СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Родного русского языка в 4 классе по программе «Планета Знаний» по теме: Составление поздравления.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Родного русского языка в 4 классе по программе «Планета Знаний» по теме: Составление поздравления.»

Виды речевой деятельности. Культура речи. Нормы речевого этикета. (1ч.)

Тема урока родного языка в 4 классе по программе «Планета Знаний»: Составление поздравления.

Цели урока:

Закрепить знания о поздравлении как жанре речи,

продолжить работу над формированием орфографических навыков;

воспитывать чувства взаимопомощи, культуру общения, умения применять знания в жизни .

Оборудование: компьютерная презентация, толковый словарь С. И. Ожегова, учебник Русский язык в 2 частях: 4 класс. Ч.1/ Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина.-М.: Дрофа, Астрель, 2018.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Давайте все друг другу улыбнемся. А теперь в хорошем настроении приступим к работе.

2.Основная часть.

а)Прочитайте слова Б. Окуджавы на слайде «Давайте говорить друг другу комплименты».

-Найдите лексическое значение слова «комплимент» в толковом словаре (кто-то ищет, остальные предполагают значение этого слова, потом находится тот, кто был прав)

(Слово «комплимент» пришло в русский язык из французского и означает «похвала»).

И сегодня на этом уроке у вас есть шанс кого-то похвалить, сделать ему комплимент. По какому обычно случаю дарят комплименты? (Поздравляют с праздником, с Днем рождения…) Есть ли у нас в классе кто-то, у кого День рождения в этом месяце?( 3 человека). Вот на вас-то мы и потренируемся.

б)Выяснение строения текста-поздравления.

С чего начнем? (Обратимся к тому, кого поздравляем.) Как? (Можно обратиться по-имени, ласково, Дорогой… Уважаемый…) Нужно обратиться так, чтобы человеку было приятно и чувствовалось Ваше теплое и искреннее к нему отношение.

Дальше? (Озвучить случай, по которому поздравляют). Например, с Днем рождения, с Новым годом, с Днем защитника Отечества, и др. (Написание праздников http://new.gramota.ru/)).

Далее? (Пожелания). Можно похвалить человека и что-то ему пожелать. Великий древнегреческий мыслитель Аристотель говорил, что в речи-похвале истолковать действительно присущие человеку качества в наилучшем и выгодном для него свете. Так простоватого следует называть добрым и непосредственным, бесчувственного и вялого – кротким, гневливого и необузданного – бесхитростным. А как можно назвать?

Расточительного - (щедрым)

Скупого – (бережливым)

Безрассудно-рискующего жизнью – (отважным )

Болтливого – (разговорчивым).

Похвалите наших именинников:

Ты очень…человек.

Какой ты… .

Меня очень восхищает твоя (твое)… .

Для меня ты образец… .

-Что бы вы хотели пожелать?(Ответы детей)

При пожелании надо помнить, что оно всегда зависит от адресата. Поздравляя с одним и тем же праздником разных людей, мы будем писать разные пожелания.

-Давайте подумаем, с каких слов начнем пожелание.

-А что обычно желают? (здоровья, счастья, успехов…)

-Если в каждой открытке мы с вами будем «желать» одинаково, то поздравления будут неинтересными.

-А теперь давайте посмотрим, что можно пожелать? Наверное, счастья. Когда человек счастлив, что он видит? (солнце, небо, цветы, друзей)

-Как же нам это записать? «Желаю солнца» - это звучит некрасиво. Кто скажет лучше? (желаю яркого солнца, желаю теплого солнца)

-Вы сказали, что еще желают здоровья. Как выглядит здоровый человек? (Он веселый, бодрый, улыбается. Он хорошо себя чувствует)

-Как же мы напишем пожелание? (Желаем веселья, бодрости, улыбок, хорошего самочувствия.)

-Когда мы говорим об успехах, то прежде всего задумываемся, кому пишем открытку. Ведь мы должны знать человека и знать в чем и каких успехов он хочет добиться. Помните, что пожелание должно быть приятным. Если вы пожелаете другу исправить двойку, то тем самым напомните о неприятностях. Следовательно, успехов надо желать, не напоминая о неудачах.

-В ходе рассуждения у нас получилась таблица с ключевыми словами для написания открытки.

Как желаем:

Что желаем:

От всей души

Искренне желаю

Хочу пожелать

Пусть

Сердечно

Теплого, ясного солнца, светлого голубого неба

Много цветов, добра, надежных друзей

Радости, бодрости, улыбок

Хорошего самочувствия

Успехов в труде, учебе

Новых путешествий

Оставаться такой же доброй, красивой

М. В. Ломоносов писал, что похвала и поздравление должны выглядеть «цветно и приятно, каплями, тропами, фигурами, витиеватыми речами, как драгоценными каплями украшено…».

Постарайтесь украсить «драгоценными камнями» поздравительную открытку для наших поздравляемых.

И Мы подошли к заключительной части – дата и подпись.

Как можно подписаться?

(Например:«Твой одноклассник Саша», «Твой сын Игорь», «Любящий внук Миша», «Твой друг Дима»).

Правильно подписать очень важно, ведь если ученик 4 класса подпишется «Александр Петрович», то адресат будет очень долго гадать, кто же ему написал.

3. Анализ образцов поздравлений:

Давайте посмотрим на поздравления, составленные вашими ровесниками.

Упр.2, 3 стр. 45 учебника

Внесите правки.

4. Написание поздравления.

Выберите наиболее удобную для вас форму работы (индивидуально, в паре, в группе). Вспомним правила работы.

5.Самостоятельная работа. Написание поздравлений.

6.Презентации работ.

7.Рефлексия.

8.Домашнее задание. Упр. 4 стр. 45

Составить поздравительную открытку для своего родственника. Варианты: письменная открытка, видеооткрытка, поздравительная презентация. Любая форма вручения.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!