СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка для 6 класса по теме: «Не с существительными» (Традиционный УК)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал к уроку русского языка в 6-ом классе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка для 6 класса по теме: «Не с существительными» (Традиционный УК)»

Северный педагогический колледж














Конспект урока русского языка для 6 класса

по теме: «Не с существительными»

(Традиционный УК)







Конспект разработан студенткой 205 группы, Юдиной Ю. В.












2010

Тема: «Не с существительными».

Цель: формирование умения грамотно писать слова с орфограммой № 32 (в части слитного написания).


Задачи:

  1. познакомить детей с орфограммой №32; (О)

  2. разобрать орфограмму №32 и вывести алгоритм её применения; (О)

  3. формировать умение различать слитное написание с НЕ приставкой и НЕ частью корня; (Р)

  4. развивать умение - восстанавливать слово по лексическому значению; (Р)

  5. научить детей правильно употреблять слово «насмехаться»; (О)

  6. актуализировать проблему пополнения словарного запаса детей. (В)


Оборудование: Толковый словарь русского языка С.И.Ожегов, схема «НЕ с существительными», мультимедийная презентация.






















Методический комментарий

I этап- организационный момент















II этап – объяснение нового материала:

  1. восприятие нового явления;


  1. осознание детьми существенных признаков нового явления.


  1. знакомство с термином;












  1. формулировка правила;




  1. запоминание нового материала;



  1. воспроизведение усвоенного;























  1. усвоение алгоритма применения изученного материала.











III этап- формирование умений и навыков:

    1. знакомство с заданием;

    2. уяснение цели работы;



    1. способ выполнения упражнения;



















    1. проверка сделанного;

    2. вывод.






















  1. Знакомство с заданием;

  2. уяснение цели работы;


  1. способ выполнения упражнения;




  1. проверка сделанного;















  1. вывод.























  1. Способ выполнения упражнения;







  1. проверка сделанного;










  1. вывод.










  1. Знакомство с заданием;

  2. уяснение цели работы;


  1. способ выполнения работы;







  1. проверка сделанного;






  1. вывод.


IV этап- Подведение итогов урока








V этап- домашнее задание







Ход урока


Здравствуйте, ребята! Я рада Вас видеть сегодня! Проверьте свои принадлежности, приготовьтесь к уроку.

Обратите внимание на доску! На ней записан эпиграф. Давайте прочитаем его:


Всему название дано и зверю и предмету,

Вещей вокруг полным-полно,

А безымянных нету,

И всё, что может видеть глаз, -

Над нами и под нами,

И всё, что в памяти у нас, -

Означено словами.

Оно живет ведь в мире этом,

Даёт название предметам.


-О какой части речи это стихотворение?

(Имя существительное)

– Что такое имя существительное?

(Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы кто? что?; обозначает предметы, события, явления природы.)


- А сегодня мы познакомимся с новым правилом. И для этого вам нужно выполнить задание.

1. Нерешительность вратаря привела к проигрышу хоккейной команды.

2. Ненастье задержало наш отъезд.

3. Не силой борются, а умением.

Прочитайте предложения, записанные на доске, про себя. Найдите существительные с НЕ (задание выполняется устно)

-В каком слове НЕ является приставкой (нерешительность), а в каком – частью корня (ненастье)?

- В каком предложении употреблена отрицательная частица НЕ ? (в третьем предложении)

- Ребята, почему же в одних словах НЕ пишется слитно, а в других раздельно? От чего зависит написание?

Для этого я предлагаю сделать такую схему:

-Рассмотрите схему.

-Сделайте вывод, как пишется “НЕ” с именами существительными?

-Когда пишется слитно, когда раздельно?

(Ребята пытаются вывести правило написания не с существительными)

Давайте откроем учебник на странице 100 и прочитаем правило.

Правило повторяют несколько раз, а затем хором.

Чтобы лучше запомнить правило и научиться правильно его применять, я вам предлагаю начертить в своих тетрадях схему

( Учитель вывешивает на доску схему):


Давайте теперь попробуем использовать нашу схему на практике.

Задание «Найди четвертый лишний»


(НЕ) видимкою луна освещает снег летучий.

Передо мной был (не)враг, а друг.

(Не)известности уже не было.

С годами у него появилась (не)решительность.

Задание записано на доске с обратной стороны, затем выходит один ученик и объясняет свой выбор, опираясь на алгоритм.


  1. Упражнение № 237, страница 100.

Цель: научить детей писать существительные с НЕ слитно, проверяя свой выбор подбором синонимов + дополнительное задание (подбор антонимов).

Дети читают задание про себя, затем один - два ученика повторяют своими словами.

- В чем мы будем упражняться?

(В слитном правописании НЕ с существительными, подбирая для этого синонимы).

- Расчертите таблицу, в которой будут три столбика.

Образец таблицы:

Горе,

беспорядок,

болезнь,

ложь,

грубость,

подозрительность,

враг,

порицание.



Несчастье,

непорядок,

нездоровье,

неправда,

невежливость,

недоверие,

неприятель,

неодобрение.



Счастье,

порядок,

здоровье,

правда,

вежливость,

доверие,

приятель,

одобрение


Первое слово в столбике записывается с большой буквы, а остальные с маленькой буквы и через запятую.

Первые два слова учитель делает с детьми. Затем работа организуется следующим образом: один ученик записывает синонимы, другой антонимы. Все остальные учащиеся работают самостоятельно.

