СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 13.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока. Русский язык. Урок-игра. 4 класс. "Склонение имен прилагательных в единственном числе".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока. Русский язык. Урок-игра. 4 класс. "Склонение имен прилагательных в единственном числе".»

Урок-игра (обобщающий) русского языка для 4 класса на тему:

«Склонение имен прилагательных в единственном числе»

Цели:

- совершенствовать знания о склонении имен существительных;

- развивать умения правильной постановки вопросов к имени прилагательному и сопоставления окончаний имен прилагательных с именами существительными;

- развивать умения употреблять прилагательные в устной и письменной речи;

- учить детей бережному отношению к окружающей среде;

- закрепить природоведческие понятия «неживая природа», «живая природа».


Ход урока

1. Вводная беседа.

- Сегодня наш урок не похож на другие, его необычность в том, что вы сами в конце урока сформулируете тему, а поэтому нужно быть особенно внимательными.

2. Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи.

- Я прочитаю стихотворение, а вы должны определить, к какой части речи относятся использованные в нем слова.

Красный, синий и зеленый

Вкусный, сладкий и соленый

Круглый, твердый и колючий

Злой, холодный и трескучий

Ясный, ласковый грозный

И веселый, и серьезный.

(Стихотворение составлено из имен прилагательных)

- Что обозначают имена прилагательные?

(Имена прилагательные обозначают свойства, качество предметов, признаки предметов (по цвету, по вкусу, по форме, по размеру, физические качества)).

Игра «Требуется слово».

- Сейчас мы проведем игру «Требуется слово». К данным именам прилагательным вы должны подобрать подходящие по смыслу имена существительные. Но использовать только те, которые обозначают предметы, относящиеся к неживой природе.

- Вспомните, что мы относим к неживой природе.

(Учащиеся называют объекты неживой природы: дождь, солнце, небо, камни, вода, снег, земля и т.д.).

- Запишите словосочетания и определите род имен прилагательных, выделяя окончания:

Чистая…, теплый…, рыхлый…, горячий…, голубое …, тяжелая…, легкое…

(вода, ветер, снег, огонь, небо, земля, облако).

- С какой частью речи согласуется имя прилагательное?

( Имя прилагательное согласуется с именем существительным)

3. Наблюдение над склонением имен прилагательных во единственном числе.

1) Вспомним, как склоняются имена прилагательные в мужском роде.

- Послушайте стихотворение Ю. Карасева «Приключения зеленого листа» и с помощью карточек покажите, в каких падежах стоит словосочетание зеленый лист.

(Учащиеся показывают карточки с нужным падежом).

Как-то раз с большого клена

Оторвался лист зеленый (и.п.)

И пустился вместе с ветром

Путешествовать по свету.

Закружилась голова

У зеленого листа. (р.п.)

Ветер нес и нес,

Бросил только на мосту.

В тот же миг веселый пес

Шмыг - к зеленому листу

Лапой - хвать зеленый лист, (в.п.)

Дескать поиграем.

«Не хочу», - парашютист

Головой качает…

Ветер вмиг с листом зеленым (т.п.)

Над землей взметнулся снова,

Но шалун листок упал…

Я пишу в саду под кленом

Стих о том листе зеленом. (п.п.)

- Как вы определяли падеж имени прилагательного?

(Чтобы определить падеж имени прилагательного, необходимо определить падеж имени существительного, от которого оно зависит.)

2) Попробуем найти слова, относящиеся к неживой и живой природе (с ветром, над землей, с клена, лист, лес).

Обсуждение слов: по свету, голова, на мосту, парашютист, позволяет включить в беседу проблемные вопросы.

3) Следующее задание не из легких. Используя данные предлоги, запишите словосочетания в нужном падеже и укажите его. Выделите окончания имен прилагательных.

Синее море (по)

Ласковое солнышко (про)

Интересное дело (для)

Твердое слово (о)

Высокое дерево (к)

Низкое окно (под)

Учащиеся самостоятельно выполняют упражнение: записывают словосочетание, указывают падеж, выделяют окончания. Взаимопроверка.

- Обратите внимание на имена прилагательные. Какого они рода? (средний род)

- Как вы определили? (Род имен прилагательных определяется по роду имени существительного, с которым оно связано).

- О прилагательных какого рода можем сказать, что они склоняются одинаково? (Мужского и среднего рода).

- Сформулируйте правило:

«Имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном, дательном, творительном, и предложном падежах отвечают на одинаковые вопросы. Их окончания тоже совпадают».

4) Выборочное письмо.

Из предложений выписать словосочетания прилагательного с существительным. Указать род, число и падеж имен прилагательных и выделить окончания.

По широкой дороге мы подъехали к дому. Мы любовались прекрасной картиной. Вот и пришла долгожданная весна. После интересной игры все были веселы. Хорошо помечтать в звездную ночь. Зимой все мечтают о теплой погоде.

(Учащиеся записывают словосочетание, указывают род, падеж и выделяют окончание).

- Выберите слова, обозначающие природные объекты (весна, звездная ночь, зимой, теплая погода).

- Определите род имен прилагательных (женский род).

- В каких падежах имена прилагательные женского рода имеют одинаковые окончания? (В дательном, родительном, творительном и предложном падежах -ой, -ей. Отвечают на вопрос: какой? Обсуждение ответов.)

- Назовите признаки зимы, которые вы любите.

-Почему весной становится теплее?

- О каких природных весенних явлениях вы мечтаете зимой?

4. Наблюдение за ролью имен прилагательных.

Творческая работа.

На доске записаны предложения. Прочитайте.

Оживает лес. В зелени поют птицы. По ветвям скачут белки. Вот бежит заяц. А за кустом спряталась лисица.

- Дайте определение понятию «лес». (Природное сообщество, главной частью которого являются древесные растения.)

- Какие объекты живой природы вы встретили в предложениях? (Птицы, белки, заяц, лисица.)

-Назовите признаки птиц. (Крылья, клюв, перья, две ноги, маленькая головка, хвост.)

- К какой группе животных относятся белка? Заяц? Лисица? (Зверь.)

- Какие признаки у них одинаковые? (Шерсть, четыре ноги зубы, уши, усы, соски.)

- Запишите текст, дополняя его прилагательными. Что происходят с предложениями? (Они стали более точными, полными, красивыми.)

- Какую роль выполняют имена прилагательные в речи? (Умело выбранные прилагательные делают нашу речь более образной и очной, украшают ее.)

5. Итог урока.

Верно ли мое утверждение:

1. Имена прилагательные в единственном числе изменяются только по падежам.

- Нет. Имена прилагательные в единственном числе изменяются по падежам, родам и числам. (Приводят примеры, например, большой – м.р., большая – ж.р., большое – с.р.; смелый – ед.ч., смелые – мн.ч.)

2. Имя прилагательное согласуется в роде, числе и падеже с именем существительным.

- Верно. Например, умному (м.р., ед.ч., д.п.) человеку (м.р., ед.ч., д.п.).

3 Имена прилагательные мужского и среднего рода склоняются одинаково.

- Верно. Имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах отвечают на одинаковые вопросы и имеют одинаковые окончания.

4. Прилагательные женского рода во всех падежах имеют одинаковые окончания.

- Неверно. Только в родительном, дательном, творительном и предложном падежах -ой, -ей.

- А теперь назовем тему данного урока…

- Склонение имен прилагательных в единственном числе.

6. Оценка урока. Рефлексия.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!