Этап урока | Что делает учитель | Что делают ученики | Использование интерактивных средств |
Организационный этап | Скажите, какими качествами надо обладать, чтобы на уроке добиться успехов? | Быть внимательным, наблюдательным, иметь хорошую память, уметь поддержать товарища… | Для презентации была создана тема: Т ема взята из раздела Pages |
Этап подготовки к уч-ся к активному усвоению знаний и способов действий | -Откройте с.25. Посмотрите на рисунок. -Что вы видите? У пня есть круговые кольца, по которым можно определить возраст срубленного дерева. Нарисуйте простым карандашом 3 круга внутри пня. -Сколько лет было тогда дереву? У любого дерева есть корень. -Можно ли сказать, что корень важен для дерева? Почему? -А где ещё нам встречается корень? -Значит, слово «корень» многозначное. Что такое корень слова? Сегодня на уроке присутствуют герои мультфильма «Лунтик и его друзья». -Помогите нашим героям, какой корень в словах, нарисованных на дереве. Можно ли все эти слова назвать родственными или однокоренными? -Какое слово лишнее? -Почему? Вывод. -Какие же слова называются родственными? -Запишите всю группу родственных слов. Выделите корень, поставьте ударение в словах. -В каком слове гласная в корне безударная? -Какие слова являются проверочными? -Сегодня на уроке мы будем доказывать, какие слова являются родственными и подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной в корне. | Уч-ся рассматривают рисунок. -На рисунке пень. -Дереву было 4 года. -За счёт корня дерево получает питание и сохраняет устойчивость. Используя слайд, знакомятся с многозначностью слова «корень»: корень зуба, корень растения, корень слова. -Корень слова- это главная часть слова. -Слова с корнем –лес-. -Дети на доске выбирают родственные слова. -Лестница. -Не связано по смыслу со словом «лес». -Родственные или однокоренные слова- это те слова, которые имеют одинаковый корень и связаны по смыслу . -Дети записывают: Лес, лесок, перелесок. -Лесок. -Лес, перелесок. | Взята картинка среза дерева из Интернета. А нимация взята из урока учителя Чулихиной Е.А., тема: «Корень слова». |
3. Минутка чистописания. | Лунтик будет показывать, какую букву вам нужно красиво написать, а вы, ребята, повторяйте написание букв и соединений с другими буквами. -Запишите под диктовку слова. В каждом слове обозначается ударение, делится на слоги, объясняется выбор первой буквы в слове. -Какие слова нельзя переносить? Почему? -Чем интересно слово «орёл»? Что оно обозначает? С какой буквы тогда нужно писать это слово? Но я знаю и другое значение этого слова. Слово «орёл» может обозначать и название города. -Как тогда нужно писать это слово? Такие слова, у которых несколько значений, называются многозначными. Приведите примеры многозначных слов. Запишите предложение. Выполните звуковой разбор слова «орёл». -В этом слове какая гласная безударная? Где она находится? -Как проверить эту безударную гласную в корне? | В тетради пишут: о о О О ом ор Ол Ов В тетради: Ольга, окунь, Омск, Орлик, орёл. Окунь, Омск, орёл. Дети объясняют свой выбор. Это слово обозначает название птицы. Это слово будет обозначать название города, поэтому пишем с заглавной буквы. Дети записывают: Орёл- название города и птицы. Орёл- 4б.,4зв.(ар,ол) Гласная «о» безударная в корне слова. Надо изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы гласная стала ударной. | |