- Давайте проверим, что получилось у ребят (ученики показывают свои варианты)

- В чем мы с вами поупражнялись?

(Потренировались в слитном правописании НЕ с существительными)

Приставка НЕ, как и всякая другая приставка, присоединяясь к словам, придает им новое значение, что мы и видим на примере этого упражнения. С помощью приставки НЕ образуются новые слова, служащие для обозначения предмета, явления, понятия.

- А попробуйте образовать слова с приставкой НЕ от слов: дом, стол, рассказ, загадка. Почему нельзя образовать такие слова? (Так как нет таких слов, предметов).

-В подтверждение этого послушайте рассказ

Ты в зоопарке был?

Был.

Обезьян видел?

Видел.

Слона видел?

Неслона” видел?

(нет такого слова «неслон», поэтому НЕ с существительным пишется раздельно)

  1. Упражнение № 238, страница 100.

Цель: научить детей различать существительные, где НЕ - -приставка и НЕ- - часть корня.

Дети читают задание про себя, затем один - два ученика повторяют своими словами.

- Для чего мы выполняем это упражнение?

(Для того, чтобы научиться различать где НЕ приставка, а где часть корня)

Расчертите таблицу, в которой будут два столбика.

Образец таблицы:

НЕ -

НЕ -



Остановиться в нерешительности,

упрек в несерьезности,

ошибка из-за невнимательности,

неаккуратность ученицы,

неприветливость в обращении,

выразить нерасположение,

неточность в ответе.


Небрежность в одежде,

рассказывать небылицы,

оказаться невеждой,

оставаться неучем,

чувствовать неприязнь,

большие невзгоды,

непреклонность характера,

непримиримость к врагу.




Первое словосочетание в столбике записывается с большой буквы, а остальные с маленькой буквы и через запятую. Не забудьте обозначить условия слитного написания НЕ.

Первые два словосочетания учитель делает с детьми. Затем ученики работают по цепочке.


-В чем мы с вами поупражнялись? Чему научились?

(Мы научились различать, где НЕ приставка, а где НЕ часть корня)



- А теперь давайте немного отдохнем.

Физминутка .

Солнце глянуло в тетрадку.

Раз, два, три, четыре, пять. (Ходьба на месте.)

Все мы делаем зарядку,

Надо нам присесть и встать, (Приседания.)

Руки вытянуть пошире,

Раз, два, три, четыре, пять.

Наклониться – три, четыре. (Наклоны.)

И на месте поскакать. (Прыжки.)

На носок, потом на пятку. (Ходьба на месте.)

Все мы делаем зарядку. (Дети садятся за парты.)


3. «Отгадай существительное по его лексическому значению»

Цель: потренировать детей в правильном использовании орфограммы № 32 и научить подбирать существительные с НЕ как частью корня

Задание: определите слово по его лексическому значению и запишите его (лексическое значение записано с обратной стороны доски)

а) Грубый, невоспитанный человек - (невежа.)

б) Человек, которому не сидится на месте - (непоседа.)

в) Недоучившийся, мало знающий человек - (недоучка.)

г) Неуклюжий, неловкий человек - (недотепа.)

- Что общего у этих слов?

(Характеризуют человека, общего рода).

- Какие из них несут ярко выраженный оттенок разговорного стиля?

- Почему эти слова пишутся с НЕ слитно?

(Так как без НЕ не употребляются)

- Ребята, а кто такой невежда? Давайте узнаем лексическое значение этого слова по толковому словарю С. И. Ожегова.

(Невежда -ы, м. и ж. Малообразованный человек, а также человек, несведущий в какой-н. области. Полнейший невежда.)

Умейте различать слова невежда и невежа.

- Зачем мы выполняли это задание?

(Чтобы потренироваться в слитном правописании НЕ с существительными и научиться подбирать слова по их лексическому значению.)





4. Упражнение №240, страница 101

Цель: научить детей писать существительные с НЕ слитно на уровне контекста.

Дети читают задание про себя, затем один - два ученика повторяют своими словами.

- Для чего мы выполняем это упражнение?

(Чтобы потренироваться в слитном правописании НЕ с существительными)

Первое предложение учитель выполняет вместе с детьми, затем они работают по цепочке, записывая каждое предложение с красной строки.

  1. И туман, и непогоды осень поздняя несет.

  2. Опять недуг его свалил.

  3. Все внимание его устремилось на неприятеля.

  4. Слезы опять навернулись на глазах его, слезы негодования.

  5. Пугачев содержался в тюрьме не строже прочих невольников.

  6. Невидимкою луна освещает снег летучий.

  7. А народ-то над ним насмехался: «Поделом тебе старый невежа».


- Ребята, запомните как пишется слово насмехаться ( не «надсмехаться)

- В чем мы с вами поупражнялись?

( В слитном правописании НЕ с существительными)


- Ребята, мы сегодня хорошо потрудились. Давайте подведем итоги нашего урока.

-Что мы узнали нового сегодня?

( Правописание НЕ с существительными)

- В чем потренировались?

(В слитном правописании НЕ с существительными)

- А теперь дайте полный ответ, когда НЕ с существительными пишется слитно.

( Учащиеся дают полный ответ на поставленный вопрос)


Упражнение № 239 + найти пословицы и поговорки

( количество- 5) со словами на данное правило ( в части слитного написания),в скобках прокомментировать выбор слитного написания НЕ с существительными, выделить орфограмму.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!