СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Русская народная вышивка"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема«Русская народная вышивка»

Цель урока:

- познакомить учащихся с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем;

- развивать творческую активность, эстетический и художественный вкус;

- воспитывать нравственно - эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и её культуре;

Задача: создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Русская народная вышивка"»

Тема: «Русская народная вышивка»

Цель урока:

- познакомить учащихся с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем;

- развивать творческую активность, эстетический и художественный вкус;

- воспитывать нравственно - эстетическое отношение к миру и искусству, любовь к Родине и её культуре;

Задача: создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами.

Тип урока: усвоение новых знаний.

Планируемые результаты:

Предметные:

Графические:  владение карандашом, фломастерами, гелиевыми ручками; правильно проводить горизонтальные, вертикальные, наклонные линии.

Учебно - творческие умения: искать сходство с природными формами, умение стилизовать реальные образы в фантастические.

Речевые умения: умение анализировать, сравнивать и делать выводы.

Личностные:

-уважительное отношение к культуре и искусству своей страны целостное мировоззрение;

-потребность в самостоятельной практической творческой деятельности;

Метапредметные (УУД):

Регулятивные: высказывать своё предположение на основе учебного материала; выражать в творческой работе своё отношение к древним образам; работать по предложенному плану, инструкции; обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные: находить ответы на вопросы в иллюстрациях и слайдах презентации; ориентироваться в учебнике; уметь пользоваться разнообразными графическими материалами.

Коммуникативные: коммуникативную компетентность в общении со сверстниками; слушать и понимать речь других; уметь выражать свои мысли, уметь критически оценивать свои работы и работы своих товарищей.

Методы и методические приёмы:

Наглядные: иллюстрации, демонстрации.

Словесные: рассказ, беседа.

Практические: учебно-производственный труд

Основное содержание темы, понятия, термины: Орнамент, стилизация, скатерти – столешники, подзоры, концы полотенец, птица – пава, птица Сирин, образы коня, оленя, барса, девы, плодородия, солнца, древа жизни, Макошь.

ИКТ: Презентация в Power Point

Оборудование и материалы: ПК, образцы народной вышивки, гуашь или восковые мелки, акварель, тонкая кисть, фломастеры, бумага, ножницы.


Ход урока

1. Организационный этап.

Занимают свои места, выполняют самооценку готовности к уроку, приветствуют присутствующих, эмоционально настраиваются на урок.


2. Актуализация знаний.

Демонстрация иллюстраций, демонстрирующие внешнее и внутреннее украшение крестьянской избы, предметы быта.

Беседа.

- Какую тему мы изучаем в 5 классе? (декоративно-прикладное искусство)

- Что такое декор? (украшение)

- Зачем люди украшали свои жилища? (Для привлечения сил света, добра, защиты от злых сил.)

- Какую роль играет декор в крестьянском прикладном искусстве? Можно ли сказать, что декор служит только украшением? Нет, ещё декор имел символическое значение, выступал в качестве оберега)

- С какими предметами быта вы уже познакомились? (прялка, посуда)

- Как украшались эти предметы? (резьбой и росписью)


3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Вы сказали, что изделия из дерева украшались резьбой и росписью. А как украшались изделия из ткани? (ответы детей)

Сегодня мы рассмотрим образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки, узнаем их символическое значение. А так же поговорим о предмете быта, который сопровождает человека всю жизнь от рождения до смерти – полотенце. И применим полученные знания на практике.

Давайте сформулируем тему сегодняшнего урока.

Формулируем тему урока: «Русская народная вышивка»


4. Первичное усвоение новых знаний.

Вышивка была едва ли не самым распространённым видом русского народного искусства. Для неё не нужны были сложные приспособления, а холст, нитки и игла были в каждом доме. В свободное от полевых работ время, особенно в долгие зимние дни, крестьянки садились за пяльцы и расшивали полотенца, скатерти, рубахи. В узорах воплощали они свои представления о жизни, природе, мечты о лучшей доле.

