СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка "Особенности использования местоимений в речи". 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: продолжить работу над ролью местоимений в речи; продолжать формировать умения находить местоимения в речи, отличать их от других частей речи, правильно их употреблять в предложении и тексте.

Планируемые результаты:

Предметные: формирование представлений о роли местоимении в речи, распознавать местоимения среди других частей речи, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.

Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в паре, при проверке, развитие самостоятельности, развитие интереса к изучению русского языка.

Метапредметные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия

- учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка "Особенности использования местоимений в речи". 4 класс»



Тема: Особенности использования местоимений в речи.


Цель: продолжить работу над ролью местоимений в речи; продолжать формировать умения находить местоимения в речи, отличать их от других частей речи, правильно их употреблять в предложении и тексте.

Планируемые результаты:

Предметные: формирование представлений о роли местоимении в речи, распознавать местоимения среди других частей речи, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.

Личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в паре, при проверке, развитие самостоятельности, развитие интереса к изучению русского языка.

Метапредметные: способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, контролировать и оценивать свои действия

- учитывать разные мнения, умение сотрудничать, уметь формулировать собственное мнение и позицию, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного; добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя учебную литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.


Формы работы на уроке: коллективная, индивидуальная работа, работа по карточкам, работа у доски, работа в паре.

Методы и приемы работы на уроке: словесные, наглядные, практические.


Тип урока: урок формирования практических навыков.


Ход урока.



  1. Организация класса.

  2. Актуализация опорных знаний.

Минутка чистописания.

-На какие две группы делятся все части речи?

-Чем отличаются самостоятельные и служебные части речи?

-Оставить на доске только самостоятельные части речи ( карточки со словами).

Но

её

я

а

за

до

он

ими

или

под

его

нам

вы

да

и

над

ты



-Напишите в тетради-

1 вариант- местоимение 3 лица мн.ч. 2 вариант – местоимение 2 л. мн.ч.



  1. Сообщение темы и целей урока.

-Догадались, какая тема нашего урока?

-Местоимение мы изучали уже несколько уроков. Сегодня поговорим об особенностях использования местоимений в речи.

-Какие цели и задачи мы поставим перед собой, т.е. чему мы сегодня должны

научиться? (вспомнить, что такое местоимение, будем учиться определять лицо, число, род ,падеж личных местоимений , будем учиться правильно составлять предложения и текст с местоимениями, будем учиться правильно использовать местоимения в тексте).




  1. Работа по теме урока.

1). Распределительный диктант. (тебе, я, его, мне, вам, мной, ее, вами, они).


1лицо 2 лицо 3 лицо


2).Выборочный диктант.

-Как вы думаете, часто ли мы используем местоимения в нашей речи?

- По частоте употребления местоимения занимают 3-е место, после существительных и глаголов.

-Выписать местоимения в таблицу , определить их лицо, число, род, падеж.


Свойство зеркальце имело, говорить оно умело.

Ель растет перед дворцом, а под ней хрустальный дом.

А у меня в кармане гвоздь, а у вас.

Все ругают дождик, А ему обидно: Ведь так старался! Разве вам не видно

Приплыла к нему рыбка, спросила : Чего тебе надобно, старче.

Отпустил он золотую рыбку и сказал ей ласковое слово.

Тебя, мой куманек, век слушать я готова.



Н.ф.

лицо

число

Род (если есть)

падеж

+

-

оно







под ней







У меня







У вас







ему







вам







К нему







тебе







ей







оценка




3). Работа с текстом (работа в парах).


-У меня в руках журналы. («Мурзилка», «Почемучки», «Веселые картинки»).

-Люди каких профессий трудятся над их созданием? (Корреспондент, редактор, корректор, дизайнер, печатник).

-Ребята, к нам обратился почтальон Печкин.

Он принес нам несколько писем, в которых допущены ошибки. А главный редактор журнала «Мурзилка» не успевает отредактировать эти письма, чтобы их напечатать в журнале. Давайте им поможем.


- Первое письмо пришло от девочки Иры, ученицы 1 класса.

- Найти недочёты в употреблении слов и исправить их с помощью местоимений в тексте.


Снова выпал снег. Снег шёл всю ночь и сделал деревья сказочно красивыми. Теперь деревья стоят под кружевными накидками. Тронешь ветки деревьев, и с веток спадут белые пышные оборочки. Жалко! С оборочками красивее!


-Сделайте вывод. (Заменяй повторяющиеся имена существительные местоимениями»).


- Второе письмо пришло от мальчика Димы.


Мы не торопясь шли по лесной тропинке и наслаждались прохладой и тишиной хвойного леса. Она вилась между вековых деревьев, ныряла под пушистые лапы елей и, наконец, вывела нас к реке».

 

-Сделайте вывод. (Для исключения повторов не всегда можно использовать местоимения).

-Как же исправить такую ошибку?(Можно заменить повтор родственным словом и синонимом).


Физминутка.


Начинается разминка.

Встали, выровняли спинки.

Вправо-влево наклонились.

И еще раз повторили.

Приседаем мы по счету.

Раз-два-три-четыре-пять.

Это нужная работа-

Мышцы ног тренировать.

А теперь рывки руками.

Выполняю вместе с вами.


-Следующее письмо пришло из деревни Простоквашино. Прочитаем, что пишет в редакцию кот Матроскин.


А у меня праздник прошёл плохо. Я был у Дяди Фёдора. У их было много гостей. Я с ими не хочу встречаться. Ихние дети дёргали меня за хвост. Больше я к им не пойду.


-Какое правило не знает кот Матроскин? (правописание местоимений 3 лица).

-Что это за правило?(Если личное местоимение 3лица употребляется с предлогом, то к местоимению добавляется буква н).

-Вот мы и помогли почтальону Печкину. Я думаю, главный редактор нас похвалит и скажет спасибо за помощь.


4). Самостоятельная работа. Отредактировать текст.


Лиса - хищное животное. Лиса поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная  пища лисы -  лесные мыши.  Этим лиса приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.


5. Подведение итогов.

-Какие правила использования местоимения в речи можете назвать? 

(Заменять местоимениями повторы слов, иногда лучше использовать синонимы или родственные слова, правильно употреблять местоимения 3 лица с предлогом)

-Мы достигли цели урока?

-Научились правильно использовать местоимения в речи?


6.Домашнее задание.

1 вариант- упр.135 ( списать, заменяя повторяющиеся существительные местоимениями).

2 вариант- составить текст-описание «Мой домашний питомец» с использованием личных местоимений.


7.Рефлексия. Лесенка успеха.