Ход урока Здравствуйте, ребята! Я рада Вас видеть сегодня! Проверьте свои принадлежности, приготовьтесь к уроку. Обратите внимание на доску! На ней записан эпиграф. Давайте прочитаем его: Всему название дано и зверю и предмету, Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету, И всё, что может видеть глаз, - Над нами и под нами, И всё, что в памяти у нас, - Означено словами. Оно живет ведь в мире этом, Даёт название предметам. -О какой части речи это стихотворение? (Имя существительное) – Что такое имя существительное? (Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что?; обозначает предметы, события, явления природы.) - А сегодня мы познакомимся с новым правилом. И для этого вам нужно выполнить задание. 1. Нерешительность вратаря привела к проигрышу хоккейной команды. 2. Ненастье задержало наш отъезд. 3. Не силой борются, а умением. Прочитайте предложения, записанные на доске, про себя. Найдите существительные с НЕ (задание выполняется устно) -В каком слове НЕ является приставкой (нерешительность), а в каком – частью корня (ненастье)? - В каком предложении употреблена отрицательная частица НЕ ? (в третьем предложении) - Ребята, почему же в одних словах НЕ пишется слитно, а в других раздельно? От чего зависит написание? Для этого я предлагаю сделать такую схему: -Рассмотрите схему. -Сделайте вывод, как пишется “НЕ” с именами существительными? -Когда пишется слитно, когда раздельно? (Ребята пытаются вывести правило написания не с существительными) Давайте откроем учебник на странице 100 и прочитаем правило. Правило повторяют несколько раз, а затем хором. Чтобы лучше запомнить правило и научиться правильно его применять, я вам предлагаю начертить в своих тетрадях схему ( Учитель вывешивает на доску схему): Давайте теперь попробуем использовать нашу схему на практике. Задание «Найди четвертый лишний» (НЕ) видимкою луна освещает снег летучий. Передо мной был (не)враг, а друг. (Не)известности уже не было. С годами у него появилась (не)решительность. Задание записано на доске с обратной стороны, затем выходит один ученик и объясняет свой выбор, опираясь на алгоритм. Упражнение № 237, страница 100. Цель: научить детей писать существительные с НЕ слитно, проверяя свой выбор подбором синонимов + дополнительное задание (подбор антонимов). Дети читают задание про себя, затем один - два ученика повторяют своими словами. - В чем мы будем упражняться? (В слитном правописании НЕ с существительными, подбирая для этого синонимы). - Расчертите таблицу, в которой будут три столбика. Образец таблицы: Горе, беспорядок, болезнь, ложь, грубость, подозрительность, враг, порицание. | Несчастье, непорядок, нездоровье, неправда, невежливость, недоверие, неприятель, неодобрение. | Счастье, порядок, здоровье, правда, вежливость, доверие, приятель, одобрение | Первое слово в столбике записывается с большой буквы, а остальные с маленькой буквы и через запятую. Первые два слова учитель делает с детьми. Затем работа организуется следующим образом: один ученик записывает синонимы, другой антонимы. Все остальные учащиеся работают самостоятельно. - Давайте проверим, что получилось у ребят (ученики показывают свои варианты) - В чем мы с вами поупражнялись? (Потренировались в слитном правописании НЕ с существительными) Приставка НЕ, как и всякая другая приставка, присоединяясь к словам, придает им новое значение, что мы и видим на примере этого упражнения. С помощью приставки НЕ образуются новые слова, служащие для обозначения предмета, явления, понятия. - А попробуйте образовать слова с приставкой НЕ от слов: дом, стол, рассказ, загадка. Почему нельзя образовать такие слова? (Так как нет таких слов, предметов). -В подтверждение этого послушайте рассказ Ты в зоопарке был? Был. Обезьян видел? Видел. Слона видел? “Неслона” видел? (нет такого слова «неслон», поэтому НЕ с существительным пишется раздельно) Упражнение № 238, страница 100. Цель: научить детей различать существительные, где НЕ - -приставка и НЕ- - часть корня. Дети читают задание про