«Обозначение мягких и твердых согласных.Употребление гласных после шипящих букв и ц.»
Эт ап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И- индивидуальная, П-парная,Г- групповая | Дидактические средства, интерактивное оборудование | Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля | Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные(П- познавательные,Р-регулятивные, К-коммуникативные) | Личностные |
мотивация | Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к выполнению учебной задачи. | Методы:словесные. | -Прозвенел уже звонок, И позвал нас на урок. Будем мы читать, писать И пятёрки получать. -Здравствуйте, ребята! сегодня урок русского языка у вас проведу я. | Подготавливаются к уроку, проверяют свои места. | Ф | | | | Р: самостоятельно организовывать своё рабочее место; | положительное отношение к учёбе как интеллектуальному труду, принятие ценности познавательной деятельности; |
актуализация и пробное учебное действие | Организация актуализации ранее изученных способов действий, достаточных для построения новых знаний, | Методы:Словесные, практические Приёмы:беседа, объяснение,упражнение. | Минутка чистописания: -Все открыли тетради, записали сегодняшнее число, классная работа. -Ребята, давайте мы с вами пропишем букву Ж. -Давайте все вместе произнесем звук Ж. -Какой он? -Молодцы, ребята! -Давайте напишем несколько слов с этой буквой. (Журавли, жаба, лужи) -А последнее слово мне поможет кто-нибудь написать. -Ребята, какую же букву надо писать после буквы ж? -Да, правильно. -Давайте ещё раз скажем это правило. Жи-ши пиши с буквой И. Ча-ща пиши с буквой А. Чу-щу пиши с буквой У -Молодцы, давайте мы с вами закрепим это правило и выполним упражнение 9 ( устно: читаем слово, по правилу выбираем букву и определяем часть речи) | Записывают число и «Классная работа» Прописывают букву Ж во всю строчку и несколько слов с этой буквой Согласный, твердый, шипящий. Букву И Выполняют задание: Камыши(с), стрижи(с), чуткий(п), окружить(г), пищать(г), жизнь(с), машина(с), щупальцы(с), спешить(г), душистый(п), бежит(г), песчаный(п), чувство(с), участвует(г), щуплый(п). | Ф И | Презентация. Интерактивная доска. | Контроль учителя (опрос) | Различать и характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие); | Р:выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциям учителя; К:выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту; | Способность к обучению и познанию. |
выявление места и причины затруднения | Организация ситуации осознания учащимися цели урока – овладение конкретным умением. | Методы:словесные. Приём:беседа | -Ребята, посмотрите у меня на доске записаны два слова (птенцы, цифра) с пропущенными буквами после ц. -Как вы думаете какие буквы нам нужно туда поставить? -Почему же вы не смогли объяснить? -Каких знаний нам для этого не хватает? -Какую же цель мы поставим сегодня перед собой? | Затрудняются ответить Не хватает знаний для объяснений Как определить какую букву писать после ц. | Ф | Презентация. Интерактивная доска. | Контроль учителя (беседа) | Выявление места и причины затруднения | Р: в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу; | понимание ценности нравственных норм, закреплённых в языке народа, для жизни и здоровья человека, умение соотносить эти нормы с поступками как собственных, так и окружающих людей |
построение проекта выхода из затруднения | Обучение планированию действий по достижению цели. | Методы:словесные. Приём:беседа | -А что нам нужно сделать, чтобы достичь поставленной цели? -Давайте составим с вами план на сегодняшний урок: 1)Понаблюдать за словами и сравнить их. 2)Увидеть закономерность. 3) Сформулировать правило. 4) Сверить свой вывод с выводом, который дал учитель. 5)Научиться применять новое правило. 6) Выполнить предложенное задание. | Составляют план вместе с учителем. | Ф | Презентация. Интерактивная доска. | Контроль учителя (опрос) | Освоение учебного материала. | Р:понимать важность планирования работы; К:выражать свои мысли с полнотой и точностью, соответствующими возрасту; | Формирование границ собственного знания и «незнания». |
реализация проекта | Открытие и освоение нового знания и способа действий. | Методы:словесные,практические. Приём: беседа, объяснение, упражнение. | -Ребята, посмотрите на упражнение 11 стр. 47. Давайте его прочитаем и сравним записи слов в колонках. -Как вы думаете, почему во втором столбике выделены гласные буквы после ц? -Давайте произведем звуковую запись последнего слова второго столбика (цирк) -Что же вы видите? -А какие гласные могут употребляться после всегда твердого [ц]? Запомните! Звук [ц] всегда твёрдый, парного согласного у него нет, поэтому после ц пишутся а, о, у и никогда не пишется я, ю. Правописание букв ы и и после ц подчинено сложному правилу. И - в корне слова: цирк, циркуль. Ы - в окончаниях существительных и прилагательных. Но также есть и слова-исключения, где пишется в корне слова буква Ы: « Цыган на цыпочках привстал, и он цыпленку-"цыц" сказал» Это вам нужно запомнить! | Выполняют упражнение. Производят звуковую запись слова[ цырк] Звучание слово не совпадает с его написанием. И,О,А. | Ф И | Учебник | Контроль учителя (опрос) | Осознавать взаимосвязь в слове значения и формы его выражения (звуковой, буквенной); осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, предлоги); | Р:осмысленно выбирать способ действия при решении орфографической задачи . П:строить модели слова (звуковые и буквенные), схему предложения; | Готовность к обучению. |
первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Формирование умений применять новое знание и способ действий при решении типовых заданий. | Методы:словсеные, практические. Приёмы:упражнение, беседа | -Давайте выполним упражнение 12.Запишем слова иноязычного происхождения и подчеркнем ци. -А что значит слова иноязычного происхождения? -Хорошо, давайте запишем слова. -Значение каких слов вам неизвестно? -А где бы вы могли узнать, уточнить их значение? -Давайте уточним лексическое значение каждого слова. ЦИкл-Совокупность явлений, процессов, составляющая кругооборот в течение определенного промежутка времени МотоцИкл-Двухколесный механический экипаж, вроде велосипеда, снабженный двигателем внутреннего сгорания ЦИтрусы-Вечнозеленые плодовые растения, к которым относятся лимон, апельсин и др. СтАнция-Пункт остановки на больших дорогах, почтовых трактах АттракциОны-сооружение или устройство, созданное для развлечений ЦИркуль- Инструмент для вычерчивания окружностей НастУрция-Однолетнее садовое травянистое растение с яркими красно-желтыми цветками НарцИсс-Садовое луковичное растение с белыми или желтыми цветками ИллюминАция-яркое, декоративное освещение зданий, улиц ЭнциклопЕдия-Научно-справочное издание - обычно в форме словаря - по всем или отдельным отраслям знания Упражнение 14(устно) -Ребята, посмотрите упражнение 14. Какие цирковые аттракционы вам нравятся? -А у меня есть несколько примеров тоже. Давайте посмотрим.(на слайде появляются примеры) | Выполняют упражнение. это такие слова, которые изначально появились в иностранном языке. В толковом словаре. Клоуны, воздушные гимнасты. | Ф И | Учебник, презентация. Интерактивная доска. | Контроль учителя (опрос) Самоконтроль (письменная работа) | Применять правила правописания | Р: Выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциям учителя; П:осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя различные справочные материалы: толковые словари, детские энциклопедии и др.; | адекватное восприятие оценки собственной деятельности, данной одноклассниками, учителем, умение признавать собственные ошибки. |
с амостоятельная работа с проверкой по эталону | Формирование умения самостоятельно применять новый способ действий и проводить рефлексию учебного умения. | Методы:словесные,наглядные, практические. Приёмы:беседа, упражнение,опрос. | -Посмотрите внимательно на слайд.Здесь записаны слова с пропущенной орфограммой.Вам нужно записать эти слова, вставив нужную букву. Огурц..., ц...ркуль, ц...пленок, ц...трус, ножниц..., яйц..., овц...,ц...рк, ц...ган, ц...на. -Готовы? Давайте проверим.Я называю слово, а вы по поднятой руке говорите какую букву вы поставили. -У кого есть ошибки? Значит вам нужно быть внимательными и дома потренироваться писать эти слова. -Ребята, давайте вернемся к нашим словам, которые были в начале урока( птенцы, цифра). -Какие же мы буквы теперь тут поставим? -Достигли ли мы поставленной цели урока? | Выполняют самостоятельную работу Называют слово и букву, которую поставили: Огурцы, циркуль, цыпленок, цитрус, ножницы, яйцо, овца, цирк, цыган, цена. Е ,И Да | Ф И | Презентация. Интерактивная доска. | Контроль учителя (опрос) Самоконтроль (письменная работа) | Использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме; | Р: Осуществлять само- и взаимопроверку, используя способ слияния своей работы с заданным эталоном; П: находить, сравнивать, классифицировать: орфограммы в корне слова, части речи; | Адекватное восприятие оценки собственной деятельности, данной одноклассниками, учителем, умение признавать собственные ошибки. |
включение в систему знаний и повторение | Включение нового способа действий в систему знаний. | Методы:словесные,практические. Приёмы:упражнение, беседа. | -Давайте выполним упражнение 13. Спишем текст и подчеркнём в словах гласные ы-и после ц. | Выполняют задание. | Ф | Учебник | | Пи работе над ошибками осознавать причины появления ошибки; | П-овладение учебным действием с изученной орфограммой К-формулировать собственное мнение и аргументировать его Р-понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи | Выполнение заданий на саморазвитие. |
рефлексия учебной деятельности | Организация самооценки учащимися результатов учебной деятельности. | Методы:словесные. Приёмы:беседа. | -Итак что нового мы узнали сегодня на уроке? -Чему вы сегодня научились? -Какие слова исключения вы запомнили? -Молодцы! -У вас у каждого на столах лежат листочки с изображением солнышка и тучи. Кому понравилось то, как он работал на уроке и все понял выбирают солнышко, те, кто что-то не понял или что-то не получилось выбирают тучу. | Отвечают на вопросы учителя. | Ф | | Контроль учителя (беседа) | Достижение поставленной цели урока. | Р:оценивать правильность выполнения своих учебных действий; | Выполнение оценки деятельности на уроке. |