МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВОЙКОВСКАЯ ШКОЛА ПЕРВОМАЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»
Русские народные инструменты
(конспект урока музыки)
Подготовила:
Ирых М.Б.,
учитель музыки
с.Войково, 2019г
Тема: «Русские народные инструменты»
Цель: ознакомление обучающихся с русскими народными инструментами и их ролью в жизни русского человека.
Планируемые результаты
Предметные:
уметь различать тембры музыкальных инструментов, запоминать их названия;
знать понятия «тембр», «ансамбль».
Личностные:
воспитывать эстетический вкус;
воспитывать интерес и любовь к музыке;
воспитывать любовь и уважение к традициям и истории своей страны;
воспитывать музыкальную культуру учащихся.
Тип урока: Открытие новых знаний
Оборудование: проектор, интерактивная доска, карточки с заданиями, карточки для рефлексии.
Ход урока:
Этап самоопределения к деятельности
- Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас на уроке, рада вашим улыбкам, и, надеюсь, время урока пролетит незаметно и будет для вас приятным и полезным.
II. Актуализация знаний и мотивация
Слайд 1: Кроссворд «Русские народные инструменты».
1) Три струны, три угла
Тронешь струны, музыка слышна.
(балалайка)
2) В руки ты её возьмёшь,
То растянешь, то сожмёшь!
Слайд 1: Кроссворд «Русские народные инструменты».
1) Три струны, три угла
Тронешь струны, музыка слышна. (балалайка)
2) В руки ты её возьмёшь,
То растянешь, то сожмёшь!
Звонкая, нарядная,
Русская двухрядная.
Заиграет, тронь,
Как зовут её? (гармонь)
3) Это инструмент в старину помогал стирать и гладить бельё. (рубель)
4) У него рубашка в складку,
Любит он плясать вприсядку,
Он и пляшет, и поёт –
Если в руки попадёт.
Сорок пуговиц на нём
С перламутровым огнём.
Весельчак, а не буян
Голосистый мой… (баян)
5) И щи хлебают,
И «барыню» играют. (ложки)
6) А Садко на них играл
И душевно напевал.
Перебрал он много струн –
Вышел из волны Нептун.(гусли)
7) Маленькие деревянные пластинки, способные и сыграть, и распугать.
(трещотка)
8) То стучит, то звенит
Что же это звучит? (бубен)
- Молодцы! С заданием справились.
III. Постановка учебной задачи
- А теперь скажите, на какие группы делятся русские народные инструменты?
- А теперь давайте ещё раз посмотрите на кроссворд и скажите, к каким группам относятся перечисленные инструменты?
- С этими группами инструментов мы уже знакомы.
- А какой группы инструментов у нас не было в кроссворде?
- Как вы думаете, какая будет тема сегодняшнего урока?
- А что вы хотели бы знать об этих инструментах?
- Итак, у нас появились задачи, которые нужно решить в течение урока. (На экране задачи)
IV. Открытие нового знания
- Давным-давно в жизни простых людей, появились народные инструменты. На протяжении многих веков и до наших дней, народные инструменты веселят, помогают пережить горе и всегда сопровождают людей на их жизненном пути.
- Первый музыкальный инструмент на земле появился вместе с появлением первого человека - это человеческий голос, который может издавать певучие звуки разной высоты, а для того, чтоб мелодия звучала ритмично, наши предки хлопали в ладоши, издавали щелчки пальцами рук, шлепки по коленям, притоптывали ногами. Шлепки, щелчки, хлопки, притопы, - чем не ударные звуки?
- Первыми на Руси появились инструменты ударные и ударно-шумовые. С их помощью очень четко можно передать ритм музыки, поддержать её. Это - ложки, трещотки, погремушки, бубенцы, бубны. Многочисленная группа инструментов оправдывает свое название.
- Позже появились духовые инструменты: дудки, свистульки, свирели, рожки, а потом и флейта. При игре на таких инструментах, звук в них образуется при помощи воздуха, поэтому их называют – духовые.
- Еще позже люди научились делать струнные инструменты. Гусли, балалайка, домра. Звуки этих инструментах издаются при колебании натянутых на них струн. Отсюда и название группы инструментов – струнные. Играют на них щипком, дергая за струну, поэтому второе их название более точное – струнные щипковые или просто щипковые.
- Первые музыкальные инструменты изготавливали из природных материалов.
- Подумайте, какой, духовой, народный музыкальный инструмент можно было бы изготовить из тростника, из камыша
- Из камыша, тростника, травинок можно изготовить духовые народные инструменты.
- А как вы думаете, что могло быть струнами в первых струнных инструментах?
- Первой струной издававшей звук была натянутая тетива лука, когда охотник заметил, что при натягивание тетивы она издает звук, он приспособил к луку еще несколько струн и стал играть. А затем люди заметили, если струны натянуть не на лук, а на пустую ёмкость, то звук получится красивей. Эту ёмкость изготавливали разной формы и разного размера, да и струны натягивали не одинокого. Так появились инструменты каждый со своим тембром. Тембр - это окраска музыкального звука.
- А теперь представьте себе, что вы музыканты и играете на гуслях. (Звучат гусли).
- Покажите руками, как бы вы сыграли на рожке, на свистульке. (Звучит рожок, затем свистулька).
- Прослушайте, как звучит трещотка, балалайка, бубен.
- Звучание, каких инструментов понравилось вам больше всего? Почему?
- В жизни музыкальные инструменты звучат не только по одному (сольно), но и исполняют музыку вместе: одновременно играют несколько одинаковых или разных инструментов. Такое исполнение называют ансамблевым. Ансамбль – это совместное исполнение музыкальных произведений группой музыкантов. Послушаем звучание русских народных инструментов в ансамбле. Во время прослушивания подумайте, какое настроение передаёт музыка?
- Какие чувства вызывает у вас эта музыка? А какое настроение передаёт музыка?
- Первыми актерами-музыкантами на Руси были скоморохи. Они веселили и развлекали народ не только песнями, плясками и цирковыми номерами. В их умелых руках пели, звучали, звенели, свистели и играли разные народные инструменты. Без скоморохов не обходился ни один народный праздник. Их приглашали на различные торжества. Да и сами они устраивали праздники на площадях и ярмарках. (Звучит видеоряд «Танец скоморохов» из мюзикла «Спящая красавица»).
V.Первичное закрепление во внешней речи
Сейчас я предлагаю вам, сыграть в игру «Угадай-ка инструмент! Русские народные инструменты». Я навожу курсор на звук, вы прослушиваете фрагмент звучания инструмента. Когда звук закончится вам необходимо выбрать одну из фигур с цифрой, указывающей правильный ответ. Если вы правильно ответите на вопрос, картинка раскрасится, а вы получите аплодисменты.
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой
- Чтобы проверить и закрепить знания, полученные на уроке, я раздам вам карточку с заданиями, задания не сложные, я уверена вы все с ними справитесь. Работаете в паре.
Задания для проверки: Ударные | Духовые | Струнные | | Бубен | Свистулька | Балалайка | | Трещотка | Рожок | Домра | | Ложки | Свирель | Рожок | | Заполните таблицу, выбрав инструменты из предложенных. Ложки, гусли, свистулька. - Выделите все духовые инструменты. Домра, гусли, дудочка, балалайка, свирель, ложки, свистулька, бубен, флейта. Соедини название с картинкой. Свистулька Балалайка Трещотка |
VII. Включение в систему знаний
Откройте рабочие тетради на странице 14 и выполните задание.
VIII. Рефлексия деятельности
- А теперь посмотрите на экран, перед вами незаконченные предложения.
Продолжите их.
Я узнал…
Я научился…
Мне понравилось…
Я хотел бы…