СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку в 4 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Спряжение глаголов в будущем времени»

Цели:

  • сформировать понятие о двух формах будущего времени глаголов – простом и сложном, умение различать их и ставить вопросы, умение спрягать глаголы будущем времени; совершенствовать умение различать спряжения глаголов, правильно писать безударные личные окончания глаголов по 3му лицу множественного числа глаголов;
  • развивать мышление, память, внимание; умение анализировать, рассуждать, делать выводы; орфографическую зоркость и связную устную речь;
  • воспитывать аккуратность, трудолюбие, самоконтроль, дисциплинированность; умение видеть прекрасное, чувствовать природу, умение ценить друзей и дорожить дружбой.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку в 4 классе»

Русский язык

Тема: «Спряжение глаголов в будущем времени»

Цели:

  • сформировать понятие о двух формах будущего времени глаголов – простом и сложном, умение различать их и ставить вопросы, умение спрягать глаголы будущем времени; совершенствовать умение различать спряжения глаголов, правильно писать безударные личные окончания глаголов по 3му лицу множественного числа глаголов;

  • развивать мышление, память, внимание; умение анализировать, рассуждать, делать выводы; орфографическую зоркость и связную устную речь;

  • воспитывать аккуратность, трудолюбие, самоконтроль, дисциплинированность; умение видеть прекрасное, чувствовать природу, умение ценить друзей и дорожить дружбой.

Оборудование: таблица спряжения глаголов, карточки глаголами в простой и сложной будущей форме глаголов, фотографии росы на траве.



Ход урока.

  1. Организационный момент.
    Приветствие, настрой на работу, оформление работы в тетради.

  2. Актуализация знаний.
    Минутка чистописания.
    Пословица.
    Вдруг другом не станешь.

    Работа с пословицей.
    – Как вы понимаете смысл пословицы?


Фронтальный опрос.
– Найдите глагол.
Что называется глаголом? Глагол – это…
– Определите время глагола.
Сколько времен у глаголов? 3 времени… Будущее.
– Как изменяются глаголы в будущем времени? По лицам и числам.
– Определите лицо и число глагола. 2ое лицо, ед. число.
– Как называется изменение глаголов по лицам и числам? Спряжением…
– Что такое спряжение? Спряжение – это…
– Сколько спряжений в русском языке? Два спряжения: 1 и 2.
– Как определить спряжение глагола? По личному окончанию.
– Какого спряжения глагол «станешь»? 1 спряжения.

  1. Сообщение темы и целей урока.
    – Как вы думаете, о глаголах какого времени будем говорить на уроке. О глаголах будущего времени.
    Тема урока: «Спряжение глаголов в будущем времени».
    Сегодня на уроке мы познакомимся с двумя формами будущего времени; узнаем, как они образуется; научимся спрягать глаголы в будущем времени.

  2. Изучение нового материала.

    – В русском языке существует 2 формы будущего времени: ПРОСТАЯ и СЛОЖНАЯ формы.

    ПРОСТОЕ СЛОЖНОЕ

    – Глаголы в простом будущем времени отвечают на вопрос «что сделать?»
    Что сделать?

    – С такими глаголами мы уже сталкивались. Приведите примеры.
    Задаю детям вопрос «что сделать?»,
    они отвечают глаголами.

    – Давайте проспрягаем глагол «спеть» и посмотрим, как он изменяется.

    Я спою
    Ты спо
    ешь
    Он спо
    ет
    Мы спо
    ем
    Вы спое
    те
    Они спо
    ют

    – Что происходит с окончанием глагола? Оно изменяется.

    При спряжении глагола в простом будущем времени изменяется его окончание.

    – Проговорите это правило в парах. Работа в парах.

    Проверка восприятия.
    – На какой вопрос отвечают глаголы в ПБВ?
    – Что происходит с окончаниями таких глаголов при спряжении?


    ПРОСТОЕ СЛОЖНОЕ
    Что сделать?


    Сложное будущее время глагола образуется с помощью глагола «БЫТЬ» и неопределенной формы (начальной формы) глагола.
    – Что такое НФ глагола? НФ глагола – это …
    Быть + НФ
    – Как образуется СБВ?

    – Давайте проспрягаем глагол «петь» в СБВ.
    Дети задают вопросы и спрягают.

    Я пою, буду петь.
    Ты по
    ешь, будешь петь.
    Он по
    ет, будет петь.
    Мы по
    ем, будем петь.
    Вы пое
    те, будете петь.
    Они по
    ют, будут петь.

    – Обратите внимание, как изменяется окончание при спряжении глаголов в СБВ? Изменяется только окончание у глагола «быть».

    При спряжении глаголов в сложном будущем времени изменяется только окончание глагола «быть», а НФ глагола не изменяется.

    – Проговорите это правило в парах. Работа в парах.

    Проверка восприятия.
    – Как образуется СБВ?
    – На какой вопрос отвечают глаголы в СБВ?
    – Что происходит с окончаниями таких глаголов при спряжении?







  3. Закрепление.
    Работа по учебнику.
    Стр. 131 № 414. Напиши глаголы в будущем времени
    в 3 лице мн. числе.

    Цвести, расти, попросить, отвечать, кричать, варить, отправлять, позвать, спросить, описать.

    – Мы будем их записывать в 2 столбика.
    Дети по цепочке выходят к доске, задают вопрос и образуют простое и сложное будущее время глаголов.

    Простое Сложное
    зацветут будут цвести
    вырастут будут расти
    попросят будут просить...

    Стр. 131 № 415. Выпиши глаголы будущего времени.
    Поставь к ним вопросы. Выдели окончания.
    Назови форму будущего времени глагола.
    Определи спряжение глаголов.

-Как определить спряжение глагола?
По личным окончаниям глаголов. Если…
– Как правильно написать личные окончания глаголов?
Если окончание ударное, то пишем так, как слышим.
Если безударное, то определяем по 3му лицу множественного числа.


Часть детей выполняют самостоятельно, часть – коллективно.
Для самостоятельной работы усложненный текст с пропущенными личными окончаниями глаголов.

Усложненный текст.
Какой бывает роса на траве
Когда в солнечное утро пойд…шь в лес, то увид…шь на траве алмазы. Они все буд…т блестеть и переливаться на солнце – и желтым, и красным, и синим. Когда подойд…шь ближе и разгляд…шь, что это такое, то увид…шь, что это капли росы собрались в листьях и блест…т на солнце.
Когда неожиданно сорв…шь листок с росинкой, то капелька скат…тся. Ты увид…шь, как она проскользн…т мимо стебля. Бывало, сорв…шь такую чашечку, потихоньку поднес…шь ко рту и выпь…шь росинку. И росинка эта вкуснее всякого напитка покаж…тся.
(Л. Толстой)



  1. Итог урока.
    Что нового узнали на уроке?
    – Чему научились?

    – Тот, кто все понял, выполняет самостоятельную работу.
    – Остальные, выполняем эту же работу вместе.

  2. Самостоятельная работа.
    Стр. 131 № 416.
    Проспрягай глаголы в будущем времени «отдохну, буду отдыхать».

    Я отдохну, буду отдыхать.
    Ты отдохнешь, будешь отдыхать.
    Он отдохнет, будет отдыхать.
    Мы отдохнем, будем отдыхать.
    Вы отдохнете, будете отдыхать.
    Они отдохнут, будут отдыхать.

  3. Домашняя работа.
    Стр. 131 № 417. Стр. 130-131 правила.