СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 25.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка 2 класс по программе "Школа России" на тему "Упражнения в подборе проверочных слов к словам с безударной гласной в корне""

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка помогает повторить понятия «корень слова», «родственные слова».Научиться подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной в корне слова

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка 2 класс по программе "Школа России" на тему "Упражнения в подборе проверочных слов к словам с безударной гласной в корне""»

ОУ: МАОУ СОШ № 211

ФИО учителя: Субботина Светлана Ивановна

Номинация: урок с использованием интерактивной доски

Предмет: русский язык

Класс: 2

Тема урока: Упражнения в подборе проверочных слов к словам с безударной гласной в корне

Цель:

Повторить понятия «корень слова», «родственные слова».

Научиться подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной в корне слова.

Задачи:

Закрепить представление о корне, об ударной и безударной гласной в корне слова.

Развивать умение подбирать проверочное слово, используя родственные слова.

Расширять словарный запас, используя многозначные слова.

Формировать умение обосновывать правильность написания безударной гласной в корне.

Тип урока: урок закрепления изучаемого материала

Оборудование: персональный компьютер, мультимедийный проектор, Smart Board, ПО Smart Notebook, Smart презентация.

УМК: «Школа России»

Основные понятия: гласная ударная и безударная, корень, родственные или однокоренные слова, проверяемое и проверочное слово.

План урока:

Этапы

Задача

Длительность

Формы организации ПД деятельности обуч-ся

Методы, приёмы

Организационный этап

Психологически подготовить уч-ся к использованию имеющихся умений и знаний, к общению и взаимодействию в процессе приобретения новых знаний

1 мин

Фронтальная


Этап подготовки уч-ся к активному усвоению знаний и способов действий

Формировать у уч-ся умения правильного воспроизведения своих знаний и применения сформированных способов деятельности

5 мин

Фронтальная

Проблемный вопрос, игра

Минутка чистописания

Повторить написание строчной и заглавной букв О, о и соединение с другими буквами

4мин

Фронтальная


Этап закрепления умения подбирать проверочные слова

Закрепить и углубить знания, связанные с понятиями «родственные и однокоренные слова», их доказательством, а также научиться подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной в корне.

20 мин

Фронтальная, групповая

Игры

Этап подведения итогов

Развивать способность к обобщениям, выявить уровень осознанности полученных знаний

5 мин

Фронтальная


Рефлексия


1 мин





Ход урока:

Для создания презентации к уроку были взяты фрагменты коллекции интерактивных средств Lesson Activity Toolkit – LAT 2.0, созданной с использованием Flash – технологий, объекты из Галереи изображений коллекции Smart Notebook, объекты с Интернет - ресурса http://images.google.ru/imghp?hl=ru.

Этап урока

Что делает учитель

Что делают ученики

Использование интерактивных средств

Организационный этап

Скажите, какими качествами надо обладать, чтобы на уроке добиться успехов?

Быть внимательным, наблюдательным, иметь хорошую память, уметь поддержать товарища…

Для презентации была создана тема:

Т ема взята из раздела Pages

Этап подготовки к уч-ся к активному усвоению знаний и способов действий

-Откройте с.25. Посмотрите на рисунок.

-Что вы видите?

У пня есть круговые кольца, по которым можно определить возраст срубленного дерева. Нарисуйте простым карандашом 3 круга внутри пня.

-Сколько лет было тогда дереву?

У любого дерева есть корень.

-Можно ли сказать, что корень важен для дерева? Почему?


-А где ещё нам встречается корень?







-Значит, слово «корень» многозначное.

Что такое корень слова?

Сегодня на уроке присутствуют герои мультфильма «Лунтик и его друзья».

-Помогите нашим героям, какой корень в словах, нарисованных на дереве. Можно ли все эти слова назвать родственными или однокоренными?

-Какое слово лишнее?

-Почему?

Вывод.

-Какие же слова называются родственными?


-Запишите всю группу родственных слов. Выделите корень, поставьте ударение в словах.

-В каком слове гласная в корне безударная?

-Какие слова являются проверочными?

-Сегодня на уроке мы будем доказывать, какие слова являются родственными и подбирать проверочные слова к словам с безударной гласной в корне.

Уч-ся рассматривают рисунок.

-На рисунке пень.









-Дереву было 4 года.





-За счёт корня дерево получает питание и сохраняет устойчивость.

Используя слайд, знакомятся с многозначностью слова «корень»: корень зуба, корень растения, корень слова.




-Корень слова- это главная часть слова.


-Слова с корнем –лес-.



-Дети на доске выбирают родственные слова.

-Лестница.

-Не связано по смыслу со словом «лес».

-Родственные или однокоренные слова- это те слова, которые имеют одинаковый корень и связаны по смыслу .


-Дети записывают:


Лес, лесок, перелесок.

-Лесок.

-Лес, перелесок.

Взята картинка среза дерева из Интернета.


А нимация взята из урока учителя Чулихиной Е.А., тема: «Корень слова».

3. Минутка чистописания.

Лунтик будет показывать, какую букву вам нужно красиво написать, а вы, ребята, повторяйте написание букв и соединений с другими буквами.

-Запишите под диктовку слова. В каждом слове обозначается ударение, делится на слоги, объясняется выбор первой буквы в слове.

-Какие слова нельзя переносить? Почему?

-Чем интересно слово «орёл»?

Что оно обозначает?

