СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка на тему "Спряжение глаголов в будущем времени" (4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка на тему "Спряжение глаголов в будущем времени" (4 класс)»

Конспект урока русского языка

Тема: «Спряжение глаголов в будущем времени»

Тип урока: открытия нового знания.

Цель: сформировать представление о спряжении глаголов в будущем времени.

Задачи:

  • образовательные:

знать правило спряжение глаголов в будущем времени;

уметь спрягать глаголы в будущем времени;

  • развивающие:

развивать мыслительные операции: анализ, синтез, классификация, обобщение;

развивать память, мышление, речь;

  • воспитательные:

воспитывать ценностное отношение к русскому языку;

воспитывать уважительное отношение друг к другу.

Оборудование:

  • интерактивная доска;

  • меловая доска;

  • рабочая программа УМК «Перспектива»;

  • учебник по русскому языку УМК «Перспектива», 4 класс, 2 часть;

  • карточки;

  • презентация.



Планируемые результаты

Личностные:

формировать первоначальные представления о научной картине мира;

проявлять познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании;

Метапредметные:

Познавательные:

с помощью педагогического работника формулировать цель, планировать изменения объекта, ситуации;

определять существенный признак для классификации, осуществлять классификацию.

Коммуникативные:

проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;

признавать возможность существования разных точек зрения;

корректно и аргументированно высказывать свое мнение;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по ее достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы.

Регулятивные:

планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;

выстраивать последовательность выбранных действий;

корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок.

Предметные:

способствовать осознанию правильной устной и письменной речи как показателя общей культуры человека;

содействовать овладению основными видами речевой деятельности на основе первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка.


Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечание

1. Органи-зационный момент

- Ребята, давайте встанем, поприветствуем друг друга.

- Тихо присаживаются девочки.

- Ещё тише присаживаются мальчики.

- Ребята, проверьте, всё ли необходимое лежит у вас на партах. Сейчас у нас урок окружающего мира. Сегодня на уроке вам понадобятся учебники, тетради, дневники и пеналы. Также у вас должны лежать карточки. Уберите всё лишнее со стола.

Приветствие учителя.


Присаживаются девочки.

Присаживаются мальчики.

Самопроверка готовности к уроку.


2. Мотивация к учебной деятельно-сти

- Русский писатель А. И. Куприн считал, что «русский язык в умелых руках и в опытных устах — красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен». Как вы думаете, почему?

- Что же нужно сделать человеку, чтобы уметь владеть русским языком?

- Давайте же сегодня продолжим учиться пользоваться нашим великим и могучим русским языком.

- Чтобы русский язык звучал красиво, нужно использовать его правильно и умело, для этого нужно учиться владеть речью.



- Учиться им пользоваться.



На слайде цитата

3. Актуали-зация знаний и пробное учебное действие

- С какой частью речи мы работали на последних уроках?

- Что такое глагол?



- Верно, мы обращались к спряжению глаголов. Какие спряжения существуют?

- Как определить спряжение глагола?






- Ребята, давайте с вами попробуем заполнить таблицу. Посмотрите, нужно дополнить таблицу примерами спряжения глаголов в будущем времени. Часть примеров уже есть, нам нужно заполнить оставшуюся часть.

- Сначала разберёмся с глаголами первого спряжения. Давайте сначала разберёмся с первым глаголом. Как этот глагол будет звучать в неопределённой форме?

- Давайте проспрягаем его.


- Отлично, а теперь давайте попробуем проспрягать второй глагол. Какой это глагол?

- Так, как же будет выглядеть таблица?


- Отлично, теперь то же самое сделаем с глаголами второго спряжения.

- С глаголом.


- Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать?

- 1 и 2.


- Нужно поставить глагол в неопределённую форму, если глагол оканчивается на –ить – это глагол 2 спряжения, если нет – 1 спряжения. Если окончание ударное, то можно определить по окончанию, в окончаниях первого спряжения обычно стоят буквы у/ю, а второго – а/я.






- Прийти.




