СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета "Родной (даргинский ) язык для 7 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного предмета "Родной (даргинский ) язык для 7 класса основного общего образования на 2023-2024 учебный год

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета "Родной (даргинский ) язык для 7 класса»



МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования и науки Республики Дагестан

Управление Образованием

МКОУ "СОШ № 3" г.Избербаш







Рассмотрено

Руководитель ШМО

___________

Алиева У.Г.

Протокол № 1

30.08.20223год

Согласовано

Заместитель УВР

______________

Шихалиева М.Н.

Протокол № 1

30.08.2023 год

Утверждено

Директор

____________

Хасбулатов Х.М.

Приказ № 67-1

30.08.2023 год











Рабочая программа учебного предмета

«Родной (даргинский) язык»

для 7 класса основного общего образования

на 2023-2024 учебный год















г.Избербаш, 2023-2024уч.г.



Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной (даргинский) язык».

Федеральная рабочая программа по учебному предмету «Родной (даргинский) язык» (предметная область «Родной язык и родная литература») (далее соответственно – программа по родному (даргинскому) языку, родной (даргинский) язык, даргинский язык) разработана для обучающихся, владеющих и (или) слабо владеющих родным (даргинским) языком, и включает пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по родному (даргинскому) языку.

 Пояснительная записка отражает общие цели изучения родного (даргинского) языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, к определению планируемых результатов.

Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне основного общего образования.

Планируемые результаты освоения программы по родному (даргинскому) языку включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне основного общего образования, а также предметные результаты за каждый год обучения.

 Пояснительная записка.

Программа по родному (даргинскому) языку разработана с целью оказания методической помощи учителю в создании рабочей программы по учебному предмету.

Даргинский язык – родной язык даргинского народа, государственный язык Республики Дагестан. Изучение даргинского языка помогает в становлении духовно богатой личности, владеющей умениями свободно, целесообразно пользоваться даргинским языком – его стилями, типами, жанрами во всех видах речевой деятельности, то есть обеспечивает надлежащий уровень коммуникативной компетентности обучающихся.

 В содержании программы по родному (даргинскому) языку выделяются следующие содержательные линии: «Язык и речь», «Текст», «Система языка» (разделы языка), «Функциональные разновидности языка». При изучении каждого раздела программы по родному (даргинскому) языку обучающиеся не только получают соответствующие знания и овладевают необходимыми умениями и навыками, но и совершенствуют виды речевой деятельности, развивают коммуникативные умения, а также углубляют представление о родном языке как национально-культурном феномене.

 Изучение родного (даргинского) языка направлено на достижение следующих целей:

воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению национальной культуры; осмысление родного языка как основного средства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в обществе; осознание эстетической ценности родного языка;

осознание роли языка как основного средства человеческого общения и как явления национальной культуры: осознание языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей народа, понимание значения родного языка для освоения и укрепления культуры и традиций своего народа; проявление познавательного интереса к родному языку и желание его изучать;

овладение даргинским языком как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании;

формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма.

Планируемые результаты освоения программы по родному (даргинскому) языку на уровне основного общего образования.

В результате изучения родного (даргинского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на родном (даргинском) языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации;

понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на родном (даргинском) языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в самоуправлении в образовательной организации;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли родного (даргинского) языка в жизни народа, проявление интереса к познанию родного (даргинского) языка, к истории и культуре своего народа, края, страны, других народов России, ценностное отношение к родному (даргинскому) языку, к достижениям своего народа и своей Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с использованием собственного жизненного и читательского опыты, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе правил безопасного поведения в Интернет-среде;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на родном (даргинском) языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, населенного пункта, родного края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других;

способность действовать в условиях неопределённости, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;

навык выявления и связывания образов, способность формировать новые знания, способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефицит собственных знаний и компетенций, планировать своё развитие;

умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;

оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, находить позитивное в сложившейся ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

2. В результате изучения родного (даргинского) языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, умения совместной деятельности.

 У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять в тексте дефициты информации, данных, необходимых для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, проводить выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделённых критериев.

 У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

 У обучающегося будут сформированы умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

 У обучающегося будут сформированы умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах на родном (даргинском) языке;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

 У обучающегося будут сформированы умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

проводить выбор и брать ответственность за решение.

У обучающегося будут сформированы умения самоконтроля, эмоционального интеллекта, принятия себя и других как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию;

регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать своё и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

У обучающегося будут сформированы умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

обобщать мнения нескольких человек, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.


