1 | .Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности. | Что известно о глаголе? Как умеете определять спряжение у глаголов наст и буд времени? Выходит, вы знаете все?! | Отвечает на вопросы что делать?, ……..; Обозначает действие; Умеет изм. по временам; по лицам в нас.т и буд. времени; по родам в прош. вр; Можно определить спряжение в наст. и буд. времени. По окончанию: 1 спр – ЕдУТ 2 спр – И спЯТ ( кр 1 лица ед. ч.) |
2 | Этап актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии | Перед вами загадка. Как сделать ее понятной? Белых пчёл из синей туч__ Вылета__ рой летуч__. Не гуд__ и не куса__, На ладошк__ тёпл__ та__. | Открыть «окошки» (дети решают орфографические задачи, объясняя выбор букв, но не все задачи оказываются решаемыми) |
3 | Этап выявления места и причины затруднения. | В словах какой части речи возникла проблема? В каком месте в глаголе? Почему в глаголе ГУДИТ проблемы не возникло? Какую задачу поставим перед собой на сегодняшний урок? | В глаголах. В окончаниях. Там ударное окончание. Научиться правильно писать окончания глаголов |
4 | Этап построения проекта выхода из затруднения. | Предположите, от чего будет зависеть, выбор букв в окончаниях глаголов КУСА__, ТА___? Можете ли вы у этих двух глаголов определить спряжение? Какую ещё задачу поставим на урок? А зачем надо уметь определять спряжение? Я раздаю вам бланки, на которых зафиксированы обе задачи урока. В конце работы каждый из вас поставит отметку на шкале насколько хорошо вы овладели новыми умениями. | От спряжения Нет Научиться определять спряжение глаголов, если окончание безударное. Чтобы правильно написать окончания. |
5 | Этап реализации построенного проекта. | Итак, с решения какой задачи начнём? Приготовим к работе тетрадь. Запишем слова с «окошками». Вспомните, пожалуйста, когда мы у существительных определяем склонение, какое действие выполняем первым? Предположите, что нужно сделать с глаголом, чтобы определить спряжение? Проверим это предположение с 38 учебника. Вы оказались правы. Как правильно поставить глагол в начальную или неопределённую форму? Поставим наши глаголы в начальную форму Выясним, как по начальной форме узнать спряжение глагола – учебник с 40 Внимательно рассмотрите схему. Кто может озвучить её? Таким образом, наши глаголы какого спряжения? А какая запоминалка у нас есть для окончаний глаголов 1 спряжения? Следовательно, как откроем «окошки»? Итак, построим алгоритм действий для орфограммы в личных окончаниях глаголов: Что сначала? Что потом? | Научиться определять спряжение глаголов. Дети записывают число, классная работа. Запись слов с «окошками» в столбик. Ставим в нач. форму. Наверное тоже поставить в нач. форму. Дети открывают учебник с 38 и читают информацию в рамочке. Сначала задать к глаголу, выяснить есть ли в вопросе приставка, затем задать вопрос что делать или что сделать и изменить глагол по команде этого вопроса.Задать вопрос что делать? или что сделать? Куса__ - что делает? Что делать? -кусать Та__ - что делает? Что делать? –таять Запись в тетради: вылета… - вылетать куса… - кусать та… - таять Дети знакомятся с правилом и озвучивают его. Если начальная форма глагола оканчивается на ИТЬ, то глагол 2 спряжения, а если не на ИТЬ, то 1 спряжения. 1 спряжения ЕдУТ ВЫЛЕТАЕТ, КУСАЕТ, ТАЕТ 1.Ставим глагол в начальную форму 2. Смотрим на что оканчивается 3. Делаем вывод : если на ить – 2 спр, если не на ить – 1 спряжения 4. Выбираем гласную для окончания: ЕдУТ для 1 спр И спЯТ для 2 спр |
| Физминутка | На партах лежат листочки жёлтые и зелёные. Каждый из вас попробует себя в роли учителя. Прочитайте на листочке кто ваш ученик и слово, у которого он должен указать спряжение. Сначала учителя ЖЁЛТЫЕ. Во время звучания музыки нужно подойти к указанному ученику и попросить выполнить задание. Теперь учителя ЗЕЛЁНЫЕ. Поднимите руки учителя, чьи ученики не ошиблись в определении спряжения. | Дети поочереди подходят к указанному на листочке ученику и предлагают выполнить задание. Дети поднимают руки. |
7 | Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. | ТПО упр 414 ( самостоятельная работа в таблице) В чем отличие этой таблицы от предыдущей? Будьте осторожны с выбором букв гласных в окончаниях!!! Коллективная проверка. | Глаголы уже находятся в Н. ф. Их нужно поставить в форму 3 лица ед. и мн ч. Назначенные учителем дети объясняют написание личных окончаний глаголов, исходя из спряжения. |
8 | Этап включения в систему знаний и повторения. | ТПО упр 415 ( работа в таблице 2) Скучаешь Напишем Списываешь Закроем Уходит Носит (если позволяет время, разобрать по составу глаголы) Доп. глаголы (если останется время) Танцует Разговаривает Готовит Ремонтируем | Дети под диктовку записывают в таблицу слова, определяют спряжение и решают орфографические задачи в личных окончаниях глаголов самостоятельно. |
9 | Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | Какие задачи ставили на урок? Задачи были решены? Насколько хорошо вы этому научились, отметьте на шкале крестиком, закончив предложение. Чем выше поставите крестик, тем выше оцениваете приобретённые на уроке новые знания и умения. Домашнее задание: упр 116, 117 | -
Научиться узнавать спряжение глаголов -
Научиться писать личные окончания глаголов. Дети стявят отметку на двух шкалах, каждая из которых является завершением высказывания. Я могу определить спряжение глагола ……… Я знаю, как не ошибаться в личных окончаниях глаголов…….. |