СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве»»

Конспект урока «Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве»



Тема урока: Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве.

Цель урока: Сформировать у учащихся представления о том, как изменилось государственное устройство во времена правления первых Романовых.

Задачи урока:

Предметные:

  1. формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации: текст учебника, карта, документальный источник, художественная картина.

  2. применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть);

  3. определение и использование исторических понятий и терминов;

  4. анализ информации о событиях и явлениях прошлого с использованием понятийного и познавательного инструментария социальных наук;

Метапредметные:

  1. выделять из текста информацию, которая необходима для решения поставленной задачи; отсеивать лишние данные;

  2. перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу);

  3. развивать коммуникативные навыки учащихся посредством включения в работу в парах

Личностные:

  1. Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.

  2. Изложение своей точки зрения, её аргументация (в соответствии со своими возрастными возможностями)

  3. Следование этическим нормам и правилам ведения диалога

  4. Навыки конструктивного взаимодействия в социальном общении



Тип урока: комбинированный урок

Методы и формы обучения: работа в рабочих листах, работа с учебником, объяснительно-иллюстративный метод.

Формы: индивидуальная, фронтальная, парная.

Литература: учебник «История России», 7 класс Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. и др. / Под ред. А. В. Торкунова (2 ч.)

Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал.

Понятия: воевода, даточные люди, Соборное уложение, драгуны, рейтары

Даты: Соборное уложение – 1649 год; правление Михаила Фёдоровича – 1613-1645 гг; правление Алексея Михайловича – 1645-1676 гг; правление Фёдора Алексеевича – 1676-1682 гг.







Методы и приёмы

Содержание урока

Виды деятельности учащихся

Предполагаемые ответы учащихся

Орг. момент

Здравствуйте, дети!

Проверьте наличие на парте всего необходимого для нашей сегодняшней работы. Давайте проверим все ли сегодня присутствуют?


Дети слушают учителя.


Вводное слово учителя

Видеофрагмент из документального фильма «Романовы».

Итак, вы посмотрели видеофрагмент из документального фильма. О чём говорилось в этом фрагменте? Правильно о воцарении на престол Михаила Романова. Это положило начало целой династии. А мы сегодня с вами поговорим о государственном устройстве России во времена правления первых Романовых. Таким образом, тема нашего сегодняшнего урока: Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве». Запишите тему и план себе в тетрадь.

Ребята, что мы должны выделить для себя из сегодняшнего урока? Что должны выяснить?

Рассмотрим план урока:

1. Первые Романовы. (Рассмотрим первых представителей династии)

2. Земские соборы и Боярская дума (здесь мы посмотрим, как изменилась роль Боярской думы и Земских соборов при Романовых)

3. Приказы (Вспомним, что такое приказы и рассмотрим, какие приказы были приняты в это время)

4. Местное управление (Рассмотрим систему местного самоуправления в период правления первых Романовых)

5. Реформа армии

6. Законы. Соборное уложение 1649 г.

В течение урока мы должны с вами ответить на вопрос: «Какие новые черты появились в государственном устройстве России при первых Романовых?» Для этого вы, по ходу урока, заполните схему

Домашнее задание: Знать содержание параграфа 18, ответить на вопрос 2 стр.44

Смотрят видеофрагмент.

Слушают учителя. Отвечают на вопросы.



О воцарении на престол Михаила Фёдоровича

1. Первые Романовы (схема)

Первым российским государем был Михаил Фёдорович Романов (1613-1645). К началу правления ему едва исполнилось 16 лет. Большое влияние на него оказывала мать молодого царя Марфа. А после его отец Филарет. Он вернулся из польского плена. Филарет в 1619 году стал патриархом и получил также титул великого государя и стал соправителем сына.

После смерти Михаила новым царём стал его сын Алексей (1645-1676), которого прозвали Тишайшим. От первого брака с Марией Милославской у него родились Фёдор (1676-1682) и Иван, а от брака с Натальей Нарышкиной сын Пётр. Как вы считаете, какой можно сделать вывод исходя из этой схемы. Ответ на этот вопрос вы можете найти на стр.38 учебника в последнем абзаце первого пункта.


Слушают учителя. Записывают схему в тетрадь. Отвечают на вопрос учителя.


2. Земские соборы и Боярская дума

(Заполнение сравнительной таблицы)

Прежде чем перейдём к следующему вопросу, давайте вспомним, какая система управления была до смуты? Для этого давайте сделаем схему. Царь действовал вместе с Боярской думой. Давайте вспомним, что такое Боярская дума. Кроме Боярской думы в систему управления состоял созывной орган. Как он назывался? Земский собор, правильно. Кто даст определение?

А сейчас мы с вами откроем учебник на странице 38 и заполним таблицу, которая есть в ваших опорных конспектах.

Итак, какой мы можем сделать вывод?


Дети заполняют таблицу. Пытаются сформулировать вывод.

Боярская дума – высший совещательный орган при государе, в который входили бояре, окольничие, думные дворяне.

Земский собор – центральное сословно-представительное учреждение XVI-XVII вв. Созывался для санкционирования важнейших правительственных мероприятий


Таким образом, мы с вами видим, что с укреплением самодержавной власти Земские соборы созываются всё реже, низшие сословия играют незначительную роль. А в боярской думе важные отрасли делопроизводства, такие как дипломатия, финансирование, переходят под контроль нетитулированной и неродовитой части Боярской думы. Но, при всём этом, система управления первых Романовых остаётся такой же, какой она была до смутного времени


3. Приказы

Итак ,ребята мы переходим к 4 пункту нашего плана под названием приказы. Сначала давайте вспомним что же такое приказ? Кто стоял во главе приказов?
Отлично, для того чтобы хорошо разобраться в этом прочитайте 4 пункт учебника ( 3 минуты)

Перечислите название приказов и их функции?

Какое влияние власть царя оказал Приказ тайных дел?

Как мы видим появилось огромное количество приказов, как вы думаете к чему это может привести?

Какой вывод можно сделать исходя из нашей беседы

Вывод: таким образом на протяжении XVII века происходит постепенное снижение роли ЗС, увеличение количества приказов. Это свидетельствует об усилении власти царя, который в своей политике опирается на штатных чиновников.

Дети читают пункт, отвечают на вопросы, опираясь на учебник

Приказ- органы центрального государственного управления в Русском государстве, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства

Дьяк был во главе приказов

Посольский (внешняя политика)

Приказ большого дворца
Казенный приказ
конюшенный приказ

Разрядный

Поместный

Ямской

Приказ каменных дел

Челобитный

Приказ тайных дел

Разбойный, Земский,Стрелецкитй
Пушкарский,Иноземский и т.д

Власть царя приверащается в абсолютную

Приказы отрицательно влияли на всю систему управления,отсюда возникает необходимость реформирования и упрощение приказной системы.


4. Местное самоуправление

(Комментированное чтение)












Теперь рассмотрим административно-территориальное управление.

Сейчас вы откроете учебник на странице 41, пункт 5. Я буду задавать вам вопросы, а вы на них отвечать, опираясь на учебник.

-Что такое уезды?

-Сколько уездов было в России к концу XVII века?

-На какие части делились уезды?

-Кто стоял во главе уездов?

-Какими полномочиями они наделялись?

-Какие новые военно-административные единицы появились во второй половине XVII века?

Вы ответили на все вопросы.

Таким образом мы видим, как царь управлял с помощью разветвлённого бюрократического аппарата и центральной и местной власти.



Дети отвечают на вопросы учителя, опираясь на учебник






- Уезды – это главные административно-территориальные единицы

- Около 250

- На станы и волости

- Воеводы

- Возглавляли военные отряды, были наделены судебной и административной властью, отвечали перед государем за сбор налогов и выполнение повинностей населением.

-Разряды

5. Реформа армии

(работа с иллюстрациями)

Теперь рассмотрим реформу армии. Прежде чем перейти, давайте вспомним, как комплектовалась армия в XVI в.

Ребята как вы считаете, кто лучше вооружен? Следовательно, была ли у России потребность в реформировании армии? да была. В результате реформы армии в России появляются полки нового строя (иноземного). На картинках вы видите изображение драгуна и рейтара. Как вы думаете чем они отличаются?