4.Упражнения в подборе проверочных слов к словам с безударной гласной в корне слова. | Откройте учебник на с.44. -О чём задумалась мартышка? -Какое правило надо знать? Знайте: Чтобы не было сомненья, ставьте звук под ударенье! -Вставьте пропущенные буквы в словах, подбирая проверочные слова. Давайте проверим, правильно ли вы вставили букву при помощи волшебной лупы. Давайте проверим правильность подбора проверочных слов. Учитель открывает вкладыш с проверочными словами. Посмотрите внимательно на проверочные слова. Мы изменяли слова или подбирали однокоренные, чтобы проверить? | Работа в учебнике. Мартышка не знает, какую букву надо вставить: а или о. Дети повторяют правило проверки безударной гласной в корне слова. В тетради записывают полученные пары слов: Под сосною- сосны, стоит- стой, травы- травы, головы- головы, головка. Дети выходят к доске и проверяют, устно доказывая свой выбор. -Здесь мы изменяли слова, а не подбирали однокоренные. | |
5. Словарная работа. | Учитель объясняет условия игры в словарное лото. В написанных словах обозначить ударение, разделить на слоги, подчеркнуть безударную гласную, которую нельзя проверить, а нужно запомнить. Молодцы! Винни- Пух вами очень доволен. | Дети записывают полученные словарные слова: Берёза, заяц, корова, осина, камыш, ромашка. | |
6. Упражнения в подборе родственных слов и доказательстве написания проверяемой безударной гласной. | 1.Учитель говорит: Так же, как и у кустов, Корень слова есть у слов. Вы в словах его найдите, Аккуратно подчеркните! Помогите нашим героям выписать родственные слова по столбикам: пчелёнку с корнем –свет-, а кузнечику с корнем –цвет-. В записанных словах обозначьте корень, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную в корне слова. Назовите, в каких словах гласная в корне безударная? А какое слово является проверочным? Почему? | Запись слов по вариантам: 1в.-с корнем –свет-. 1в.-с корнем –цвет-. 1в.:светофор- с безударной гласной Рассвет, светлый- проверочные. 2в.:цветок, цветник, цветной- все слова с безударной гласной в корне. Проверочное слово подбирают сами. | |
7. Физ.минутка для глаз. | | Дети выполняют движения глазами, следя за объектами на доске. | |
| 2.Работа по учебнику на с. 45. Кого вы видите на рисунке? Чем он занимается? Составьте предложения о котике, используя опорные слова. Проверка предложений, сравнение с образцом учителя. Как можно назвать назвать человека, ухаживающего за цветами? Кто он? Образуйте родственное слово «цветок». Давайте посмотрим видеосюжет, в котором ученик рассказывает, как надо ухаживать за цветами. Подумайте, можно ли его назвать цветоводом? 3.Упр.51. Лунтик предлагает вам поиграть в игру: «Составь словосочетания», используя подходящие по смыслу слова. Назовите, какая группа родственных слов встретилась. Запишите их. Выделите корень, докажите, что они родственные. Поставьте ударение в словах. Назовите, какие слова нужно проверять? Почему? А какое слово является проверочным? 4. Игра «Водоворот». В пучину водоворота бросайте родственные слова: 1в.- слова с корнем –вод-, а 2в. – слова с корнем –двор-. Будьте внимательны и не забывайте, какие слова называются родственными. | Котик ухаживает за цветами. Запись полученных предложений в тетрадь. Цветовод. Дети просматривают видео и делятся впечатлениями. Дети выходят к доске и подбирают слова в словосочетания. Проводится проверка. Море, моряк, морской, морячка. Моряк, морской, морячка. Потому что гласная в корне безударная. Море. Фронтальная работа. | |
8. Этап подведения итогов. | Посмотрите на группы родственных слов и помогите Лунтику найти лишнее слово. Докажите, почему оно лишнее. В тетрадь запишите слова с безударной гласной в корне. Пчелёнок просит вас назвать проверочные слова. | Водитель- лишнее слово, оно не является родственным, т.к. не связано по смыслу с другими словами. В тетради по вариантам: Водяной, водичка.(1в.) Дворовый, дворняга. (2 в.) Двор, дворник, придворный. (1 в.) Водник, подводный. (2 в.) | |
9. Рефлексия. | Поделитесь своими впечатлениями об уроке. | Индивидуальная работа. | |