Конспект урока по русскому языку
3 класс УМК «Школа России»
Тема урока: «Дательный падеж имени существительного».
Оборудование: учебник русского языка В.П. Канакина, В.Г. Горецкий 2 часть, рабочая тетрадь, кластер, буквы, карточки с заданиями.
Дидактическая цель: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Задачи урока:
Образовательная: создать условия для знакомства детей со способом определения дательного падежа имен существительных; организовать практическую деятельность, в ходе которой дети могут научиться распознавать имена существительные в дательном падеже; развивать орфографическую зоркость.
Развивающая: создать условия для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы.
Воспитательная: создать условия для положительной мотивации к учению; воспитывать уважительное отношение к одноклассникам, стремление прийти на помощь товарищу.
Методы обучения: практический; словесный; информационный.
Формирование УУД:
1. Коммуникативные УУД:
- умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы;
- умение взаимодействовать со сверстниками, умение слушать.
2. Познавательные УУД:
- формулирование познавательной цели;
- доказательство;
- синтез: составление целого из частей, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- построение логической цепи рассуждений;
- структурирование знаний, осознанное построение речевого высказывания в устной форме;
- рефлексия способов действия;
- навык самоконтроля;
- анализ объектов с целью распределения по признакам.
3. Личностные УУД:
- самоопределение;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.
4. Регулятивные УУД:
- целеполагание (постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно);
- формирование самоконтроля;
- осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, коллективная.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Прозвенел звонок,
Начинаем наш урок.
- В начале урока хочу напомнить девиз письма: «Красиво пишет тот, кто правильно сидит».
- Запишите число. Классная работа.
II. Актуализация знаний.
- Ребята, посмотрите на доску. На ней 3 слова, только буквы в них рассыпались. Составьте первое слово. Второе. Третье. Рядом со словом «друг» можете написать имя своего друга или подруги.
Вспомните, как пишутся имена?
- Посмотрите, что общего у этих слов? (имена существительные)
- Давайте, вспомним, что мы знаем об имени существительном?
(Составление кластера)
- Над каким признаком имени существительного мы работали на прошлом уроке? (Родительный падеж)
- Сколько падежей в русском языке?
- Давайте, вспомним, что мы знаем об именительном падеже? О родительном падеже?
- Поставьте наши слова в родительный падеж с предлогами.
(3 человека по очереди записывают у доски).
III. Самоопределение к деятельности.
- Как вы думаете, а какой падеж мы будем изучать сегодня?
- Почему?
- Что мы уже знаем о дательном падеже?
- Что хотим узнать? (с какими предлогами употребляются)
- Чему будем учиться? (находить в предложениях имена существительные в дательном падеже)
IV. Работа по теме урока.
Откройте р.т. на с. 34 упр. 73
- Прочитайте стихотворение.
- Запишите в сигнальную карточку вопросы, на которые отвечают имена существительные в дательном падеже.
- Какое вспомогательное слово есть у этого падежа? (дать)
-Откройте учебник на с. 47 и прочитайте правило Мудрой Совы.
- Что вы узнали из этого правила?
V. Физминутка
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я смогу сказать.
С предлогом к и по дружу,
Но и один гулять хожу.
Наклоните голову к правому плечу.
Наклоните голову к левому плечу.
Повернитесь к соседу справа, к соседу слева.
Повернитесь к учителю.
Погладьте себя по голове.
Улыбнитесь одноклассникам и мне.
VI. Продолжение работы над темой урока.
- А сейчас выполним упр. 83 на с. 46 учебника.
- Прочитайте. Назовите басни.
По цепочке называем пропущенные буквы, записываем и сразу от выделенного слова задаём вопрос и ищем существительное в дательном падеже.
Работа в парах по карточкам.
VII. Рефлексия
Самостоятельная работа с карточками.
- Проверим, как вы усвоили тему «Дательный падеж имени существительного», а для этого проведем разноуровневую самостоятельную работу.
1 уровень – легкий, 2 уровень сложный. Каждый для себя выбирает уровень самостоятельно.
Самопроверка по эталону.
Если вы выполнили без ошибок нарисуйте зелёный кружок, 1-2 ошибки жёлтый кружок, 3 и более ошибки красный.
Наш урок подошёл к концу.
Оцените свою работу так: кто считает, что всё получилось на полях, тетради напишите! знак.
Если кто-то сомневается и не до конца освоил тему?
Выставление оценок.
Д/З с. 47 правило, упр. 85.