Сравнивают изображения. Отвечают на вопросы.

-Были попытки создания регулярной армии, создавались стрелецкие полки.

-Конечно солдат Германии, так его вооружение выглядит лучше, чем у солдат начала XVII века

-да была

-Рейтары являлись тяжёлой кавалерией, а драгуны действовали как в конном так и в пешем строю


6. Соборное уложение (работа с документов)

Судебник 1497 года

Судебник 1550 года

Челобитные государю

Ребята, скажите, что я только что перечислил? - абсолютно верно, это законы, действующие в России ко времени вступления на престол первых Романовых.

А как вы считаете, государству удобно жить по законам, фиксированным в различных многочисленных источниках? –Правильно, конечно не удобно. Следовательно какая задача встала перед первыми Романовыми? - правильно, упорядочить законодательную базу страны.

Для этого АМ созывает своих приближенных, во главе с князем Никитой Одоевским (здесь можно обратить их к картинке учебника стр.42), для разработки свода законов.

И, в 1649 году Земский собор принимает новый нормативный акт, который служил основой российского законодательства вплоть до середины 19 века.

Наша с вами главная задача понять, какие новые черты в жизни общества и государства регламентировались Соборным уложением. Для этого давайте обратимся к самому тексту документа. Одним из самых первых определяется статус и значение государя для всей страны.

Прочитайте ст.1 главы 2 документа

Глава II

О государьской чести, и как его государьское здоровье оберегать

1. Будет кто каким умышлением учнет мыслить на государьское

здоровье злое дело, и про то его злое умышленье кто известит, и

по тому извету про то его злое умышленье сыщетса допряма, что он

на царское величество злое дело мыслил, и делать хотел, и такова

по сыску казнить смертию.

Какое наказание предусматривалось за причинение вреда царской особе? – верно, смертная казнь. Из этого, что мы можем сказать о роли царской власти в стране? – верно, она возросла, как мы с вами уже отмечали, рассматривая предыдущие вопросы темы.

Также, одним из важнейших вопросов Соборного уложения была судьба крестьян, которые составляли основную массу населения в России.

Давайте вспомним, какой указ, принятый в 1597 году, прикрепляли крестьян к земле помещика? – Верно, указ об урочных летах. Кто помнит определение данного термина? Урочные лета – срок сыска беглых крестьян (5, 10, 15 лет)

Давайте обратимся к тексту учебника и попытаемся ответить на вопрос, изменилось ли в середине 17 века положение крестьян или нет? Учебник, стр.43

Да, положение изменилось, вводился бессрочный сыск беглых крестьян.

Верно, если ранее после истечения срока сыска крестьянин мог стать свободным, если не был найден помещиком, то теперь может ли крепостной рассчитывать на получение освобождения от власти феодала?

Верно, таким образом, крестьяне становятся окончательно зависимым сословием.


Дети работают с документом. Отвечают на вопросы учителя.






- это законы, действующие в России ко времени вступления на престол первых Романовых.


- не удобно


- упорядочить законодательную базу страны.





































- смертная казнь












- указ об урочных летах





-нет, так как феодал может хоть на протяжении всей своей жизни искать крестьянина и делать попытки вернуть его к работе на своей земле.


Вывод

Итак, мы с вами рассмотрели, как изменилось государственное устройство с воцарения Михаила Фёдоровича и Алексея Михайловича. Теперь давайте ответим на вопрос, который был задан в начале урока «Какие новые черты появились в государственном устройстве России при первых Романовых?». По ходу урока вы должны были заполнить таблицу в ваших опорных конспектах. Кто может сделать общий вывод по изменению государственного устройства, опираясь на схему?

Таким образом, мы видим, как с приходом к власти Романовых начинает меняться система государственного управления.

Спасибо за работу! До свидания!



Дети пытаются сделать вывод, опираясь.

Земские соборы созываются всё реже, низшие сословия перестают играть. Происходит окончательное закрепощение крестьян. Реформируется армия, создаются полки нового строя. Формируются новые военно-административные единицы – разряды.