- Приду, придём, придёшь, придёте, придёт, придут.

- Уколоть.


- Уколю, уколем, уколешь, уколете, уколет, уколют.

- Построить: построю, построим, построишь, построите, построит, построят.

- Вылечить: вылечу, вылечим, вылечишь, вылечите, вылечит, вылечат.














На слайде таблица со страницы 100

Разноуровневое задание: применение в знакомых условиях

4. Выявление места и причины затруднения

- Молодцы, а теперь давайте попробуем полностью самостоятельно разобраться с ещё парой глаголов. Первый – идти. Что сначала определяем?

- Давайте проспрягаем.


- Так, следующее слово – строить. Какое спряжение?

- Давайте проспрягаем.


- Ребята, что вы заметили?


- Как вы думаете, почему так произошло?

- Может, есть какое-то правило?

- Как вы думаете, что мы сегодня узнаем на уроке?

- Спряжение. Идти – 1 спряжение, так как глагол не заканчивается на –ить в неопределённой форме.


- Буду идти, будем идти, будешь идти, будете идти, будет идти, будут идти.

- 1, так как в неопределённой форме глагол оканчивается на –ить.

- Буду строить, будем строить, будешь строить, будете строить, будет строить, будут строить.

- В этих словах появляется глагол «быть» в разных формах.

Затруднение.

- Наверное, есть.

- Познакомимся с этим правилом.


5. Построение проекта выхода из затруднения

- Как же будет звучать тема нашего урока?

- Хорошо, какую поставим цель?


- Что нам для этого понадобится узнать?


- А чему научиться?

- Это будут наши задачи, наш план, который поможет нам достичь цели.

- Спряжение глаголов в будущем времени.

- Познакомиться с тем, как спрягать глаголы в будущем времени.

- Узнать о правиле, как спрягать глаголы в будущем времени.

- Спрягать глаголы в будущем времени.



6. Реализация построенного проекта

- Давайте с вами посмотрим и определим, в каких случаях появился дополнительный, то есть вспомогательный глагол «быть».

- Как вы думаете, а можем ли мы убрать этот глагол?

- Почему?

- Давайте попробуем поставить глагол «идти» в будущее время 1 лица единственного числа, не используя глагол «быть».

- Ребята, дело в том, что определённая группа глаголов не может образовать формы будущего времени просто так, им нужен помощник – вспомогательный глагол «быть». Посмотрите и поймите, что происходит с глаголом быть во всех случаях?

- Верно, с такими глаголами вспомогательный глагол «быть» сам изменяет свою форму, берёт на себя эту роль. А в случаях, где нет глагола «быть», что меняет свою форму?

- Давайте же попробуем понять, каким глаголам нужен глагол «быть». Посмотрите на них. Заметили ли вы что-то общее?

- Ребята, а попробуйте к каждому глаголу в неопределённой форме задать вопрос.

По ходу ответов фиксирует на слайде вопросы к глаголам.

- Что вы заметили?






- Какой же можно сделать вывод?




- Где мы можем проверить, правильно ли мы определили правило спряжения глаголов в будущем времени?

- Откройте учебники на странице 100 и прочтите правило в рамке.

- Ребята, сделайте вывод.

- Давайте с вами в этом убедимся на примере. Устно выполним упражнение 158. прочтите задание.

- Итак, давайте сразу определим, к какой группе будет относиться каждый из глаголов?

- Давайте проспрягаем эти глаголы в будущем времени.



- Что же у нас получилось?

- Отлично. Что мы с вами узнали?

- Как же нам научиться использовать это правило?

- Сначала сделаем физминутку.




- Нет.


- Будет непонятен смысл.

- Не получается.



- Он меняет свою форму.






- Само изменяющееся слово.




- Нет.



Задают вопросы к глаголам.




- Глаголы, которые отвечают на вопрос «Что сделать?», спрягаются в будущем времени без вспомогательного глагола «быть». А те глаголы, которые отвечают на вопрос «Что сделать?», спрягаются в будущем времени с добавлением глагола «быть».