- В некоторых областях РФ полотенца до сих пор называют «рушниками». Рушник – это изделие с глубоким символическим смыслом. Рушник хранит в себе невидимые связи, которые соединяют людей с их родом.

- Полотенце сопровождало человека в течение всей жизни вплоть до самой смерти.

Были полотенца повседневные, а были нарядные – для праздников и ритуалов. В дни праздников вышитые полотенца помещали на стенах бревенчатой избы, обрамляли ими окна, обязательно украшался красивым полотенцем красный угол и иконы.

Когда ребёнок рождался, его закутывали полотенцем. Утром умывались родниковой водой, и после непременно использовали чистое полотенце. На свадьбах были специальные полотенца, украшенные вышитыми птицами, ведь образы птиц символизировали счастье.


Крестьянская вышивка – хранительница древнейших образов и мотивов. Рассмотрим вышивку на женских рубахах и полотенцах.


Солнце почиталось как источник жизни, обладающей великой очистительной и охранительной силой. К нему обращались с молитвами о плодородии и благоденствии. Косой крест с загнутыми концами – солярный знак - солнцеворот (смена дня и ночи, времен года).

Земля, в представление русских крестьян, наделялась человеческими чертами. Её называли «Кормилица – мать-сыра Земля».

Макошь. Почиталась она в неразрывной связи с водой и растительностью. Изображали ее в виде женской фигуры с птицами в поднятых руках, внутри которой произрастало дерево, а у ног или по краю одежды проходила зубчатая линия, изображающая воду.

Птица. Считалось, что птица приносит добро человеку. Поэтому на концах свадебных полотенец всегда вышивались птицы в знак согласия, любви и мира в доме, то в образе горделивой птицы – павы, то в виде изящной утицы, плывущей по волнам.

Конь. Хранителем домашнего очага считался конь, воспринимаемый как самое сильное домашнее животное. По древней легенде коню отводилась почетная роль учувствовать в передвижение солнца по небу, которое днем мчится в колеснице, запряженной златокудрыми конями, а ночью плывет по синему морю в ладье. Фигуры коней и ладьи изображались на подзорах и полотенцах.

Дерево – один из древнейших символов, Древо жизни, так представляли предки вселенную. Они думали, что на небе есть райские сады, и растет там чудо-дерево с волшебными плодами. Древо жизни, дерево, рождающее новую жизнь, было символом жизни, единства рода, его продолжением и благополучием.

Вода. Животворящая сила воды, питающей Землю, изображалось в виде водоплавающих сил, а сами воды – в виде зигзагообразных полосок.


- Какой цвет получил распространение в русской вышивке?

Красный цвет вышивки не случаен. Когда-то, в давние времена, он был символом солнечного света и тепла, знаком добра и красоты.

Белый – символ света, чистоты;

Чёрный – символ плодородия, земли.


5. Первичная проверка понимания.

Постановка художественной задачи.

Учитывая символику формы и цвета в орнаменте народной вышивки, выполните эскиз орнамента вышивки на полотенце. Подумайте и выберите тот образ, над которым будете работать при создании орнаментальной композиции.

Практическая работа.

Импровизация по мотивам вышивок на полотенцах.

При выполнении работы обратить внимание на построение композиции. Ломаной линией подчеркнуть контур птицы, животного, женского божества и т.д. Подсказать, что поверхность традиционного образа можно украсить мелкими геометрическими узорами.

Во время практической работы проводятся целевые обходы:

-контроль правильности выполнения работы;

-оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

-контроль объёма и качества выполненной работы.


6. Первичное закрепление.

-О каком предмете быта мы говорили сегодня?

-Какое значение уделялось полотенцу на Руси?

-Как украшалось полотенце?


7.Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении.

Найти изображение древних образов в вышивке.


8.Рефлексия (подведение итогов занятия).

Выставление оценок.

На сегодняшнем уроке мы говорили о русской народной вышивке и её символическом значении. Увидели, что древние образы, которыми окружал себя человек, можно увидеть и в орнаменте вышивок. Узнали, какой глубокий символический смысл вкладывали в украшение самого распространённого и древнего предмета народного быта – полотенца.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!