СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка для 6 класса. Тема "Безличные глаголы".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка по теме "Безличные глаголы" для 6 класса . Урок был проведён в рамках школьной декады филологического цикла. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка для 6 класса. Тема "Безличные глаголы".»

Название предмета: русский язык

Класс: 6

Урок № 170 .

Тема. Безличные глаголы.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Планируемые результаты:

Личностные:

1) гражданское воспитание:

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;

2) патриотическое воспитание:

,понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;

3) духовно-нравственное воспитание:

активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетическое воспитание:

осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения;

5) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудовое воспитание:

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологическое воспитание:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

Метапредметные:

познавательные:

- выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

- использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

- выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

коммуникативные:

- понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

- в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

- сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

регулятивные:

- выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

- владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

- уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться.

Предметные:

различать безличные и личные глаголы; использовать личные глаголы в безличном значении.

распознавать безличные глаголы; приводить соответствующие примеры.

Оборудование: учебник, тетради, раздаточный материал, слово «молодцы», символ урока-«маска», словарь С.И. Ожегова.

Развернутый план урока.

1.Орг.момент

-психологический настрой «Улыбка»

Мы с вами уже много знаем о глаголе: морфологические признаки, синтаксическую роль. Но!

Эпиграф «Богатство русского языка неизмеримо»

К.Г. Паустовский.

– Вы не раз убеждались в том, что слово русское необыкновенно выразительно, красиво. И сегодня вам предстоит исследовать еще одну особенность русского глагола.

2.Проверка д-з

Блиц-опрос «Вопрос-ответ» ( на доске слово «МОЛОДЦЫ»-за каждый ответ открывается буква)

-Часть речи, которая обозначает действие (глагол)

-Начальная форма глагола (инфинитив)

- Все глаголы с постфиксом -ся-, сь- (возвратные)

-Суффикс –л- служит для образования глаголов(прошедшего времени)

- У глагола можно определить вид(совершенный и несовершенный)

- Условное , изъявительное и (повелительное наклонение)

-Синтаксическая роль глагола(сказуемое)

3.Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников.

МАСКА

-Символом нашего урока сегодня будет маска

-Что скрывают под маской?

В конце урока вы мне скажете, почему именно маска стала символом нашего урока.

На доске записаны предложения.

Наступает вечер. Вечереет.

-Что общего?(о наступлении вечера)

Подчеркните глагол в первом предложении. Он изменяется по лицам?

Подчеркните глагол во втором предложении.

(Создание проблемной ситуации. Учебная проблема как вопрос) 

Как вы думаете, изменяется ли он по лицам?

Учащиеся: высказывают свои мнения. Одни считают, что изменяются, другие - что не изменяются.

Учитель: (Побуждение к осознанию противоречия) Сколько мнений у вас возникло?

Учащиеся: Два мнения. (Осознание противоречия).

Учитель (организация поиска решения): Кто же прав? Давайте рассуждать: найдите грамматические основы предложений с этими глаголами. В чём особенность этих основ?

Учащиеся: Нет подлежащих. Это односоставные предложения.

Учитель: Что обозначает подлежащее в предложении?

Учащиеся: Действующее лицо или предмет.

Учитель: Попробуйте представить себе воображаемое действующее лицо в этих предложениях. Кто или что может совершать эти действия? Получилось что-нибудь?

Учащиеся: Нет.

Учитель: Значит, как происходит действие в этих предложениях?

Учащиеся: Без действующего лица, как бы само по себе.

Учитель: Значит, могут ли они изменяться по лицам?

Учащиеся: Не могут.

Учитель: Как вы думаете, как называются эти глаголы, если они обозначают действие, происходящее без действующего лица? Учащиеся: Безличные. (Запись слова на доске одним из учащихся.)

Учитель: Что означает приставка без-?

Учащиеся: Отсутствие чего-либо, в данном случае - отсутствие лица.

БЕЗЛИЧНЫЙ, -ая, -ое. В грамматике: не допускающий употребления подлежащего. Б. глагол. Безличное предложение.

Учитель: Предположите, какова будет сегодня тема урока?

Учащиеся: Безличные глаголы.

Как вы считаете, каковы цели урока?

Учащиеся: Уметь находить в предложении и тексте безличные глаголы, определять их синтаксическую роль и связи в предложении, учиться правильно употреблять их в собственной речи.

4. Восприятие и первичное осознание н-м

Предложения распечатаны.

Задание. Найди и выпиши предложения с безличными глаголами. Какими членами предложения являются эти глаголы, подчеркни.

Во дворе метёт. Во дворе метёт метель. Все тропинки занесло. Все тропинки занёс ветер. Ранним утром свежеет. Ранним утром воздух становится свеж. Не спится. Ночные звуки не дают мне спать. Подморозило и воздух стал свежим.

Найдите в одном из предложений спрятавшуюся пунктограмму, составьте схему предложения. (Учащиеся работают с предложением «Подморозило, и воздух стал свежим»). Обосновывают постановку запятой в сложном предложении, где первое предложение – односоставное.

[ ], и [ ]).

Вывод: в предложения с безличным глаголом нет подлежащего

Работа с учебником стр.124.

Прочитайте правило и карандашом отметьте, что вам известно(+) и является новой информацией(!)

-Что нового узнали? (безличные глаголы обозначают явления природы и физическое и психическое состояние человека)

Приведите пример!

5. Первичная проверка понимания усвоенного, первичное закрепление усвоенного.

1.Упражнение 560 (по вариантам) (или самостоятельно, или возле доски)-взаимопроверка!!!!!!!!!!

ФИЗМИНУТКА +гимнастика для глаз

2.Работа в парах

Замени одним безличным глаголом.
Образец: Начинается рассвет - светает.
Наступают холода - ......................................

Спускаются сумерки - .....................................

Начинается вечер - ...............................

Становится тепло - .............................................

Идёт дождь-………………………………………….

Не сплю-……………………………………….

Мечтаю……………………………..

3.Упражнение 561

По вариантам самостоятельно

4. Творческое задание - резерв

Составить текст-описание по картине, используя слова для справок или придумать словосочетания по картине (на выбор)

Слова для справок: светает, посвежело, не спится, легко дышится.

Вывод: К.Г.Паустовский сказал верно, что «богатство русского языка неизмеримо», сегодня мы познакомились еще с одной особенностью глагола, вы узнали, что глаголы бывают безличные, обогатили свои знания.

Внимание на доску! Не спишь. Не спится. В каком предложении глагол безличный. ( во втором, в первом мы можем подобрать лицо –ты)

Почему маска была символом нашего урока?

6. Рефлексия

«Незаконченное предложение»

1.На уроке я работал(а) …

2.Урок для меня показался …

3 Самым полезным и интересным для меня было …

4. Я встретился(лась) с трудностью при …

5. У меня хорошо получилось …

6. Меня удивило…

7. Я похвалил(а) бы себя за…





7. Сообщение д-з

На выбор

Стандартный минимум: выучить теор.материал стр.124, упр. 563 по вариантам(1-4-1, 5-8-2)

Повышенный: найти 5 предложений и выписать из программных произв.

Творческий: придумать четверостишье, используя безличные глаголы или мини-сочинение «Весна»



7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!