- Когда мы спрягаем глаголы, нужно сначала определить, на какой вопрос они отвечают. Если глагол отвечает на вопрос «Что сделать», то вспомогательный глагол «быть» не требуется.

- В учебнике.



Читают правило.


- Мы оказались правы.

Читают задание.



- Читать отвечает на вопрос «Что делать?», а прочитать – «Что сделать?».

- Буду читать, будем читать, будешь читать, будете читать, будет читать, будут читать.

- Прочитаю, прочитаем, прочитаешь, прочитаете, прочитает, прочитают.

- Правило работает.

- Как спрягать глаголы в будущем времени.

- Выполнить упражнения.








































Учебник



Разноуровневое задание: понимание









Физминутка

- А теперь, ребята, встали,

Руки быстро вверх подняли,

Руки в стороны, вперёд,

Влево, вправо поворот,

Пальцы тоже разомнём,

Скоро мы писать начнём.

- Присаживайтесь.

Выполняют.






Присаживаются.


7. Первичное закрепление с проговари-ванием во внешней речи

- Откройте тетради, отступите 2 строки, запишите число, классная работа.

- Сядьте прямо, пишите аккуратно.

- Выполняем письменно упражнении 159. ..., выходи к доске. Будем по одному предложению выполнять у доски.

Контролирует, исправляет ошибки, обращает внимание на необходимость комментировать выполнение задания, хвалит.















- Выполним далее упражнение 160. Вам нужно вставить на месте пропусков букву ю(у) или я(а). От чего это будет зависеть?

- Обязательно подписываем спряжение глаголов. ..., выходи к доске.



Контролирует, указывает на ошибки, задаёт уточняющие вопросы, указывает на необходимость комментирования, оценивает выполнение задания.






- А теперь я предлагаю вам подчеркнуть все глаголы в будущем времени зелёным цветом.

- Какие глаголы вы подчеркнули?

- На какой вопрос отвечает неопределённая форма этих глаголов?

- Как образовано будущее время?

Оформляют тетради.



Работают в тетрадях.

- Весной у американского лося отрасли новые рога. Нужно изменить выделенное слово – отрасли. К слову «отрасти» можно задать вопрос «Что сделать?», значит в будущем времени не требуется глагол «быть». Отрасти – 1 спряжение. Рога (Что сделают?) отрастут, окончание -ут. Записываю: Весной у американского лося отрастут новые рога. Подписываю над словом «отрастут» спряжение – 1.

Аналогично с другими предложениями.

Весной у американского лося отрастут (1 спр.) новые рога. Они станут (1 спр.) на два рожка больше, чем прежние. Со временем их размах достигнет (1 спр.) трёх метров. К концу лета мягкая оболочка рогов начнёт (1 спр.) шелушиться. Лось счистит (1 спр.) её о стволы деревье. С помощью рогов лось будет сражаться (1 спр.) с другими самцами - своими соперниками. Зимой рога у лося отпадут (1 спр).

- От спряжения: 1 спряжение – у или ю, 2 спряжение – а или я.


Работают в тетрадях.

- Ветры веют. Неопределённая форма – веять, 1 спряжение. Значит пишу окончание –ют. Подписываю спряжение.

Аналогично с другими предложениями.

Ветры веют (1 спр.). Снега скоро растают (1 спр.). Повара готовят (2 спр.) пищу. Собаки лают (1 спр.). Первоклассники выучат (2 спр.) алфавит. Кузнечики стрекочут (1 спр.). Поезда грохочут (1 спр.). Волны вспенятся (2 спр.). Птицы кормят (2 спр.) своих птенцов. Люди борются (1 спр.) за счастье. Мастера построят (2 спр.) красивые дома. Дети вылепят (2 спр.) снеговика.

Подчёркивают.


- Растают, выучат, вспенятся, построят, вылепят.

- Что сделать?


- Без вспомогательного глагола.

Тетради



Разноуровневое задание: понимание



































Разноуровневое задание: узнавание

8. Самостоя-тельная работа с са-мопроверкой по эталону

- Возьмите карточки, выполните задание: вам нужно распределить глаголы на 2 группы.


