СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка на тему: «Состав слова. Распознавание значимых частей слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка на тему: «Состав слова. Распознавание значимых частей слова

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка на тему: «Состав слова. Распознавание значимых частей слова»

Состав слова. Распознавание значимых частей слова

Цели: развивать умения распознавать однокоренные слова, определять значимые части в слове, выполнять словообразова­тельный анализ слов; уточнить представление об окончании и его роли в слове; совершенствовать навыки правописания родовых окончаний прилагательных.

Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и фор­мулирование познавательной цели; моделирование; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с за­данным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения мате­риала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Урок 26. Состав слова. Распознавание значимых частей слова

93

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте пары слов. Докажите, что это однокоренные слова.

— Как образовались выделенные слова?

— Объясните правописание слов с орфограммами.'

(Два ученика выполняют на доске разбор слов по составу.)

III. Актуализация знаний

— Подберите к данным существительным подходящие по смыслу имена прилагательные с непроизносимыми со­гласными, а к прилагательным — имена существительные с непроизносимыми согласными.

Писатель, небо, крутая, цветы, горячее, человек, весёлый, час, силь­ное, сельская.

(Проверка. Один ученик читает, другие сигнальными карточ­ками показывают верное написание.)

IV. Работа по теме урока

1. Игра «Доскажи словечко»

(Учитель читает стихотворение. Учащиеся называют недо­стающие слова и записывают их в тетрадь.)

Знает наша детвора:

Прятки — лучшая... (игра).

Всех ребят хотим собрать,

В прятки будем мы... (играть).

Наш щенок такой шалун,

Забияка и... (игрун).

Мой котёнок шаловливый Очень ласковый,... (игривый).

У малышки погремушка,

Очень шумная... (игрушка).

— Прочитайте слова, которые вы записали. Как они называ­ются? (Родственные, или однокоренные.)

— Найдите общую часть родственных слов. Как она называется?

— С помощью каких значимых частей образовались эти слова?

— Какие ещё значимые части слова вы знаете? Дайте их опре­деления.

— Как найти корень в слове?

— Как определить, являются ли слова однокоренными?

2. Работа по учебнику Упр. 82 (с. 53).

(Работа в парах. Далее коллективное обсуждение.)

94

Слово в языке и речи

— Все ли слова, в которых выделена общая часть -вод- явля­ются однокоренными?

— На сколько групп можно разделить эти слова? (На две.)

— Назовите слова, образованные от слова вода. (Вода, водово­рот, водопровод.)

— Назовите слова, образованные от слова водить. (Провода, подвода, завод, небосвод, водопровод, водят, хоровод.)

(Самостоятельное выполнение письменных заданий: про­граммный уровень — б, уровень повышенной сложности — а. Коллективная проверка, самооценка.)

Упр. 83 (с. 54).

— Прочитайте предложения выразительно.

— Найдите слова, которые употреблены в переносном значе­нии. (Осень ходит, осень развешивает, хрустальные паутины, убирает в золото.)

— Найдите в предложениях грамматические основы.

— Назовите в каждом предложении однородные члены.

— Выполните письменные задания к упражнению.

— Какие окончания вы выделили в словах первого предло­жения?

— Какую роль играют окончания в словосочетании и предло­жении?

— Назовите части слова хрустальные.

Дополнительное задание: соотнести схемы с предложениями, составить к каждой схеме своё предложение.

0,0. 0,0,0.

(Взаимопроверка, самооценка.)

V. Физкультминутка

VI. Закрепление изученного материала

Работа по учебнику

Упр. 84 (с. 54).

— Прочитайте.

— Какая значимая часть слова служит для связи слов в слово­сочетании и предложении? (Окончание.)

— Как проверить окончание имени прилагательного? (По име­ни существительному.)

— Выполните задания.

— Прочитайте словосочетания. Объясните правописание окончаний имён прилагательных.

(Самооценка.)

v'iн .i 7 Состав слова. Распознавание значимых частей слова

95

VII. Рефлексия

ГнГнп а по карточкам

11рочитайте стихотворение. Выпишите однокоренные сло­на, выделите в них корень.

В лес позвал друзей Антон,

Там лесник построил дом.

На лесной в цветах опушке Новая с резьбой избушка.

Лесоруб спилил для дома Крепких лиственничных брёвен.

Лесовоз доставил к месту.

Мы смотрели с интересом.

Показал лесник лесок,

Что подходит для досок,

Где растут тетрадки, книжки И игрушки ребятишкам.

Под травинкой пел сверчок,

Прыгал с ним лесовичок.

Подружились с ним мы в чаще.

Пригласил ходить почаще.

Возвращались перелеском,

Лес будили песен всплеском.

И. Расулова «Грамматика в стихах»

(Взаимопроверка.)

Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

Из каких значимых частей состоят слова?

11о каким признакам можно определить однокоренные слова? Какова роль окончания в слове?

Домашнее задание

Упр. 85 (с. 54), выучить одну скороговорку.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!