Давайте говорить друг другу комплименты».
-Найдите лексическое значение слова «комплимент» в толковом словаре (кто-то ищет, остальные предполагают значение этого слова, потом находится тот, кто был прав)
(Слово «комплимент» пришло в русский язык из французского и означает «похвала»).
И сегодня на этом уроке у вас есть шанс кого-то похвалить, сделать ему комплимент. По какому обычно случаю дарят комплименты? (Поздравляют с праздником, с Днем рождения…) Есть ли у нас в классе кто-то, у кого День рождения в этом месяце?( 3 человека). Вот на вас-то мы и потренируемся.
б)Выяснение строения текста-поздравления.
С чего начнем? (Обратимся к тому, кого поздравляем.) Как? (Можно обратиться по-имени, ласково, Дорогой… Уважаемый…) Нужно обратиться так, чтобы человеку было приятно и чувствовалось Ваше теплое и искреннее к нему отношение.
Дальше? (Озвучить случай, по которому поздравляют). Например, с Днем рождения, с Новым годом, с Днем защитника Отечества, и др. (Написание праздников http://new.gramota.ru/)).
Далее? (Пожелания). Можно похвалить человека и что-то ему пожелать. Великий древнегреческий мыслитель Аристотель говорил, что в речи-похвале истолковать действительно присущие человеку качества в наилучшем и выгодном для него свете. Так простоватого следует называть добрым и непосредственным, бесчувственного и вялого – кротким, гневливого и необузданного – бесхитростным. А как можно назвать?
Расточительного - (щедрым)
Скупого – (бережливым)
Безрассудно-рискующего жизнью – (отважным )
Болтливого – (разговорчивым).
Похвалите наших именинников:
Ты очень…человек.
Какой ты… .
Меня очень восхищает твоя (твое)… .
Для меня ты образец… .
-Что бы вы хотели пожелать?(Ответы детей)
При пожелании надо помнить, что оно всегда зависит от адресата. Поздравляя с одним и тем же праздником разных людей, мы будем писать разные пожелания.
-Давайте подумаем, с каких слов начнем пожелание.
-А что обычно желают? (здоровья, счастья, успехов…)
-Если в каждой открытке мы с вами будем «желать» одинаково, то поздравления будут неинтересными.
-А теперь давайте посмотрим, что можно пожелать? Наверное, счастья. Когда человек счастлив, что он видит? (солнце, небо, цветы, друзей)
-Как же нам это записать? «Желаю солнца» - это звучит некрасиво. Кто скажет лучше? (желаю яркого солнца, желаю теплого солнца)
-Вы сказали, что еще желают здоровья. Как выглядит здоровый человек? (Он веселый, бодрый, улыбается. Он хорошо себя чувствует)
-Как же мы напишем пожелание? (Желаем веселья, бодрости, улыбок, хорошего самочувствия.)
-Когда мы говорим об успехах, то прежде всего задумываемся, кому пишем открытку. Ведь мы должны знать человека и знать в чем и каких успехов он хочет добиться. Помните, что пожелание должно быть приятным. Если вы пожелаете другу исправить двойку, то тем самым напомните о неприятностях. Следовательно, успехов надо желать, не напоминая о неудачах.
-В ходе рассуждения у нас получилась таблица с ключевыми словами для написания открытки.
Как желаем: | Что желаем: |
От всей души Искренне желаю Хочу пожелать Пусть Сердечно | Теплого, ясного солнца, светлого голубого неба Много цветов, добра, надежных друзей Радости, бодрости, улыбок Хорошего самочувствия Успехов в труде, учебе Новых путешествий Оставаться такой же доброй, красивой |
М. В. Ломоносов писал, что похвала и поздравление должны выглядеть «цветно и приятно, каплями, тропами, фигурами, витиеватыми речами, как драгоценными каплями украшено…».
Постарайтесь украсить «драгоценными камнями» поздравительную открытку для наших поздравляемых.
И Мы подошли к заключительной части – дата и подпись.
Как можно подписаться?
(Например:«Твой одноклассник Саша», «Твой сын Игорь», «Любящий внук Миша», «Твой друг Дима»).
Правильно подписать очень важно, ведь если ученик 4 класса подпишется «Александр Петрович», то адресат будет очень долго гадать, кто же ему написал.
3. Анализ образцов поздравлений:
Давайте посмотрим на поздравления, составленные вашими ровесниками.
Упр.2, 3 стр. 45 учебника
Внесите правки.
4. Написание поздравления.
Выберите наиболее удобную для вас форму работы (индивидуально, в паре, в группе). Вспомним правила работы.
5.Самостоятельная работа. Написание поздравлений.
6.Презентации работ.
7.Рефлексия.
8.Домашнее задание. Упр. 4 стр. 45
Составить поздравительную открытку для своего родственника. Варианты: письменная открытка, видеооткрытка, поздравительная презентация. Любая форма вручения.