СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект и презентация к уроку-викторине по русскому языку в 5 классе по теме "Безличные глаголы. "Переходные и непереходные глаголы".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе по теме "Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы" включает в себя конспект и презентацию к уроку-викторине и жетоны для контроля результативности индивидуальной и групповой работы. Материал можно использовать полностью и частично, доавляя что-то свое. Желаю творческих успехов, коллеги!

Просмотр содержимого документа
«Жетоны куроку»



Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ»

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

по теме «Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы».

Учитель: Мельник Ю. А.

Дата проведения: 16.03.17.

Цели:

  • познакомить с понятием «безличные глаголы», с глаголами, которые относятся к переходным и непереходным;

  • обобщить и закрепить полученные знания о глаголе;

  • отрабатывать навыки определения времени, вида, наклонения и спряжения глагола;

  • развивать устную и письменную речь, орфографические и пунктуационные навыки;

  • воспитывать интерес к родному языку и чувство товарищества.

Планируемые результаты

Предметные

Знать, что такое безличные глаголы. Какие глаголы относятся к переходным, а какие к непереходным. Уметь находить безличные глаголы в тексте. Определять время, вид, наклонение, спряжение, переходность/непереходность глагола.

метапредметные

Овладевать приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; уметь вести самостоятельный поиск информации; иметь способность преобразовывать, сохранять и предавать информацию, полученную в результате чтения и аудирования.

личностные

Осознавать эстетическую ценность русского языка; уважительно относиться к родному языку, гордиться им; иметь потребность сохранить чистоту русского языка как явление национальной культуры.



Оборудование: учебник, тетрадь рабочая, тетрадь для правил (словарик), жетоны с заданием, карточки с правилами, солнышко из бумаги, жетоны.

Вид урока: урок изучения нового материала.

Ход урока

  1. Оргмомент.

Здравствуйте, ребята! Прозвенел звонок, начинается урок.

Садитесь, пожалуйста. К уроку все готовы? Как ваше настроение?

Посмотрите на солнышко, которое пришло к нам в гости, мне хочется, чтобы у вас было такое же настроение, как у него. Улыбнитесь друг другу и мне. Наш урок сегодня пройдёт в форме игры. Вы поделены на две команды. Каждый из вас должен набрать максимальное количество жетонов для получения оценки на уроке, но и командное количество будет иметь значение. Чья команда больше всего соберет жетонов, та и выиграет.



  1. Обмен тетрадями. Анализ проверки тетрадей.

  2. Актуализация знаний.

Поиграем в игру «Не прерви цепочку». Она поможет нам обобщить полученные знания о глаголе и заработать заветный жетончик.

  1. Что такое глагол?

  2. Расскажите об инфинитиве.

  3. Всегда ли НЕ с глаголами пишется раздельно?

  4. Какие глаголы относятся ко второму спряжению? (Ко II спряжению относятся: – глаголы в неопределённой форме оканчивающиеся на

-ить (кроме брить, стелить); – 7 глаголов на -еть: смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть; – 4 глаголана -ать: слышать, дышать, гнать, держать, а также все приставочные глаголы, образованные от них).

  1. Продолжите цепочку: -бер- - -бир-, -тер- - -тир-… Объясните орфограмму.

  2. Назовите времена глагола. Приведите пример.

  3. Какие наклонения глагола вы знаете. Приведите примеры.

  4. Какого вида бывают глаголы? Приведите примеры.

  5. Как узнать –тся- или –ться – нужно писать в глаголе?

  6. Что такое спряжение глагола? (Изменение по лицам и числам).

  1. Изучение нового материала.

Откроем тетрадь и запишем число. Давайте послушаем музыку. (Звучит быстрая мелодия).

Что можно делать под эту мелодию? (Танцевать, прыгать, веселиться…)

Какие части речи вы назвали? Мы с вами сегодня поговорим не о простых глаголах, а о безличных. Как вы думаете, почему их так назвали?

