Тема. Русская басня в XX веке.
Цель:
познакомить ребят с биографией и творчеством С.В.Михалкова (кратко), выявить мораль басен «Грибы», «Зеркало», а также связи сюжетов басен С.В.Михалкова и И.А.Крылова;
формировать навыки выразительного чтения по ролям, чтения наизусть, навыков лексической работы;
воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.
Оборудование: мультимедийная презентация.
ХОД УРОКА.
І. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение наизусть басен И.А.Крылова.
III. Изучение нового материала.
1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.
2. Слово учителя о С.В.Михалкове.
Сергей Владимирович Михалков (1913-2009) – поэт, баснописец, драматург и публицист.
В 1936 г. была опубликована его книжка «Дядя Стёпа» с иллюстрациями А.Каневского. Она принесла поэту всенародную славу.
Стихотворения С.В.Михалкова («А что у вас?», «Мы с приятелем вдвоём», «Песенка друзей», «Рисунок», «Фома» и др.) хорошо знакомы с детства, многие стали песнями: «Весёлое звено», «Кто в дружбу верит горячо», «Весёлый турист», «Весёлый марш».
В соавторстве с Г.Эль-Регистаном С.В.Михалков написал текст государственного гимна СССР (1943), С.В.Михалков является и автором гимна современной России (2000). «Имя твоё неизвестно,/ Подвиг твой бессмертен» - эти слова, выбитые на граните Вечного огня у Кремлёвской стены в Москве, тоже принадлежат ему.
С.В.Михалков написал около двухсот басен; многие из них актуальны и сегодня. В его стихотворных и прозаических баснях отразился советский обыватель в разных своих типажах: власть имущие чины, их прихлебатели, бездари от науки и искусства, наивные простаки и пр. Наиболее частый басенный конфликт – между ограниченной в своём самодовольстве властью и трусливой «чернью».
Комизм басенной ситуации у Михалкова заключается в абсолютном совпадении нравов и повадок зверей с их поведением, которое заранее предопределено контекстом.
Сергей Михалков известен и как переводчик классиков детской поэзии. Тесно был связан писатель с отечественным кинематографом и телевидением.
3. Выразительное чтение наизусть басни С.В.Михалкова «Грибы» подготовленным учеником. (С.81 учебника, часть 1).
4. Анализ содержания басни.
- Нарисуйте устный портрет персонажей басни С.В.Михалкова «Грибы». (Мухомор – ядовитый гриб с ярко-красной шляпкой, с белыми точками. Он самоуверен, нахален, хвастлив, любит быть на виду, однако все предпочитают обходить его стороной. Белый гриб скромен: у него тёмно-коричневая шляпка и слегка бурая ножка. Заметить белый гриб среди листвы и травы непросто, однако такая находка – настоящая удача.)
- Каков иносказательный смысл басни? Над какими пороками иронизирует баснописец?
- Объясните значение слов «скромность», «бахвальство», «самоуверенность».
- Приведите примеры пословиц, поговорок, афоризмов о скромности, самоуверенности.
5. Слово учителя о басне С.В.Михалкова «Зеркало».
С.В.Михалков написал цикл прозаических басен-сказочек, которые близки к стихотворным басням поэта. Сюжеты этих крошечных сказочек – величиной в одну, две, от силы три странички – поэт черпал в фольклоре. На фольклорной основе сочинял он собственные забавные истории, придумывая для старых сюжетов новые концовки и начала, неожиданные повороты тем, и рассказывал он тоже по-своему, объединяя непринуждённую устную речь весёлого сказочника-балагура с книжной, литературной.
Прозаическая басня «Зеркало» впервые была напечатана в 1964 году.
6. Групповое задание. Чтение по ролям басни С.В.Михалкова «Зеркало», с.82 учебника, часть 1.
- Почему Слон, Жираф, Верблюд и Страус перестали обижаться на Носорога? Найдите в тексте строчки – ответ на вопрос.
7. Групповое задание. Выразительное чтение по ролям басни И.А.Крылова «Зеркало и обезьяна».
ЗЕРКАЛО И ОБЕЗЬЯНА
Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
"Смотри-ка",- говорит,- "кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть".-
"Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?"-
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.
___________
Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают,
А он украдкою кивает на Петра.
8. Мораль басен С.В.Михалкова «Зеркало» и И.А.Крылова «Зеркало и обезьяна».
- В чём можно увидеть сходство сюжетов басен И.А.Крылова и С.В.Михалкова? (Мораль этих басен такова: прежде чем судить о недостатках других людей, взгляни на себя. Нет более отвратительного недостатка, чем осуждение чужих недостатков).
IV. Подведение итогов урока.
Работа с презентацией.
V. Домашнее задание.
1.Подготовить пересказ статей учебника «Из русской литературы XIX в.» и вступительную статью об А.С.Пушкине, с.84-86, часть1.
2.Инд.задания: подготовить сообщения об А.П.Ганнибале, С.Л.Пушкине, Н.О.Пушкиной, Н.Т.Козлове.