СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока Русские народные инструменты

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Чудесные звуки народных инструментов. Звенящая капель, плач струн, переливы бубенцов рассказывают свои невероятные истории.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Русские народные инструменты»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВОЙКОВСКАЯ ШКОЛА ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»










Русские народные инструменты

(конспект урока музыки)






Подготовила:

Ирых М.Б.,

учитель музыки



















с.Войково, 2019г



Тема: «Русские народные инструменты»


Цель: ознакомление обучающихся с русскими народными инструментами и их ролью в жизни русского человека.

Планируемые результаты

Предметные:

  • уметь различать тембры музыкальных инструментов, запоминать их названия;

  • знать понятия «тембр», «ансамбль».

Личностные:

  • воспитывать эстетический вкус;

  • воспитывать интерес и любовь к музыке;

  • воспитывать любовь и уважение к традициям и истории своей страны;

  • воспитывать музыкальную культуру учащихся.


Тип урока: Открытие новых знаний

Оборудование: проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями, карточки для рефлексии.



Ход урока:

  1. Этап самоопределения к деятельности


- Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас на уроке, рада вашим улыбкам, и, надеюсь, время урока пролетит незаметно и будет для вас приятным и полезным.

II. Актуализация знаний и мотивация

Слайд 1: Кроссворд «Русские народные инструменты».

1) Три струны, три угла

Тронешь струны, музыка слышна.

(балалайка)

2) В руки ты её возьмёшь,

То растянешь, то сожмёшь!

Слайд 1: Кроссворд «Русские народные инструменты».

1) Три струны, три угла

Тронешь струны, музыка слышна. (балалайка)

2) В руки ты её возьмёшь,

То растянешь, то сожмёшь!

Звонкая, нарядная,

Русская двухрядная.

Заиграет, тронь,

Как зовут её? (гармонь)

3) Это инструмент в старину помогал стирать и гладить бельё. (рубель)

4) У него рубашка в складку,

Любит он плясать вприсядку,

Он и пляшет, и поёт –

Если в руки попадёт.

Сорок пуговиц на нём

С перламутровым огнём.

Весельчак, а не буян

Голосистый мой… (баян)

5) И щи хлебают,

И «барыню» играют. (ложки)

6) А Садко на них играл

И душевно напевал.

Перебрал он много струн –

Вышел из волны Нептун.(гусли)

7) Маленькие деревянные пластинки, способные и сыграть, и распугать.

(трещотка)

8) То стучит, то звенит

Что же это звучит? (бубен)

- Молодцы! С заданием справились.

III. Постановка учебной задачи

- А теперь скажите, на какие группы делятся русские народные инструменты?

- А теперь давайте ещё раз посмотрите на кроссворд и скажите, к каким группам относятся перечисленные инструменты?

- С этими группами инструментов мы уже знакомы.

- А какой группы инструментов у нас не было в кроссворде?

- Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока?

- А что вы хотели бы знать об этих инструментах?

- Итак, у нас появились задачи, которые нужно решить в течение урока. (На экране задачи)

IV. Открытие нового знания

- Давным-давно в жизни простых людей, появились народные инструменты. На протяжении многих веков и до наших дней, народные инструменты веселят, помогают пережить горе и всегда сопровождают людей на их жизненном пути.

- Первый музыкальный инструмент на земле появился вместе с появлением первого человека - это человеческий голос, который может издавать певучие звуки разной высоты, а для того, чтоб мелодия звучала ритмично, наши предки хлопали в ладоши, издавали щелчки пальцами рук, шлепки по коленям, притоптывали ногами. Шлепки, щелчки, хлопки, притопы, - чем не ударные звуки?

- Первыми на Руси появились инструменты ударные и ударно-шумовые. С их помощью очень четко можно передать ритм музыки, поддержать её. Это - ложки, трещотки, погремушки, бубенцы, бубны. Многочисленная группа инструментов оправдывает свое название.

