Тема: Особенности использования местоимений в речи.
Цель: продолжить работу над ролью местоимений в речи; продолжать формировать умения находить местоимения в речи, отличать их от других частей речи, правильно их употреблять в предложении и тексте.
Планируемые результаты:
Предметные: формирование представлений о роли местоимении в речи, распознавать местоимения среди других частей речи, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.
Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в паре, при проверке, развитие самостоятельности, развитие интереса к изучению русского языка.
Метапредметные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия
- учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Формы работы на уроке: коллективная, индивидуальная работа, работа по карточкам, работа у доски, работа в паре.
Методы и приемы работы на уроке: словесные, наглядные, практические.
Тип урока: урок формирования практических навыков.
Ход урока.
Организация класса.
Актуализация опорных знаний.
Минутка чистописания.
-На какие две группы делятся все части речи?
-Чем отличаются самостоятельные и служебные части речи?
-Оставить на доске только самостоятельные части речи ( карточки со словами).
Но | её | я | а | за | до |
он | ими | или | под | его | нам |
вы | да | и | над | ты | |
-Напишите в тетради-
1 вариант- местоимение 3 лица мн.ч. 2 вариант – местоимение 2 л. мн.ч.
Сообщение темы и целей урока.
-Догадались, какая тема нашего урока?
-Местоимение мы изучали уже несколько уроков. Сегодня поговорим об особенностях использования местоимений в речи.
-Какие цели и задачи мы поставим перед собой, т.е. чему мы сегодня должны
научиться? (вспомнить, что такое местоимение, будем учиться определять лицо, число, род ,падеж личных местоимений , будем учиться правильно составлять предложения и текст с местоимениями, будем учиться правильно использовать местоимения в тексте).
Работа по теме урока.
1). Распределительный диктант. (тебе, я, его, мне, вам, мной, ее, вами, они).
1лицо 2 лицо 3 лицо
2).Выборочный диктант.
-Как вы думаете, часто ли мы используем местоимения в нашей речи?
- По частоте употребления местоимения занимают 3-е место, после существительных и глаголов.
-Выписать местоимения в таблицу , определить их лицо, число, род, падеж.
Свойство зеркальце имело, говорить оно умело.
Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный дом.
А у меня в кармане гвоздь, а у вас.
Все ругают дождик, А ему обидно: Ведь так старался! Разве вам не видно
Приплыла к нему рыбка, спросила : Чего тебе надобно, старче.
Отпустил он золотую рыбку и сказал ей ласковое слово.
Тебя, мой куманек, век слушать я готова.
| Н.ф. | лицо | число | Род (если есть) | падеж | + - |
оно | | | | | | |
под ней | | | | | | |
У меня | | | | | | |
У вас | | | | | | |
ему | | | | | | |
вам | | | | | | |
К нему | | | | | | |
тебе | | | | | | |
ей | | | | | | |
оценка | |
3). Работа с текстом (работа в парах).
-У меня в руках журналы. («Мурзилка», «Почемучки», «Веселые картинки»).
-Люди каких профессий трудятся над их созданием? (Корреспондент, редактор, корректор, дизайнер, печатник).
-Ребята, к нам обратился почтальон Печкин.
Он принес нам несколько писем, в которых допущены ошибки. А главный редактор журнала «Мурзилка» не успевает отредактировать эти письма, чтобы их напечатать в журнале. Давайте им поможем.
- Первое письмо пришло от девочки Иры, ученицы 1 класса.
- Найти недочёты в употреблении слов и исправить их с помощью местоимений в тексте.
Снова выпал снег. Снег шёл всю ночь и сделал деревья сказочно красивыми. Теперь деревья стоят под кружевными накидками. Тронешь ветки деревьев, и с веток спадут белые пышные оборочки. Жалко! С оборочками красивее!
-Сделайте вывод. (Заменяй повторяющиеся имена существительные местоимениями»).
- Второе письмо пришло от мальчика Димы.
Мы не торопясь шли по лесной тропинке и наслаждались прохладой и тишиной хвойного леса. Она вилась между вековых деревьев, ныряла под пушистые лапы елей и, наконец, вывела нас к реке».
-Сделайте вывод. (Для исключения повторов не всегда можно использовать местоимения).
-Как же исправить такую ошибку?(Можно заменить повтор родственным словом и синонимом).
Физминутка.
Начинается разминка.
Встали, выровняли спинки.
Вправо-влево наклонились.
И еще раз повторили.
Приседаем мы по счету.
Раз-два-три-четыре-пять.
Это нужная работа-
Мышцы ног тренировать.
А теперь рывки руками.
Выполняю вместе с вами.
-Следующее письмо пришло из деревни Простоквашино. Прочитаем, что пишет в редакцию кот Матроскин.
А у меня праздник прошёл плохо. Я был у Дяди Фёдора. У их было много гостей. Я с ими не хочу встречаться. Ихние дети дёргали меня за хвост. Больше я к им не пойду.
-Какое правило не знает кот Матроскин? (правописание местоимений 3 лица).
-Что это за правило?(Если личное местоимение 3лица употребляется с предлогом, то к местоимению добавляется буква н).
-Вот мы и помогли почтальону Печкину. Я думаю, главный редактор нас похвалит и скажет спасибо за помощь.
4). Самостоятельная работа. Отредактировать текст.
Лиса - хищное животное. Лиса поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная пища лисы - лесные мыши. Этим лиса приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.
5. Подведение итогов.
-Какие правила использования местоимения в речи можете назвать?
(Заменять местоимениями повторы слов, иногда лучше использовать синонимы или родственные слова, правильно употреблять местоимения 3 лица с предлогом)
-Мы достигли цели урока?
-Научились правильно использовать местоимения в речи?
6.Домашнее задание.
1 вариант- упр.135 ( списать, заменяя повторяющиеся существительные местоимениями).
2 вариант- составить текст-описание «Мой домашний питомец» с использованием личных местоимений.
7.Рефлексия. Лесенка успеха.