Безличные глаголы – это глаголы, которые обозначают действие, совершающееся само по себе, без действующего лица. В предложении они всегда выступают в роли сказуемого, при котором нет и не может быть подлежащего.

Сравните

Как сильно пахнет полынь на межах. Там Русский дух, там Русью пахнет.

(Действие совершает полынь.) (Нет активного деятеля.)

- В предложении такие глаголы часто обозначают состояние человека и природы.

- Не изменяются по лицам и числам, т.е. не спрягаются.

- Изменяются по временам и могут употребляться в форме сослагательного наклонения.

Заглянем в учебник и посмотрим правило. Прочитайте его.

Возьмите тетрадь для правил, запишите краткую запись изученного.



Безличные глаголы – это глаголы, которые обозначают действие, совершающееся само по себе, без действующего лица. - В предложении они всегда выступают в роли сказуемого, при котором нет и не может быть подлежащего.

- В предложении такие глаголы часто обозначают состояние человека и природы.

- Не изменяются по лицам и числам, т.е. не спрягаются.

- Изменяются по временам и могут употребляться в форме сослагательного наклонения.

Там Русский дух, там Русью пахнет.

(Нет активного деятеля.)




Выполним устно упражнение №____. Нужно определить в какой форме употреблены глаголы-сказуемые.



ФИЗМИНУТКА

Поскачите, попляшите,

Сядьте тихо, полежите.

Поднимитесь, распрямитесь.

Потянитесь и согнитесь.

Встаньте прямо, улыбнитесь.

Глагол может быть переходным и непереходным.

Переходные глаголы обозначают действие, которое переходит на определенный предмет. Этот предмет выражается чаще всего с помощью существительного в В.п. без предлога.

Перех.

Смотрю (что?) фильм.

Все остальные глаголы непереходные. К непереходным также глаголы с суффиксами –СЯ, и –СЬ.

Неперех. Неперех.

Поехать в Москву. Улыбаться другу.




Продолжим изучать глагол. Глагол, ребята, очень сложная часть речи. Кроме того, что мы с вами уже о нем знаем, он ещё и может быть переходным и непереходным.

Переходные глаголы обозначают действие, которое переходит на определенный предмет. Этот предмет выражается чаще всего с помощью существительного в В.п. без предлога.

Смотрю (что?) фильм.

Все остальные глаголы непереходные. К непереходным также глаголы с суффиксами –СЯ, и –СЬ.

Поехать в Москву.

Улыбаться другу.

Дома вклеите правило себе всловарик.



ГЛАГОЛЫ

Переходные Непереходные

обозначают действие, все остальные

которое переходит на (Поехать в Москву.)

определенный предмет. +гл. с суф-ми –СЯ, и –СЬ.

Этот предмет выражается (Улыбаться другу.)

чаще всего с помощью

существительного в В.п.

без предлога.

Смотрю (что?) фильм.

  1. Закрепление материала.

Выполним упражнение у доски. Есть возможность получить жетон. Нужно заполнить таблицу, поясняя вслух принадлежность глагола к той или иной категории.

Слайд 11.

Словосочетание с перех. глаголом

Словосочетание с неперех. глаголом

Писать статью

Читал текст

Смотришь видеофильм

Обошёл посадки

Проспать передачу

Возьмите диск

Войти в дом

Строиться в Петербурге

Шел лесом

Коснусь плечом

Вырвалась на волю

Блестело на траве

Создается журналистом


Ещё одно задание на жетон. Перед вами раздаточный материал, на нем написаны глаголы. Вам нужно выделить окончание, определить вид, наклонение и время глагола.

(Самостоятельная работа детей). Поднимают руки, отвечают. По 1 глаголу. Вслух дети озвучивают полученный результат. Если ответ верный, то получают жетон).



Дополнительное задание

Подчеркнуть только безличные глаголы. (Меня морозит. Светает. Ветер несёт листья по дорожке. Уже холодает. К утру подморозило. В лесу пахнет весною. Духи приятно пахнут. Как аукнется, так и откликнется.)



