СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Русский литературный язык и его нормы. Орфоэпические нормы"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

формировать у учащихся представление об орфоэпии и орфоэпической норме; познакомить с отдельными правилами орфоэпии.

Задачи:                                                                                                                      

предметные:

дать представление о предмете изучения орфоэпии; познакомить с особенностями русского ударения; ввести понятие орфоэпической нормы; обобщить сведения об особенностях произношения некоторых звуковых сочетаний; систематизировать и обобщить имеющиеся знания о постановке ударения в именах прилагательных, глаголах, некоторых причастиях;

метапредметные:

развивать познавательные способности; развивать логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать и выявлять главное); развивать умение связно и грамотно излагать свои мысли;

развивать внимание, память, эмоциональную сферу; развивать коммуникативные качества речи;

личностные:

формировать уважительное, бережное отношение к родному языку;

формировать чувство ответственности за сохранение русского языка как составляющей части общенациональной культуры;

воздействовать на мотивационную сферу личности учащихся;

формировать умение рационального использования времени.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Русский литературный язык и его нормы. Орфоэпические нормы"»

Урок № 60

10А от 10.02.

10Б от 10.02.

10В от 10.02.

2020

Тема

Русский литературный язык и его нормы. Орфоэпические нормы

Цель урока:

формировать у учащихся представление об орфоэпии и орфоэпической норме; познакомить с отдельными правилами орфоэпии.

Задачи:

предметные:

дать представление о предмете изучения орфоэпии; познакомить с особенностями русского ударения; ввести понятие орфоэпической нормы; обобщить сведения об особенностях произношения некоторых звуковых сочетаний; систематизировать и обобщить имеющиеся знания о постановке ударения в именах прилагательных, глаголах, некоторых причастиях;

метапредметные:

развивать познавательные способности; развивать логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать и выявлять главное); развивать умение связно и грамотно излагать свои мысли;

развивать внимание, память, эмоциональную сферу; развивать коммуникативные качества речи;

личностные:

формировать уважительное, бережное отношение к родному языку;

формировать чувство ответственности за сохранение русского языка как составляющей части общенациональной культуры;

воздействовать на мотивационную сферу личности учащихся;

формировать умение рационального использования времени.

Тип урока: открытие нового знания.

Методы урока: аналитический, показательный.

Технология: ИКТ.

Оборудование: учебник, презентация, тренажер.

ХОД УРОКА

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

  1. Организационный этап

Проверка готовности класса к уроку. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

  1. Проверка домашнего задания

  1. Назовите виды ошибок: (речевые, логические, фактические, логические, пунктуационные, орфографические, грамматические, этические)

  2. Показать кластер по материалу прошлого урока (стр.73-87).

  1. Проверить наличие упражнения 120.

Демонстрация кластеров по предыдущей теме.

Называют виды ошибок, показывают упражнение.

  1. Мотивация УУД. Целеполагание

Фронтальная беседа с классом.

- В "Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкина есть эпизод, который рассказывает о первой встрече богатырей с царевной, помните:

"Старший молвил:

"Что за диво!

Всё так чисто и красиво.

Кто-то терем прибирал

Да хозяев поджидал.

Кто же? Выдь и покажися,

С нами честно подружися"".

Обратили внимание, что царевна в лесном тереме богатырей вела себя не как дочь царя, а скорее как крестьянская девушка?

"И царевна к ним сошла,

Честь хозяям отдала,

В пояс низко поклонилась;

Закрасневшись, извинилась,

Что-де в гости к ним зашла,

Хоть звана и не была".

А как же богатыри догадались, что перед ними царская дочь?

"Вмиг по речи те спознали,

Что царевну принимали:"

Вывод: Оказывается, иногда достаточно услышать, как человек говорит, чтобы понять, кто он, каков он. Именно произношению мы посвятим сегодня наше занятие. А изучает этот раздел лингвистики орфоэпия. Вот мы и рассмотрим объект изучения орфоэпии, познакомимся с особенностями русского ударения, с таким понятием, как орфоэпическая норма; обобщим сведения об особенностях произношения некоторых звуковых сочетаний; систематизируем и обобщим знания о постановке ударения в именах прилагательных, глаголах, некоторых причастиях. В ходе лекции делайте краткие записи, чтобы создать для себя опорные материалы, которыми можно будет пользоваться на следующих занятиях при выполнении тестовых заданий.

  1. Определение умений к началу урока

Что умеем?

Расставьте ударение!.

Каталог, звонит, свекла, творог, главенство, одновременно, кухонный, оптовый, петля, джинсовый, ракушка, обеспечение, сироты, включит, колледж, квартал, августовский, взяла, облегчить, повторит, шасси, принудить, эксперт, столяр, банты, торты, завидно, красивее, щавель, средства, жалюзи.

Проверка по слайду:

КаталОг, звонИт, свЕкла, творОг, главЕнство, одноврЕменно, кУхонный, оптОвый, пЕтелька, джинсОвый, ракУшка, обеспЕчение, сирОты, включИт, кОлледж, квартАл, августОвский, взялА, облегчИть, повторИт, шассИ, принУдить, экспЕрт, столЯр, бАнты, тОрты, завИдно, красИвее, щавЕль, срЕдства, жалюзИ.

Выполня-ют на листочках.

  1. Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока

Объявление темы урока, цели, задач. Оформление журнала.

Оформление тетради.

  1. Актуализация опорных знаний

Дайте определение: орфоэпия и акцентология, в чем разница?

Акцентология (лат. «accentus» – ударение) – раздел языкознания, изучающий особенности и функции ударения.

Орфоэпия (греч. «orthos» – «правильный» и «epos» –«речь») – раздел языкознания, изучающий произносительные нормы устной речи.

Назовите особенности русского ударения?

Особенности русского ударения:

    • ударение в русском языке свободное, разноместное;

    • оно бывает подвижным и неподвижным;

    • ударение выполняет различные функции в языке
      (может различать значение слов и их формы);

    • существуют варианты ударения в языке
      (профессиональные, устаревшие).

Дают определения понятиям.

  1. 7. Работа над темой урока

Давайте вспомним основные особенности вместе:

ОСОБЕННОСТИ  РУССКОГО УДАРЕНИЯ

Особенность

Пояснения

Примеры

1. Разноместность

Может падать на любую часть слова (сравните: фр. – последний слог; англ. – обычно первый слог; польский – чаще всего предпоследний слог)

Резать

Вырезать

Вырезать

Вырезной

2.

Подвижность

Может перемещаться при изменении слова

Вода – воды 

воды

3.

Вариантность

(вариативность)

Наличие слов с разными вариантами ударения

Творог, одновременно, петля, камбала

4. Стилистическая функция

Вариант ударения в некоторых словах зависит от речевой ситуации и определяется отношением к литературной / разговорной  норме, общему / специальному употреблению

Феномен (лит.) – феномен (разг.);

прикус (общ.) – прикус (медиц.); шёлковый (общ.) – шелковый (народно-поэтич.)

5. Семантическая (смыслоразличительная)

функция. Явление омографии.

Омографы – слова одной части речи, одинаковые по написанию, но разные по ударению, различающему их смысл

Замок – замок, орган – орган, мука – мука, парить – парить, проклятый – проклятый

Теоретические основы акцентологии:

Орфоэпические нормы русского языка

Подготовка к ЕГЭ (задание №4)

Средний процент овладения орфоэпическими нормами – 66% (по материалам исследований И.П.Цыбулько)

Система упражнений по орфоэпии

Обращаем внимание на отличительные особенности русского ударения – его разноместность и подвижность

Отсюда – сложность в усвоении орфоэпических норм

Изучаем некоторые правила орфоэпии в области ударения, которые помогут предупредить соответствующие ошибки

Орфоэпические правила

Ударение в именах прилагательных

У полных форм имён прилагательных возможно только неподвижное ударение на основе или на окончании. (малоупотребительные и книжные слова чаще имеют ударение на основе, а частотные, стилистически нейтральные или сниженные — на окончании)

Ударение в именах прилагательных

Степень освоенности слова проявляется в вариантах места ударения: кружкОвый и кружковОй, запАсный и запаснОй, околозЕмный и околоземнОй, мИнусовый и минусовОй, очИстный и очистнОй. Подобные слова не включаются в задания ЕГЭ, так как оба варианта считаются правильными.

Ударение в именах прилагательных

Выбор места ударения вызывает затруднения чаще всего в кратких формах прилагательных.

