Конспект урока литературы, 1 курс СПО
«Русская литература и русская история XIX века»
Цели урока: - познакомить с общей характеристикой и своеобразием русской
литературы XIX века с точки зрения истории и литературы;
- показать значение русской литературы XIX века в развитии русского и
мирового литературного процесса.
Ход урока
До безумной гордости волнует не только
обилие талантов, рождённых Россией в XIX веке,
но и поражающее разнообразие их.
Максим Горький.
Повторение ранее изученного материала.
Прочитайте эпиграф к уроку – это слова Максима Горького – великого русского писателя.
- Как вы понимаете их?
- Как вы думаете, о каких талантливых писателях и поэтах говорит М.Горький?
(Горький говорит о «золотом веке» и его представителях: А.С. Пушкине, М.Ю. Лермонтове, И.С. Тургеневе, Л.Н. Толстом и многих других)
Задание. Вспомните и назовите наиболее значимые произведения (из изученных ранее), которые были созданы в 18 веке.
Знакомство с учебником литературы под ред. Ю.В.Лебедева.
Учебник состоит из 2-х частей. В нём даётся глубокий анализ изучаемых произведений, историко-теоретические, литературоведческие сведения, предлагаются размышления, помогающие понять суть произведения. В учебнике находятся также и статьи, которые раскрывают сущность литературоведческих понятий.
Задание. Прочтите раздел «От автора». Выпишите в тетрадь основные отличительные черты литературы первой половины XIX.
Русская литература на рубеже XVIII – XIX веков.
Лекция преподавателя.
В период XVIII — начала XIX веков русская литература активно усваивает художественные формы западноевропейской литературы.
В это время оформляются такие литературные направления, как классицизм, сентиментализм, романтизм, и складывается новая жанровая система. Уже с конца XIX века молодая русская литература была вовлечена в мировое предромантическое, а потом романтическое движение. Именно в 20-х годах XIX века новое миропонимание осознаётся теоретически, обнаруживается, что вокруг романтизма и внутри романтизма стоят насущные проблемы: проблема культурного самоопределения России, проблема развития русской культуры и русской общественности на началах народных и вместе с тем европейских.
Русские романтики 20-30-х годов стремились к национальной самобытности, но вопрос о соотношении европейского начала с началом исконно русским – по-разному решался отдельными романтическими группировками, различными по своей социальной природе.
Грандиозное умственное движение, начавшееся во второй половине XVIII века и впоследствии охватившее мир под именем романтизма - движение освободительное, и что основой его является Французская буржуазная революция 1789 года. Знак равенства между революционностью и романтизмом охотно ставили и романтики-декабристы и противники романтизма.
Новые умонастроения породили глубокие изменения в строе русской литературы. В центре внимания оказался внутренний мир человека и его сложные взаимоотношения с внешним миром: народом, страной, историей, своей судьбой. Повышенный интерес к душевным переживаниям человека привёл к появлению феномена лирического героя, который коренным образом изменил поэтику классицизма, нарушил устойчивые жанры, смешал стили, разрушил границы между стихами и прозой, литературой и реальностью.
Перед литературой встала необходимость выработки поэтических форм, которые были бы традиционными и национальными, с одной стороны, и способными выразить индивидуальное чувство с другой. Эта задача сводилась к проблеме нового литературного языка, вокруг которого разгорелись споры. В процессе споров существование русской литературы обретало определённые черты. Писатели, определяясь идеологически и эстетически в этих спорах, создавали литературные кружки, общества, журналы, в которых шёл процесс формирования эстетических идей, стилей, поэтических форм. В результате этих сложных разнонаправленных исканий родилась новая русская литература.
Для создания нового литературного языка существовало два варианта. Н.М.Карамзин предложил реформировать язык так, чтобы это был как язык письменной литературы, так и устной речи для интеллектуального общения людей. Это должно было способствовать объединению людей и возвращению единства личности и народа. Реформирование языка предлагалось вести как преодоление двуязычия (русский и французский), как осторожный синтез их, как разумное сочетание национальной самобытности и европейских заимствований, не отрывая русскую литературу и общество от достижений европейской культуры. Другое решение проблемы языка основывалось на категорическом отрицании какой бы то ни было пользы европеизации русского языка и литературы. Утверждалось, что разрыв личности и народа произошёл как раз из-за влияния вредных идей развращённой, погрязшей в жестокости Европы, доказательством чему служила Французская революция.
Новаторство Карамзина заключалось в преодолении старого литературного языка, прежних художественных приёмов. Карамзинисты продолжили использование традиций: им нужны старые жанры для пародий, прежние стили для столкновения.
В 1801 году молодые поэты В.А Жуковский, А.С. Кайсаров, Родзянка, А.Ф. Воейков, А.Ф. Мерзляков и другие организовали «Дружеское литературное общество», возникшее как акт протеста против Карамзина и его школы. Они утверждали, что русская литература – бедна и упрекали Карамзина в том, что его дерзкое новаторство повернуло русскую литературу на неверный путь иностранных заимствований.
К 1810-м годам возникла масса литературных кружков и обществ, возникших после «Дружеского литературного общества». Литературные общества возникали и распадались, «переливаясь» в другие, смыкались с журналами, издавали собственные – шёл процесс формирования эстетических взглядов и поэтических принципов романтизма.
Начинавшаяся в XIX веке литературная эпоха не была простым продолжением предшествующего литературного процесса. На рубеже веков возник кризис процесса европеизации России, когда под сомнение была поставлена сама идея европеизации и русская культура вновь совершала выбор пути развития на столетие вперёд.
Составление периодической таблицы
Период | События и изменения в литературе |
Конец 1790-1800 е годы | Карамзинский период. Журнал «Вестник Европы» Карамзина. Литературная деятельность М.Н.Муравьёва. Возникновение многочисленных литературных обществ. Развитие поэзии карамзинистов («поэтической бессмыслицы», «галиматьи», фамильярной дружеской поэзии, изящной салонной поэзии и пр.) |
1810-е годы | Становление романтизма. «Вестник Европы» под редакцией В.А.Жуковского. Спор о жанре баллады, народности, о литературном языке. «Психологический романтизм» В.А.Жуковского, «мечтательный романтизм» К.Н.Батюшкова |
1820-1830- е года | Пушкинский период. Эволюция романтизма в творчестве Пушкина. «Гражданский романтизм» декабристов. А.С. Грибоедов. Поэты пушкинского круга. М.Ю.Лермонтов. Н.В.Гоголь. |
Работа с учебником.
Задание.
- Какие традиции литературы XVIII века были унаследованы?
- Каковы особенности социально-политической обстановки в России?
- Какие проблемы времени отражены в творчестве писателей XIX столетия?
Домашнее задание. 1. Расширить данные периодической таблицы о писателях, их
творчестве и литературной деятельности.
2. Письменно ответить на вопрос: Как развивалась литературная
критика и журнальная критика 60-х годов XIX века?