СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Русская литература и русская история XIX века"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Русская литература и русская история XIX века"»

Конспект урока литературы, 1 курс СПО


«Русская литература и русская история XIX века»


Цели урока: - познакомить с общей характеристикой и своеобразием русской

литературы XIX века с точки зрения истории и литературы;

- показать значение русской литературы XIX века в развитии русского и

мирового литературного процесса.


Ход урока


До безумной гордости волнует не только

обилие талантов, рождённых Россией в XIX веке,

но и поражающее разнообразие их.

Максим Горький.


  1. Повторение ранее изученного материала.


Прочитайте эпиграф к уроку – это слова Максима Горького – великого русского писателя.

- Как вы понимаете их?

- Как вы думаете, о каких талантливых писателях и поэтах говорит М.Горький?


(Горький говорит о «золотом веке» и его представителях: А.С. Пушкине, М.Ю. Лермонтове, И.С. Тургеневе, Л.Н. Толстом и многих других)


Задание. Вспомните и назовите наиболее значимые произведения (из изученных ранее), которые были созданы в 18 веке.


  1. Знакомство с учебником литературы под ред. Ю.В.Лебедева.


Учебник состоит из 2-х частей. В нём даётся глубокий анализ изучаемых произведений, историко-теоретические, литературоведческие сведения, предлагаются размышления, помогающие понять суть произведения. В учебнике находятся также и статьи, которые раскрывают сущность литературоведческих понятий.


Задание. Прочтите раздел «От автора». Выпишите в тетрадь основные отличительные черты литературы первой половины XIX.


  1. Русская литература на рубеже XVIIIXIX веков.


  1. Лекция преподавателя.


В период XVIII — начала XIX веков русская литература активно усваивает художественные формы западноевропейской литературы.

В это время оформляются такие литературные направления, как классицизм, сентиментализм, романтизм, и складывается новая жанровая система. Уже с конца XIX века молодая русская литература была вовлечена в мировое предромантическое, а потом романтическое движение. Именно в 20-х годах XIX века новое миропонимание осознаётся теоретически, обнаруживается, что вокруг романтизма и внутри романтизма стоят насущные проблемы: проблема культурного самоопределения России, проблема развития русской культуры и русской общественности на началах народных и вместе с тем европейских.

Русские романтики 20-30-х годов стремились к национальной самобытности, но вопрос о соотношении европейского начала с началом исконно русским – по-разному решался отдельными романтическими группировками, различными по своей социальной природе.

Грандиозное умственное движение, начавшееся во второй половине XVIII века и впоследствии охватившее мир под именем романтизма - движение освободительное, и что основой его является Французская буржуазная революция 1789 года. Знак равенства между революционностью и романтизмом охотно ставили и романтики-декабристы и противники романтизма.

Новые умонастроения породили глубокие изменения в строе русской литературы. В центре внимания оказался внутренний мир человека и его сложные взаимоотношения с внешним миром: народом, страной, историей, своей судьбой. Повышенный интерес к душевным переживаниям человека привёл к появлению феномена лирического героя, который коренным образом изменил поэтику классицизма, нарушил устойчивые жанры, смешал стили, разрушил границы между стихами и прозой, литературой и реальностью.

Перед литературой встала необходимость выработки поэтических форм, которые были бы традиционными и национальными, с одной стороны, и способными выразить индивидуальное чувство с другой. Эта задача сводилась к проблеме нового литературного языка, вокруг которого разгорелись споры. В процессе споров существование русской литературы обретало определённые черты. Писатели, определяясь идеологически и эстетически в этих спорах, создавали литературные кружки, общества, журналы, в которых шёл процесс формирования эстетических идей, стилей, поэтических форм. В результате этих сложных разнонаправленных исканий родилась новая русская литература.

Для создания нового литературного языка существовало два варианта. Н.М.Карамзин предложил реформировать язык так, чтобы это был как язык письменной литературы, так и устной речи для интеллектуального общения людей. Это должно было способствовать объединению людей и возвращению единства личности и народа. Реформирование языка предлагалось вести как преодоление двуязычия (русский и французский), как осторожный синтез их, как разумное сочетание национальной самобытности и европейских заимствований, не отрывая русскую литературу и общество от достижений европейской культуры. Другое решение проблемы языка основывалось на категорическом отрицании какой бы то ни было пользы европеизации русского языка и литературы. Утверждалось, что разрыв личности и народа произошёл как раз из-за влияния вредных идей развращённой, погрязшей в жестокости Европы, доказательством чему служила Французская революция.

Новаторство Карамзина заключалось в преодолении старого литературного языка, прежних художественных приёмов. Карамзинисты продолжили использование традиций: им нужны старые жанры для пародий, прежние стили для столкновения.

В 1801 году молодые поэты В.А Жуковский, А.С. Кайсаров, Родзянка, А.Ф. Воейков, А.Ф. Мерзляков и другие организовали «Дружеское литературное общество», возникшее как акт протеста против Карамзина и его школы. Они утверждали, что русская литература – бедна и упрекали Карамзина в том, что его дерзкое новаторство повернуло русскую литературу на неверный путь иностранных заимствований.

К 1810-м годам возникла масса литературных кружков и обществ, возникших после «Дружеского литературного общества». Литературные общества возникали и распадались, «переливаясь» в другие, смыкались с журналами, издавали собственные – шёл процесс формирования эстетических взглядов и поэтических принципов романтизма.

Начинавшаяся в XIX веке литературная эпоха не была простым продолжением предшествующего литературного процесса. На рубеже веков возник кризис процесса европеизации России, когда под сомнение была поставлена сама идея европеизации и русская культура вновь совершала выбор пути развития на столетие вперёд.





  1. Составление периодической таблицы


Период

События и изменения в литературе

Конец 1790-1800 е годы

Карамзинский период. Журнал «Вестник Европы» Карамзина. Литературная деятельность М.Н.Муравьёва. Возникновение многочисленных литературных обществ. Развитие поэзии карамзинистов («поэтической бессмыслицы», «галиматьи», фамильярной дружеской поэзии, изящной салонной поэзии и пр.)

1810-е годы

Становление романтизма. «Вестник Европы» под редакцией В.А.Жуковского. Спор о жанре баллады, народности, о литературном языке. «Психологический романтизм» В.А.Жуковского, «мечтательный романтизм» К.Н.Батюшкова

1820-1830- е года

Пушкинский период. Эволюция романтизма в творчестве Пушкина. «Гражданский романтизм» декабристов. А.С. Грибоедов. Поэты пушкинского круга. М.Ю.Лермонтов. Н.В.Гоголь.



  1. Работа с учебником.


Задание.

- Какие традиции литературы XVIII века были унаследованы?

- Каковы особенности социально-политической обстановки в России?

- Какие проблемы времени отражены в творчестве писателей XIX столетия?


Домашнее задание. 1. Расширить данные периодической таблицы о писателях, их

творчестве и литературной деятельности.

2. Письменно ответить на вопрос: Как развивалась литературная

критика и журнальная критика 60-х годов XIX века?