1) ударный слог полной формы ряда употребительных прилагательных остаётся ударным и в краткой форме: красИвый — красИв — красИва — красИво — красИвы; немЫслимый — немЫслим —немЫслима — немЫслимо — немЫслимы и т. п. (постоянное, фиксированное ударение)

Ударение в именах прилагательных

  • В кратких формах

2)Подвижное ударение

Ударение нередко падает на основу в форме множественного числа, а также в единственном числе в мужском и среднем роде и на окончание в форме женского рода: прАвый — прав — прАво — прАвы — правА; сЕрый — сер — сЕро — сЕры — серА; стрОйный — стрОен — стрОйно — стрОйны — стройнА.

  • Подобные прилагательные, как правило, имеют односложные основы без суффиксов либо

с простейшими суффиксами (-к-, -н-). Однако так или иначе возникает необходимость обращения к орфоэпическому словарю, так как ряд слов «выбивается» из указанной нормы.

Можно, например, говорить: длИнны и длиннЫ, свЕжи и свежИ, пОлны и полнЫ и т. д.

Ударение в именах прилагательных

В сравнительной степени

  • Существует такая норма: если ударение в краткой форме женского рода падает на окончание,

то в сравнительной степени оно будет на суффиксе -ее: сильнА — сильнЕе, больнА — больнЕе;

  • если же ударение в женском роде стоит на основе, то в сравнительной степени оно и сохраняется на основе: красИва — красИвее.

  • То же касается и формы превосходной степени: красИвейшая

Ударение в глаголах

Ударение в прошедшем времени обычно падает на тот же слог, что и в

инфинитиве: сидЕть — сидЕла, прЯтать — прЯтала, начинАть —начинАла.

Ударение в глаголах

  • Вместе с тем группа употребительных глаголов (около 300) подчиняется другому правилу: ударение в форме женского рода переходит на окончание, а в остальных формах остаётся на основе. Это глаголы брать, быть, взять, вить, врать, гнать, дать, ждать, жить, звать, лгать, лить, пить, рвать и др. Рекомендуется говорить: жить — жил — жИло — жИли — жилА

Ударение в глаголах

Исключение составляют слова с приставкой вы-, которая принимает ударение на себя:

вЫжить — вЫжила, вЫлить — вЫлила, вЫзвать — вЫзвала.

У глаголов класть, красть, слать, послать ударение в форме женского рода прошедшего времени остаётся на основе: слАла, послАла, клАла, крАла

Ударение в глаголах

Довольно часто в возвратных глаголах (в сравнении с невозвратными) ударение в форме прошедшего времени переходит на окончание: начАться —началсЯ, началАсь, началОсь, началИсь

Ударение в причастиях

Если в кратких страдательных причастиях ударение в полной форме находится на суффиксе -ЁНН-, то оно остаётся на нём только в форме мужского рода, в остальных формах переходит на окончание:

проведЁнный - проведЁн, проведенА, проведенЫ, проведенО

Ударение в деепричастиях

Деепричастия часто имеют ударение на том же слоге, что и в неопределённой форме соответствующего глагола: вложИв, задАв, занЯв, исчЕрпав (НЕЛЬЗЯ: исчерпАв), начАв, поднЯв, полИв, положИв, понЯв, предАв, предпринЯв, прибЫв, принЯв, продАв, проклЯв, пролИв, пронЯв, пропИв, создАв.

Ударения в наречиях

Ударение в наречиях в основном следует изучать путём запоминания и обращения к орфоэпическому словарю.

добелА дОверху донЕльзя завИдно зАгодя

Орфоэпические запоминалки

Например, необходимо запомнить следующие слова:

временщИк диспансЕр духовнИк еретИк каталОг некролОг приговОр

Составляем с ними предложение:

ВременщИк, духовнИк и еретИк поехали в диспансЕр за каталОгом, но вместо каталОга получили некролОг с приговОром.

Орфоэпические запоминалки

Рифмовки

Выучите эти несложные стихотворения с зарифмованными словами с трудным ударением. На экзамене они вам очень помогут! 

Рифмовки

Долго ели тОрты –
Не налезли шОрты!
 


ЗвонИт звонарь,
ЗвонЯт в звонок,

Чтоб ты запомнить

верно смог. 

Фёкла красная, как свЁкла!

Или

В огороде баба Фёкла, у нее на грядке свЁкла!

Орфоэпические запоминалки

Попробуйте сами придумать подобные рифмовки с нужными вам словами.

