Пояснительная записка
Данная рабочая программа по родному языку для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы среднего (полного) общего образования, Программы к учебнику по русскому языку для 5 классов Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.
Данная рабочая программа для 5 класса по предмету «Родной язык (русский)»
составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (новая редакция), в котором определены цели изучения предметной области «Родной язык и родная литература».
Основная цель родного языка в 5 классе
Пункт 12.2 проекта ФГОС ООО гласит, что изучение предметной области
«Родной язык и родная литература» должно обеспечить:
воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;
приобщение к литературному наследию своего народа;
формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета;
получение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
Исходя из этого, цель изучения предмета «Родной язык (русский)» на уровне основного общего образования сводится к развитию языковой и лингвистической компетенций, которые предполагают овладение необходимыми знаниями о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; знание основных норм русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке, её основных разделах и базовых понятиях; понимание родного языка как формы выражения национальной культуры.
Достижение цели предполагает решение частных задач:
Формирование представлений о зарождении и развитии русской письменности.
Расширение знаний о тексте и различных формах его организации.
Создание условий для формирования языковой личности (выработка мотивации, интереса к изучению родного языка, обогащение лексикона, развитие языковой способности учащихся).
Изучение родного языка в 5 классе должно обеспечить:
Нацеленность курса на соприкосновение с историей родного языка, на речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе общего образования как выразитель и хранитель культуры народа. Ценность курса состоит в большом объеме надпрограммного и практически значимого материала, который позволит ребенку эффективнее взаимодействовать в социуме и решать личностно значимые задачи. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать метапредметные универсальные учебные действия, которые базируются, в частности, и на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию). Текстоцентричность курса связана с возросшей ролью умений оперативно и корректно интерпретировать устную и письменную информацию.
Общая характеристика учебного предмета:
Как средство познания действительности родной язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей школьника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, родной язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Формы обучения:
Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок-лекция, урок-игра, урок-исследование, урок-практикум, урок-путешествие, урок развития речи.
Методы обучения:
обобщающая беседа по изученному материалу; индивидуальный устный опрос; фронтальный опрос;
выборочная проверка упражнения; взаимопроверка; самоконтроль;
различные виды разбора;
виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой (составление плана);
составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
изложения на основе текстов типа описания, рассуждения;
письмо под диктовку;
комментирование орфограмм и пунктограмм.
Логические связи данного предмета с другими предметами.
В школе изучается в основном родной литературный язык, поэтому наиболее тесные и органические связи родного языка как предмета осуществляются с литературой. При обучении родному языку широко используются программные художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблюдений за употреблением отдельных слов, грамматических форм, разнообразных синтаксических конструкций, средств связи предложений и частей текста, а также отдельные типы речи (повествование, описание и рассуждение).
Место предмета
На изучение предмета отводится 17 часов (0,5 час в неделю) в первом полугодии 2019-2020 учебного года.
Результаты освоения предмета «Родной язык (русский)»
Предметные результаты:
представление об основных функциях языка как средства общения, отражения и хранения информации о мире;
представление об истории развития русской письменности и взаимосвязи культуры народа и его языка, о становлении алфавита;
совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка в процессе решения коммуникативных задач и создания собственных текстов;
расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
формирование навыков проведения различных видов анализа слова (словообразовательного, лексического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию.
Личностные результаты:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
4) развитие навыка смыслового чтения и анализа письменной информации;
5) развитие коммуникативной компетенции, которая предполагает выбор адекватных речевых стратегий;
6) готовность и способность эффективно и корректно вести диалог с другими людьми.
Метапредметные результаты:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
аудирование и чтение:
адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
способность извлекать информацию из различных источников,
овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и
передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;
умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
способность формулировать результаты учебной деятельности в устной и письменной форме;
умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (план, пересказ, конспект, аннотация);
умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка;
способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочёты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Содержание разделов курса:
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать/понимать:
Основные уровни языка и языковые единицы; предусмотренные обязательным минимумом знания о фонетической, лексической, грамматической системах русского языка, о тексте и стилях речи;
Взаимосвязь языка и культуры, основные исторические изменения, произошедшие в русском языке;
Роль русского языка в современном мире и его место среди других языков мира;
Имена выдающихся ученых-лингвистов;
Типы языковых норм;
Источники богатства и выразительности русской речи, изобразительно-выразительные средства;
Лингвистические термины.
Учащиеся должны уметь:
Говорение и письмо
Создавать высказывания на лингвистическую тему;
Передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в различных формах близко к тексту, сжато, выборочно, с изменениями последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения;
Соблюдать языковые нормы в устной и письменной речи;
Оценивать аудированноесообщение на лингвистическую тему;
Выявлять подтекст;
Владеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи;
Создавать тексты различных публицистических жанров;
Писать отзыв о художественном, публицистическом произведении;
Принимать участие в диспуте, дискуссии;
Составлять реферат по нескольким источникам и защищать основные положения работы;
Аудирование и чтение
Владеть разными видами чтения и использовать их в зависимости от коммуникативной задачи при самостоятельной работе с литературой разных стилей и жанров;
Извлекать необходимую информацию из разных источников;
Анализ текста и языковых единиц
Выполнять все виды разбора;
Анализировать особенности употребления основных единиц языка;
Анализировать тексты разных функциональных стилей и разных типов с точки зрения структуры, содержания изобразительно-выразительных средств, стилевых особенностей; пользоваться языковыми средствами для точной передачи мысли при построении высказывания.
При изучении русского языка на базовом уровне развиваются общеучебные умения
Коммуникативные;
Интеллектуальные;
Информационные;
Организационные.
Контроль за результатами обучения осуществляется в следующих направлениях:
Речевые умения и навыки;
Умения выполнять разнообразные виды разбора на основе имеющихся лингвистических знаний;
Умение воспроизводить аудированный текст с соблюдением орфографических и пунктуационных норм;
Умение создавать текст того или иного функционального стиля, типа речи, жанра.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Родной язык, 5 класс
№ урока | Тема урока | Кол-во часов |
Раздел 1. Язык и культура | 5 |
1 | Наш родной русский язык. Из истории русской письменности | 1 |
2 | История в слове: наименования предметов традиционной русской одежды и традиционного русского быта | 1 |
3 | Образность русской речи: сравнение, метафора, олицетворение | 1 |
4 | Меткое слово русской речи: крылатые слова, пословицы, поговорки | 1 |
5 | О чём может рассказать имя | 1 |
Раздел 2. Культура речи | 4 |
6 | Современный русский язык. Нормы произношения и ударения | 1 |
7 | Речь точная и выразительная. Основные лексические нормы | 1 |
8 | Речь правильная. Основные грамматические нормы | 1 |
9 | Речевой этикет: нормы и традиции | 1 |
Раздел 3. Речь. Текст | 8 |
10 | Язык и речь. Средства выразительности устной речи | 1 |
11 | Текст и его строение | 1 |
12 | Композиционные особенности описания, повествования, рассуждения | 1 |
13 | Средства связи предложений и частей текста | 1 |
14 | Функциональные разновидности языка. Официально-деловой стиль | |
15 | Публицистический стиль | 1 |
16 | Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ | 1 |
17 | Итоговое занятие. Защита проектов (рассказ на одну из предложенных тем) | 1 |