Приложение к ООП ООО
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Раменская средняя общеобразовательная школа №19
| УТВЕРЖДЕНО Приказом от ______________ № _____ Директор МОУ СОШ №19 __________________________________ И.В. Буданцева |
Рабочая программа
по учебному предмету «Родной язык»
Класс | 5е |
Уровень | Основное общее образование |
Составитель | Фокина Ольга Сергеевна |
2019 год
Оглавление
| Разделы | Страницы |
Пояснительная записка | 3-4 |
I. | Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса | 5-6 |
II. | Содержание учебного предмета, курса | 7 |
III. | Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы | 8 |
IV. | Календарно-тематическое планирование | 9-10 |
V. | Лист экспертизы | 11 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Перечень нормативных документов, на основе которых составлена Рабочая программа:
1. Федеральный закон «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ, ст. 14
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897
3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 №1577 «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации» от 17 декабря 2010 №1897
4. Письмо Министерства образования и науки РФ «Об изучении русского языка как родного из числа языков народов РФ» от 15.02.2017 №МОН-П-617
5. Письмо Министерства образования и науки РФ «О реализации прав граждан на получение образования на родном языке» от 09.10.2017 №ТС-945/08
6. Письмо Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки «О вопросах изучения языков народов РФ» от 20.06.2018 №05-192
7. Письмо Министерства просвещения РФ «О направлении информации и рекомендаций по применению нормативного законодательства по обеспечению образования на родных языках» от 20.12.2018 №03-510
8. Основная образовательная программа основного общего образования МОУ Раменская СОШ №19, 2016 г. (с дополнением, приказ МОУ Раменской СОШ №19 от 30.08.2019 № 157)
9. Рабочая программа: Рабочая программа к учебному пособию Т.М. Воителевой, О.Н. Марченко, Л.Г. Смирновой, И.В. Текучёвой «Русский родной язык». 5 класс / авт.-сост. Е.А. Жиляева. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019. – 32 с.
10. Учебник: Русский родной язык: учебное пособие для 5 класса общеобразовательных организаций / Т.М. Воителева, О.Н. Марченко, Л.Г. Смирнова, И.В. Текучёва. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2019. – 32 с.
Цели изучения учебного предмета, курса
Цель изучения учебного предмета «Родной (русский) язык» –сопровождение и поддержка основного курса русского языка, а также достижение результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому языку, заданных федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и изложенных в Основной образовательной программе основного общего образования МОУ Раменская СОШ № 19.
Задачи изучения учебного предмета, курса:
уделить особое внимание реализации знаний учащихся в речевой деятельности;
расширить сведения, способствующие осмыслению языковой практики;
разнообразить культурно-исторический материал, посвящённый языковым и речевым аспектам;
уделить повышенное внимание творческим и проектным заданиям, позволяющим актуализировать знания учащихся в их речевой деятельности;
уделить внимание особенностям функционирования русского языка в разных регионах Российской Федерации.
Место учебного предмета в Учебном плане ОО
Количество часов в год | 17 часов |
Количество часов в неделю | 0,5 часа |
Согласно Учебному плану основного общего образования МОУ Раменской СОШ №19 на 2019-2020 учебный год (п. 2.2) указанное количество часов в неделю соответствует 1 часу в неделю, выделенному на освоение учебного предмета «Родной язык» в 1 полугодии (1 и 2 четвертях).
I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
Ученик научится:
осознавать роль русского языка в жизни общества и в жизни отдельного человека;
понимать язык как постоянно развивающееся явление, имеющее объективные законы развития;
осознавать национальное своеобразие русского языка;
понимать слова с национально-культурным компонентом, их грамотно использовать в повседневной речи;
понимать слова, обозначающие предметы русского быта;
понимать общеязыковые и художественные метафоры с национально-культурным компонентом, уметь их грамотно использовать в повседневной речи;
знать народно-поэтическую символику, народно-поэтические эпитеты, прецедентные имена, уметь истолковывать их в художественных произведениях;
понимать русские пословицы и поговорки, крылатые слова и выражения; уметь использовать их в повседневной речи;
понимать национальную специфику русского речевого этикета и соблюдать его нормы;
понимать особенности русской интонации, темпа речи по сравнению с другими языками; знать жесты и мимику;
понимать слова с суффиксами субъективной оценки как изобразительного средства, уменьшительно-ласкательных форм;
понимать национальную специфику слов с живой внутренней формой: метафору, олицетворение, эпитет;
знать основные нормы русского литературного языка: орфоэпические, лексические, грамматические;
уметь использовать в устной речи изобразительно-выразительные средства языка, интонирования речи, логического ударения;
понимать правила ведения монолога и диалога;
понимать строение текста, знать средства его создания; типы текста и стили речи;
создавать устные и письменные высказывания в разговорном стиле, научно-учебном подстиле, официально-деловом и публицистическом стилях;
понимать особенности языка произведений устного народного творчества и художественной литературы в применении к речевой деятельности современного человека;
использовать словари: толковые словари, фразеологические словари, словари пословиц и поговорок, крылатых слов и выражений; учебные этимологические словари; словари синонимов, антонимов; словари эпитетов, метафор и сравнений.
Ученик получит возможность научиться:
выявлять специфику фонетических, лексических, грамматических составляющих русского родного языка в процессе углублённой работы с текстом;
определять нравственные ценности русского народа, нашедшие выражение в языковой картине мира в сопоставлении с языками других народов (на примере произведений устного народного творчества);
подготавливать устные высказывания с использованием теоретических и дополнительных материалов и упражнений учебника;
работать со словарями разных типов;
редактировать тексты;
работать с интернет-сайтами, поддерживаемыми научными институтами и музеями;
работать в «творческих группах»;
сопоставлять произведения разных видов искусства;
письменно отвечать на проблемные вопросы;
составлять планы;
писать сочинения разных жанров;
высказываться на заданную тему;
писать доклады, сообщения, исследовательские, проектные задания и т.п.
