СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Русская басня 20 века"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспкт урока по литературе в 5 классе по теме "Русская басня 20 века " познаомит учащихся с биографией и творчеситвом С.Михалкова,а также со связью сюжетов С.Михалкова и Крылова

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Русская басня 20 века"»

Тема. Русская басня в XX веке.

Цель:

  • познакомить ребят с биографией и творчеством С.В.Михалкова (кратко), выявить мораль басен «Грибы», «Зеркало», а также связи сюжетов басен С.В.Михалкова и И.А.Крылова;

  • формировать навыки выразительного чтения по ролям, чтения наизусть, навыков лексической работы;

  • воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.

Оборудование: мультимедийная презентация.


ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.


II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение наизусть басен И.А.Крылова.


III. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.


2. Слово учителя о С.В.Михалкове.

Сергей Владимирович Михалков (1913-2009) – поэт, баснописец, драматург и публицист.

В 1936 г. была опубликована его книжка «Дядя Стёпа» с иллюстрациями А.Каневского. Она принесла поэту всенародную славу.

Стихотворения С.В.Михалкова («А что у вас?», «Мы с приятелем вдвоём», «Песенка друзей», «Рисунок», «Фома» и др.) хорошо знакомы с детства, многие стали песнями: «Весёлое звено», «Кто в дружбу верит горячо», «Весёлый турист», «Весёлый марш».

В соавторстве с Г.Эль-Регистаном С.В.Михалков написал текст государственного гимна СССР (1943), С.В.Михалков является и автором гимна современной России (2000). «Имя твоё неизвестно,/ Подвиг твой бессмертен» - эти слова, выбитые на граните Вечного огня у Кремлёвской стены в Москве, тоже принадлежат ему.

С.В.Михалков написал около двухсот басен; многие из них актуальны и сегодня. В его стихотворных и прозаических баснях отразился советский обыватель в разных своих типажах: власть имущие чины, их прихлебатели, бездари от науки и искусства, наивные простаки и пр. Наиболее частый басенный конфликт – между ограниченной в своём самодовольстве властью и трусливой «чернью».

Комизм басенной ситуации у Михалкова заключается в абсолютном совпадении нравов и повадок зверей с их поведением, которое заранее предопределено контекстом.

Сергей Михалков известен и как переводчик классиков детской поэзии. Тесно был связан писатель с отечественным кинематографом и телевидением.


3. Выразительное чтение наизусть басни С.В.Михалкова «Грибы» подготовленным учеником. (С.81 учебника, часть 1).


4. Анализ содержания басни.

- Нарисуйте устный портрет персонажей басни С.В.Михалкова «Грибы». (Мухомор – ядовитый гриб с ярко-красной шляпкой, с белыми точками. Он самоуверен, нахален, хвастлив, любит быть на виду, однако все предпочитают обходить его стороной. Белый гриб скромен: у него тёмно-коричневая шляпка и слегка бурая ножка. Заметить белый гриб среди листвы и травы непросто, однако такая находка – настоящая удача.)

- Каков иносказательный смысл басни? Над какими пороками иронизирует баснописец?

- Объясните значение слов «скромность», «бахвальство», «самоуверенность».

- Приведите примеры пословиц, поговорок, афоризмов о скромности, самоуверенности.


5. Слово учителя о басне С.В.Михалкова «Зеркало».

С.В.Михалков написал цикл прозаических басен-сказочек, которые близки к стихотворным басням поэта. Сюжеты этих крошечных сказочек – величиной в одну, две, от силы три странички – поэт черпал в фольклоре. На фольклорной основе сочинял он собственные забавные истории, придумывая для старых сюжетов новые концовки и начала, неожиданные повороты тем, и рассказывал он тоже по-своему, объединяя непринуждённую устную речь весёлого сказочника-балагура с книжной, литературной.

Прозаическая басня «Зеркало» впервые была напечатана в 1964 году.


6. Групповое задание. Чтение по ролям басни С.В.Михалкова «Зеркало», с.82 учебника, часть 1.

- Почему Слон, Жираф, Верблюд и Страус перестали обижаться на Носорога? Найдите в тексте строчки – ответ на вопрос.


7. Групповое задание. Выразительное чтение по ролям басни И.А.Крылова «Зеркало и обезьяна».

ЗЕРКАЛО И ОБЕЗЬЯНА

Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,

Тихохонько Медведя толк ногой:

"Смотри-ка",- говорит,- "кум милый мой!

Что это там за рожа?

Какие у нее ужимки и прыжки!

Я удавилась бы с тоски,

Когда бы на нее хоть чуть была похожа.

А ведь, признайся, есть

Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:

Я даже их могу по пальцам перечесть".-

"Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?"-

Ей Мишка отвечал.

Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.

___________

Таких примеров много в мире:

Не любит узнавать никто себя в сатире.

Я даже видел то вчера:

Что Климыч на руку нечист, все это знают;

Про взятки Климычу читают,

А он украдкою кивает на Петра.


8. Мораль басен С.В.Михалкова «Зеркало» и И.А.Крылова «Зеркало и обезьяна».

- В чём можно увидеть сходство сюжетов басен И.А.Крылова и С.В.Михалкова? (Мораль этих басен такова: прежде чем судить о недостатках других людей, взгляни на себя. Нет более отвратительного недостатка, чем осуждение чужих недостатков).


IV. Подведение итогов урока.

Работа с презентацией.


V. Домашнее задание.

1.Подготовить пересказ статей учебника «Из русской литературы XIX в.» и вступительную статью об А.С.Пушкине, с.84-86, часть1.

2.Инд.задания: подготовить сообщения об А.П.Ганнибале, С.Л.Пушкине, Н.О.Пушкиной, Н.Т.Козлове.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!