ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Родной язык» для 1 класса разработана на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г.) с изменениями,
основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Гимназия № 6» г. Брянска:
учебного плана МБОУ «Гимназия № 6» на 2019-2020 учебный год;
положения о рабочей программе учебного предмета, курса.
В соответствии с учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Родной язык» отводится 33 ч. (из расчета 1 ч. в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО КУРСА
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
• распознавать слова, обозначающие предметы традиционного русского быта (дом, одежда), понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
• использовать словарные статьи для определения лексического значения слова;
• понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами;
• произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
• осознавать смыслоразличительную роль ударения;
• различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;
• владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
• использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
• владеть различными приемами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и культуре русского народа;
• анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: выделять в нем наиболее существенные факты.
Личностные:
У учащихся будут сформированы:
• ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей(на уровне, соответствующем возрасту);
• осознание роли речи в общении людей;
• понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи;
• устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса развития речи;
• чувство прекрасного – уметь чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию речи;
• интерес к изучению языка.
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся:
• определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
• проговаривать последовательность действий на уроке;
• учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника;
• учиться работать по предложенному учителем плану
Познавательные УУД:
Обучающиеся научатся:
• ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
• находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
• делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
• преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
Обучающиеся научатся:
• оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
• слушать и понимать речь других;
• выразительно читать и пересказывать текст;
• договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
• учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее
Сведения об истории русской письменности: как появились буквы современного русского алфавита.
Особенности оформления книг в Древней Руси: оформление красной строки и заставок.
Практическая работа. Оформление буквиц и заставок.
Слова, обозначающие предметы традиционного русского быта:
Дом в старину: что как называлось (изба, терем, хоромы, горница, светлица, светец, лучина и т. д.).
Как называлось то, во что одевались в старину (кафтан, кушак, рубаха, сарафан, лапти и т. д.)
Имена в малых жанрах фольклора (в пословицах, поговорках, загадках, прибаутках).
Проектное задание. Словарь в картинках.
Раздел 2. Язык в действии
Как нельзя произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов).
Смыслоразличительная роль ударения.
Слово и его значение
Многозначные слова. Наблюдение за сочетаемостью слов (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в сочетаемости слов).
Раздел 3. Секреты речи и текста
Понятие о тексте. Тема текста. Умение отличать текст от отдельных предложений, не объединенных общей темой. Озаглавливание. Коллективное составление текстов по заданной теме, сюжетным картинкам.
Секреты диалога: учимся разговаривать друг с другом и со взрослыми. Диалоговая форма устной речи. Стандартные обороты речи для участия в диалоге (Как вежливо попросить? Как похвалить товарища? Как правильно поблагодарить?). Цели и виды вопросов (вопрос-уточнение, вопрос как запрос на новое содержание).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Тема | Кол-во часов |
Раздел 1. Секреты речи и текста | 8 |
1 | | Как люди общаются друг с другом | 1 |
2 | | Как люди общаются друг с другом | 1 |
3 | | Вежливые слова | 1 |
4 | | Вежливые слова | 1 |
5 | | Как люди приветствуют друг друга | 1 |
6 | | Зачем людям имена | 1 |
7 | | Спрашиваем и отвечаем | 1 |
8 | | Спрашиваем и отвечаем | 1 |
Раздел 2. Язык в действии | 10 |
9 | | Выделяем голосом важные слова | 1 |
10 | | Выделяем голосом важные слова | 1 |
11 | | Выделяем голосом важные слова | 1 |
12 | | Как можно играть звуками | 1 |
13 | | Где поставить ударение | 1 |
14 | | Где поставить ударение | 1 |
15 | | Где поставить ударение | 1 |
16 | | Где поставить ударение | 1 |
17 | | Как сочетаются слова | 1 |
18 | | Как сочетаются слова | 1 |
Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее | 12 |
19 | | Как писали в старину | 1 |
20 | | Как писали в старину | 1 |
21 | | Как писали в старину | 1 |
22 | | Как писали в старину | 1 |
23 | | Дом в старину: что как называлось | 1 |
24 | | Дом в старину: что как называлось | 1 |
25 | | Дом в старину: что как называлось | 1 |
26 | | Дом в старину: что как называлось | 1 |
27 | | Во что одевались в старину | 1 |
28 | | Во что одевались в старину | 1 |
29 | | Во что одевались в старину | 1 |
30 | | Во что одевались в старину | 1 |
Раздел 1. Секреты речи и текста | 3 |
31 | | Сравниваем тексты | 1 |
32 | | Сравниваем тексты | 1 |
33 | | Сравниваем тексты | 1 |