себя, затем один - два ученика повторяют своими словами. - Для чего мы выполняем это упражнение? (Для того, чтобы научиться различать где НЕ приставка, а где часть корня) Расчертите таблицу, в которой будут два столбика. Образец таблицы: НЕ - НЕ - Остановиться в нерешительности, упрек в несерьезности, ошибка из-за невнимательности, неаккуратность ученицы, неприветливость в обращении, выразить нерасположение, неточность в ответе. | Небрежность в одежде, рассказывать небылицы, оказаться невеждой, оставаться неучем, чувствовать неприязнь, большие невзгоды, непреклонность характера, непримиримость к врагу. | Первое словосочетание в столбике записывается с большой буквы, а остальные с маленькой буквы и через запятую. Не забудьте обозначить условия слитного написания НЕ. Первые два словосочетания учитель делает с детьми. Затем ученики работают по цепочке. -В чем мы с вами поупражнялись? Чему научились? (Мы научились различать, где НЕ приставка, а где НЕ часть корня) - А теперь давайте немного отдохнем. Физминутка . Солнце глянуло в тетрадку. Раз, два, три, четыре, пять. (Ходьба на месте.) Все мы делаем зарядку, Надо нам присесть и встать, (Приседания.) Руки вытянуть пошире, Раз, два, три, четыре, пять. Наклониться – три, четыре. (Наклоны.) И на месте поскакать. (Прыжки.) На носок, потом на пятку. (Ходьба на месте.) Все мы делаем зарядку. (Дети садятся за парты.) 3. «Отгадай существительное по его лексическому значению» Цель: потренировать детей в правильном использовании орфограммы № 32 и научить подбирать существительные с НЕ как частью корня Задание: определите слово по его лексическому значению и запишите его (лексическое значение записано с обратной стороны доски) а) Грубый, невоспитанный человек - (невежа.) б) Человек, которому не сидится на месте - (непоседа.) в) Недоучившийся, мало знающий человек - (недоучка.) г) Неуклюжий, неловкий человек - (недотепа.) - Что общего у этих слов? (Характеризуют человека, общего рода). - Какие из них несут ярко выраженный оттенок разговорного стиля? - Почему эти слова пишутся с НЕ слитно? (Так как без НЕ не употребляются) - Ребята, а кто такой невежда? Давайте узнаем лексическое значение этого слова по толковому словарю С. И. Ожегова. (Невежда -ы, м. и ж. Малообразованный человек, а также человек, несведущий в какой-н. области. Полнейший невежда.) Умейте различать слова невежда и невежа. - Зачем мы выполняли это задание? (Чтобы потренироваться в слитном правописании НЕ с существительными и научиться подбирать слова по их лексическому значению.) 4. Упражнение №240, страница 101 Цель: научить детей писать существительные с НЕ слитно на уровне контекста. Дети читают задание про себя, затем один - два ученика повторяют своими словами. - Для чего мы выполняем это упражнение? (Чтобы потренироваться в слитном правописании НЕ с существительными) Первое предложение учитель выполняет вместе с детьми, затем они работают по цепочке, записывая каждое предложение с красной строки. И туман, и непогоды осень поздняя несет. Опять недуг его свалил. Все внимание его устремилось на неприятеля. Слезы опять навернулись на глазах его, слезы негодования. Пугачев содержался в тюрьме не строже прочих невольников. Невидимкою луна освещает снег летучий. А народ-то над ним насмехался: «Поделом тебе старый невежа». - Ребята, запомните как пишется слово насмехаться ( не «надсмехаться) - В чем мы с вами поупражнялись? ( В слитном правописании НЕ с существительными) - Ребята, мы сегодня хорошо потрудились. Давайте подведем итоги нашего урока. -Что мы узнали нового сегодня? ( Правописание НЕ с существительными) - В чем потренировались? (В слитном правописании НЕ с существительными) - А теперь дайте полный ответ, когда НЕ с существительными пишется слитно. ( Учащиеся дают полный ответ на поставленный вопрос) Упражнение № 239 + найти пословицы и поговорки ( количество- 5) со словами на данное правило ( в части слитного написания),в скобках прокомментировать выбор слитного написания НЕ с существительными, выделить орфограмму. |