Конспект урока русского родного языка. 2 класс
Тема урока: «Как можно объяснить значение слова?»
Цель: способствовать формированию лексического запаса языка; создать условие для развития условий для развития умения наблюдать, анализировать, сравнивать; развивать речь, память; воспитывать культуру речи.
Планируемые результаты обучения:
расширяют познавательный интерес, мотивацию учебной деятельности, получат возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную задачу; научатся договариваться и приходить к общему решению.
Оборудование: учебник «Русский родной язык» 2 класс, авторы Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И.
Ход урока
Организационный момент.
- Откройте тетрадки и запишите число. Классная работа.
II. Актуализация опорных знаний. Проверка дом.задания.
III. Самоопределение к деятельности. Постановка цели урока.
Игра «Отгадай слово»
Хищный зверь с мехом рыжего цвета. Часто встречается в сказках. (Лиса)
Крупное домашнее травоядное животное, дает молоко. (Корова)
Птица с черным хвостом и белыми крыльями. В русских сказках она воровка. (Сорока)
- Какое животное может быть лишним? Почему? (Корова, так как это домашнее животное. Или сорока, так как это птица)
- Загадайте любое животное и опишите его.
- Что вы делали, когда загадывали слово? (Говорили, что оно обозначает)
- Сегодня на уроке мы будем говорить о том, как можно объяснить значение слова.
IV. Работа над темой урока.
Работа по учебнику.
- Откройте учебник на с.98, прочитайте название раздела
1) Упр. 1, стр. 98
- Прочитайте предложения.
- Понятны ли тебе значения выделенных слов? (Швейцар, трюмо, драпировка)
- В каком словаре можно узнать значение незнакомого слова?
2) Слово учителя
- Узнать значение незнакомого слова можно в толковом словаре, в котором дается объяснение значения слова и приводятся примеры его употребления:
Швейцар – человек, обязанностью которого является встреча посетителей у входной двери. Старый швейцар.
Трюмо – большое стоячее зеркало. Красивое трюмо.
Драпировка – занавеска, ткань, которая спускается большими складками. Темная драпировка.
V.Физкультминутка
Мы тоже можем так.
Смотри скорей, который час,
Тик-так, тик-так, тик-так.
Налево раз! Направо раз!
Мы тоже можем так.
Чтоб стать похожим на орла
И запугать собак.
Петух расправил два крыла.
Мы тоже можем так.
(Руки – в стороны, плавно поднимают и опускают руки.)
Пастух в лесу трубит в рожок –
Пугается русак.
Сейчас он сделает прыжок…
Мы тоже можем так.
(Приседают на корточки, поднимают руки к голове, вытягивают указательные пальцы, как уши зайца и прыгают.)
VI. Продолжение работы над темой урока.
1) Упр. 2, стр. 99
Работа в паре.
- Запишите слова, значения которых приведены ниже.
- Приведите примеры употребления этих слов.
2) Слово учителя.
- При объяснении значения слова можно воспользоваться способом перечисления: назвать предметы, которые именуются данным словом. Например, чтобы объяснить, что такое цитрусовые, можно просто перечислить фрукты, которые относятся к этой группе:
Цитрусовые – это апельсины, мандарины, лимоны.
- Иногда для объяснения значения слова пользуются описательным способом. Например:
Дирижер – тот, кто управляет хором или оркестром.
- Иногда для того, чтобы объяснить, уточнить значение слова, можно просто подобрать к нему синонимы. Например:
Зодчий – архитектор;
Чуткий (человек) – отзывчивый, внимательный, сердечный.
3) Упр. 3, стр. 100 (Устно)
- Попробуйте устно объяснить значение данных слов с помощью перечисления.
Насекомые – это …
Явления природы – это …
Транспорт – это …
Бытовая техника – это …
4) Упр. 4, стр. 100 (Устно)
Спортивный инвентарь – это то, что …
Домашние животные – это такие животные, которые …
Школьные принадлежности – это то, чем пользуются …
Здоровый – тот, кто …
Головные уборы – это то, что …
5) Слово учителя.
- Есть еще один способ объяснить значение слова: нужно найти слово, от которого оно образовано. Это родственное однокоренное слово поможет нам понять значение слова данного. Например:
Запеть – начать петь;
Бантик – маленький бант.
VII. Рефлексия.
Упр.5, стр.100-101(Устно)
- Рассмотрите иллюстрации. Попробуйте своими словами объяснить, что такое перрон, маяк.
- С каким настроением вы заканчиваете урок? Почему?
- За что бы вы себя сегодня похвалили?
- Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.
VIII. Подведение итогов урока.
- Кто запомнил, где можно узнать значение непонятных слов? (В толковом словаре)
Домашнее задание.
Упр. 8, с.102