Состав слова. Распознавание значимых частей слова
Цели: развивать умения распознавать однокоренные слова, определять значимые части в слове, выполнять словообразовательный анализ слов; уточнить представление об окончании и его роли в слове; совершенствовать навыки правописания родовых окончаний прилагательных.
Формируемые УУД: п. - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; моделирование; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Урок 26. Состав слова. Распознавание значимых частей слова
93
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
— Прочитайте пары слов. Докажите, что это однокоренные слова.
— Как образовались выделенные слова?
— Объясните правописание слов с орфограммами.'
(Два ученика выполняют на доске разбор слов по составу.)
III. Актуализация знаний
— Подберите к данным существительным подходящие по смыслу имена прилагательные с непроизносимыми согласными, а к прилагательным — имена существительные с непроизносимыми согласными.
Писатель, небо, крутая, цветы, горячее, человек, весёлый, час, сильное, сельская.
(Проверка. Один ученик читает, другие сигнальными карточками показывают верное написание.)
IV. Работа по теме урока
1. Игра «Доскажи словечко»
(Учитель читает стихотворение. Учащиеся называют недостающие слова и записывают их в тетрадь.)
Знает наша детвора:
Прятки — лучшая... (игра).
Всех ребят хотим собрать,
В прятки будем мы... (играть).
Наш щенок такой шалун,
Забияка и... (игрун).
Мой котёнок шаловливый Очень ласковый,... (игривый).
У малышки погремушка,
Очень шумная... (игрушка).
— Прочитайте слова, которые вы записали. Как они называются? (Родственные, или однокоренные.)
— Найдите общую часть родственных слов. Как она называется?
— С помощью каких значимых частей образовались эти слова?
— Какие ещё значимые части слова вы знаете? Дайте их определения.
— Как найти корень в слове?
— Как определить, являются ли слова однокоренными?
2. Работа по учебнику Упр. 82 (с. 53).
(Работа в парах. Далее коллективное обсуждение.)
94
Слово в языке и речи
— Все ли слова, в которых выделена общая часть -вод- являются однокоренными?
— На сколько групп можно разделить эти слова? (На две.)
— Назовите слова, образованные от слова вода. (Вода, водоворот, водопровод.)
— Назовите слова, образованные от слова водить. (Провода, подвода, завод, небосвод, водопровод, водят, хоровод.)
(Самостоятельное выполнение письменных заданий: программный уровень — б, уровень повышенной сложности — а. Коллективная проверка, самооценка.)
Упр. 83 (с. 54).
— Прочитайте предложения выразительно.
— Найдите слова, которые употреблены в переносном значении. (Осень ходит, осень развешивает, хрустальные паутины, убирает в золото.)
— Найдите в предложениях грамматические основы.
— Назовите в каждом предложении однородные члены.
— Выполните письменные задания к упражнению.
— Какие окончания вы выделили в словах первого предложения?
— Какую роль играют окончания в словосочетании и предложении?
— Назовите части слова хрустальные.
Дополнительное задание: соотнести схемы с предложениями, составить к каждой схеме своё предложение.
0,0. 0,0,0.
(Взаимопроверка, самооценка.)
V. Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упр. 84 (с. 54).
— Прочитайте.
— Какая значимая часть слова служит для связи слов в словосочетании и предложении? (Окончание.)
— Как проверить окончание имени прилагательного? (По имени существительному.)
— Выполните задания.
— Прочитайте словосочетания. Объясните правописание окончаний имён прилагательных.
(Самооценка.)
v'iн .i 7 Состав слова. Распознавание значимых частей слова
95
VII. Рефлексия
ГнГнп а по карточкам
11рочитайте стихотворение. Выпишите однокоренные слона, выделите в них корень.
В лес позвал друзей Антон,
Там лесник построил дом.
На лесной в цветах опушке Новая с резьбой избушка.
Лесоруб спилил для дома Крепких лиственничных брёвен.
Лесовоз доставил к месту.
Мы смотрели с интересом.
Показал лесник лесок,
Что подходит для досок,
Где растут тетрадки, книжки И игрушки ребятишкам.
Под травинкой пел сверчок,
Прыгал с ним лесовичок.
Подружились с ним мы в чаще.
Пригласил ходить почаще.
Возвращались перелеском,
Лес будили песен всплеском.
И. Расулова «Грамматика в стихах»
(Взаимопроверка.)
Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
Из каких значимых частей состоят слова?
11о каким признакам можно определить однокоренные слова? Какова роль окончания в слове?
Домашнее задание
Упр. 85 (с. 54), выучить одну скороговорку.