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА
Распределение учебных часов по разделам Рабочей программы
№ | Название раздела | Кол-во часов | В том числе |
Контрольных работ | Практических работ | Лабораторных работ |
1 | Язык и культура | 6 | | | |
2 | Речь. Речевая деятельность. Текст | 7 | | | |
3 | Культура речи | 4 | | | |
Всего | 17 | | | |
Язык и культура (6 ч)
Русский язык как национальный и государственный язык Российской Федерации. Взаимосвязь русского языка с историческим процессом. Процесс формирования языка в историческом становлении нации. Характеристика языка как основы духовной культуры русского народа. Отражение в родном языке русской культуры и быта. Основы национально-культурной специфики русского языка (на материале разных сфер культуры и быта). Сопоставление русского с другими языками Российской Федерации и мира, которое позволяет понять особенности родного языка и его общность с другими языками.
Речь. Речевая деятельность. Текст (7 ч)
Практическое формирование устной и письменной речи учащихся, ориентированной на коммуникативное взаимодействие: определение цели общения, выбор средств построения речи, создание текстов разных жанров и стилей. Язык и речь, свойства культурной речи. Использование в устной речи изобразительно-выразительных средств языка, интонирования речи, логического ударения. Правила ведения монолога и диалога в речевой практике. Понятие текста, средства его создания. Типы текста и стили речи. Представление о речевом этикете, о практическом применении знаний в разговорной речи, научно-учебном подстиле, официально-деловом и публицистическом стилях. Особенности языка произведений устного народного творчества и художественной литературы в применении к речевой деятельности современного человека.
Культура речи (4 ч)
Формирование у учащихся умения грамотно использовать русский язык в речевой практике. Речевая культура, осознанное и повсеместное применение норм русского литературного языка (фонетических, лексических, грамматических) в устной и письменной форме. Обращение к словарям русского языка разных типов, поиск в них нужной информации.
III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ,
ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ
№ | Наименования разделов и тем | Количество часов, отводимых на освоение каждой темы |
Язык и культура (6 ч) |
1 | Русский язык — национальный язык русского народа | 1 |
2 | История русской письменности | 1 |
3 | Отражение русской культуры и быта в родном языке | 1 |
4 | Слова-символы русской культуры | 1 |
5 | Русские имена. Старинные русские города | 1 |
6 | Крылатые слова и выражения | 1 |
Речь. Речевая деятельность. Текст (7 ч) |
7 | Язык и речь. Средства выразительности устной речи. Интонация и жесты. Монолог и диалог | 1 |
8 | Текст и его признаки. Как строится текст. Способы и средства связи предложений и частей текста | 1 |
9 | Описание, повествование, рассуждение | 1 |
10 | Стили речи. Разговорная речь. Просьба, извинение | 1 |
11 | Научно-учебный подстиль. План ответа на уроке. План текста | 1 |
12 | Официально-деловой стиль. Объявление. Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз. Слоган | 1 |
13 | Особенности языка фольклорных текстов. Загадка, пословица, сказка. Язык художественной литературы. Литературная сказка. Рассказ | 1 |
Культура речи (4 ч) |
14 | Речевой этикет | 1 |
15 | Орфоэпические нормы русского языка. Роль звукописи в художественном тексте | 1 |
16 | Лексические нормы русского языка | 1 |
17 | Грамматические нормы русского языка | 1 |
IV. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные (фактические) сроки прохождения |
Язык и культура (6 ч) |
1 | Русский язык — национальный язык русского народа | 05.09 | |
2 | История русской письменности | 12.09 | |
3 | Отражение русской культуры и быта в родном языке | 19.09 | |
4 | Слова-символы русской культуры | 26.09 | |
5 | Русские имена. Старинные русские города | 03.10 | |
6 | Крылатые слова и выражения | 10.10 | |
Речь. Речевая деятельность. Текст (7 ч) |
7 | Язык и речь. Средства выразительности устной речи. Интонация и жесты. Монолог и диалог | 17.10 | |
8 | Текст и его признаки. Как строится текст. Способы и средства связи предложений и частей текста | 24.10 | |
9 | Описание, повествование, рассуждение | 31.10 | |
10 | Стили речи. Разговорная речь. Просьба, извинение | 14.11 | |
11 | Научно-учебный подстиль. План ответа на уроке. План текста | 21.11 | |
12 | Официально-деловой стиль. Объявление. Публицистический стиль. Устное выступление. Девиз. Слоган | 28.11 | |
Культура речи (4 ч) |
14 | Речевой этикет | 05.12 | |
15 | Орфоэпические нормы русского языка. Роль звукописи в художественном тексте | 12.12 | |
16 | Лексические нормы русского языка | 19.12 | |
17 | Грамматические нормы русского языка | 26.12 | |
Лист согласования изменений
в календарно-тематическом планировании
№ п/п | Изменение календарно-тематического планирования (дата, содержание изменения, причины) | Отметка о согласовании с администрацией |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
| | |
Лист экспертизы
СОГЛАСОВАНО.
Протокол заседания
ШМО учителей гуманитарного цикла
от _______________ № ________
Руководитель ШМО
______________ ( Е.В. Орлова)
СОГЛАСОВАНО.
Заместитель директора по УВР
______________ (Е.А. Подковкина )
Дата: