СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка на тему "Удвоенные согласные"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 3 классе на тему "Удвоенные согласные"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка на тему "Удвоенные согласные"»

Тема: Образование новых однокоренных слов.

Задачи: 1. Познакомить с понятием «сложные слова», со способом их образования (сложением двух основ с помощью соединительных гласных).

2. Развивать орфографическую грамотность, навыки  исследовательской  деятельности, обогащать письменную и устную речь обучающихся,  формировать  навыки самоконтроля и самопроверки.

3. Воспитывать интерес к языку, слову, аккуратность в работе, самостоятельность.

Оборудование: цветочки, вазы, карточки со словарными словами, карточка «правило», карточка «камнепад», карточка «сведения о языке», карточка-схема «Способы образования новых слов».

О формление доски:







Ход урока:

этапы

содержание

примечание

Орг. Момент
















Каллиграфическая минутка


































Словарная работа













Сообщение темы и целей урока







Изучение нового материала















































































Физминутка

































































































Итог урока








Домашнее задание







Рефлексия








-Добрый день!

-Дети, вам тепло? (Да!)

В классе светло? (Да!)

Прозвенел уже звонок? (Да!)

Уже закончился урок? (Нет!)—

Только начался урок? (Да!)

 А хотите ли  вы  учиться? (Да!)

Значит можно всем садиться!

-Начинаем урок русского языка.

- Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов.

- Ребята, вы готовы сделать новые открытия? Тогда приступаем к работе.


ор ох еф ел ес

Ребята, посмотрите на доску и скажите, что написано у меня? (соединения букв)

- соединения каких букв написаны?

- давайте сейчас пропишем эти буквы я на доске, а вы в воздухе. Руку поставили на локоток, я пишу, вы вместе со мной.

Давайте посмотрим, что у нас дано во второй строке? (слова)

- прочитайте эти слова (огнетушитель, пищеварение)

Сейчас вам нужно будет эти слова записать. Но сначала давайте подготовим наши пальчики к работе:

Большой пальчик мы потрем,

Указательным пожмем,

Средний с вами мы погладим,

Безымянный – пощипаем,

А мизинчик разотрем

Кистью дружно мы встряхнем

И писать уже начнем.

Откройте тетрадочки, запишите дату, классная работа. А сейчас запишите соединения букв, каждое по 2 раза, и затем запишите слова, которые записаны у меня на доске.

Следим за посадкой, спинку держим прямо, голову не наклоняем сильно, ноги под прямым углом. Соблюдаем наклон тетради. Стараемся писать.

Встаньте те ребята, которых я погладила по голове. Эти ребята молодцы! Она очень красиво, правильно написали соединения и слова. Присаживайтесь.


Ребята, откройте свои маленькие тетрадочки, сейчас проведем словарную работу. Я вам диктую слова, вы записываете, ставите ударение в слове и подчеркиваете орфограмму.

Слова: столица, класс, завод, город, кровать, праздник, мороз, молоток, народ, осина, пятница, растение.

Я думаю, что все написали словарную работу только на 5, я проверю и поставлю вам оценки, и я надеюсь, что сегодня каждый из вас заработал буковки на обложку своей тетрадочки.


Сегодня на уроке нам предстоит сделать большое открытие, познакомиться со сложными словами, узнать, что это за слова, как они пишутся. Познакомимся с новым способом образования слов. Будьте активны, хорошо работайте, внимательно слушайте мои вопросы и правильно на них отвечайте.


Ребята, отгадайте загадку.

Раз в горах я побывал,

Видел там камней обвал.

Перевал весь завалило.

Отгадай, что это было? (камнепад)

Посмотрите на это слово, прочитайте его еще раз и скажите, что это слово обозначает? (обвал, падение камней)

- от каких слов образовано это слово? (камни падают)

- давайте разберем это слово по составу (камнепад)

- сколько у нас в слове корней? (2)

- назовите эти корни (камн, пад)

- посмотрите внимательно на это слово, скажите, какая гласная соединяет два корня? (е)

- как мы такую гласную можем назвать, если она соединяет два корня? (соединительной гласной)

Откройте учебник на странице 38 , найдите упражнение 87. Давайте прочитаем задание.

- скажите, как назвать животного, у которого на носу рог? (носорог)

- как от слова нос и рог образовано слово носорог? (с помощью соединительной гласной о)

- как одним словом назвать ферму, на которой разводят птиц? (птицеферма)

- объясните, как от слов птица и ферма образовано слово птицеферма? (с помощью соединительной гласной е)

- как одним словом назвать корабль, который колет лед? (ледокол)

- объясните, как от слов лед и колет образовано новое слово ледокол? (с помощью соединительной гласной о)

Сейчас запишите слова, образованные от двух корней, разберите эти слова по составу. Выполняете задание в тетрадях, а Данил идет к доске.

Носорог, птицеферма, ледокол.

Смотрим следующее упражнение 88. Читаем задание. Итак, давайте объясним, от каких слов образованы данные слова:

- паровоз – пар возит.

- корнеплод – плод в корне.

- лесовоз – лес возит.

- пылесос – пыль сосет.