Предметные результаты изучения родного (даргинского) языка. К концу обучения в 7 классе обучающийся научится:

осознавать богатство и выразительность ценность национального даргинского языка, его роль и основные формы (даргинский литературный язык и территориальные диалекты), разновидности территориальных диалектов;

создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 7 предложений на основе наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной и научно-популярной литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование);

выступать с научным сообщением;

участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений объёмом не менее 5 реплик;

владеть различными видами диалога: диалог-запрос информации, диалог-сообщение информации;

устно пересказывать прослушанный или прочитанный текст объёмом не менее 110 слов;

понимать содержание прослушанных и прочитанных публицистических текстов (рассуждение-доказательство, рассуждение-объяснение, рассуждение-размышление) объёмом не менее 190 слов: устно и письменно формулировать тему и главную мысль текста;

формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;

подробно, сжато и выборочно, передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных публицистических текстов (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 170 слов, для сжатого и выборочного изложения – не менее 180 слов);

осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом;

соблюдать в устной речи и при письме нормы современного даргинского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 100-110 слов, словарного диктанта объёмом 20-25 слов, диктанта на основе связного текста объёмом 100-110 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания;

соблюдать при письме правила речевого этикета;

анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам; выявлять его структуру, особенности разделения на абзацы, языковые средства выразительности в тексте;

проводить смысловой анализ текста, его композиционных особенностей, определять количество микротем и абзацев;

выявлять лексические и грамматические средства связи предложений и частей текста;

создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с использование жизненного и читательского опыта, произведений искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 6 и более предложений); сочинения объёмом не менее 120 слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера темы;

выделять главную и второстепенную информацию в тексте;

передавать содержание текста с изменением лица рассказчика; использовать способы информационной переработки текста;

извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности;

представлять сообщение на заданную тему в виде презентации;

представлять содержание научно-учебного текста в виде таблицы, схемы;

редактировать тексты: сопоставлять исходный и отредактированный тексты;

редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы с использованием знаний норм современного даргинского литературного языка;

характеризовать функциональные разновидности языка: разговорную речь и функциональные стили (научный, публицистический, официально-деловой), язык художественной литературы;

характеризовать особенности публицистического стиля (в том числе сферу употребления, функции), употребления языковых средств выразительности в текстах публицистического стиля, нормы построения текстов публицистического стиля, особенности жанров (интервью, репортаж, заметка);

создавать тексты публицистического стиля в жанре репортажа, заметки, интервью; оформлять деловые бумаги;

владеть нормами построения текстов публицистического стиля;

характеризовать особенности официально-делового стиля (в том числе сферу употребления, функции, языковые особенности);

применять знания о функциональных разновидностях языка при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике;

находить, извлекать, выделять, различать, использовать, передавать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, пользоваться лингвистическими словарями, различной литературой;

различать слова самостоятельных и служебных частей речи, определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксические функции, проводить их анализ и разбор, использовать в речи;

проводить морфологический анализ слов самостоятельных частей речи (в рамках изученного);

определять глагол как часть речи по значению и грамматическим признакам; устанавливать его синтаксическую роль;

определять спряжение глагола, спрягать глаголы;

распознавать переходные и непереходные глаголы;

распознавать типы послелогов по значению;

находить и определять глаголы изъявительного, условного, желательного и повелительного наклонений и правильно употреблять их в речи;

проводить морфологический разбор глаголов;

характеризовать причастие как форму глагола;

определять признаки глагола и имени прилагательного в причастии;

проводить морфологический анализ причастий, применять это умение в речевой практике;

составлять словосочетания с причастием в роли зависимого слова;

конструировать причастные обороты;

правильно расставлять знаки препинания в предложениях с причастным оборотом;

совершенствовать навыки правописания предложений с причастными оборотами;

определять роль причастия в предложении;

характеризовать деепричастие как форму глагола;

определять признаки глагола и наречия в деепричастии;

образовывать деепричастия настоящего, прошедшего и будущего времени;

уместно использовать деепричастия в речи;

проводить морфологический анализ деепричастий, применять это умение в речевой практике;

конструировать деепричастный оборот;

определять роль деепричастия в предложении;

выделять в деепричастном обороте основное слово, зависимые от деепричастия слова, а также находить глагол

правильно строить предложения с одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами;

правильно расставлять знаки препинания в предложениях с одиночным деепричастием и деепричастным оборотом;

определять масдар (глагол-существительное) как форму глагола по значению и грамматическим признакам, устанавливать его синтаксическую роль;

правильно употреблять масдары в предложениях;

совершенствовать правильное написание падежных форм масдара;

распознавать наречия в речи;