- Позже появились духовые инструменты: дудки, свистульки, свирели, рожки, а потом и флейта. При игре на таких инструментах, звук в них образуется при помощи воздуха, поэтому их называют – духовые.

- Еще позже люди научились делать струнные инструменты. Гусли, балалайка, домра. Звуки этих инструментах издаются при колебании натянутых на них струн. Отсюда и название группы инструментов – струнные. Играют на них щипком, дергая за струну, поэтому второе их название более точное – струнные щипковые или просто щипковые.

- Первые музыкальные инструменты изготавливали из природных материалов.

- Подумайте, какой, духовой, народный музыкальный инструмент можно было бы изготовить из тростника, из камыша

- Из камыша, тростника, травинок можно изготовить духовые народные инструменты.

- А как вы думаете, что могло быть струнами в первых струнных инструментах?

- Первой струной издававшей звук была натянутая тетива лука, когда охотник заметил, что при натягивание тетивы она издает звук, он приспособил к луку еще несколько струн и стал играть. А затем люди заметили, если струны натянуть не на лук, а на пустую ёмкость, то звук получится красивей. Эту ёмкость изготавливали разной формы и разного размера, да и струны натягивали не одинокого. Так появились инструменты каждый со своим тембром. Тембр - это окраска музыкального звука.        

- А теперь представьте себе, что вы музыканты и играете на гуслях. (Звучат гусли).

- Покажите руками, как бы вы сыграли на рожке, на свистульке. (Звучит рожок, затем свистулька).

- Прослушайте, как звучит трещотка, балалайка, бубен.

- Звучание, каких инструментов понравилось вам больше всего? Почему?

- В жизни музыкальные инструменты звучат не только по одному (сольно), но и исполняют музыку вместе: одновременно играют несколько одинаковых или разных инструментов. Такое исполнение называют ансамблевым. Ансамбль – это совместное исполнение музыкальных произведений группой музыкантов. Послушаем звучание русских народных инструментов в ансамбле. Во время прослушивания подумайте, какое настроение передаёт музыка?

- Какие чувства вызывает у вас эта музыка? А какое настроение передаёт музыка?

- Первыми актерами-музыкантами на Руси были скоморохи. Они веселили и развлекали народ не только песнями, плясками и цирковыми номерами. В их умелых руках пели, звучали, звенели, свистели и играли разные народные инструменты. Без скоморохов не обходился ни один народный праздник. Их приглашали на различные торжества. Да и сами они устраивали праздники на площадях и ярмарках. (Звучит видеоряд «Танец скоморохов» из мюзикла «Спящая красавица»).

V.Первичное закрепление во внешней речи

Сейчас я предлагаю вам, сыграть в игру «Угадай-ка инструмент! Русские народные инструменты». Я навожу курсор на звук, вы прослушиваете фрагмент звучания инструмента. Когда звук закончится вам необходимо выбрать одну из фигур с цифрой, указывающей правильный ответ. Если вы правильно ответите на вопрос, картинка раскрасится, а вы получите аплодисменты.

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

- Чтобы проверить и закрепить знания, полученные на уроке, я раздам вам карточку с заданиями, задания не сложные, я уверена вы все с ними справитесь. Работаете в паре.


Задания для проверки:

Ударные

Духовые

Струнные


Бубен

Свистулька

Балалайка


Трещотка

Рожок

Домра


Ложки

Свирель

Рожок


Заполните таблицу, выбрав инструменты из предложенных.

 Ложки, гусли, свистулька.

- Выделите все духовые инструменты.

Домра, гусли, дудочка, балалайка, свирель, ложки, свистулька, бубен, флейта.

Соедини название с картинкой.

Свистулька   Балалайка Трещотка


VII. Включение в систему знаний

Откройте рабочие тетради на странице 14 и выполните задание.

VIII. Рефлексия деятельности

- А теперь посмотрите на экран, перед вами незаконченные предложения.

Продолжите их.

Я узнал…

Я научился…

Мне понравилось…

Я хотел бы…











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!