- скажите, какие гласные стоят между двумя корнями? (о, е)

- вам нужно записать эти слова, разобрать их по составу.

Сейчас записываете в тетрадях эти слова, а Кристина идет к доске, выполняет упражнение на доске.

Паровоз, корнеплод, лесовоз, пылесос.

Давайте, ребята, проверим, все ли верно выполнила Кристина?

- скажите, сколько корней в каждом слове? (2)

- какая гласная соединяет эти корни? (о, е)

Прочитайте правило, которое находится под упражнением про себя. Сейчас прочитаем правило вслух.

В составе сложного слова может быть несколько корней. Это сложные слова. В них используется соединительная гласная о или е.

- сколько корней может быть в составе сложного слова? (несколько)

- как называются слова, в которых несколько корней? (сложные)

- какие гласные в них используются? (соединительные о или е)

Всего, ребята, существует две соединительных гласных о и е. Других не бывает. Запомните это навсегда.

Давайте повторим правило еще раз. А сейчас расскажите мне это правило.


Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
А потом прыг-скок
И ещё разок.
А потом вприсядку,
А потом вприсядку,
А потом вприсядку,
И снова - по порядку.
Побежим мы по дорожке
Раз, два, три!
И похлопаем в ладошки
Раз, два, три!
И покрутим головами
Раз, два, три!
Все танцуйте вместе с нами
Раз, два, три!

Сейчас у нас тихонечко сядет первый ряд, еще тише сядет второй ряд, и третий ряд садятся как мышки – тихо-тихо.


Смотрим упражнение 89. Читаем задание.

Давайте посмотрим, от каких корней или корня образованы данные слова?

Проход – образовано от корня ход, это слово простое, в нем приставка про-.

Пароход – образовано от 2 корней пар, ход.

- как соединены два корня между собой? (с помощью соединительной гласной о, это сложное слово)

Мореход – образовано от 2 корней море, ход, слово имеет 2 корня, это сложное слово)

- как соединены между собой два корня? (в данном случае соединены целое слово море и корень ход, соединительной гласной в этом слове нет)

Походка – слово образовано от корня ход, есть приставка по, суффикс к-, это простое слово, так как в нем 1 корень)

Сейчас мы запишем эти слова к себе в тетрадь, а Кирилл идет к доске. Записываете слова, разбираете их по составу.

Проход, пароход, мореход, походка.

- какие слова состоят из двух корней? (пароход и мореход)

- какая соединительная гласная использована для соединения двух корней? (о, е)

Следующее упражнение 90. Читаем задание.

Вам нужно списать данные слова и разобрать их по составу. Давайте посмотрим на слова и попробуем объяснить, от каких слов образованы данные слова.

Мясорубка – мясо рубит.

Водокачка – воду качает

Мышеловка – мышей ловит

Хлеборезка – хлеб режет

Газопровод – газовый провод

Водопроводчик - воду проводит.

Записываем эти слова в тетрадь, разбираем их по составу, а Дима Золотников идет к доске.

Мясорубка, водокачка, мышеловка, хлеборезка, газопровод, водопроводчик.

- как образованы данные слова? (с помощью двух основ)

-как вы думаете, какими двумя способами могут соединяться основы в сложных словах? (1. Чаще всего сложные слова образуются при помощи соединительных гласных о и е. 2. Могут образовываться путем соединения целых слов без соединительных гласных.)

Давайте прочитаем с вами сведение о языке, которое находится ниже упражнения 90.

Читаем про себя. Читаем вслух.

Новые слова могут быть образованы не только при помощи приставок и суффиксов, но и сложением двух основ.

Выполняем упражнение 91. Читаем задание. Что нам нужно сделать? (от слов бумага, снимок, кружок образовать новые сложные слова со словом фото)

- какие слова мы образуем? (фотобумага, фотоснимок, фотокружок)

- давайте запишем эти слова в тетрадь и разберем их по составу. Ваня идет к доске выполнять данное упражнение.

Фотобумага, фотоснимок, фотокружок.

- скажите, понадобились нам при образовании новых слов соединительные гласные о или е? (нет)

- почему? (так как в данном случае образование слов происходит путем соединения целых слов без соединительных гласных)


- с какими словами мы познакомились на уроке?

- какие слова называются сложными?

- как образуются сложные слова?

- какими двумя способами могут соединяться основы в сложных словах?

- какие соединительные гласные вы знаете?


Дома вам нужно выполнить упражнение 93. Откройте это упражнение. Посмотрите на него. Вам нужно записать слова, разобрать их по составу, подчеркнуть соединительную гласную и устно объяснить, как эти слова образованы. Открываем дневники, записываем с. 41 упр. 93.


Ребята, у вас на партах лежат цветочки. На доске висят две вазы. «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите цветок к вазе «Я доволен», если не понравилось, то прикрепите цветок к вазе «»Не доволен».

Встали все. Урок окончен.
















































































Карточка







Выделяю корни на карточке























Оценка за работу у доски














Оценка за работу у доски







Карточка «правило»















Спрашиваю 2-3 человека









































Оценка за работу у доски


















Оценка за работу у доски







Карточка в виде схемы





Карточка







































Цветочки, вазы на доске













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!