Урок-игра (обобщающий) русского языка для 4 класса на тему:
«Склонение имен прилагательных в единственном числе»
Цели:
- совершенствовать знания о склонении имен существительных;
- развивать умения правильной постановки вопросов к имени прилагательному и сопоставления окончаний имен прилагательных с именами существительными;
- развивать умения употреблять прилагательные в устной и письменной речи;
- учить детей бережному отношению к окружающей среде;
- закрепить природоведческие понятия «неживая природа», «живая природа».
Ход урока
1. Вводная беседа.
- Сегодня наш урок не похож на другие, его необычность в том, что вы сами в конце урока сформулируете тему, а поэтому нужно быть особенно внимательными.
2. Обобщение знаний об имени прилагательном как части речи.
- Я прочитаю стихотворение, а вы должны определить, к какой части речи относятся использованные в нем слова.
Красный, синий и зеленый
Вкусный, сладкий и соленый
Круглый, твердый и колючий
Злой, холодный и трескучий
Ясный, ласковый грозный
И веселый, и серьезный.
(Стихотворение составлено из имен прилагательных)
- Что обозначают имена прилагательные?
(Имена прилагательные обозначают свойства, качество предметов, признаки предметов (по цвету, по вкусу, по форме, по размеру, физические качества)).
Игра «Требуется слово».
- Сейчас мы проведем игру «Требуется слово». К данным именам прилагательным вы должны подобрать подходящие по смыслу имена существительные. Но использовать только те, которые обозначают предметы, относящиеся к неживой природе.
- Вспомните, что мы относим к неживой природе.
(Учащиеся называют объекты неживой природы: дождь, солнце, небо, камни, вода, снег, земля и т.д.).
- Запишите словосочетания и определите род имен прилагательных, выделяя окончания:
Чистая…, теплый…, рыхлый…, горячий…, голубое …, тяжелая…, легкое…
(вода, ветер, снег, огонь, небо, земля, облако).
- С какой частью речи согласуется имя прилагательное?
( Имя прилагательное согласуется с именем существительным)
3. Наблюдение над склонением имен прилагательных во единственном числе.
1) Вспомним, как склоняются имена прилагательные в мужском роде.
- Послушайте стихотворение Ю. Карасева «Приключения зеленого листа» и с помощью карточек покажите, в каких падежах стоит словосочетание зеленый лист.
(Учащиеся показывают карточки с нужным падежом).
Как-то раз с большого клена
Оторвался лист зеленый (и.п.)
И пустился вместе с ветром
Путешествовать по свету.
Закружилась голова
У зеленого листа. (р.п.)
Ветер нес и нес,
Бросил только на мосту.
В тот же миг веселый пес
Шмыг - к зеленому листу
Лапой - хвать зеленый лист, (в.п.)
Дескать поиграем.
«Не хочу», - парашютист
Головой качает…
Ветер вмиг с листом зеленым (т.п.)
Над землей взметнулся снова,
Но шалун листок упал…
Я пишу в саду под кленом
Стих о том листе зеленом. (п.п.)
- Как вы определяли падеж имени прилагательного?
(Чтобы определить падеж имени прилагательного, необходимо определить падеж имени существительного, от которого оно зависит.)
2) Попробуем найти слова, относящиеся к неживой и живой природе (с ветром, над землей, с клена, лист, лес).
Обсуждение слов: по свету, голова, на мосту, парашютист, позволяет включить в беседу проблемные вопросы.
3) Следующее задание не из легких. Используя данные предлоги, запишите словосочетания в нужном падеже и укажите его. Выделите окончания имен прилагательных.
Синее море (по)
Ласковое солнышко (про)
Интересное дело (для)
Твердое слово (о)
Высокое дерево (к)
Низкое окно (под)
Учащиеся самостоятельно выполняют упражнение: записывают словосочетание, указывают падеж, выделяют окончания. Взаимопроверка.
- Обратите внимание на имена прилагательные. Какого они рода? (средний род)
- Как вы определили? (Род имен прилагательных определяется по роду имени существительного, с которым оно связано).
- О прилагательных какого рода можем сказать, что они склоняются одинаково? (Мужского и среднего рода).
- Сформулируйте правило:
«Имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном, дательном, творительном, и предложном падежах отвечают на одинаковые вопросы. Их окончания тоже совпадают».
4) Выборочное письмо.
Из предложений выписать словосочетания прилагательного с существительным. Указать род, число и падеж имен прилагательных и выделить окончания.
По широкой дороге мы подъехали к дому. Мы любовались прекрасной картиной. Вот и пришла долгожданная весна. После интересной игры все были веселы. Хорошо помечтать в звездную ночь. Зимой все мечтают о теплой погоде.
(Учащиеся записывают словосочетание, указывают род, падеж и выделяют окончание).
- Выберите слова, обозначающие природные объекты (весна, звездная ночь, зимой, теплая погода).
- Определите род имен прилагательных (женский род).
- В каких падежах имена прилагательные женского рода имеют одинаковые окончания? (В дательном, родительном, творительном и предложном падежах -ой, -ей. Отвечают на вопрос: какой? Обсуждение ответов.)
- Назовите признаки зимы, которые вы любите.
-Почему весной становится теплее?
- О каких природных весенних явлениях вы мечтаете зимой?
4. Наблюдение за ролью имен прилагательных.
Творческая работа.
На доске записаны предложения. Прочитайте.
Оживает лес. В зелени поют птицы. По ветвям скачут белки. Вот бежит заяц. А за кустом спряталась лисица.
- Дайте определение понятию «лес». (Природное сообщество, главной частью которого являются древесные растения.)
- Какие объекты живой природы вы встретили в предложениях? (Птицы, белки, заяц, лисица.)
-Назовите признаки птиц. (Крылья, клюв, перья, две ноги, маленькая головка, хвост.)
- К какой группе животных относятся белка? Заяц? Лисица? (Зверь.)
- Какие признаки у них одинаковые? (Шерсть, четыре ноги зубы, уши, усы, соски.)
- Запишите текст, дополняя его прилагательными. Что происходят с предложениями? (Они стали более точными, полными, красивыми.)
- Какую роль выполняют имена прилагательные в речи? (Умело выбранные прилагательные делают нашу речь более образной и очной, украшают ее.)
5. Итог урока.
Верно ли мое утверждение:
1. Имена прилагательные в единственном числе изменяются только по падежам.
- Нет. Имена прилагательные в единственном числе изменяются по падежам, родам и числам. (Приводят примеры, например, большой – м.р., большая – ж.р., большое – с.р.; смелый – ед.ч., смелые – мн.ч.)
2. Имя прилагательное согласуется в роде, числе и падеже с именем существительным.
- Верно. Например, умному (м.р., ед.ч., д.п.) человеку (м.р., ед.ч., д.п.).
3 Имена прилагательные мужского и среднего рода склоняются одинаково.
- Верно. Имена прилагательные мужского и среднего рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах отвечают на одинаковые вопросы и имеют одинаковые окончания.
4. Прилагательные женского рода во всех падежах имеют одинаковые окончания.
- Неверно. Только в родительном, дательном, творительном и предложном падежах -ой, -ей.
- А теперь назовем тему данного урока…
- Склонение имен прилагательных в единственном числе.
6. Оценка урока. Рефлексия.