  1. Итог урока, рефлексия

Что нового вы узнали на уроке? Что вам показалось сложным? Что понравилось на уроке? Давайте посчитаем наши жетоны и выставим оценки за урок. А теперь общее командное количество жетонов выявит победителя. Молодцы! Поздравляю с победой.



  1. Домашнее задание

Выучить новые правила, повторить все изученное о глаголе, сочинить сказку про глагол и оформить её.

























































Раздаточный материал:

Ф.И._________________________________________________

Нужно выделить окончание, определить вид, наклонение и время глагола.


Рисую, бегу, читал, смотрели, выучу, думаю, пишу, катался, решал, напишу, исправят, поспеем, получил, нарисовал.





Дополнительное задание

Подчеркнуть только безличные глаголы. (Меня морозит. Светает. Ветер несёт листья по дорожке. Уже холодает. К утру подморозило. В лесу пахнет весною. Духи приятно пахнут. Как аукнется, так и откликнется.)






Распредели словосочетания в 2 столбика.

Писать статью, войти в дом, читал текст, строиться в Петербурге, смотришь видеофильм, обошёл посадки, шел лесом, коснусь плечом, вырвалась на волю, проспать передачу, возьмите диск, блестело на траве, создается журналистом.

Словосочетание с перех. глаголом

Словосочетание с неперех. глаголом

















Глагол может быть переходным и непереходным.

Переходные глаголы обозначают действие, которое переходит на определенный предмет. Этот предмет выражается чаще всего с помощью существительного в В.п. без предлога.

Перех.

Смотрю (что?) фильм.

Все остальные глаголы непереходные. К непереходным также глаголы с суффиксами –СЯ, и –СЬ.

Неперех. Неперех.

Поехать в Москву. Улыбаться другу.



































Просмотр содержимого презентации
«Безличные глаголы. Переходные и епереходные.»

развивать устную и письменную речь, орфографические и пунктуационные навыки; Цели:
  • развивать устную и письменную речь, орфографические и пунктуационные навыки;

Цели:

  • познакомить с понятием «безличные глаголы», с глаголами, которые относятся к переходным и непереходным;
  • обобщить и закрепить полученные знания о глаголе;
  • отрабатывать навыки определения времени, вида, наклонения и спряжения глагола;
  • воспитывать интерес к родному языку и чувство товарищества.
«Не прерви цепочку».  1. Что такое глагол?  2. Расскажите об инфинитиве.  3. Всегда ли НЕ с глаголами пишется раздельно?  4. Какие глаголы относятся ко второму спряжению?  5. Продолжите цепочку: -бер- - -бир-, -тер- - -тир-… Объясните орфограмму.  6. Назовите времена глагола. Приведите пример.  7. Какие наклонения глагола вы знаете. Приведите примеры.  8. Какого вида бывают глаголы? Приведите примеры.  9. Как узнать –тся- или –ться – нужно писать в глаголе?  10. Как определить написание безударного личного окончания глагола?  11. Что такое спряжение глагола?

«Не прерви цепочку». 1. Что такое глагол? 2. Расскажите об инфинитиве. 3. Всегда ли НЕ с глаголами пишется раздельно? 4. Какие глаголы относятся ко второму спряжению? 5. Продолжите цепочку: -бер- - -бир-, -тер- - -тир-… Объясните орфограмму. 6. Назовите времена глагола. Приведите пример. 7. Какие наклонения глагола вы знаете. Приведите примеры. 8. Какого вида бывают глаголы? Приведите примеры. 9. Как узнать –тся- или –ться – нужно писать в глаголе? 10. Как определить написание безударного личного окончания глагола? 11. Что такое спряжение глагола?

Шестнадцатое марта.  Классная работа.  Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы. Презентацию подготовила учитель: Мельник Ю. А.

Шестнадцатое марта. Классная работа. Безличные глаголы. Переходные и непереходные глаголы.

Презентацию подготовила учитель: Мельник Ю. А.

Безличные глаголы – это глаголы, которые обозначают действие, совершающееся само по себе, без действующего лица. В предложении они всегда выступают в роли сказуемого, при котором нет и не может быть подлежащего.

Безличные глаголы – это глаголы, которые обозначают действие, совершающееся само по себе, без действующего лица. В предложении они всегда выступают в роли сказуемого, при котором нет и не может быть подлежащего.

Сравните:  Как сильно пахнет  полынь на межах.  (пахнет (что?) полынь)  Там Русский дух, там Русью  пахнет .  (Нет активного деятеля.)

Сравните: Как сильно пахнет полынь на межах. (пахнет (что?) полынь) Там Русский дух, там Русью пахнет . (Нет активного деятеля.)

Безличные глаголы  – это глаголы, которые обозначают действие, совершающееся само по себе, без действующего лица. - В предложении они всегда выступают в роли сказуемого, при котором нет и не может быть подлежащего.  - В предложении такие глаголы часто обозначают состояние человека и природы.  - Не изменяются по лицам и числам, т.е. не спрягаются.  - Изменяются по временам и могут употребляться в форме сослагательного наклонения.      Там Русский дух, там Русью  пахнет .  (Нет активного деятеля.)

Безличные глаголы – это глаголы, которые обозначают действие, совершающееся само по себе, без действующего лица. - В предложении они всегда выступают в роли сказуемого, при котором нет и не может быть подлежащего. - В предложении такие глаголы часто обозначают состояние человека и природы. - Не изменяются по лицам и числам, т.е. не спрягаются. - Изменяются по временам и могут употребляться в форме сослагательного наклонения.   Там Русский дух, там Русью пахнет . (Нет активного деятеля.)

Изучаем, закрепляем и жетоны получаем!!!

Изучаем, закрепляем и жетоны получаем!!!

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Глагол может быть переходным и непереходным.  Переходные глаголы обозначают действие, которое переходит на определенный предмет. Этот предмет выражается чаще всего с помощью существительного в В.п. без предлога.   Перех.  Смотрю (что?) фильм.  Все остальные глаголы непереходные. К непереходным также глаголы с суффиксами –СЯ, и –СЬ.   Неперех. Неперех.  Поехать в Москву. Улыбаться другу.

Глагол может быть переходным и непереходным. Переходные глаголы обозначают действие, которое переходит на определенный предмет. Этот предмет выражается чаще всего с помощью существительного в В.п. без предлога. Перех. Смотрю (что?) фильм. Все остальные глаголы непереходные. К непереходным также глаголы с суффиксами –СЯ, и –СЬ. Неперех. Неперех. Поехать в Москву. Улыбаться другу.

Писать статью, войти в дом,  читал текст, строиться в Петербурге, смотришь видеофильм, обошёл посадки, шел лесом,  коснусь плечом, вырвалась на волю, проспать передачу, возьмите диск, блестело на траве,  создается журналистом.

Писать статью, войти в дом, читал текст, строиться в Петербурге, смотришь видеофильм, обошёл посадки, шел лесом, коснусь плечом, вырвалась на волю, проспать передачу, возьмите диск, блестело на траве, создается журналистом.

Итоги урока:   * Что нового вы узнали на уроке?  * Что вам показалось сложным?  * Что понравилось на уроке?  * Давайте посчитаем наши жетоны и выставим оценки за урок.  * А теперь подведем итог в командах!

Итоги урока: * Что нового вы узнали на уроке? * Что вам показалось сложным? * Что понравилось на уроке? * Давайте посчитаем наши жетоны и выставим оценки за урок. * А теперь подведем итог в командах!

Домашнее задание:  Выучить новые правила, повторить все изученное о глаголе, сочинить сказку про глагол и оформить её.

Домашнее задание: Выучить новые правила, повторить все изученное о глаголе, сочинить сказку про глагол и оформить её.

Молодцы!

Молодцы!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!