Тема: Русская народная вышивка. Полотенце.
Цель урока: Познакомить учащихся с символическим значением полотенца, мотивами орнамента на нем.
Задачи: Развивать творческую активность, навыки работы в составлении орнамента и аппликации, эстетический и художественный вкус.
Воспитывать бережное отношение к миру и искусству, любовь к родному краю и его культуре.
Оборудование и материалы:
1.Схемы-таблицы с мотивами орнамента.
2.Таблицы с изображением знаков-символов.
3.Художественные материалы для работы.
4.Подбор иллюстраций с изображением вышитых полотенец.
Ход урока.
( на доске оформлена ярмарка вышитых полотенец.)
1.Орг.момент.
Проверка готовности к уроку.(альбомы,карандаши,акварельные краски,ножницы,клей).
Презентация «Русская народная вышивка.Полотенце»
В-?. Есть у каждого в квартире,
И побольше и пошире
Вафельное и полосатое
Ворсистое и мохнатое,
Всегда под рукою-
Что это такое?
О. - Полотенце.
В-? Для чего нужны полотенца? ( Использовать в быту).
В-? Какие полотенца называют бытовыми?
О.- ( Бытовые полотенца, полотенца небольшого размера, предназначенные для «утирания лица и рук»).
В-? А как их называли в старину? Вы должны были посмотреть по словарю Даля.
Ответы детей.
Их называли рушники.
Сравните ваши бытовые, домашние полотенца с теми, что представлены на слайде.
А) по количеству в помещении.
В-? А где сейчас можно встретить такие рушники?
Б). По размеру.
( Сейчас они меньше размером).
В). Будете ли вы сейчас вытирать руки такими полотенцами?
Ответы детей.
В-? Почему?
В-? А кто мне может сказать тему нашего урока?
Тема: Русская народная вышивка. Полотенце.
Ребята, чем праздничные полотенца отличаются от бытовых?
О.- Наличием вышивки.
В-? Что такое вышивка?
Вышивкой называют – украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором или сюжетным изображением выполняемыми нитками и другими материалами вручную с помощью иглы или машинным способом.
В-? Зачем украшают изделия вышивкой?
Вышивка- это не просто красиво. Научиться понимать язык узоров в вышивке- значит научиться понимать человека, разбираться в собственном прошлом, знать и следовать ценностям своего народа.
В-? Что украшают вышивкой?
Возникнув в глубокой древности, искусство декоративной вышивки на протяжении многих веков сохраняется в убранстве жилища, одежды и различных предметов обихода(скатерти, салфетки, дорожки, покрывала, рушники.)
Одежда человека должна быть изготовлена со всеми заклятиями, делавшими ее непроницаемой для духов зла. Поэтому основная функция одежды – обереговая.
Простая вещь -полотенце. А ведь если подумать, вспомнить, то окажется, что полотенце сопровождает человека всю жизнь, от рождения до смерти.
Родился маленький человек, бабка повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать, еще будучи в девушках, уже тогда должна позаботится о своем малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. На голый животик ребенку завязывали поясок из выбеленной овечей шерсти. Сомкнулись концы пояска, получился круг- символ солнца и бесконечности.» Распоясался»,- значит открылся нечистой силе, поэтому пояс снимали только в бане, или когда гадали. Ребенка пеленали в свивальник- узкую длинную полоску ткани.
Пеленали до тех пор, пока мать удерживала двумя руками и коленкой. Не удерживала- значит одевали рубашку, сшитую из старой отцовской или материнской, чтобы дух материнства защищал младенца.
У наших далеких предков существовал ежедневный магический ритуал очищение водой. Утром-от ночных страхов и ужасов, вечером-от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило и вытирание лица полотенцем. Утром лицо вытиралось нижним концом,где ромбы где ромбы создавали композицию восхода, орнамент набирался от широкой полосы к узкой. Вечером наоборот, верхним концом, где композиция была зеркальной и символизировала закат. В разнообразии в русской вышивке встречается знак, несущий в себе символику солнца-солярный знак. Прежде всего, это бесконечное разнообразие крестов, как в круге, так и без него.
В-? Ребята, а какие еще знаки – символы вы уже знаете?
-Правильно, это знаки воды, плодородия, дома, и т.д.
Вышивкой украшались в основном предметы, которые участвовали в семейных и коллективных обрядах, религиозных ритуалах (крещение, венчание).
Если девушку сватали важные сваты, они были перевязаны рушниками ( Пимоненко Николай Корнилович «Сваты»).
В-? А где ещё в наше время мы встречаем красивые вышитые полотенца?
Правильно, конечно на крестинах. На свадьбах. На них подают жениху и невесте хлеб да соль.
В-?Вспомните, что вышито на этих полотенцах?
Молодцы, такие полотенца украшают вышитые птицы. Образ птицы – это символ счастья. А это главное, что хочется пожелать молодым на свадьбе. И в последний путь, на кладбище, провожают человека, неся его на полотенцах, на них же опускают в могилу. Вещь без вышивки в дом не входила. По ней судили о трудолюбии и мастерстве хозяйки. Лишь вышитые вещи имели магическое свойство охранять, защищать и оберегать человека и его хозяйство от беды, от злых духов. Оберег по поверью, предохранял человека от дурного глаза, болезни, удара молнии и других несчастий. Расшитые полотенца развешивали на окна и двери, чтоб ни беда, ни болезни в избу не попали, узоры на скатерти защищали стол и пищу на столе. Если вы обратили внимание, что вместе с вышивкой в качестве украшения полотенец используются кружева.
Цветовая гамма различна – от однотонной (белыми нитками на белом), до цветной (красными нитками на белом, цветными шелковыми нитками на белом). Умельцы в цветовом решении орнамента отдают предпочтение красному материалу. Именно с красным цветом связывается представление о радости, веселье, торжестве и счастье. Он вызывает в нашем сознании ассоциации с солнцем, источником всего живого на Земле.
Но, наряду с красным цветом, можно использовать, желтый, черный, зеленые цвета.
В-? Ребята, Вы обратили внимание, что орнамент вышивки встречался только по краю полотенца?
В-? А что такое орнамент?
Орнамент – последовательное повторение отдельных узоров или целой их группы.
Орнамент выполнял как эстетическую, так и жизнеобеспечивающую роль, служа магическим оберегом.
Задание на закрепление материала.
Пройти к доске и разместить знаки-символы на полотенце.
Вот видите, какой глубокий символический смысл у самого распостраненного и древнего предмета народного быта-полотенца.
Практическая работа.
А теперь каждый из вас выполнит эскиз вышитого полотенца.
Практическая работа.
1.Для работы вам понадобятся два альбомных листа, карандаш, краски, ножницы, клей.
На первом листе выполним эскиз вышивки.
ВТРОЙ – ПОНАДОБИТСЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КРУЖЕВ. (формат на котором выполняем эскиз, необходимо расположить вертикально).
2. Составление основного орнаментального мотива
3. Дополнительные орнаментальные группы.
4.Выполнение кружев.
5. Оформление работы.
(Во время работы необходимо провести физзарядку.)
А чтобы работа у вас спорилась быстрее, нам сегодня поможет народная музыка.
(Работа на фоне музыки).
Анализ работ.
План анализа:
Композиционное решение.
Цветовое решение.
Наличие знаков символов.
Аккуратность.
Объем выполненной работы.
Рефлексия.
Что нового узнали?
Что было интересно?
Подведение итога урока.
Самостоятельно оцениваю смайликами.
5-красный
4-синий
3-зеленый.
Домашнее задание.
Уборка рабочих мест.