С какой буквы тогда нужно писать это слово?

Но я знаю и другое значение этого слова. Слово «орёл» может обозначать и название города.

-Как тогда нужно писать это слово?



Такие слова, у которых несколько значений, называются многозначными.

Приведите примеры многозначных слов.

Запишите предложение.

Выполните звуковой разбор слова «орёл».

-В этом слове какая гласная безударная? Где она находится?

-Как проверить эту безударную гласную в корне?





В тетради пишут:

о о О О ом ор Ол Ов








В тетради:

Ольга, окунь, Омск, Орлик, орёл.






Окунь, Омск, орёл.

Дети объясняют свой выбор.


Это слово обозначает название птицы.








Это слово будет обозначать название города, поэтому пишем с заглавной буквы.







Дети записывают:

Орёл- название города и птицы.

Орёл- 4б.,4зв.(ар,ол)


Гласная «о» безударная в корне слова.

Надо изменить слово или подобрать однокоренное так, чтобы гласная стала ударной.


4.Упражнения в подборе проверочных слов к словам с безударной гласной в корне слова.

Откройте учебник на с.44.

-О чём задумалась мартышка?

-Какое правило надо знать?




Знайте:

Чтобы не было сомненья, ставьте звук под ударенье!

-Вставьте пропущенные буквы в словах, подбирая проверочные слова.

Давайте проверим, правильно ли вы вставили букву при помощи волшебной лупы.


Давайте проверим правильность подбора проверочных слов. Учитель открывает вкладыш с проверочными словами.

Посмотрите внимательно на проверочные слова. Мы изменяли слова или подбирали однокоренные, чтобы проверить?

Работа в учебнике.


Мартышка не знает, какую букву надо вставить: а или о.

Дети повторяют правило проверки безударной гласной в корне слова.






В тетради записывают полученные пары слов:

Под сосною- сосны, стоит- стой, травы- травы, головы- головы, головка.


Дети выходят к доске и проверяют, устно доказывая свой выбор.










-Здесь мы изменяли слова, а не подбирали однокоренные.


5. Словарная работа.

Учитель объясняет условия игры в словарное лото.


В написанных словах обозначить ударение, разделить на слоги, подчеркнуть безударную гласную, которую нельзя проверить, а нужно запомнить.

Молодцы! Винни- Пух вами очень доволен.

Дети записывают полученные словарные слова:

Берёза, заяц, корова, осина, камыш, ромашка.


6. Упражнения в подборе родственных слов и доказательстве написания проверяемой безударной гласной.

1.Учитель говорит:

Так же, как и у кустов,

Корень слова есть у слов.

Вы в словах его найдите,

Аккуратно подчеркните!

Помогите нашим героям выписать родственные слова по столбикам: пчелёнку с корнем –свет-, а кузнечику с корнем –цвет-.

В записанных словах обозначьте корень, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную в корне слова.

Назовите, в каких словах гласная в корне безударная?

А какое слово является проверочным? Почему?








Запись слов по вариантам:

1в.-с корнем –свет-.

1в.-с корнем –цвет-.








1в.:светофор- с безударной гласной

Рассвет, светлый- проверочные.

2в.:цветок, цветник, цветной- все слова с безударной гласной в корне. Проверочное слово подбирают сами.


7. Физ.минутка для глаз.


Дети выполняют движения глазами, следя за объектами на доске.


2.Работа по учебнику на с. 45.

Кого вы видите на рисунке? Чем он занимается?

Составьте предложения о котике, используя опорные слова.

Проверка предложений, сравнение с образцом учителя.

Как можно назвать назвать человека, ухаживающего за цветами? Кто он? Образуйте родственное слово «цветок».

Давайте посмотрим видеосюжет, в котором ученик рассказывает, как надо ухаживать за цветами. Подумайте, можно ли его назвать цветоводом?

3.Упр.51.

Лунтик предлагает вам поиграть в игру: «Составь словосочетания», используя подходящие по смыслу слова.

Назовите, какая группа родственных слов встретилась. Запишите их. Выделите корень, докажите, что они родственные.

Поставьте ударение в словах. Назовите, какие слова нужно проверять? Почему?

А какое слово является проверочным?

4. Игра «Водоворот».

В пучину водоворота бросайте родственные слова: 1в.- слова с корнем –вод-, а 2в. – слова с корнем –двор-.

Будьте внимательны и не забывайте, какие слова называются родственными.



Котик ухаживает за цветами.


Запись полученных предложений в тетрадь.





Цветовод.






Дети просматривают видео и делятся впечатлениями.






Дети выходят к доске и подбирают слова в словосочетания.

Проводится проверка.



Море, моряк, морской, морячка.




Моряк, морской, морячка.

Потому что гласная в корне безударная.

Море.


Фронтальная работа.


8. Этап подведения итогов.

Посмотрите на группы родственных слов и помогите Лунтику найти лишнее слово. Докажите, почему оно лишнее.

В тетрадь запишите слова с безударной гласной в корне.


Пчелёнок просит вас назвать проверочные слова.

Водитель- лишнее слово, оно не является родственным, т.к. не связано по смыслу с другими словами.



В тетради по вариантам:

Водяной, водичка.(1в.)

Дворовый, дворняга. (2 в.)

Двор, дворник, придворный. (1 в.)

Водник, подводный. (2 в.)


9. Рефлексия.

Поделитесь своими впечатлениями об уроке.



Индивидуальная работа.






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя