• Знать: правила правописания Ь в глаголах на –ться и –тся; времена глаголов.
• Уметь: применять правило правописания Ь в начальной форме глагола на –ться; образовывать глагольные формы, основа которых оканчивается на шипящий с частицей –ся; различать форму наст./буд. времени 3 лица ед.ч. (на -тся) от начальной формы глагола (на -ться).
Этап урока, методы и приемы | Хроно метраж | Содержание урока | Формируемые УУД |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
I. Этап самоопределения к деятельности Слово учителя | 2 мин. | Приветствие. - Здравствуйте, ребята. - Мне бы хотелось, чтобы вы сегодня на уроке активно участвовали в процессе работы, полагаясь в большей степени на свои собственные знания и силы в познании русского языка и верили в себя. - Отступите 2 строки от последней записи, запишите сегодняшнее число и классная работа. | Готовят рабочее место, эмоционально настраиваются на урок. | К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
II. Актуализация знаний и мотивация Практический минутка чистописания Словесный: подводящий диалог | 5 мин. | - И начнем мы свою работу с минутки чистописания. Внимательно посмотрите на слайд. - Что записано? - Пропишите заглавную и строчную Уу до конца строчки. - На следующей строчке записываем слова: У заглавная – имя собственное, у – в начале слова, у – в середине слова, у – на конце слова. Один ученик выходит к доске, называет слова по порядку и записывает их. Все остальные прописывают эти слова в строчку у себя в тетради. - Открываем тетради для самостоятельных работ на странице 79, № 76. Читаем задание. - В этом упражнении мы будем работать с глаголами. Вспомним, что такое глагол? - Глаголы изменяются по…? - В предложении является…? - Молодцы. - Нужно вставить пропущенные буквы и подчеркнуть двумя чертами глагол в сложной форме будущего времени 1л. ед.ч. - Так же найдем личные местоимения. Над ними укажите лицо и число. - Молодцы. | Слушают учителя Соединение заглавной и строчной букв Уу Записывают слова Это самост. часть речи, которая обозначает действие предмета. В начальной форме отвечает на вопрос что делать?, что сделать?. Временам В настоящем и будущем времени изменяется по числам и лицам. В прошедшем времени – по числам, а в форме ед.ч. – по родам Сказуемым Буду водиться Она – 3л. ед.ч. Они – 3л., мн.ч. Я – 1л., ед.ч. | Р: саморегуляция. К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. П: логический анализ объектов с целью выделения признаков. |
III. Постановка учебной задачи Словесный беседа | 1 мин. | - Предположите какой будет тема нашего урока? - Итак, тема нашего урока «Глаголы как часть речи. Написание –ться и –тся в глаголах». - Какие цели вы поставите себе на этот урок? | Глаголы на –ться и –тся Вспомнить в каких случаях пишется Ь знак в глаголах | Л: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
IV. Открытие нового знания Словесный беседа Физминутка | 8 мин. | - Страница 162. Упражнение 168. Откройте Обратный словарь на –Я, на –ться. 1 вариант списывает в столбик первые 7 слов, 2 вариант списывает последние 7 слов. Выделите суффикс начальной формы, подчеркните частицу –ся. - Теперь с каждым словом напишите сначала форму наст.вр. 2го лица ед.ч. Выделите окончания и подчеркните частицу –ся. Устный разбор упражнения, после дети выходят к доске и разбирают по два слова. - Ребята, вы, наверное, устали. Давайте встанем и разомнемся. (видео) | Слушают учителя | К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Р: саморегуляция |
V. Первичное закрепление во внешней речи Наглядный работа с учебником Словесный: беседа | 5 мин. | - Упражнение 169. - Спишите поговорки, вставляя пропущенные буквы. Перед каждым глаголом записывайте в скобках вопрос. Устный разбор задания. После дети записывают упражнение в тетрадь. - В каких двух предложениях есть глаголы, в которых пишется Ь? Прочитайте их. Почему второй глагол в каждом из этих предложений пишется без Ь? | Читают, разбирают задание | Р: саморегуляция К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. |
VI.Самостоятельная работа с самопроверкой Практический тест | 4 мин. | Замени словосочетания одним словом. Запиши глаголы в н.ф. и в форме 3 л ед.ч. Проявлять стремление – стремиться (н.ф.), стемится (3л) Испытывать волнение Допускать ошибки Принять решение Чувствовать радость Вставьте Ь знак там, где это нужно. Не потрудит..ся, так и хлеба не добит..ся. Как шьет..ся, так и носит..ся. Кто много знает, с того много и спрашивает..ся. Дело мастера боит..ся. С тобой разговорит..ся, что меду напит..ся. | Выполняют тест Волноваться, волнуется Ошибаться, ошибается Решиться, решается Радоваться, радуется Ь, ь -,- - - ь, ь | Л: синтез. П: поиск и выделение необходимой информации. Р: саморегуляция. |
VII. Включение в систему знаний Практический: работа с правилом Практический лексический анализ | 7 мин. | - Вспомним с вами написание Ь на конце шипящих в глаголах. Посмотрите на слайд, 1 задание. - Прочитайте пословицы и поговорки. Устно задавайте вопросы к выделенным глаголам, чтобы определить, в какой форме они стоят в предложениях: в начальной, повелительной или в форме 2л. ед.ч. - Посмотрите на подсказку. - Следующее 2 задание. - Помогите с помощью вопросов и команд различить формы глаголов в предложениях. 1. Таня, Танечка, не плачь! 2. Надо бы испечь сладкий пирог! 3. Увеличь сумму в два раза. 4. Ей можно помочь. - 3 задание. Прочитайте устойчивые выражения. Все ли они понятны? - По цепочке объясните, почему нужен или не нужен Ь в словах, выделенных жирным шрифтом. - Запишите по два выражения, в которых глагол стоит: 1) в начальной форме; 2) в форме 2л. ед.ч.; 3) в П.Ф. | Выполняют задание, проговаривая пропущенные буквы. Во всех формах глагола после шипящих на конце основы и слова пишется Ь. Например: печь (нач.ф.), не плачь (П.Ф.), хочешь (2л. ед.ч.) Беречь пуще глаза своего; увлечь за собой Много на себя берешь; водой не разольешь Хоть плачь; хоть зарежь | К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. П: поиск и выделение необходимой информации. |
VIII. Рефлексия деятельности Словесный беседа | 2 мин. | - Вспомним еще раз тему нашего урока. - Какую цель мы ставили с вами в начале урока? Мы смогли достичь ее? - Какими знаниями вы можете поделиться по теме, которую мы сегодня изучали? - Теперь, пожалуйста, изобразите собой шкалу успеха. Покажите, насколько вы были успешны на уроке и чувствовали себя комфортно, научились применять свои знания. Если: • Слабо – сидите за партами. • Хорошо – просто стойте. • Отлично – стоя похлопайте в ладоши. - Считаю, что вы сегодня хорошо потрудились. Я рада, что в классе сегодня царила рабочая атмосфера, вы были активны и внимательны. Спасибо за урок! Домашнее задание РТ с.80 № 77 | Отвечают на вопрос Оценивают свою работу на уроке | Л: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. |
ФИ_______________________________________ Замени словосочетания одним словом. Запиши глаголы в н.ф. и в форме 3 л ед.ч. Проявлять стремление – стремиться (н.ф.), стемится (3л) Испытывать волнение - ______________________________ Допускать ошибки - _________________________________ Принять решение - __________________________________ Чувствовать радость - ________________________________ Вставьте Ь знак там, где это нужно. Не потрудит…ся, так и хлеба не добит…ся. Как шьет…ся, так и носит…ся. Кто много знает, с того много и спрашивает...ся. Дело мастера боит…ся. С тобой разговорит…ся, что меду напит…ся. | ФИ_______________________________________ Замени словосочетания одним словом. Запиши глаголы в н.ф. и в форме 3 л ед.ч. Проявлять стремление – стремиться (н.ф.), стемится (3л) Испытывать волнение - ______________________________ Допускать ошибки - _________________________________ Принять решение - __________________________________ Чувствовать радость - ________________________________ Вставьте Ь знак там, где это нужно. Не потрудит...ся, так и хлеба не добит…ся. Как шьет…ся, так и носит...ся. Кто много знает, с того много и спрашивает…ся. Дело мастера боит…ся. С тобой разговорит...ся, что меду напит…ся. |
ФИ_______________________________________ Замени словосочетания одним словом. Запиши глаголы в н.ф. и в форме 3 л ед.ч. Проявлять стремление – стремиться (н.ф.), стемится (3л) Испытывать волнение - ______________________________ Допускать ошибки - _________________________________ Принять решение - __________________________________ Чувствовать радость - ________________________________ Вставьте Ь знак там, где это нужно. Не потрудит...ся, так и хлеба не добит...ся. Как шьет...ся, так и носит...ся. Кто много знает, с того много и спрашивает...ся. Дело мастера боит…ся. С тобой разговорит…ся, что меду напит...ся. | ФИ_______________________________________ Замени словосочетания одним словом. Запиши глаголы в н.ф. и в форме 3 л ед.ч. Проявлять стремление – стремиться (н.ф.), стемится (3л) Испытывать волнение - ______________________________ Допускать ошибки - _________________________________ Принять решение - __________________________________ Чувствовать радость - ________________________________ Вставьте Ь знак там, где это нужно. Не потрудит…ся, так и хлеба не добит…ся. Как шьет…ся, так и носит…ся. Кто много знает, с того много и спрашивает…ся. Дело мастера боит…ся. С тобой разговорит…ся, что меду напит…ся. |