определять общее грамматическое значение наречий;

различать разряды наречий по значению;

характеризовать особенности словообразования наречий, их синтаксических свойств, роли в речи;

проводить морфологический разбор наречий;

давать общую характеристику служебных частей речи; объяснять их отличия от самостоятельных частей речи;

употреблять в речи послелоги в сочетании с именами существительными, местоимениями в различных падежах;

распознавать типы послелогов по значению;

соблюдать нормы правописания послелогов;

характеризовать союз как служебную часть речи;

различать разряды союзов по значению, по строению;

объяснять роль союзов в тексте, в том числе как средств связи однородных членов предложения и частей сложного предложения;

употреблять союзы в речи в соответствии с их значением и стилистическими особенностями;

соблюдать нормы правописания союзов, постановки знаков препинания в сложных союзных предложениях, постановки знаков препинания в предложениях с союзами: ва, амма, -ну, -гу, я, я – я, -ра, ра – ра, яра, яра -яра;

проводить морфологический анализ союзов, применять это умение в речевой практике;

характеризовать частицу как служебную часть речи;

различать разряды частиц по значению, объяснять роль частиц в передаче различных оттенков значения в слове и тексте, в образовании форм глагола;

понимать интонационные особенности предложений с частицами;

употреблять частицы в речи в соответствии с их значением и стилистической окраской;

соблюдать нормы правописания частиц;

проводить морфологический анализ частиц, применять это умение в речевой практике;

характеризовать междометие как особую группу слов;

различать группы междометий по значению; объяснять роль междометий в речи;

характеризовать особенности звукоподражательных слов и их употребление в разговорной речи, в художественной литературе;

проводить морфологический анализ междометий, применять это умение в речевой практике;

соблюдать пунктуационные нормы оформления предложений с междометиями.

Общее число часов, рекомендованных для изучения родного (даргинского) языка в 7 классе – 68 часов (2 часа в неделю).

Содержание обучения в 7 классе.

1. Даргинский язык как развивающееся явление. Речевая деятельность.1ч

Формы функционирования современного даргинского языка: литературный язык, диалекты, просторечие, профессиональные разновидности, жаргон.

2. Повторение пройденного в 5-6 классах. Язык и культура.3ч

Орфография. Морфемный и словообразовательный разборы. Морфология и орфография. Морфологический разбор слова. Лексика и фразеология. Фонетика. Синтаксис. Пунктуация.

Взаимосвязь языка и культуры. Даргинский речевой этикет. Тема текста и его основная мысль. Текст, композиционная цельность, связность текста. Основные виды информационной переработки текста: план, конспект, аннотация. Средства связи предложений и частей текста.

3. Морфология. Орфография. Культура речи. 61ч

Морфология как раздел лингвистики. Грамматическое значение слова и его отличие от лексического значения. Система частей речи в даргинском языке.

Самостоятельные (знаменательные) и служебные части речи.

Грамматическое значение, морфологические признаки и синтаксические функции глагола.

Глаголы переходные и непереходные.

Совершенный и несовершенный вид глагола.

Образование несовершенного вида глагола.

Каузатив (понудительная форма глагола).

Временные формы глагола: настоящее время, простые (синтетические) и составные (аналитические) формы будущего и прошедшего времен, общее время (констатив).

Изменение глаголов по лицам прошедшего, настоящего и будущего времени.

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение. Повелительное наклонение и его повелительно-желательная форма. Условное наклонение. Вопросительное наклонение.

Правописание приставок глагола.

Масдар (глагол-существительное) (вакIиб – вакIни, бариб – барни).

Морфологический разбор глагола.

Культура речи.

Причастие, его грамматические признаки. Признаки глагола и прилагательного в причастии. Синтаксическая роль причастий.

Образование причастий настоящего, прошедшего и будущего времени. Образование совершенного и несовершенного вида причастий.

Склонение причастий.

Образование причастий от глаголов при помощи суффиксов (-си, -ти, -уси, -ути, -ан, (-ян), -анти (-янти). Правописание причастий. Согласование причастий с существительным в роде и числе.

Причастный оборот. Выделение запятыми причастного оборота.

Морфологический разбор причастий.

Деепричастие, его наречные и глагольные признаки. Синтаксическая функция деепричастия.

Деепричастия совершенного и несовершенного вида и их образование. Правописание деепричастий.

Деепричастный оборот. Знаки препинания при деепричастном обороте. Выделение одиночного деепричастия запятыми.

Морфологический разбор деепричастия.

Наречие как часть речи, его общекатегориальное значение, морфологические признаки, синтаксические функции.

Разряды наречий. Наречия места. Наречия образа действия. Наречия времени. Наречия меры и количества.

Образование наречий от существительных с помощью суффиксов -ли, -ели, -ла (цIакь – цIакьли, дуги – дугели, шинкьа – шинкьала).

Образование наречий от прилагательных с помощью суффикса -ли (цIудара – цIударли, чIумаси -чIумали).

Образование наречий от местоимений: кIел – кIина – кIинайс, авал – авна – авнайс.

Образование наречий от числительных: ит – ита – итхIели, иш – ишаб – ишад – иши.

Образование сложных наречий из двух разных слов: ишбархIи (иш – мест., бархIи – сущ.), цакесек (ца – числит., кесек – сущ.).

Правописание наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание наречий.

Словообразование наречий.

Морфологический разбор наречий.

Общая характеристика служебных частей речи; их отличия от самостоятельных частей речи.

Послелог как служебная часть речи. Морфологические признаки послелога.

Послелоги в сочетании с другими частями речи. Разряды послелогов по значению (могут выражать пространственные, временные, причинно-следственные, компаративные, целевые и множество других отношений).

Послелоги и падежи.

Образование послелогов от наречий: гIела – гIелаб, гьала – гьалаб.

Образование послелогов от существительных: мер – мерлаб, сабаб – сабабли.

Правописание послелогов в предложении.

Союз как часть речи. Союзы сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы – соединительные, разделительные и противительные.

Употребление сочинительных союзов в простых и сложных предложениях. Подчинительные союзы. Употребление подчинительных союзов в сложном предложении.

Слитное написания союзов -ну, -гу, -ра.

Частица как часть речи. Разряды частиц по значению и употреблению. Слитное написание частиц-кIун, -цун, -гу (иткIун, хIуцун, вашигу).

Дефисное написание частиц сера, мага, декIар, секIал, биалра, дигара (чуйнара-сера, кьацI-мага, илцад-декIар, жанивар-секIал, се-биалра, чи-дигара).

Формообразующие и смысловые частицы.

Различение частиц и других служебных частей речи.

Правописание частиц с различными частями речи.

Междометие как особый разряд слов. Основные функции междометий. Семантические разряды междометий. Классификация междометий, их использование в предложениях.

Звукоподражательные слова и их отличие от междометий. Правописание междометий и звукоподражательных слов. Дефис в междометиях. Знаки препинания при междометиях.

4. Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах. Культура речи. 3ч

Функциональные разновидности языка. Стили речи. Текст.

Разделы науки о языке. Фонетика. Графика. Лексикология и фразеология. Орфографические правила, изученные в течение учебного года; синтаксис и пунктуация.





Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Колич

часов

Дата проведения

Примечание

Причина корректировки


По плану

По факту


Глагол.


1

Переходные и непереходные глаголы.

1

06.09




2

Виды глагола.

Совершенный и несовершенный вид.

1

13.09




3

Наклонения глагола. Изъявительное наклонение.

1

20.09




4

Правописание приставок глагола.

1

27.09




5

Проверочный диктант «Купание в озере» стр.71.

1

(г)

04.10




6

Образование глаголов

1

11.10




7

Глагол-существительное.

1

18.10




8

Морфологический разбор глагола

1

25.10




Причастие.




14.12

9

Причастие.

1

08.11




10

Образование причастий. Причастный оборот

1

15.11




Деепричастие.



18.01


11

Деепричастие.

1

22.11




12

Правописание деепричастий.

1

29.11




13

Изложение "Ласточки"

1

06.12




14

Деепричастный оборот.

1

13.12




15

Административная работа за 1 полуг

1

20.12




16

Закрепление изученного по теме «Деепричастие»

1

27.12




Наречие.


17

Наречие как часть речи.

1

10.01




18

Виды наречий.

1

17.01




19

Образование и правописание наречий.

1

24.01




20

Морфологический разбор наречий.

1

31.01




21

Изложение

1

07.02




22

Закрепление изученных тем

1

14.02




23

Послелог.

1

21.02




24

Союз.

1

28.02




25

Частица.

1

06.03




26

Проверочный диктант «Речная дорога»

1(г)

13.03




27

Работа над ошибками

1

20.03




28

Правописание частиц.

1

03.04




29

Междометие.

1

10.04




30

Грамматическое значение междометий.

1

17.04




31

Правописание междометий.

1

24.04




32

Закрепление пройденного материала

1

08.05




33

Административная работа за 2 полуг

1

15.05




34

Работа над ошибками.

1

22.05




35

Обобщение тем

1

29.05











Всего: 34 часа.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!