Конспект урока русского языка на тему Русский алфавит, или Азбука. 1 класс
Цели: познакомить с русским алфавитом и объяснить его значение; формировать умение пользоваться алфавитом.
Планируемые результаты: учащиеся научатся правильно называть буквы в алфавитном порядке.
Ход урока
I. Организационный момент
- Долгожданный дан звонок – начинается урок!
- Здравствуйте, ребята. Начинаем урок русского языка. Откройте ваши тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.
II. Самоопределение к деятельности
- Начнем наш урок с минутки чистописания. А самые внимательные ребята смогут назвать тему урока, если правильно выполнят задания минутки чистописания.
- Итак, начнём. Запишите в строку заглавные буквы в следующем порядке: 1ю букву в слове «арбуз» (А), теперь 5ю букву в слове «апрель» (Л), далее 4ю букву в слове «конфета» (Ф), потом 1ю букву в слове «астра» (А), теперь 1ю букву в слове «ворона» (В), следующая буква стоит 2й в слове «кино» (И), а последняя буква – это 1я буква в слове «тетрадь» (Т). Справились? Молодцы!
- Какое получилось слово?
- Кто может сформулировать тему урока?
III. Работа по теме урока
1. Знакомство с алфавитом (Перед уроком учитель раздаёт ученикам орфографические словари.)
- Отгадайте загадку.
Заворчал живой замок,
Лёг у двери поперёк. (Собака.)
- Что вы можете сказать об этом слове? (Это слово из словаря.)
- Найдите это слово в орфографическом словаре, который лежит у вас на парте. На какой странице оно расположено?
- Легко ли вам было его найти?
- А можно было это задание выполнить быстрее? Что для этого нужно знать? (Нужно знать алфавит.) (Учитель вешает на доску плакат с алфавитом.)
Все слова в словарях располагаются в алфавитном порядке. (Можно показать другие словари.)
- А где ещё используется алфавит? (Книги в библиотеке и формуляры учащихся расположены в алфавитном порядке, список учащихся в журнале составлен в алфавитном порядке, в больнице карточки пациентов стоят в алфавитном порядке и т. д.}
- Так что же такое алфавит? (Буквы, расположенные в определённом порядке.)
- А всегда ли он был таким, каким вы его видите сейчас? (Ответы детей.)
2. Работа по учебнику Упр. 1 (с. 52).
- Прочитайте.
- Сколько букв в русском алфавите? (33.)
- Прочитайте названия этих букв и постарайтесь запомнить.
- Чтобы легче было запомнить алфавит, мы его будем петь. Вы помните песенку про кузнечика?
В траве сидел кузнечик (два раза),
Совсем как огуречик
Зелёненький он был.
Вот на этот мотив мы будем петь названия букв. (На доске запись.)
- Песенку нужно петь по строчкам. В конце каждой строчки делайте паузу. Слово знак произносить не нужно.
- Поставьте у себя в учебниках карандашом чёрточки в том месте, где мы делаем паузу. Алфавит дома нужно будет выучить.
- Прочитайте сведения о языке.
- Что такое алфавит?
Упр. 2 (с. 53) Прочитайте.
- Назовите буквы алфавита.
- Для чего нужны буквы?
- Сколько всего букв в алфавите?
- Найдите в алфавите буквы, которые не обозначают звука.
Упр. 3 (с. 53).
- Прочитайте предложение. Какой знак стоит в конце предложения?
- Прочитайте выразительно.
- Объясните, почему нужно хорошо уметь читать.
3. Словарная работа (Можно использовать школьный орфографический словарик.)
- Найдите «спрятавшееся» слово. ВРПЯДЬХОРОШОАСЧИ
- Запишите слово хорошо в тетрадь. Поставьте ударение, подчеркните безударные гласные. Запомните в этом слове сочетание -ОРО-. Придумайте предложение с этим словом.
4. Работа по учебнику
- Прочитайте на с. 53 о происхождении слов азбука и алфавит.
- Откуда к нам пришли эти слова?
IV. Физкультминутка
В алфавите, в букваре, (Хлопки в ладоши.)
Проживала буква Е.
Как-то раз она шагала (Ходьба на месте.)
По тетрадке не спеша,
Замечталась и упала,
(Приседания.)
Превратилась в букву Ш...
Школьник был, конечно, рад:
(Наклоны туловища влево-вправо.)
Вот так буква-акробат! (Хлопки в ладоши.)
V. Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
Упр. 4 (с. 54).
- Прочитайте.
- Что вы заметили?
- Все ли буквы алфавита записаны? Какие буквы стоит не на своих местах?
- Выполните задание.
Упр. 5 (с. 54).
- Рассмотрите рисунки.
- Назовите буквы правильно.
- Как вы думаете, почему они расположены на разных воздушных шарах? (Буквы объединены в группы в зависимости от того, как произносятся их названия.)
- Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.
Упр. 6 (с. 55).
- Прочитайте.
- Все ли буквы названы правильно? Кто ошибся?
- Назовите эти буквы правильно.
- Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.
2. Игра «Найди своё место»
(Учащиеся получают буквы из разрезной азбуки. По команде учителя они должны расставить буквы по алфавиту.)
VI. Рефлексия
- Что такое алфавит?
- Сколько букв в русском алфавите?
- Кто уже запомнил алфавит?
- Кто правильно называет буквы?
- Кому ещё нужно немножко потренироваться?
- Оцените свою работу на уроке. Выберите и продолжите предложение:
- на уроке мне было трудно…
-на уроке мне было интересно…
-я научился…
-Если вам понравился наш урок - поднимите радостный смайлик, если нет – грустный.
-Ребята, мне очень понравилось, как вы работали на уроке. Мне было очень приятно с вами работать. Вы молодцы!