СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем"»

Тема урока: Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем.

Урок первый в разделе Работа над непроверяемыми написаниями

Цель: Создать условия для развития чувства орфографической уверенности учащихся при работе со словами с непроверяемым написанием.

Задачи:

- продолжить освоение понятия "непроверяемая орфограмма”

- работать над разграничением проверяемого и непроверяемого написания

- совершенствовать умения пользоваться орфографическим словарем

- познакомить с видами словарей и их назначением (этимологическим словарем, толковым словарём, орфографическим словарём)

- прививать любовь к родному языку, воспитывать ответственность и чувство собственного достоинства

Тип урока: урок закрепления новых знаний и выработки умений.

Содержание урока.

Содержание урока соответствует требованиям программы. Учебный материал урока соответствовует принципу научности, доступности, посилен для учащихся второго класса.

К данному уроку учащиеся имеют необходимый уровень знаний по данной теме. Содержание урока соответствует возрастным нормам. Данный урок имеет непосредственную связь с пройденным материалом.

Этапы урока и содержание материала были подобраны в соответствии с выбранным типом урока.

Время, отведенное на все этапы, было распределено рационально. Логика между этапами соблюдена. Несколько этапов урока сопровождались здоровьесберегающими технологиями (снежинки-дыхательная гимнастика, карточки-двигательная активность, физминутка-зарядка для глаз).

Отбор учебно-методического обеспечения урока (дидактический материал, ИКТ, вопросы, задания для учащихся) соответствовал поставленным целям и задачам данного урока.

Урок рассчитан на 45 минут.

Методика проведения урока.

Использовались:

- репродуктивные методы;

- задания поискового характера;

- метод наглядности;

- метод самоконтроля.

Объём самостоятельной работы соответствует возрастным требованиям, достаточен, характер познавательный, поисковый. Использовались различные виды контроля: ученик – ученик (при групповой работе), самоконтроль, ученик – учитель (сравнение своей работы с образцом на доске). Организованная данным образом работа позволила учащимся ориентироваться в своей системе знаний.

Психологические аспекты урока.

На уроке создан благоприятный климат и комфортные условия для каждого ученика. Учитывались физиологические и психологические особенности детей, проводились виды работы, которые снимали усталость. Развитие психических процессов на уроке происходило через мобилизацию внимания учащихся различными способами: через прямое требование, связывая изучение материала с жизнью, с помощью использования различного занимательного материала. Побуждение к активному усвоению знаний велось через стимулирование учеников к применению различных способов учебной нагрузки. Содержание материала и виды работы на уроке были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.

Соответствие урока требованиям ФГОС.

Урок построен в рамках системно – деятельностного подхода, развивает у учеников способности самостоятельно ставить учебную задачу, планировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Организованы проблемные и поисковые ситуации, активизирующие деятельность учащихся. Урок соответствует ФГОС.

Урок направлен на формирование и развитие УУД,

Личностные:

  • осознание языка как основного средства человеческого общения;

  • положительное отношение к изучению русского языка, понимание его богатства, признание себя носителем этого языка;

  • принятие мысли о том, что правильная, точная устная и письменная речь – это показатели культуры человека;

  • появление желания умело пользоваться языком, зарождение элементов сознательного отношения к своей речи.

Метапредметные

Регулятивные:

  • понимать, принимать и сохранять учебную задачу;

  • действовать по плану и планировать свои учебные действия; контролировать процесс и результаты деятельности, вносить коррективы;

  • адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления.

Познавательные:

  • искать, получать и использовать информацию: осознавать познавательную задачу;

  • читать и слушать, извлекая нужную информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, опытом;

  • фиксировать информацию разными способами;

  • понимать информацию, представленную в разных формах: изобразительной, схематичной, модельной;

  • пользоваться различными словарями, справочниками, имеющимися в учебнике; находить в них нужные сведения;

  • выполнять логические действия с языковым материалом: анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение;

  • подводить под понятие, доказывать, делать выводы.

Коммуникативные:

  • осознавать речь (говорение, слушание, письмо, чтение) как способ устного и письменного общения людей;

  • участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, культуры речи;

понимать зависимость характера речи от ситуации общения, стараться строить свои диалогические и монологические высказывания, выбирая для них средства языка с учётом этой ситуации и конкретных речевых задач









Непроверяемые написания. Обучение пользованию словарем. "

Тип урока: открытие нового знания

Разработала: Соловьёва Юлия Анатольевна

ХОД УРОКА

Приветствие учащихся, организация внимания.

Упражнение "Сдуть с руки снежинку"
Поднимите руки те, у кого сейчас хорошее настроение

- Поднимите руки те, у кого здесь есть друзья

- Поднимите руки те, кто знает, что мы сегодня будем делать?

- Поднимите руки те, кто не знает, что мы сегодня будем делать?

– Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.

– Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок…

– Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски…



- Пожелаем друг другу удачи.

-Ребята, на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь друг другу сделать новые интересные открытия.

- Подумайте, что вам пригодится для успешной работы на уроке? (Ранее изученный материал и внимание).

- Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

- Откройте тетради, положите их правильно.

Запишите число.

Классная работа.


На доске карточки со словами:

мороз

коньки

пальто

снеговик

лёд

февраль

снег

зима


На холсте окнА зимой
Пишет мёрзлою водой,
Кистью водит невидимкой,
Нам даря свои картинки.


Два серебрянных Коня
Понесли меня звеня.
На Конях по льду озёр
Целый день черчу узор. 




Оно из шерсти иль из драпа,

Из меха воротник богатый,

А чтобы вы не заболели,

Согреет вас от злой метели!

Отгадайте, это что?

Это зимнее... 



Появился во дворе
Он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной
У катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык
Наш приятель …



Он появляется тогда,
Когда замёрзнет пруд, река.
На нём так трудно удержаться,
Но любим по нему кататься…(Лёд)



После брата Января
Служить очередь моя.
Помогают мне два друга:
Снежная метель и вьюга.


Белый пух лег на дороги,
На ступеньки и пороги.
Знает каждый человек —
Этот пух зовется…


С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла…

У. - А по какому признаку можно эти слова разделить на две группы?


Д. - С проверяемым написанием и “словарные” Слайд 4.


На доске: мороз снеговик

Коньки снег

Февраль зима

Пальто лёд



У. - В первом столбике слова с проверяемым написанием. Как назвать слова во втором столбике?


Д. Слова с непроверяемым написанием.


У. -Как поступить, если написание слова нельзя узнать, действуя по правилу?

Д. - Спросить у взрослого, обратиться к словарю.

Вывод:


Д. Если написание слова нельзя узнать, действуя по правилу, нужно обратиться к орфографическому словарю.


У. Кто сформулирует тему урока?


Д. Тема урока: знакомство со словарями.


У. Верно.


-Посмотрите вокруг. Что необычного вы заметили?

у. Верно, появился стол с книгами. Кто догадался что это за книги?

Д. это словари.

У. а какие словари вы здесь видите? Вы знаете для чего нужны эти словари?

Д. толковый, орфографический, этимологический, произноси правильно.

У. как вы думаете, все словари выполняют одинаковую функцию или нет?

С каким словарём вы хорошо знакомы?

У нас в учебнике тоже есть словари. (показ)

- Ребята, а как же располагаются слова в словарях? (по алфавиту). Почему именно по алфавиту, на не по количеству букв или слогов? (для удобства).

Давайте вернёмся к нашему слову ДЕКАБРЬ


У: Скажите, что такое декабрь?

У: Подберите родовое понятие к слову декабрь.

Д: декабрь – это месяц.

У: Верно, но апрель, март тоже месяцы. Чем они отличаются?

Д: декабрь – это зимний месяц, последний месяц года а март и апрель это весенние месяцы.

У: Теперь сформулируйте уточненное родовое понятие к слову декабрь?

Д: декабрь – это зимний месяц.

У: Назовите его существенные признаки.

Д: декабрь заканчивает год.

У: Что же обозначает слово декабрь?

Д: декабрь-зимний месяц, который заканчивает год.

- Верно ли мы определили понятие слова декабрь? Чтобы проверить это, мы можем обратиться к словарям.

-Вы знаете, кто создаёт словари? Словари создают учёные – лингвисты, которые знают о русском языке почти всё. С одним из таких учёных я вас сейчас познакомлю.

Жил в России один замечательный человек. Всю жизнь он посвятил тому, что собирал слова. Он записывал слово, а рядом давал его объяснение, часто к словам он делал рисунки, чтобы людям было понятно о чём идёт речь. И собрал их больше 215000. Зовут этого человека Владимир Иванович Даль.

-Владимир Иванович Даль – русский учёный и писатель. Жил в 19 веке. Прославился как автор «Толкового словаря живого великорусского языка», в котором объяснил значения многих слов. Учёные и сейчас обращаются к страницам этого словаря.

А почему он называется толковым? ( В своем словаре Даль растолковывает, т.е. объясняет значения слов).

(Моделирование: таблички – виды словарей – толковый – объясняет значения слов )

-Что же обозначает слово «декабрь»? СМОТРЮ В СЛОВАРЕдекабрь-Двенадцатый месяц календарного года; первый месяц зимы.
») Но время шло, появлялись новые слова и появлялись современные словари. (показ современных словарей).

Мы с вами начали изучать русский язык и у нас появились словарные слова.

Почему они словарные? (данные слова нельзя проверить). Но в русском языке так много слов с непроверяемыми орфограммами. Можем ли мы запомнить их написание. Такие слова тоже собрали в отдельный словарь и назвали его орфографический. Ими пользуются для грамотной записи слов с орфограммами. Есть такой словарь для школьников. Мы тоже им будем пользоваться. (показ словаря под редакцией Д.Н.Ушакова и С.Е.Крючкова).

1.Произношу слово «декабрь», как говорю, послушаю себя и определю в слове орфограмму – [дикабрь]


2. Ударный второй слог. Звук – [и] стоит в слабой позиции.


3. Проверяю написание этого слова по орфографическому словарю. (РАБОТА С орфографическим СЛОВАРЕМ)

(Моделирование: таблички –орфографический – указывает, как правильно написать слово)


4.Пишу, диктуя себе. - декабрь

декабрь

- У. Дети, прочитать исторические справки можно в этимологическом словаре.

(Моделирование: таблички –– этимологический - рассказывает о происхождении слов)

В этимологическом словаре написано: Происхождение слова «декабрь» связано с латинским существительным «december», образованным, в свою очередь, от другого слова «decet» (десять). Связь этих двух слов «декабрь» и «десять» не случайна, поскольку раньше год начинался с марта и, следовательно, декабрь был десятым месяцем. Слово вошло в обиход в XI в., ранее двенадцатый месяц календарного года назывался «студень».

родственно слову дециметр. Оба эти слова образованы от латинского слова «децем», что значит «десять». Дециметр – десятая часть метра, а декабрь у римлян был десятым месяцем.


Значит, в слове «декабрь» в первом слоге пишется гласная е, потому что слово произошло от древнеславянского десять! Так легче запомнить написание слова.

У. -Можно ли происхождение слова считать одним из способов проверки?

Д. Нет. “Исторические” слова нельзя называть проверочными.

Вывод: Происхождение слова не является проверочным, но помогает запомнить написание слова с непроверяемым написанием. Может служить подсказкой.

Физкультминутка для глаз


Работа со словарем, в группах

- Работаем в группах.

1 задание: объяснить значение слов. «управдом», «свиток», «орхидея», «цикада»

2задание: найти историю происхождения слов колесо, рябина,четверг,среда

3 задание: найти правильное написание слов р.бята, п.нал,д.ревня,ш.к.лад

4 задание: найти правильное произношение слов занять, звонить, начать,щавель,

Выборочный диктант (выпишите из текста только слова с непроверяемыми написаниями)

Не трещите, морозы,
В заповедном бору,
У сосны, у берёзы
Не грызите кору! С.Маршак (морозы,сосны,берёзы)


Среди степей, вокруг полей
Леса народ сажает,
Чтоб лютый ветер суховей
Не портил урожая. Н.Забила (народ,ветер,урожай)

Итог урока.

Какие новые знания мы с вами открывали? Открывали, как правильно выбрать непроверяемую безударную гласную в слове.

Удалось ли нам ответить на вопрос:? (Ответы детей с опорой на модель)


У. Когда возникает необходимость обратиться к словарю?


Д. - Когда в слове непроверяемая орфограмма.


У. - Какой словарь помогает нам в этом случае?


Д. Орфографический.


У. - Подсказывает? Помогает запомнить?


Д. Этимологический словарь.

Домашнее задание (по выбору)

Поделиться своим опытом запоминания “словарных” слов.

  • Узнать у родителей, как они заучивали слова с непроверяемым написанием.

  • Написать несколько слов с непроверяемым написанием, объяснить их происхождение, объяснить, как легче их запомнить.


- Молодцы! Хорошо потрудились. Спасибо за урок

1. Спиши слова, вставь пропущенные буквы и поставь ударение.

Пр…щай, вет…р, быстр…, л…пата, д…рога, с…нтябрь, до св…дания, род…на.

2. Спиши слова, вставь пропущенные буквы и поставь ударение.

Скор…, …дра…ствуйте, р…сун…к, б…рёза, …сина, к…пуста, н…ябрь, яг…да.