- Проверьте себя по эталону.

- Поднимите руки те, у кого нет ошибок.

- Молодцы! Вы отлично усвоили новый материал. те, у кого были ошибки, не расстраивайтесь. Дома ещё раз повторите правило, всё обязательно получится.

- Какие были ошибки?


- Как нужно было сделать?


- У кого остались вопросы, подойдите на перемене.

Работают в карточках.



Самопроверка по эталону.

Поднимают руки.





- Неправильно определил вопрос, на который отвечает глагол «прийти».

- Что сделать? прийти. Не нужен вспомогательный глагол.

Карточки

Разноуровневое задание: понимание

На слайде:

1. Говорить, читать, идти, бежать, видеть, знать, варить, клеить, сеять, фотографировать.

2. Сказать, прочитать, прийти, прибежать, увидеть, узнать, сварить, заклеить, посеять, сфотографировать.

9. Включение в систему знаний и повторение

- Возвращаемся к нашим учебникам. Сейчас мы работаем с упражнением 162. Прочтите задание.

- Итак, читаем слова в первом предложении.


- Какое предложение получится?


- Почему именно так спрягается глагол?



- ..., иди к доске. Записываем.

Контролирует, указывает на ошибки, напоминает о необходимости комментировать, оценивает выполнение задания.



- Так, следующее предложение.

Аналогично с другими предложениями.

- Ребята, о ком шла речь в предложениях?

- Как мы должны к ним относиться?

- Что мы можем для них сделать?

Читают задание.



- Орлы, охранять, свой, территория, от, другой, орлы.

- Орлы будут охранять свою территорию от других орлов.

- Охранять – отвечает на вопрос «Что делать», значит используем в форме будущего времени с вспомогательным глаголом «быть».

Работают в тетрадях.

- Записываю предложение. Охранять – 1 спряжение. Окончание -ть. Имена существительные: орлы, территорию, орлов. Орлы – И.п., окончание -ы, территорию – В.п., окончание -ю, орлов – Р.п., окончание -ов.

Читает.


- О птицах.

- Бережно.

- Кормушки, покормить их, не трогать их гнёзда.

Разноуровневое задание: применение в знакомых условиях

10. Рефлексия

- Наш урок подходит к концу. Давайте вспомним, какой теме он был посвящён?

- Какую цель мы поставили?

- Как вы считаете, достигли мы её?

- Давайте посмотрим на план, наши задачи, все ли мы выполнили?

- Как же спрягать глаголы в будущем времени?





- Ребята, посмотрите на доску, я предлагаю вам закончить следующие предложения.



- Спряжение глаголов в будущем времени.


- Познакомиться с правилом.

- Да.

- Все задачи достигли.


- Сначала нужно понять, на какой вопрос отвечает глагол. Если на вопрос «Что делать?», то нужен вспомогательный глагол «быть», который будет менять форму. Если на вопрос «Что сделать?», то вспомогательный глагол не нужен.

- Теперь я знаю, как правильно спрягать глаголы в будущем времени.

- Теперь я могу использовать это правило.

- У меня всё получилось.

- Было сложно составлять предложения.





Задачи на слайде







На слайде:

Теперь я знаю ...

Теперь я могу ...

У меня получилось ...

Было сложно ...

11. Дом. задание

- Ребята, вы молодцы, сегодня мы с вами очень хорошо поработали, узнали о том, как спрягать глаголы в будущем времени.

- Открывайте дневники, записывайте домашнее задание: страница 102 упражнение 161.

Записывает на доске.

- Вам нужно ещё раз повторить правило на странице 100, списать текст и вставить правильные буквы. Также есть дополнительное задание: подчеркнуть главные члены предложения. Что это такое?

- Вы сегодня хорошо работали, за работу на уроке ... получает ..., подойдите ко мне с дневниками. На этом наш урок окончен. Всем спасибо за работу!




Записывают домашнее задание.



- Подлежащее и сказуемое.




Дневники

Карточки


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!