Ну а если у вас нет способностей к стихосложению, то можно ограничиться и самыми примитивными рифмовками, например, такими:

кремЕнь - ремЕнь кОнусы - бОнусы, кОнусов - бОнусов

Орфоэпические запоминалки

Совет. Происхождение слова

Размышления о том, как образовалось данное слово, тоже могут помочь сориентироваться в ударении. 

вероисповЕдание - от "веру исповЕдать"

Отрочество - от "Отрок" (подросток)

слИвовый -  образовано от "слИва"

опОшлить, опОшлят - от слова "пОшлый" 

Орфоэпические запоминалки

Есть в русском языке слова, вошедшие в наш язык из французского языка, в котором ударение ставится всегда на последний слог, и эти слова не утратили свою "родную" традицию: жалюзИ партЕр экспЕрт

Орфоэпические запоминалки

Совет  Ряды слов
Можно также составить целые ряды слов с одинаковым ударением. Например:

каталОг диалОг монолОг некролОг 

договор – дороже денег; каталог – диалог, монолог; облегчить как и лечить; включит – трещит; средства – для детства; сироты – высоты; закупорить – скупость; цепочка – бочка; мозаичный – апатичный; арбузы – карапузы, документы – алименты, досуг – подруг, послала – взволновала, оптовый – багровый и т.д.

Вторая часть урока – практическая. Потренируемся. Расставьте ударение. Средства, свекла, красивее, завидно, досуг, баловать, договор, позвонит, оптовый, приняли, добыча, брала, сливовый, квартал, начать, начал, закупорить, туфля, щавель, симметрия, эксперт, каталог, звонят, бензопровод, облегчить, торты, ходатайство, принудить, мышление, банты, жалюзи, включит, танцовщица, кремы, мастерски, мельком, христианин. Самопроверка: Средства, свекла, красивее, завидно, досуг, баловать, договор, позвонит, оптовый, приняли, добыча, брала, сливовый, квартал, начать, начал, закупорить, туфля, щавель, симметрия, эксперт, каталог, звонят, бензопровод, облегчить, торты, ходатайство, принудить, мышление, банты, жалюзи, включит, танцовщица, кремы, мастерски, мельком, христианин.

Решаем задание ЕГЭ:



1) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

  • позвонИм рвалА грАжданство давнИшний отобралА

2) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

  • бухгАлтеров ждалА шАрфы дозвОнятся экспЕрт

3) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

  • ворвалАсь зАпертый знАчимость прИбыв повторИт

4) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

  • тортЫ положИл докумЕнт приручЕнный освЕдомишься

5) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

  • понЯв цепОчка брАлась звалА намЕрение

6) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

  • отбылА сливОвый укрепИт бОроду нОгтя

7) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

  • добралАсь зАгнутый звОнишь снятА клАла

8) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

  • занЯли мозаИчный полилА созЫв окружИт

9)В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

  • углУбить отозвалА обнялАсь заселенА щемИт

10) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

  • дождалАсь вероисповедАние ловкА прожИвший оптОвый

Ключ: 1. граждАнство 2. дозвонЯтся 3. прибЫв 4. тОрты 5. бралАсь

  1. слИвовый 7.звонИшь 8. зАняли 9. углубИть 10. вероисповЕдание

Оставшееся время использовать тренажер по цепочке.

  1. Физминутка

Разминка для спины и рук.

Разминка.

  1. Рефлексия

О чем заставил задуматься урок?

Анализируют, делают выводы.

  1. Д/з., оценивание

Изучить §25, выполнить 122. Выучить слова.

Запись в дневник.


баловАть, баловАться, балОванный

бАрмен

бОчковое

водопровОд, газопровОд, мусоропровОд, нефтепровОд, но: электропрОвод

договОр (и договОры)

жалюзИ

завИдно

каталОг

квартАл

красИвее

кулинАрия и кулинарИя (оба варианта равноправны)

мАркетинг

мастерскИ

наращЁнные

новорождЁнный

обеспЕчение

облегчИть

откУпорить

пЕтля (петлЯ – уместно в обиходной речи)

позвонИшь, звонИт, звонЯт

пулОвер

свЁкла

танцОвщик, танцОвщица

творОг и твОрог (оба варианта равноправны)

тОрты

тОтчас

тУфля

фенОмен

чЕрпать













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!